Особенности банковского сопровождения государственного оборонного заказа на предприятиях оборонно-промышленного комплекса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №20 (362) май 2021 г.

Дата публикации: 17.05.2021

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Волкова, А. Д. Особенности банковского сопровождения государственного оборонного заказа на предприятиях оборонно-промышленного комплекса / А. Д. Волкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 20 (362). — С. 234-237. — URL: https://moluch.ru/archive/362/81117/ (дата обращения: 28.01.2022).



В статье автор рассматривает участие уполномоченного банка в рамках госзаказа. Подробно описываются ограничения участия банка в госзаказе. Отдельное внимание уделяется вопросам открытия счета в банке, его порядок, а также ограничения движения денежных средств во времени и пространстве.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, опорный банк, государственный оборонный заказ.

В рамках оборонно-промышленного комплекса обеспечивается выполнение государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа (ГОЗ).

В 2018 году Министерством финансов Российской Федерации было объявлено о создании опорного банка для осуществления операций по ГОЗ и крупным государственным контрактам. Его задача будет заключаться в проведении расчетов с оборонно-промышленными предприятиями и выделении им кредитов». Кроме того, специально для деятельности ОПК будет создана сеть отделений [6].

Начиная с 2014 года в связи с западными санкциями, в частности со стороны США, десятки крупнейших российских концернов и предприятий ОПК находятся под санкциями. Правительством РФ был поднят вопрос о засекречивании списка банков, работающих со средствами ГОЗ, чтобы уберечь их от санкций западных стран. На текущий момент последний список с информацией об уполномоченных банках находится в открытом доступе и представлен на рис.1.

Список уполномоченных банков [5]

Рис.1. Список уполномоченных банков [5]

Согласно п. 4.3 ст. 3 Федерального закона N 275-ФЗ опорный банк для оборонно-промышленного комплекса — являющееся уполномоченным банком публичное акционерное общество «Промсвязьбанк». Министр финансов Российской Федерации высказался, что именно этот банк «будет оптимально подходить для роли опорного банка по работе со средствами гособоронзаказа» [2].

С точки зрения нормативно-правового регулирования разработана и используется современная нормативная база, которая регулирует банковское сопровождение деятельности оборонно-промышленного комплекса. В частности, принят такой важнейший законодательный и нормативный правовый акт, на котором основывается процесс заключения договоров по ГОЗ.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» содержит понятийный аппарат в статье 3, а глава 3.1. «Банковское сопровождение» посвящена полностью данному направлению [1].

Регулирование денежных потоков ГОЗ происходит посредством кредитно-финансового учреждения — государственного или коммерческого банка. Однако не каждый банк может стать для предприятия оборонно-промышленного комплекса опорным банком.

В сфере гособоронзаказа есть ограниченный перечень банков, которые могут взаимодействовать с предприятиями ОПК. Природа данных ограничений связана с предъявляемыми особыми требованиями в соответствии с п.1 ст.8.1 Федерального закона № 275-ФЗ.

Кредитно-финансовые организации, взаимодействующие с ОПК

Рис. 2. Кредитно-финансовые организации, взаимодействующие с ОПК

После выбора банка в нем должен быть зарезервирован отдельный счет в рамках одного контракта, с обязательным указанием идентификатора государственного контракта (ИГК). Данный ИГК может быть одинаковым, если по контракту есть соисполнители.

Важно отметить, что на основании рамочного контракта счета не резервируются и не открываются, так как он является контрактом порядка заключения и реализации сделок с отсутствием существенных условий. Последнее содержится в дополнительном соглашении к рамочному контракту, так называемые спецификации, для которых и существуют индивидуальные ИГК. Для исполнения контрактов (заключенных, проходящих согласование, планируемых к заключению), на практике, исполнителям направляются письма контрагентам с просьбой о резервировании отдельного счета в конкретном банке (например, в АО АКБ «Новикомбанк»), указанном заказчиком по указанию Министерства Обороны. В пределах одного предприятия информирование о резервировании счета в банке с деталями счета происходит посредством служебных записок между отделами.

Согласно п.10 ст.3 Закона 275-ФЗ в рамках одного контракта открывается только один счет.

Все денежные потоки в рамках госзаказа находятся под контролем государства, поэтому всё, что выходит за рамки объемов поставок, работ и прочие дополнительные ресурсы в рамках ГОЗ отражаются отдельно от состава ресурсов контракта [4]. Поэтому законодателем закреплены операции, осуществление которых по отдельному счету не допускаются, в частности:

— не предоставляются заемные средства (ссуды, займы, кредиты);

— не осуществляются возвраты по кредитам, проценты (с исключениями законодателя)

— не перечисляются денежные средства физическим лицам, если это: не оплата труда с единовременной уплатой соответствующих налогов, взносов;

— не приобретаются иностранная валюта и ценные бумаги любых эмитентов;

— размещение денежных средств на депозитах не допускается;

— не осуществляются взаимозачеты и т. д. согласно статье 8.4 Федерального закона № 275-ФЗ.

Кроме того, денежными средствами от госзаказа юридическому лицу нельзя распоряжаться до момента исполнения контракта. Исключение составляет непосредственно то, что направлено на исполнение контракта и заработной платы.

По причине постоянных ГОЗов предприятия ОПК набирают всё больший опыт в сопровождении банковских расчетов, поскольку они участвуют в ГОЗ на постоянной основе [3]. Тем не менее, при любых вопросах по банковскому сопровождению банк готов дать ответ.

Литература:

  1. Российская Федерация. Законы. О государственном оборонном заказе: Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ (ред. от 24.02.2021) — Текст электронный // СПС «КонсультанПлюс». — Режим доступа: по подписке.
  2. Апарышев И. В. О банковском сопровождении расчетов по государственному оборонному заказу опорным банком для оборонно-промышленного комплекса / И. В. Апарышев. — Текст: непосредственный // Оборонно-промышленный комплекс: вопросы права. — 2020. — № 6. — С. 24–30.
  3. Банковское сопровождение в сфере ГОЗ. Вопросы и ответы эксперта. — Текст: электронный // Новый оборонный заказ. Стратегии. Санкт-Петербург. — 2020. — № 2(61). — С. 74–76. URL: https://www.pro-goszakaz.ru/article/103209-qqq-20-m09-perechen-upolnomochennyh-bankov-po-275-fz (дата обращения: 11.05.2021).
  4. Государственный оборонный заказ — что важно знать? — Текст: электронный // Контур.закупки: [сайт]. — URL: https://zakupki.kontur.ru/site/articles/1236-goszakaz (дата обращения: 10.05.2021).
  5. Перечень уполномоченных банков по 275-ФЗ. — Текст: электронный // Про-госзаказ.ру: [сайт]. — URL: https://www.pro-goszakaz.ru/article/103209-qqq-20-m09-perechen-upolnomochennyh-bankov-po-275-fz (дата обращения: 11.05.2021).
  6. Францева-Костенко, Е. Е. Экономическая безопасность предприятий оборонно-промышленного комплекса: угрозы и методы нейтрализации // Наука, технологии и образование в XXI веке: проблемы взаимодействия и интеграции: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 февраля 2020 г. Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ) 2020. — С.118- 124. ISBN 978–5-6044100–6-6
Основные термины (генерируются автоматически): оборонно-промышленный комплекс, опорный банк, государственный оборонный заказ, отдельный счет, банк, предприятие, рамка госзаказа, Российская Федерация, средство, уполномоченный банк.


Задать вопрос