Внедрение информационно-коммуникационных технологий в профессиональную деятельность педагогов в системе современного образования неизбежно. Необходимость информационно-коммуникационной компетентности педагога закреплена во ФГОС ОО и в профессиональном стандарте. Современная школа должна вооружить ученика ключевыми компетенциями. Особое значение имеет ИКТ-компетентность. Чтобы сформировать её у ученика, учитель сам должен быть компетентным в данной области. А для учителя участника конкурса владение информационными навыками просто необходимо.
Для учителя важно при работе с детьми:
– Активизация познавательной деятельности учащихся;
– повышение мотивации учащихся к изучаемому предмету;
– экономия времени на объяснение материала;
– расширить рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание;
– умение организовать на уроке различные формы работы с учащимися;
– возможность увеличить накопляемость оценок;
– создание комфортности на уроках.
Эти возможности учитель может осуществить благодаря внедрению ИКТ.
На сегодняшний день профессиональный рост педагогов в направлении формирования информационно-коммуникационной компетентности связан напрямую с различной степенью их подготовленности к использованию в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий и наличием соответствующих технических ресурсов для этого. Учитель сегодня должен знать не только, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, работать в сети Интернет,а уметь в совершенстве владеть различными информационными инструментами (ИКТ-грамотность), а так же эффективно применять их в педагогической деятельности. А учитель конкурсант должен уметь работать со свои сайтом, презентовать свой опыт, используя различные инструменты ИКТ- технологий.
В основу ИКТ- компетентности легли три основных аспекта:
– наличие достаточно высокого уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ;
– эффективное, обоснованное применение ИКТ в образовательной деятельности для решения профессиональных задач;
– понимание ИКТ как основы новой парадигмы в образовании.
Педагог-предметник должен обладать предметно-ориентированной ИКТ-компетентностью, то есть педагог должен осваивать специализированные технологии и ресурсы, разработанные в соответствии с требованиями к содержания того или иного учебного предмета, и также
Для работы в насыщенной образовательной среде педагогу нужно:
– формулировать планируемый образовательный результат;
– продумать способ его оценивания;
– инсценировать ситуацию;
– вызвать интерес детей.
Для этого педагог должен:
– пересмотреть традиционные установки обучения;
– осуществить поиск и выбор педагогических технологий, связанных с ИКТ;
– повышать свое самообразование;
– обмениваться педагогическим опытом;
– создавать банк разработок для уроков с применением ИКТ;
– необходимо повышать квалификацию в области ИКТ, в том числе с привлечением дистанционных образовательных технологий и сетевых сервисов.
Современный учитель не может выйти на участие в педагогических конкурсах мастерства, если не будет:
– участвовать в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике;
– участвовать в профессиональных конкурсах, онлайновых форумах и педсоветах;
– использовать при подготовке к урокам, на факультативах, в проектной деятельности широкого спектра цифровых технологий и инструментов: текстовых редакторов, программ обработки изображений, программ подготовки презентаций и др.;
– формировать банк учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ;
– разрабатывать собственные проекты по использованию ИКТ.
Являясь руководителем методического объединения и администратором сайта лицея «Дистанционное обучение» свою работу с педагогами по формированию и повышению ИКТ- компетентности выстраиваю, исходя из анализа технических ресурсов, опыта педагогов в использовании информационных ресурсов (программ) и уровня готовности педагогов — какими навыками они владеют по работе с компьютером, используют или разрабатывает электронные образовательные ресурсы. На методических семинарах и педсоветах рассматриваются вопросы по освоению внедрению ИКТ — технологий. В настоящее время было уделено большое внимание по ведению онлайн — уроков на платформах Zoom и Skype, использованию платформы «Учи.ру», РЭШ, ЭШ 2.0 и других электронных ресурсов и сервисов.
В лицее № 15 был создан сайт «Дистанционное обучение». Он предоставил возможность детям изучать, закреплять и расширять свои знания по учебным предметам. Учителя — предметники создали свои страницы. В новостной ленте мы знакомим учащихся, родителей и коллег с нормативными документами. На сайте создан виртуальный методический кабинет для педагогов. Педагоги лицея имеют свои сайты — портфолио, на которых делятся своими методическими материалами и разработками. Сайты созданы учителями предметниками физической культуры, химии, математики, физики и учителями начальных классов.
Я, как руководитель МО и учитель-предметник, прохожу постоянно курсы повышения квалификации, по приоритетным направлениям образования с целью передать знания своим коллегам. Среди них:
1) «Цифровые образовательные платформы удаленного обучения»;
2) «Цифровая трансформация учителя»;
3) «Формирование ИКТ — грамотности школьников».
На платформе Stepik создала образовательный курс, который позволяет мне показать и научить педагогов создавать образовательные курсы, с целью повышения результативности педагогической деятельности. Широко использую сервисы Google, например Google-таблицы хорошо стимулируют учеников при выполнении домашних заданий.
В дистанционном формате педагогам помогает виртуальная доска, созданная на сайте Padlet.com., с целью экономии времени на проверку домашнего задания, особенно в период дистанционного обучения. Учащиеся размещают на своих досках выполненные домашние задания. С другой стороны, через доску происходит обратная связь между учителем и учеником. На своих учебных досках размещаю, необходимый материал к урокам.
С большим интересом учащиеся создают Интеллект-карты через приложение Мindmeister.com. Интеллект-карты — великолепный инструмент, позволяющий повысить эффективность процесса обучения, как для учащихся, так и для преподавателей.
Использование в образовательном процессе ИКТ технологий, цифровых образовательных ресурсов дает возможность участвовать в профессиональных конкурсах мастерства и добиваться побед. В результате методической работы с педагогами, они познакомились с инструментами сервиса Google, освоили способы действия в работе с сайтом, электронным портфолио, созданию виртуальных досок и многое другое. Все это способствует профессиональному росту педагогов, повышению качества образования, возможности распространения своего опыта и участию в конкурсах профессионального мастерства, потому что этот процесс непрерывен.
Литература:
- Мельничук Н. Г. Формирование ИКТ — компетенции педагога // URL: http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie- hkoly/library/2014/04/06/formirovanie-ikt-kompetentsiy-pedagoga
- Орлова Е. К. Формирование профессиональной компетенции педагога в условиях внедрения ФГОС ООО // URL: http://nsportal.ru/sites/default/files/ 2015/02/14/ kompetentnost_pedagoga.docx
- Семенова И. Н., Слепухин А. В. Методика использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Ч. 2. Методология использования информационных образовательных технологий: учеб. пособие / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2013
- Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации Юнеско. // URL: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214694.pdf