Данная статья направлена на описание технологических и дидактических особенностей организации контроля и оценивания в процессе обучения иностранному языку с использованием сервиса Google Classroom.
Ключевые слова: контрольно-оценочная деятельность преподавателя, контроль и оценивание в преподавании иностранных языков, процесс обучения, виды контроля, формы контроля, технологические и дидактические особенности образовательных платформ.
Одними из основополагающих компонентов профессиональной деятельности преподавателя иностранных языков выступает контроль и оценивание. Вне зависимости от того, в каком смысле рассматриваются данные компоненты (в широком контроль — это «компонент учебно-воспитательного процесса, нацеленного на определение уровня знаний, навыков и умений обучающегося» [1, с.181]; в узком — «этап урока, во время которого проводится проверка домашнего задания или упражнений, выполняемых в классе» [1, с.181]; оценивание, в свою очередь, как «определение степени усвоения учащимися знаний, навыков и умений в соответствии с требованиями программы» [2, c.198])) контроль и оценивание являются важным компонентом профессиональной компетентности преподавателя иностранных языков.
О важности контрольно-оценочной компетенции в структуре профессиональной компетентности преподавателей иностранных языков в разное время говорили Е. И. Пассов, Н. Д. Гальскова, К. С. Махмурян, Е. Н. Соловова и многие другие отечественные учёные. Так, например, Е. И. Пассов в работе «Мастерство и личность учителя» отмечает, что умения контроля и самоконтроля есть методическое мастерство, которое составляет один из компонентов профессиональной деятельности преподавателя [3]. Конкретизируя, учёный определяет следующие положения контрольно-оценочных умений: 1. Быть контролером значит поддерживать постоянную двустороннюю связь между учащимися и собой как учителем. 2. Контроль призван выполнять обучающую, диагностическую, корректирующую, развивающую и воспитательную функции. 3. Учитель ‒ контролёр, как называет его Е. И. Пассов, должен делать правильные выводы (на основе анализа) и вносить необходимые коррективы в учебный процесс, иными словами, предпринимать правильные тактические шаги для обеспечения главной стратегической линии образования. 4. Контроль должен быть растворён в обучении — на большей части учебного процесса он лишь подразумевается, учащиеся должны постепенно переводиться на систему самоконтроля. 5. Контроль должен быть основан на строгих критериях, носить объективный характер [3, 209].
Контрольно-оценочная деятельность представлена следующими функциями: обучающей, диагностической, корректировочной, управленческой, оценочной, стимулирующей, проверочной или собственно контролирующей [1, с.181]. Каждая из этих функций позволяет учителю собирать необходимую информацию, корректировать процесс обучения, изменять содержание, пересматривать выбранные методы и приёмы обучения, а иногда и всю систему обучения иностранному языку. Данные функции реализуются в различных видах и формах контроля (входной контроль, текущий контроль, рубежный контроль, итоговый контроль и пр. в формах диктантов, тестов, устных и письменных опросов и т. д.), которые, как правило, носят традиционный характер.
Не преуменьшая роли традиционных форм контроля в системе обучения иностранных языков, стоит заметить, что контроль и оценивание знаний, умений и навыков может не менее успешно осуществляться посредством современных средств, в частности, системой Google Classroom.
Данная система может быть интегрирована в систему осуществления контроля и оценивания в процессе обучения иностранным языкам и выступать в качестве средства обучения. Система Google Classroom представляет собой онлайн платформу, которая позволяет организовать обучение в рамках т. н. «перевёрнутого класса». Перечислим некоторые из технологических достоинств данной платформы: возможность разработать неограниченное количество собственных курсов; удобная публикация заданий; возможность интегрировать задания с интерактивным учебным материалом (например, аудио и видео записями, статьями, отрывками из книг и т. д.); возможность реализовывать совместную работу и взаимодействие всех участников процесса; возможность приглашать учащихся и других преподавателей, а также делиться информацией на странице «Задания». Помимо этого, данная платформа обладает и дидактическим потенциалом. Например, позволяет реализовывать различные дидактические принципы: принцип активности, принцип наглядности, принцип сознательности, принцип доступности, принцип индивидуализации. Например, последний реализуется через возможность работать в собственном темпе, а также получать комментарии к выполненным заданиям лично от преподавателя
Так как тема данной статьи посвящена осуществлению контрольно-оценочной деятельности на основе рассматриваемой платформы, то далее будет рассмотрен её контрольно-оценочный потенциал.
Если под дидактическим требованиями к контролю и оцениванию понимаются систематичность, т. е. регулярность его проведения; всесторонность т. е. проверка прочности усвоения знаний и речевых навыков; индивидуальность т. е. проверка знаний, умений и навыков учеников, осуществляемая по-разному; объективность оценки; комплексность т. е. использование различных видов, форм, средств и методов в единстве, то платформа Google Classroom способна отвечать каждому из них [4, с.304]. В частности, систематичность осуществления контроля с использованием данной платформы может осуществляться неограниченное количество раз. Более того, учащемуся, выполнившему контрольное задание неудовлетворительно, может быть предоставлено несколько дополнительных попыток для повторного прохождения тестирования. Всесторонность контроля и оценивания на Google Classroom может быть организована посредством различных форм заданий: преподаватель может выбрать задания со множественным выбором, задания с развёрнутым ответом, задания на основе аудио или видео материала и т. п. Однако стоит отметить, что для полноценного осуществления контроля и оценивания перед выбором форм контроля и формата оценивания преподаватель должен определить объекты контроля, так как именно от них будет зависеть выбор форм контроля. Что касается индивидуализации, то, к сожалению, данный вопрос пока остаётся открытым, потому что платформа Google Classroom не предполагает использования разных форм контроля для разных обучающихся. Присоединяясь к курсу, слушатели выполняют одни и те же формы контроля и оцениваются одинаково. Говоря об объективности оценки, стоит отметить, что платформа позволяет реализовать автоматическую проверку и оценивание ответов обучающихся. Разработав задания для контроля, выбрав объекты контроля, преподаватель устанавливает правильные ответы, которые сохраняются в системе для последующего контроля. Автоматическая система контроля и оценивания исключает субъективный фактор в лице преподавателя.
В приведённой ниже таблице указаны основные преимущества платформы Google Classroom для различных категорий пользователей.
Таблица 1
Основные преимущества платформы Google Classroom для различных категорий пользователей
Категория пользователей |
Возможности |
1. Преподаватели |
|
2. Слушатели курсов (обучающиеся) |
|
3. Родители |
Получение писем с информацией об успеваемости учащегося, в том числе о просроченных работах и заданиях, которые скоро нужно сдать. |
Безусловно, рассматриваемая в данной статье платформа имеет ряд недостатков. Среди таких можно выделить трудности в оценивании заданий открытого типа. Например, если преподаватель закладывает в систему ответ с заглавной буквы (вопрос: Name the method developed by G.Lozanov; предполагаемый ответ: Suggestopedia), а слушатель даёт ответ с прописной буквы, то система не засчитывает такой ответ. В дополнение к недостаткам платформы можно отнести и трудности в оценивании. Например, система не может выставлять половину балла при частично правильных ответах (например, в заданиях с несколькими правильными вариантами ответов). С технологической точки зрения особого внимания требуют процессы подключения новых пользователей к курсу (тесту). Так как доступ к разработанному курсу (тесту) осуществляется по генерируемой платформой ссылке, часто у слушателей возникают трудности с доступом. Это может быть связано с техническими проблемами, недостаточной ИКТ-грамотностью или сбоями в работе Интернет-соединения. Поэтому преподавателям заранее рекомендуется провести вводный инструктаж для слушателей курса по алгоритму подключения к курсу, а также процессу выполнения заданий.
Резюмируя всё вышеописанное, можно сделать вывод о том, что в настоящее время существует многообразие средств для организации контроля и оценивания. Среди них особо выделяется платформа Google Classroom как технологическими, так и дидактическими возможностями. При реализации контроля и оценивания на данной платформе преподавателю стоит сначала изучить её самостоятельно, не забывая о том, что это всего лишь одно из средств осуществления контрольно-оценочной деятельности.
Литература:
- Ариян, М. А. Основы общей методики преподавания иностранных языков: теоретические и практические аспекты: учеб. Пособие / М. А. Ариян, А. Н. Шамов; отв. Ред. А. Н. Шамов. — М.: ФЛИНТА: Наука, 2017. — 224 с.
- Щукин, А. Н. Лингводидактический энциклопедический словарь: более 2000 единиц / А. Н. Щукин. — М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007. — 746, [6] с.; [150] фот.
- Пассов, Е. И. Мастерство и личность учителя / Е. И. Пассов, В. П. Кузовлев, Н. Е. Кузовлева, В. Б. Царькова. М.: ФЛИНТА, 2001. — 238 с.
- Гальскова, Н. Д. Методика обучения иностранным языкам: учеб. пособие / Н. Д. Гальскова, А. П. Василевич, Н. В. Акимова. — Ростов н/Д: Феникс, 2017. — 350 с. — (Высшее образование).
- Описание платформы Google Classroom. URL: https://edu.google.com/products/classroom/?modal_active=none (дата обращения: 13.01.2019).