Развитие мыслительных способностей студентов средствами интерактивных технологий обучения английскому языку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (364) май 2021 г.

Дата публикации: 30.05.2021

Статья просмотрена: 70 раз

Библиографическое описание:

Васильева, Е. И. Развитие мыслительных способностей студентов средствами интерактивных технологий обучения английскому языку / Е. И. Васильева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 453-456. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81764/ (дата обращения: 29.03.2024).



В настоящее время владение английским языком открывает человеку больше возможностей в плане профессиональной деятельности и личной жизни. Именно поэтому нынешнее общество требует высококвалифицированных и компетентных учителей английского языка. Согласно федеральному государственному стандарту РФ будущие учителя английского языка должны владеть определенными универсальными и общепрофессиональными компетенциями, среди которых мы выделяем способность критического мышления, которая в свою очередь требует активизации мыслительных способностей высокого порядка. Статья посвящена поиску наиболее эффективного способа развития мыслительных способностей высокого порядка у будущих учителей английского языка.

Ключевые слова: мыслительные навыки высокого порядка, интерактивные методы обучения английскому языку.

Today English language skills give more opportunities to people. That’s why the society need high-qualified and competent English teachers. According to the state educational standard of RF a pre-service English teachers must have universal and professional competencies among which we highlight critical thinking skills. Critical thinking skills require activating of higher-order thinking skills. The article devoted to research of the most effective ways of the development of pre-service English teachers higher-order thinking skills.

Keywords: higher-order thinking skills, interactive methods of English teaching.

Способность находить аналогии, устанавливать ассоциации, проявлять независимость мышления, быть способным посмотреть с новой стороны на нечто давно и хорошо известное называется мыслительной способностью .

В. Д. Шадриков

По мнению зарубежных исследователей в области педагогики, показателями мыслительных способностей человека являются уровни. Впервые уровневую классификацию (таксономию) мыслительных способностей представил Б. Блум в 1956 году. Он выделил шесть уровней мыслительных способностей: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка, которые подразделяются в мыслительные навыки низкого порядка (знание, понимание и применение) и мыслительные навыки высокого порядка (анализ, синтез и оценка). В 2001 году Л. Андерсон и Д. Кратволь предложили обновленную таксономию Блума, где создание чего-то нового стоит выше оценивания. Главная особенность таксономии Блума и Андерсона заключается в том, что мыслительные способности развиваются по мере усвоения предыдущих уровней.

Существует иная классификация мыслительных способностей, предложенная Н. Уэббом. Он разработал схему «Depth of knowledge», в которой мыслительные способности подразделяются на 4 уровня: запоминание, навык, стратегическое мышление и расширенное мышление. Рассмотрим их подробнее.

Уровень 1. Вспоминание и воспроизведение оценивает способность студентов вспомнить простой факт из материала. Требует только усвоения материала.

Уровень 2. Навыки и концепты измеряют способность мышления студентов посредством воспоминания фактов. Данный уровень предполагает интерпретацию, классификацию, сравнение информации и фактов.

Уровень 3. Стратегическое мышление требует активизации мыслительных процессов высокого порядка. Студентам предоставляется возможность анализировать информацию, обобщить результаты, выстроить свою точку зрения и решить проблему.

Уровень 4. Расширенное мышление предполагает применение усвоенного материала в иных ситуациях. Данный уровень основан на стратегическом мышлении в более расширенных масштабах.

Отличительной чертой глубины знаний Уэбба от таксономии Блума является объект оценивания. Таксономия Блума ориентирована на измерение результат, в то время как DOK измеряет процесс обучения, который предполагает развитие мыслительных способностей студентов. Иными словами, таксономия Блума применяется для предоставления основы, а DOK Уэбба анализирует специфику заданий. Именно по этой причине, мы опираемся на DOK для исследования развития мыслительных способностей студентов-будущих учителей английского языка.

Согласно требованиям, для поступления в высшее учебное заведение по направлению «Преподавание английского языка», студенты должны владеть уровнем В2, которое предполагает обязательное наличие уровня мыслительных способностей низкого порядка и желательное наличие мыслительных способностей высокого порядка. Следовательно, задачей вуза является развитие мыслительных способностей высокого порядка у будущих учителей английского языка.

Как показывает практика, традиционное обучение, в котором студенты выступают в роли пассивного наблюдателя и слушателя, не требует от них активизации мыслительных способностей высокого порядка, в отличие от мыслительных способностей низкого порядка. Таким образом, обуславливается необходимость организации соответствующего учебного процесса, в котором студенты активно используют свои знания, умения и навыки, а также опыт.

В 1975 году немецкий исследователь Г. Фриц ввел понятие интерактивное обучение, которое, по его мнению, предполагает организацию такого учебного процесса, где учащиеся могли бы активно взаимодействовать, т. е. вовлекаться в обсуждение или какое-то совместное действие. Особенность интерактивной педагогики заключается в том, что учащиеся не являются пассивными слушателями или наблюдателями, а принимают активное участие в учебном процессе.

Главной целью применения интерактивных технологий в обучении английскому языку является активизация мыслительной деятельности обучающихся. К основным задачам относятся: 1) повышение мотивации к изучению английского языка; 2) эффективный результат в понимании изучаемого материала; 3) повышения навыка работы в группе, коммуникации между собой и толерантности к чужой точке зрения; 4) развитие навыка отстаивать свое мнение;5) выявление у студентов личных и профессиональных качеств; 6) развитие мыслительных способностей высокого уровня.

В отличие от традиционного обучения интерактивные технологии обучения позволяют студентам учиться самостоятельно решить ту или иную учебную задачу и применять ранее полученные знания в новых для них условиях. Также интерактивное обучение предусматривает иную от традиционного обучения логику: студенты идут не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания студентов служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Они пробуют себя в роли учителя, соответственно, делясь своими знаниями и опытом, берут на себя его функции. Именно поэтому у них повышается мотивация и увеличивается продуктивность обучения. Стоит отметить большое разнообразие интерактивных технологий, что позволяет, во-первых, использовать данные методы при обучении всем видам речевой деятельности, во-вторых, использовать их при работе с учащимися разных возрастных групп и на разном уровне обучения.

В результате анализа литературы в сфере интерактивного обучения, мы выявили наиболее эффективные методы интерактивного обучения, используемые на занятиях английского языка и способствующие развитию мыслительных способностей высокого порядка у будущих учителей английского языка.

Метод ролевой и деловой игры. Данные методы являются весьма разносторонними, поскольку ставят студентов с одной стороны в роли режиссера, с другой — в роли консультанта, и с третьей — в роли организатора определенной деятельности. Чем разнообразнее роли и позиции, тем разностороннее развивается личность студента. В данном случае развиваются мыслительные способности студентов в плане системности и гибкости мышления. Кроме того, студенты приобретают умение быстро ориентироваться и действовать в любых ситуациях.

Ролевой игре существенно наличие определенного количества персонажей и проблемной ситуации. Каждый участник ролевой игры в процессе организует свое речевое и неречевое поведение в зависимости от поведения партнеров и своей коммуникативной цели. Иными словами, процесс строится на импровизации студентов. Ролевая игра может состоять как из одного коммуникативного акта, так и сложного коммуникативного акта, состоящего из серии простых, объединенных ситуацией и общей коммуникативной целью.

Деловая игра в отличие от ролевой является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого. Студент усваивает абстрактные по своей природе, знаковые по форме знания, закрепляет умения и навыки не ради них самих, не про запас, а в реальном процессе подготовки и принятия решений, в функции средства выполнения игровых и учебных действий, а через них — и действий профессиональных.

На основе практического применения методов ролевых и деловых игр можно заключить, что у студентов повышается мотивация к изучению английского языке за счет большого интереса и желания принимать участие в такого рода играх. Как показывает практика, студенты с большей мотивацией готовят выступления и презентации к ним, что существенно повышает исследовательский навык каждого из них.

Метод дискуссии. Дискуссия (лат. diskussio — исследование, рассмотрение, разбор) — публичный спор, цель которого — выяснение и сопоставление различных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Основная цель дискуссии заключается в достижении согласия, единого решения по обсуждаемой теме. Поэтому в ходе дискуссии участники стремятся к достижению одной точки зрения, наиболее приемлемой в данной ситуации, которую поддерживает большинство участников дискуссии. Таким образом, одна из предложенных точек зрения становится решением проблемы, что происходит в результате аргументированности мнения. По форме проведения дискуссии можно разделять на (Н. Т. Оганесян): дебаты; круглый стол; мозговой штурм.

Метод дискуссии целесообразно использовать для формирования способности оценивания, поскольку в процессе дискуссии студенты прибегают к критическому оцениванию не только мнения оппонентов, но своего мнения.

Метод проектов. Данный метод предполагает выполнение индивидуального или коллективного проекта в соответствии с заданной темой, помогающий развитию самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов, их коммуникативных и научно-исследовательских умений, творческой активности. Метод проектов применяется в целях формирования системы знаний и умений студентов, развития способности излагать собственные идеи, умения разрешать возникающие проблемы. Основные этапы метода проектов: планирование; поисково-исследовательский этап; этап обобщения информации; презентация; подведение итогов.

Согласно многочисленным исследованиям метод проектов способствует развитию креативного, аналитического и критического мышления, а также воображения и памяти. Кроме того, за счет мотивированных самостоятельных поисков и анализа информации, их интерпретирования совершенствуется способность анализирования, что предполагает, развитие мыслительных способностей высокого уровня.

Таким образом, развитие мыслительных способностей высокого порядка у будущих учителей английского языка возможна только при организации учебного процесса с использованием интерактивного метода обучения.

Литература:

  1. Тукмуродова, М. Э. Интерактивные технологии обучения английскому языку // International scientific review of the problem and prospects of modern science and education. — Бостон, 2019. — С. 92–94
  2. Шадриков, В. Д. Профессиональные способности: монография / В. Д. Шадриков. — Москва: Университетская книга, 2010. — 320 c.
Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, высокий порядок, DOK, способность, студент, интерактивное обучение, уровень, ролевая игра, стратегическое мышление, традиционное обучение.


Ключевые слова

мыслительные навыки высокого порядка, интерактивные методы обучения английскому языку

Похожие статьи

Ролевая игра как метод обучения иностранному языку...

Игра — особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения

То же самое происходит при использовании метода ролевой игры при обучении иностранному языку. В этом виде деятельности таятся...

Применение активных и интерактивных методов обучения на...

Обучение с использованием интерактивных образовательных технологий предполагает отличную от традиционной логику образовательного процесса, а именно: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение.

К вопросу о развитии иноязычной профессиональной...

Ролевая игра помогает формированию и развитию иноязычной профессиональной компетенции студентов направления «Документоведение и

Интерактивное обучение представляет собой организацию познавательной деятельности студентов таким образом, чтобы они были...

Oбучение английскому языку методом управляемых открытий

В то время как традиционное обучение переходит от теории к практике, от общего к частному, метод управляемых открытий начинается с конкретных примеров, и движется к общим правилам. Это индуктивный процесс — он «подводит» студента к формулированию идей и обобщениям...

Роль интерактивных методов обучения иностранному языку...

В процессе обучения студентов иностранному языку в неязыковом вузе по средствам интерактивных методов, в частности по средствам деловой игры, обеспечивается формирование коммуникативной компетенции студентов. Кроме знания иностранного языка...

Применение технологии критического мышления на уроках...

Уроки английского языка способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам.

Использование стратегии «Ассоциации» для развития критического мышления на уроке английского языка в 5-м классе.

Формирование навыков мышления высокого уровня как один...

Мышление высокого уровня – это широкое понятие, которое включает в себя разные типы мышления

Основной целью формирования навыков мышления высокого уровня у студентов является

Обучение мышлению происходит с помощью "языка мышления"...

Использование интерактивных технологий при обучении...

Основной акцент делается на обучение английскому языку студентов неязқковқх вузов.

Интерактивное обучение предполагает погружение студентов в реальную среду делового сотрудничества для решения проблем с целью развития необходимых качеств будущего...

Эффективность использования ролевых и деловых игр на уроках...

Ролевая игра — это обучение в действии. Ролевая игра является в высшей степени мотивирующей, поскольку содержит элемент игры

Ролевые игры как метод интенсификации учебного процесса. Использование игровых ситуаций на уроках английского языка.

Похожие статьи

Ролевая игра как метод обучения иностранному языку...

Игра — особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения

То же самое происходит при использовании метода ролевой игры при обучении иностранному языку. В этом виде деятельности таятся...

Применение активных и интерактивных методов обучения на...

Обучение с использованием интерактивных образовательных технологий предполагает отличную от традиционной логику образовательного процесса, а именно: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение.

К вопросу о развитии иноязычной профессиональной...

Ролевая игра помогает формированию и развитию иноязычной профессиональной компетенции студентов направления «Документоведение и

Интерактивное обучение представляет собой организацию познавательной деятельности студентов таким образом, чтобы они были...

Oбучение английскому языку методом управляемых открытий

В то время как традиционное обучение переходит от теории к практике, от общего к частному, метод управляемых открытий начинается с конкретных примеров, и движется к общим правилам. Это индуктивный процесс — он «подводит» студента к формулированию идей и обобщениям...

Роль интерактивных методов обучения иностранному языку...

В процессе обучения студентов иностранному языку в неязыковом вузе по средствам интерактивных методов, в частности по средствам деловой игры, обеспечивается формирование коммуникативной компетенции студентов. Кроме знания иностранного языка...

Применение технологии критического мышления на уроках...

Уроки английского языка способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам.

Использование стратегии «Ассоциации» для развития критического мышления на уроке английского языка в 5-м классе.

Формирование навыков мышления высокого уровня как один...

Мышление высокого уровня – это широкое понятие, которое включает в себя разные типы мышления

Основной целью формирования навыков мышления высокого уровня у студентов является

Обучение мышлению происходит с помощью "языка мышления"...

Использование интерактивных технологий при обучении...

Основной акцент делается на обучение английскому языку студентов неязқковқх вузов.

Интерактивное обучение предполагает погружение студентов в реальную среду делового сотрудничества для решения проблем с целью развития необходимых качеств будущего...

Эффективность использования ролевых и деловых игр на уроках...

Ролевая игра — это обучение в действии. Ролевая игра является в высшей степени мотивирующей, поскольку содержит элемент игры

Ролевые игры как метод интенсификации учебного процесса. Использование игровых ситуаций на уроках английского языка.

Задать вопрос