В статье рассматривается практический опыт по созданию условий для формирования ИКТ-компетенции педагогов ДОУ посредством платформы Google Classroom.
Ключевые слова: непрерывное профессиональное обучение, формирование ИКТ-компетенции педагогов, дистанционное обучение, платформа.
В условиях модернизации российского образования неуклонно повышается интерес к непрерывному профессиональному развитию педагогов в рамках дошкольного образовательного учреждения. В современных условиях выигрывает тот, кто быстрее адаптируется к требованиям быстро меняющегося мира, в котором систематически обновляются технологии, где идет с большой скоростью освоение инноваций. Непрерывное профессиональное развитие педагога очень важно дошкольным образовательным учреждениям, важно уметь встраиваться в конкурентную среду, имея в наличии персонал с актуальным набором компетенций, умений, навыков, знаний.
В данном контексте руководству и педагогическим работникам ГБДОУ детский сад № 43 Колпинского района СПб приходится сталкиваться с тем, что формы организации внутренней системы непрерывного профессионального развития педагогов требует больших затрат временных ресурсов как от организаторов, так и обучающихся, тем самым мешая достигать эффективных образовательных результатов во время проведения различных обучающих занятий.
В связи с происходящими переменами также возникает потребность в поиске новой эффективной мотивации педагогических кадров к непрерывному профессиональному развитию. С этими проблемами имеют дело большинство образовательных организаций.
Поиск решения привел к идее использования, для создания эффективной внутренней системы непрерывного профессионального развития педагогов ДОУ, современных информационных технологий, а точнее — платформы Google Classroom как средства для сокращения больших затрат временных ресурсов педагогов и создания эффективной мотивации педагогических кадров к непрерывному профессиональному развитию.
Сейчас, на основании полученного опыта, можно говорить о том, что созданные условия в ГБДОУ детском саду № 43 Колпинского района СПб для профессионального роста педагогов ДОУ посредством платформы Google Classroom позволяют во многом преодолеть проблему недостаточной мотивации педагогических кадров к непрерывному профессиональному развитию. При этом важными факторами достижения успеха является: технология внутреннего дистанционного обучения на базе интерактивной платформы Google Сlassroom, к достоинствам которой можно отнести:
– возможность осуществления обучения в удобное время, в удобном месте (свобода и гибкость графика обучения);
– возможность определить индивидуальные сроки и темп обучения;
– высокая доля самостоятельности наряду с возможностью в любое время получить помощь от преподавателя (возможность для творчества);
– в силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения.
Цель: создать условия для формирования ИКТ-компетенции педагогов ДОУ посредством платформы Google Classroom.
Задачи:
– подобрать и апробировать на практике цифровые технологии, дающие возможность использования платформы Google Classroom, Google Forms, изучить возможности их адаптации к образовательному процессу взрослых;
– провести профессиональную диагностику и анализ для выявления профессиональных дефицитов педагогических работников;
– создать банк электронных обучающих материалов для восполнения профессиональных дефицитов педагогических работников с применением цифровых технологий;
– организовать дистанционное информационно — методическое сопровождение педагогических работников на базе интерактивной платформы Google Сlassroom;
– создать тренировочную площадку для педагогов в социальной сети ВКонтакте для публикации своих материалов и проверки настроек доступа.
– развивать у педагогических работников стремление к непрерывному профессиональному росту как средству накопления актуальных наборов компетенций, умений, навыков, знаний.
Содержание опыта:
Далее, в контексте заявленной темы, представлено описание системы непрерывного профессионального развития педагогов с использованием платформы Google Classroom.
В ГБДОУ детский сад № 43 Колпинского района СПб разработана система непрерывного профессионального роста педагогических работников, которая представлена следующими аспектами:
- Диагностика профессиональных дефицитов педагогических работников;
- Составление и реализация индивидуального плана профессионального развития педагогов;
- Организация информационно — методического сопровождения педагогических работников, в том числе организация дистанционного обучения;
- Проведение повторной диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников, с последующей корректировкой индивидуального плана профессионального развития педагога.
Для организации диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников (далее по тексту — диагностики) разработано диагностическое задание, а для минимизирования временных затрат по сбору и анализу результатов диагностики, процесс сбора информации от каждого педагога и ее обработки был автоматизирован с помощью инструмента Google.Forms.
Инструмент позволяет в автоматическом режиме получить сводку ответов в виде диаграмм и гистограмм для формирования отчетов по образовательной организации в целом, составлении индивидуального плана профессионального развития педагогов, планировании мероприятий информационно- методического сопровождения педагогов.
Создан и пополняется банк электронных обучающих материалов для восполнения профессиональных дефицитов педагогических работников, с учетом уже имеющего опыта, с применением цифровых технологий.
Организовано дистанционное обучение педагогических работников на базе интерактивной платформы GoogleСlassroom.
Для проведения повторной диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников в области ИКТ-компетенции был разработан тест.
Для организации онлайн — курса по модулю «ИКТ — компетенции» были созданы следующие обучающие материалы:
– «Создание аккаунта Google» — https://drive.google.com/open?id=1S6E3RtWHAa6ZgfmI7WvHGxWF5YY-OfJu ;
– «Создание анкеты на платформе Google Forms» — https://drive.google.com/open?id=1K9ytvaInY9MYcefFdOOU5RyIv96f22MM ;
– «Публикация анкеты» — https://drive.google.com/open?id=1IA66FPmjNxxFkZw4UzorTLzNN4_xhEPj ;
– «Создание теста (викторины) на платформе Google Forms» — https://drive.google.com/open?id=1f8ddcsrKTAr17V05abhYGk663cIXzgKH ;
– «Визуальное оформление теста (загрузка собственных изображений)» — https://drive.google.com/open?id=1mUDhituUVtbuCDJBDxxG_h0PGlqN9Hx0 ;
– «Создание видеороликов с наложением звука с помощью программы Movavi» — https://drive.google.com/file/d/1rZsKBZVr-CGWng140itazGmbPQ-YqA5B/view?usp=sharing;
– «Создание интерактивного плаката с помощью онлайн сервиса Genial.ly»;
– «Создание собственных интерактивных учебно-методических пособий посредством онлайн сервиса LearningApps.org» -https://drive.google.com/file/d/1FU6qyJjxxATp0J7GsI8LXEokVpuHTdOg/view?usp=sharing;
– «Создание QR — кодов посредством онлайн сервиса QR — code — generator».
Для создания обучающих видеоматериалов для образовательного модуля «ИКТ — компетенции» используется следующее программное обеспечение:
– Movavi — программа для создания/редактирования видео, записи экрана;
– Диктофон — системное приложение для записи звука на Android.
– GoogleForms — сервис для создания анкет, тестов, опросов;
– Genial.ly — онлайн-сервис для создания интерактивных плакатов;
– LearningApps.org — сервис для создания интерактивных учебно-методических пособий;
– QR — code — generator — генератор для создания QR — кодов.
Результативность
Для оценки результативности проведенной работы было необходимо:
– выявить уровень вовлеченности педагогических работников в систему непрерывного профессионального роста с использованием платформы Google Сlassroom;
– выявить уровень эффективности организации внутренней системы непрерывного профессионального роста педагогических работников с использованием платформы Google Сlassroom.
Оценка уровня вовлеченности была проведена по авторской методике Скриптуновой Е. А. «Методика расчета индекса вовлеченности персонала».
В диаграмме, представленной ниже, отражена положительная динамика уровня вовлеченности педагогических работников в систему непрерывного профессионального роста с использованием платформы Google Сlassroom.
Оценка уровня эффективности организации внутренней системы непрерывного профессионального роста педагогических работников с использованием платформы Google Сlassroom была проведена методом сравнительного анализа удовлетворенности качеством организации внутренней системы непрерывного профессионального роста педагогических работников, с помощью онлайн — анкетирования педагогических работников. Данные сравнительного анализа представлены в диаграмме ниже:
Анализ проведенной работы показал, что внедрение цифровых технологий для создания условий для профессионального развития педагогов ДОУ действительно сокращают временные ресурсы, потраченные на восполнение профессиональных дефицитов у педагогических работников, а также развивают у педагогических работников стремление к непрерывному профессиональному росту как средству накопления актуальных наборов компетенций, умений, навыков, знаний.
Литература:
- Демкин В. П., Можаева Г. В. Технологии дистанционного обучения. — Томск: Изд-во Томского Государственного университета, 2003.
- Полат Е.С, Петров А. Дистанционное обучение: каким ему быть?: Педагогика. — 1999. — № 7.144с.
- Полат Е.С, Моисеева М. В., Петров А. Е. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е. С. Полат. — М., «Академия», 2006.
- Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании. — М.: Школа — Пресс, 1994
- Шапиро К. В., Звягин М. Г., Карюкина С. В., Казакова В. Н., Баринова Т. П. Учебные материалы портала дистанционного обучения Санкт-Петербурга как основа внедрения дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс/ Под ред. Шапиро К. В. — СПб: ГБУ ДПО «СПбЦОКОиИТ», 2018. — 76 с.