Встатье исследуются ключевые аспекты финансово-экономического обеспечения общеобразовательных организаций в Российской Федерации, с акцентом на существующие проблемы финансирования, такие как недостаток бюджетных средств, низкая эффективность использования ресурсов и бюрократические барьеры. Рассматривается влияние этих проблем на сферу образования в целом. Анализируются нормативно-правовые аспекты, включая федеральное законодательство и законы субъектов РФ, регулирующие финансирование бюджетных общеобразовательных организаций. Предлагаются направления для будущих исследований, такие как анализ инновационных моделей финансирования и разработка методических рекомендаций.
Ключевые слова: финансирование общеобразовательных организаций, оптимизация бюджетных расходов, подушевое финансирование, государственное, муниципальное задание.
В современном обществе финансово-экономическое обеспечение образовательных организаций играет ключевую роль в реализации стандартов и обеспечении населения качественным образованием. В условиях растущих требований к образовательному процессу, ограниченных бюджетных ресурсов, а также рыночной среды, в рамках которой образовательная организация осуществляет свою деятельность, возникает необходимость изучения существующих проблем финансирования, а также поиска путей их решения.
Цель данной работы заключается в выявлении основных характеристик финансово-экономического обеспечения организаций общего образования в Российской Федерации и анализе воздействия существующих проблем на различные аспекты функционирования данных организаций.
Исследование отдельных аспектов понятия «финансово-экономическое обеспечение» проводилось представителями различных научных направлений. Среди отечественных исследователей можно выделить таких ученых-экономистов, как Н. Е. Заяц, А. Ф. Ионова, М. В. Романовский, В. А. Слепов, М. К. Фисенко и А. Д. Шеремет. При этом, следует отметить, что в настоящее время термин «финансовое обеспечение» не имеет однозначного определения [7]. Основные подходы к определению термина делятся на два направления: а) это процесс управления капиталом; б) обеспеченность организации финансовыми ресурсами. Например, С. В. Большаков трактует финансовое обеспечение как «финансово-кредитное обеспечение процесса финансирования, понимаемого как упорядоченную систему выделения денежных средств на определенные цели». В свою очередь, Л. Н. Павлова определяет его как «управление капиталом, деятельность по его привлечению, размещению и использованию» [7].
Таким образом, финансово-экономическое обеспечение образовательных организаций можно определить как систему, включающую в себя денежные потоки и экономические механизмы, необходимые для выполнения деятельности организации — административных и образовательных функций — и определенную действующим законодательством. В соответствии со статьей 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетные учреждения осуществляют свою деятельность, в соответствии с государственным (муниципальным) заданием [1], на основании которого составляется план финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения (ПФХД) — ключевой инструмент эффективного управления финансовыми ресурсами образовательных организаций.
В целом, вопрос финансового обеспечения бюджетных общеобразовательных организаций в Российской Федерации определяется следующей нормативно-правовой базой, которая включает в себя несколько уровней:
- Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» [3]. Ключевой частью этого документа в сфере вопросов финансового обеспечения образовательных организаций является глава 13. Например, статья 99 устанавливает правила распределения бюджетных средств с учетом образовательных стандартов и прав обучающихся, педагогических сотрудников и т. д. Статья 101 определяет, что образовательные организации вправе предоставлять платные образовательные услуги по договорам, используя доходы в уставных целях. Также организации могут использовать собственные средства, включая пожертвования и взносы, для образовательной деятельности, не входящую в государственное (муниципальное) задание. Правила, касающиеся владения и распоряжения имуществом образовательных организаций, устанавливает статья 102 данного закона;
- Законы субъектов Российской Федерации. Каждый субъект государства имеет право вводить свои нормативные акты, определяющие особенности финансирования образовательных учреждений, в соответствии с правилами, установленными на федеральном уровне;
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ [1]. Например, статья 69.2 Бюджетного кодекса РФ посвящена государственному (муниципальному) заданию — оно формируют основу для бюджетного планирования, ассигнований и субсидий на выполнение задач учреждениями. Статьи 78.1 и 78.4 кодекса регулирует предоставление субсидий организациям, которые выделяются для выполнения государственного (муниципального) задания. В соответствии с статей 162, получатели бюджетных средств составляют и исполняют бюджетную смету, принимают бюджетные обязательства, обеспечивают целевое использование ассигнований, предлагают изменения в бюджетной росписи, ведут бюджетный учет и формируют отчетность;
- Отдельные вопросы регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ [2].
Также, нормативно-правовые акты определяют источники финансово-экономического обеспечения бюджетных общеобразовательных организаций, которые делятся на две категории:
- Бюджетные источники: федеральный, региональный и местный бюджеты, а также различные государственные фонды. Именно эта категория обеспечивает большую часть средств, поступающих в организацию для исполнения государственного (муниципального задания);
- Внебюджетные источники: спонсорские взносы, предпринимательская деятельность образовательных организаций (доходы от платных образовательных услуг и другое) [4].
Законодательные преобразования последнего времени в области финансировании образовательных организаций постепенно приводят к изменению функциональных обязанностей их руководителей и административного аппарата в целом. В большинстве бюджетных организаций общего образования подушевое финансирование (НПФ) предоставляет бо́льшую свободу в использовании финансов в сравнении со сметно-бюджетным методом, что в теории должно приводить к увеличению эффективности распоряжения финансами, и в следствии — развитию образования. Однако, на практике, несмотря на наличие современной правовой базы и отмеченных перемен, организации общего образования в России сталкиваются с рядом проблем, влияющих на их деятельность:
- Недостаточное бюджетное финансирование . В условиях постоянного роста цен и уровня инфляции, средства, выделяемые государством на образование, не обеспечивают необходимый уровень развития и поддержания материально-технической базы и могут значительно ограничивать возможности учреждений по внедрению современных управленческих и образовательных технологий;
- Низкая эффективность использования финансовых ресурсов. К этому стоит добавить, что та часть средств, которая все же поступает в организацию, не всегда реализуется максимально эффективно. Недостаточная компетенция руководителей приводит к тому, что денежные средства, выделяемые из бюджета, расходуются нецелесообразно по причине недостаточной компетентности отдельных должностных лиц учреждений и организаций, являющихся получателями бюджетных средств. А в некоторых случаях, и в связи с наличием коррупционной составляющей — по мнению Соловьевой М. И., проблематика административной ответственности за нецелевое расходование бюджетных средств, является весьма актуальной [6];
- Затруднения с привлечения внебюджетных средств. В своем исследовании Гуров В. Н. и Хамзина Е. В. на основе проведенных опросов руководителей бюджетных общеобразовательных организаций пришли к выводу, что наибольшую сложность в сфере управления ресурсами представляет поиск дополнительных источников финансирования [5]. Нехватка информации о возможностях получения грантов и недостаточная активность в поиске спонсоров, низкая осведомленность о современных методах (фандрайзинг и другие) со стороны администрации образовательных организаций не позволяют им в полной мере использовать все возможные ресурсы. Кроме того, сложные процедуры оформления и отчетности часто становятся препятствием для получения финансирования от частных спонсоров;
- Бюрократические барьеры. Высокий уровень административных издержек значительно затрудняет деятельность бюджетных общеобразовательных организаций. Сложные процедуры согласования и отчетности, часто неэффективные системы контроля затрудняют процесс финансирования и мешают оперативному реагированию на изменения в образовательной среде.
Таким образом, современная система образования характеризуется наличием нескольких системных проблем в области финансирования, что проявляется не только в части управления образованием, но и его качестве. В связи с этим необходимо отметить следующую взаимосвязь данных проблем и процессов, существующих в образовательной сфере:
- Недостаток финансовых ресурсов напрямую отражается на материально-технической базе учреждений. Многие бюджетные образовательные организации не могут позволить себе обновление оборудования, ремонт помещений или обеспечение доступа к интернет-ресурсам, что негативно сказывается на качестве образовательного процесса.
- Проблемы финансово-экономического обеспечения также негативно влияют на количество и качество кадрового состава образовательных организаций. Невозможность повышения заработной платы и недостаток средств на обучение и рост квалификации педагогов приводят к текучести кадров и ухудшению уровня преподавания. При этом, это касается и кадров административного блока образовательной организации.
- В следствии этого, текущая ситуация ограничивает возможности бюджетных организаций общего образования в реализации актуальных программ, особенно в области внедрения инновационных управленческих и педагогических технологий. Все это делает образование менее привлекательным и актуальным для обучающихся.
В заключении следует отметить, что на сегодняшний момент финансово-экономическое обеспечение бюджетных организаций общего образования в Российской Федерации имеет ряд проблем, включая недостаточное бюджетное финансирование, сложности с привлечением внебюджетных средств, низкую эффективность использования финансовых ресурсов и значительные бюрократические барьеры. Проблемы этого рода напрямую влияют на материально-техническую базу, кадровый состав и качество образования.
Современные подходы к государственному управлению требуют изменения условий и принципов деятельности учреждений, модернизации управленческих механизмов, повышения ответственности руководства и сотрудников за результаты работы, совершенствования финансовых и экономических инструментов, используемых учредителями в целях развития подведомственных им организаций.
Перспективы дальнейших исследований связаны с поиском и анализом инновационных моделей финансирования, методов оптимизации бюджетных расходов и повышения эффективности использования бюджетных и внебюджетных источников. На основе этого станет возможна активная работа по улучшению нормативно-правовой базы, что позволит образовательным организациям бюджетной сферы более эффективно использовать доступные финансовые ресурсы и повысить качество образования в России.
Литература:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // КонсультантПлюс. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 12.10.2024).
- Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // КонсультантПлюс. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/ (дата обращения: 12.10.2024).
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», глава 13// КонсультантПлюс. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/6435040c38bb1f7667a3151d7470eb0be25c36cd/ (дата обращения: 13.10.2024).
- Дополнительные источники финансирования в сфере образования / Е. В. Левченко, А. С. Колмыкова // Материалы VI международной научной конференции, посвященной 95-летию Кубанского ГАУ и 15-летию кафедры теории бухгалтерского учета «Современная экономика: проблемы, перспективы, информационное обеспечение». — 2017.
- Источники финансирования образовательных организаций: алгоритм поиска / Гуров В. Н., Хамзина Е. В. // МНКО. 2019. № 4 (77). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istochniki-finansirovaniya-obrazovatelnyh-organizatsiy-algoritm-poiska (дата обращения: 12.10.2024).
- Проблемы финансирования в сфере образования / Соловьева М. И. // Символ науки. 2020. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-finansirovaniya-v-sfere-obrazovaniya (дата обращения: 12.10.2024).
- Финансовое обеспечение предприятий: сущность, основные принципы / Гусейнова Г. М., Быстрицкая А. Ю. // Теория и практика современной науки. 2018. № 6 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/finansovoe-obespechenie-predpriyatiy-suschnost-osnovnye-printsipy (дата обращения: 13.10.2024).