Понятие государственного оборонного заказа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 декабря, печатный экземпляр отправим 15 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №3 (345) январь 2021 г.

Дата публикации: 18.01.2021

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Чурсина, О. В. Понятие государственного оборонного заказа / О. В. Чурсина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — С. 234-236. — URL: https://moluch.ru/archive/345/77674/ (дата обращения: 03.12.2021).



Институт государственного оборонного заказа на протяжении всей истории человечества претерпевал различного рода изменения, связанные с его правовым статусом, способом реализации и исполнения.

Потребность государства в защите своей территориальной целостности, суверенности народа, отстаивания национальных интересов на международной политической арене, демонстрации военной мощи страны в современном мире трудно недооценить. В настоящее время, действия специалистов, осуществляющих свою трудовую деятельность в области государственного оборонного заказа четко регламентированы федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, непосредственно отраслевыми приказами и распоряжениями. В названных нормах права, однако, существует огромное количество пробелов и неурегулированных законодательством конкретных, возникающих в процессе осуществления деятельности, ситуаций. В связи с чем, несмотря на романо-германскую модель права, действующую в Российской Федерации велико влияние судебного прецедента, который, следует отметить, не всегда является до конца обоснованным и справедливым.

Понятие государственного оборонного заказа следует рассматривать через призму термина общего государственного заказа, учитывая присущие только ему специфические черты.

В настоящий период времени официально-закрепленное в нормативно-правовой системе Российской Федерации понятие «государственный заказ» отсутствует.

Определение вышеуказанному термину представлялось в одной из утративших силу ранних редакций Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (статья 72) [1], где под понятием «государственный заказ» подразумевалась совокупность всех заключённых государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг за счёт средств соответствующего уровня бюджета.

Приведенное определение рассматриваемого термина содержит действия одного из его последних этапов — исполнения заключенного контракта между государственным заказчиком и выбранным в соответствии с установленным законодательством порядком исполнителем (подрядчиком и т. д.), не затрагивая при этом совокупность взаимосвязанных звеньев системы реализации государственного заказа. В процессе исследования понятия «государственный заказ» выявлено, что отечественный законодатель, как следствие судебная власть, а также большое количество ученых приходят к выводу о синонимичности данного термина с понятием «государственной закупки». Данная дискуссия привела к расколу в научных кругах российских исследователей и является предметом активного обсуждения по сегодняшний день.

В силу пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд признается совокупность действий, осуществляемых в установленном данным Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд [2].

Следует отметить, что из законодательства РФ, из общего понимания стадий реализации государственного заказа, общего понимания и трактовки исследуемых терминов планомерно выстраивается позиция представления государственной закупки в роли составной части (одного из этапов) государственного заказа, отвечающей за закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.

При осуществлении анализа различных доктринальных определений государственного заказа наблюдается многогранность данного понятия и как следствие формирование множества подходов.

Представляется, что наиболее подходящее и всестороннее определение государственного заказа как непрерывного и структурированного процесса, целью которого является обеспечение нужд и потребностей государства в определенных товарах, работах, услугах, состоящего из регламентированных законодательством этапов: прогнозирования, планирования (формирования), размещения, исполнения и контроля.

Предложенную интерпретацию термина государственного заказа возможно применить и к пониманию термина государственного оборонного заказа, дополнив его специфическими особенностями последнего, что подтверждает универсальность представленного определения.

Следует отметить, что российским законодателем, в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее — ФЗ о ГОЗ) [3] дано официальное определение понятия государственного оборонного заказа. Согласно указанной норме государственный оборонный заказ — это установленные нормативным правовым актом Правительства РФ задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности РФ, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.

С точки зрения официального толкования, указанное определение понятия «государственный оборонный заказ» (далее — ГОЗ) включает в себя его основные признаки, но как указано выше, автор настоящей научной работы считает, что данный термин необходимо рассматривать и с процессуальной стороны, так как большинство правовых норм регулируют именно этот сложный многостадийный вопрос.

Следует отметить, что рассматривая ГОЗ только как «задание», наблюдается противоречие Бюджетному кодексу РФ, выраженное в анизотропии термина (одно определение явно подменят другое).

Так, согласно статье 6 названного нормативно-правового акта государственное (муниципальное) задание — документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Очень актуальной остается дефиниция понятия ГОЗ как нужды государства в обеспечении обороны и безопасности Российской Федерации (далее — РФ). Указанную позицию занимает В. Е. Белов, полагая, что ГОЗ — это установленный перечень потребностей государства в необходимой продукции с привязкой к финансированию в очередном финансовом году (периоде) [3, с. 10]. Рассматриваемое определение, по своему смысловому значению, является одним из самых узких в доктринальных источниках. Оно сужает понятие ГОЗ до стадии его формирования, то есть до этапа, когда государство, а лице уполномоченных органов государственной власти, комплектует перечень необходимых для обеспечения обороны и безопасности РФ товаров, работ и услуг.

Из всего вышеизложенного следует, что определение понятия ГОЗ трактуется отечественными учеными в конкретно-определенном узком смысле, подчеркивая его различные признаки. Как и в случае с термином «государственный заказ» автор настоящей работы считает необходимым включить в определение ГОЗ основные этапы его выполнения, то есть правовые отношения, обладающие взаимообусловленной связью, складывающиеся в сфере формирования (планирования), размещения и выполнения работ, услуг, закупок товаров в целях поддержания безопасности и обеспечения обороноспособности РФ. Таким образом, предлагается следующее определение ГОЗ.

Таким образом, ГОЗ — это определенный нормативно-правовой акт, разрабатываемый и издаваемый в регламентированных законодательством порядке и периоде Правительством РФ, содержащий задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности государства, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами РФ, взаимосвязанные правоотношения которого складываются в сфере установленных правовыми нормами РФ этапов: планирования (формирования), размещения и выполнения.

Литература:

  1. Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // «Российская газета», N 25, 08.02.2006.
  2. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // «Собрание законодательства РФ», 08.04.2013, № 14, ст. 1652.
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» // «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7600.
  4. Белов В. Е. Контрактная система в сфере закупок как объект межотраслевых научных исследований // Финансовое право. 2019. N 7. С. 9–13.
Основные термины (генерируются автоматически): государственный оборонный заказ, Российская Федерация, государственный заказ, выполнение работ, закупка товаров, контрактная система, обеспечение обороны, оказание услуг, поставка товаров, потребность государства.


Задать вопрос