Проблемы ценообрзования на продукцию ОПК в рамках ГОЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №45 (387) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 05.11.2021

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Болычева, В. В. Проблемы ценообрзования на продукцию ОПК в рамках ГОЗ / В. В. Болычева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 45 (387). — С. 147-149. — URL: https://moluch.ru/archive/387/85183/ (дата обращения: 28.01.2022).



В статье рассмотрены ключевые проблемы, связанные с политикой ценообразования на продукцию оборонно-промышленного комплекса по государственному оборонному заказу

Ключевые слова : государственный заказчик, государственный оборонный заказ, оборонно-промышленный комплекс, ценообразование

После того, как прекратил свое существование Советский Союз, образовалось новое государство Российская Федерация. Это повлекло за собой колоссальные изменения во всех сферах деятельности. Административно-плановая экономика ушла, но не все предприятия с легкостью приняли законы рынка. Так, например, в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) рыночные механизмы ценообразования были трудно применимы, что породило множество вопросов, как существовать в таких реалиях, как формировать цену, не подчиняющуюся законам рынка.

Ценообразование — процесс установления цен на услуги и товары. Существует несколько основных систем ценообразования. Первая система рыночного ценообразования базируется на взаимосвязи спроса и предложения, вторая — централизованное государственное ценообразование — формирование цен государственными органами.

Особенность предприятий ОПК заключается в том, что большую часть выпускаемой продукции занимает вооружение, бронетанковое вооружение и техника (БТВТ), которые составляют больше 90 %, и совсем незначительную часть занимает гражданская продукция. И в конечном итоге, единственным потребителем ВВТ является Министерство обороны, а значит вся деятельность таких предприятий, включая стратегическое планирование деятельности предприятия, планирование и финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, прямо пропорционально зависит от государства. Несомненно, что ценовая политика предприятий ОПК будет зависеть от данных особенностей. [7]

Схема состава продукции предприятия ОПК

Рис. 1. Схема состава продукции предприятия ОПК

Государство в лице Министерства обороны выступает в роли монополиста в данных секторах деятельности предприятий ОПК, в закупках вооружений и военной техники, а также является главным потребителем продукции гражданского назначения. Другими словами, государственный бюджет России является главным источником финансирования продукции предприятий ОПК. Специфика производства в ОПК заключается в следующем:

— ограниченное количество предприятий ОПК обусловлено высокими требованиями к участникам ГОЗ;

— развитие производства ОПК отходит на второй план перед обеспечением эффективности государственных расходов.

Ценообразование на ВВТ по ГОЗ как на внутренний рынок, так и для поставок в рамках военно-технического обслуживания осуществляется по одной схеме:

  1. Определение прогнозных цен на этапе планирования;
  2. Установление начальной цены контракта;
  3. Уточнение цены государственного контракта.

Контракт только тогда считается завершенным, как только готовая продукция ВВТ поставлена заказчику. Гарантийное или постпродажное обслуживание определяется условиями контракта, когда это необходимо заказчику. До сих пор нет четких рекомендаций для предприятий ОПК по расчетам цены, которая бы учитывала весь цикл эксплуатации.

В условиях разрозненности (фрагментарности) нормативного-правового регулирования ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, предприятия ОПК сталкиваются с объективными трудностями на этапе формирования и согласования цены при поставках продукции по ГОЗ [2].

Оборонно-промышленные предприятия осуществляют свою деятельность не по законам рыночных отношений. Стоимость контракта на производство продукции определяется по усмотрению заказчика (государства) в соответствии с Федеральными законами, Постановлениями Правительства РФ, Приказами и Письмами РФ [8].

При формировании цен на продукцию, поставляемую в рамках государственного оборонного заказа, возникает ряд проблем, связанных с особенностями метода расчета себестоимости, порядком учета продукции, измерением трудоемкости, с недостаточной прозрачностью нормативно-правовых актов и желанием предприятий ОПК обойти сложившуюся систему.

Оборонное предприятие, формируя себестоимость на продукцию гражданского назначения, ориентируется на рынок, изучает конкурентов, и, на основании проведенного анализа формирует цену. Но для того, чтобы установить стоимость продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа (ГОЗ) предприятию, необходимо соблюдать рамки, установленные условиями государственного контракта.

Зачастую заказчик устанавливает такую предельную цену, при которой предприятию либо приходится осуществлять часть затрат за счет собственной прибыли, либо вовсе уходить в убыток, лишь бы соблюсти условия контракта.

Сложившаяся система ценообразования заведомо подталкивает предприятия к завышению затрат на поставляемую продукцию, но не экономить бюджет, повышать производительность труда, эффективность работы в целом, ведь государство изымает в свой доход сверхприбыль предприятия. Из-за сложившейся ситуации экономически более выгодные предприятия не стимулируются должным образом, перевооружение производства происходит замедленными темпами.

Опыт, накопившийся при государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую в рамках ГОЗ, показывает, что огромное количество нормативно правовой документации, регулирующей область ценообразования и действия предприятий ОПК в целом, не облегчает, а наоборот только затрудняет комплексное применение законов государственными заказчиками при планировании, размещении и выполнении ГОЗ. Для успешного существования предприятий ОПК, повышения эффективности их экономической деятельности и снижения издержек при производстве вооружения, военной и специальной техники в неконкурентной среде, необходимо совершенствование системы ценообразования в сфере ГОЗ [4].

Весь перечень нормативно-правовых актов носит рекомендательный характер, но расчет себестоимости и управление ею от этого не упрощается. В соответствии с нормативной базой государственного оборонного заказа, заключается государственный контракт с особыми условиями исполнения, которые ставят в определенные рамки исполнителя. Но если к формированию себестоимости и цены предприятие подошло не добросовестно, оно не понесет финансовой ответственности.

Чтобы предприятие ОПК не занижало качество продукции и соблюдало условия выполнения ГОЗ, к нему предписывается военный представитель. Он изучает весь процесс производства и обязан знать все тонкости выпуска готового товара.

Представитель проверяет все документы, связанные с установкой цены, и отправляет их в вышестоящий орган — Федеральную антимонопольную службу. За частую предприятие не несет финансовой и уголовной ответственности за нецелевое использование денежных средств, она ложится на закрепленное военное представительство. Но как правило военное представительство не допускает включения необоснованных затрат в цену продукции, они срезаются на стадии проверки документов, и за предприятием нет никаких нарушений. Если же военное представительство все-таки, пропустило в силу человеческого фактора документы с нарушениями и не выявило тех мест, где предприятие пытается его обмануть, именно оно и окажется виновным.

Ещё одной причиной возникновения проблем в ценообразовании является поквартальный способ планирования, а весь мир работает по недельному. Образуются большие запасы комплектующих и материалов [3].

Создавшееся сложное положение в ОПК требует решений на самом высоком государственном уровне в лице Президента и Правительства России. Так, принятие новых, обобщённых нормативно-правовых актов будет способствоватьреформированию системы ценообразования в целях стимулирования организаций ОПК к снижению затрат при производстве продукции по ГОЗ и внедрению передовых технологий. Это позволит сдерживать рост цен на вооружение и обеспечит повышение инвестиционной привлекательности организаций ОПК.

К тому же данная проблема должна решаться именно в двустороннем порядке: должно быть честное содействие со стороны предприятий-исполнителей и адекватное государственное регулирование со стороны государственного заказчика.

Хоть государственная программа перевооружения 2011–2020 гг. и влила большие средства в предприятия ОПК, она не решила основные проблемы ценообразования. Но уже подводятся итоги ранее принятых планов и уточняются контрольные цифры ныне действующей ГПВ-2027 [6].

Для выхода из создавшегося положения необходима разработка новой системы ценообразования на продукцию военного назначения, в основу которой должна быть положена концепция зависимости цены продукции от ее качества.

Таким образом, на сегодняшний день, система ценообразования в ОПК ещё далека от совершенства. Одним из основных методов решения данной проблемы будет пересмотр и поправка нормативно-правовых документов. Также важную роль сыграет изменение системы планирования и привлечение предприятий к финансовой ответственности, за попытку изменения себестоимости и качества продукции. Нужно ввести конкурсы с предварительным отбором поставщиков.

Так, наличие разветвленной системы моделей цен, обеспечивающих полную компенсацию затрат, правильное формирование и распределение прибыли, покрывающие финансовые риски поставщика и заказчика, стимулирующих и поощряющих инновационное развитие — необходимое условие успешной реализации целей государственной политики в сфере ОПК.

Литература:

  1. Бакулина А. А., Топчий П. П. Построение модели ценообразования на продукцию ОПК с применением математических методов // Имущественные отношения в РФ. — 2017. — № 9. С. 74–79.
  2. Гончарук Е. Ю., Давыдова Е. В., Растрыгина Е. А., Гончаренко Т. В., Ищенко О. В. Ценообразование в сфере государственного оборонного заказа. Экспертно-аналитический центр ценообразования в оборонной промышленности //Эксперт 275. — М., 2017. — С. 237.
  3. Есаулов В. Н. О проблемах становления рыночных отношений в российском оборонно-промышленном комплексе (ОПК) // Вестник НГУЭУ. — 2013. — № 1. — С. 55–60.
  4. О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу [электронный ресурс] http://government.ru/docs/30409/ (дата обращения 15.05.2021).
  5. Рыночные методы ценообразования [электронный ресурс] https://helpstat.ru/rynochnye-metody-czenoobrazovaniya (дата обращения 15.05.2021).
  6. Тарасова Д. Д., Подоляк О. О. «Анализ проблем, возникающих при формировании цены на ГОЗ предприятия НПОА имени академика Н. А. Семихатова» [электронный ресурс] https://ekonomika.snauka.ru/2020/01/16956 (дата обращения 15.05.2021).
  7. Шамхалов Ф. И., Канкулов М. Х. Совершенствование ценообразования на продукцию предприятий оборонно-промышленного комплекса // Научный вестник ОПК России. — 2018.- № 2. — С. 34–40.
  8. Юрага С. А. Проблемы ценообразования на продукцию военного назначения в рамках государственного оборонного заказа // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2015. — № 2. — 339 с.
Основные термины (генерируются автоматически): государственный оборонный заказ, предприятие, государственный контракт, оборонно-промышленный комплекс, система ценообразования, военное представительство, государственный заказчик, гражданское назначение, качество продукции, финансовая ответственность.


Задать вопрос