Прокурорский надзор за исполнением законодательства о государственном оборонном заказе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (183) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 07.12.2017

Статья просмотрена: 5110 раз

Библиографическое описание:

Видясова, О. С. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о государственном оборонном заказе / О. С. Видясова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 236-238. — URL: https://moluch.ru/archive/183/46960/ (дата обращения: 19.04.2024).



В настоящее время криминальная обстановка, складывающаяся вокруг предприятий оборонно-промышленного комплекса в различных регионах Российской Федерации, является достаточно сложной. Зачастую расхищаются материальные ценности, выпускаемые из государственного материального и мобилизационного резервов.

На развитие оборонно-промышленного комплекса (далее ОПК), реализацию программ перевооружения армии и флота государством, как подчеркнул Президент РФ В. В. Путин, выделяются не просто крупные, а беспрецедентные средства. Безусловно, важно, чтобы эти средства были освоены по их прямому назначению в полном соответствии с требованиями закона.

Обеспечение этой задачи руководством государства возлагается на многие государственные органы. При этом специальные задачи поставлены и перед Генеральной прокуратурой.

Во исполнение поручений Главы государства значительные усилия органов прокуратуры направляются на укрепление правопорядка в ОПК.

При реализации надзорных полномочий в данной сфере правоотношений следует исходить из общих требований Федерального закона от 17.01.1991 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации». Для органов прокуратуры надзор в сфере ОПК комплекса является приоритетным направлением.

Вопросы организации прокурорского надзора в указанной сфере регламентированы приказами Генерального прокурора РФ от 18.11.2014 г. № 637 «О мерах по повышению эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса», от 30.03.2001 № 17 «О полномочиях прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законно на особо режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях», от 29.09.20011 № 320 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в оборонно-промышленном комплексе».

В соответствии с Приказом Генерального прокурора РФ от 04.04.2017 № 13-Ш «О частичном изменение структуры и штатной численности Генеральной прокуратуры РФ» в аппарате Генеральной прокуратуры РФ создано Управление по надзору за исполнением законов в сфере ОПК. Данное управление состоит из трех отделов: отдел по надзору за исполнением законов в ОПК; отдел за исполнением законодательства о государственном оборонном заказе; отдел координации и методического обеспечения деятельности прокуратур ЗАТО и по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области.

Прокурорам при выполнении своих надзорных полномочий следует уделить особое внимание надзору за исполнением законодательства о государственном оборонном заказе (далее ГОЗ), выполнением федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, включенных в сводный реестр организаций ОПК, утвержденный приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 03.07.2015 № 1828.

Вопросы разграничения компетенции при организации надзора в данной сфере регламентированы приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 07.05.2008 № 84» О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур».

Важнейшим источником для прокурора в сфере ГОЗ является информация контрольно-ревизионных органов (Федерального казначейства, Росфинмониторинга, ФНС России, Федеральной антимонопольной службы, Счетной палаты РФ и других). Данные результаты о результатах их деятельности следует использовать в аналитической работе, при обобщении практики прокурорского надзора и планировании работы органов прокуратуры, при проведении проверок.

Для налаживания надлежащего межведомственного взаимодействия Генпрокуратурой РФ, Минобороны России, Минпромторгом России и ФАС России подписан совместный приказ от 31 июля 2015г. № 405/484/2193/677/15 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия в сфере оборонно-промышленного комплекса».

В Межведомственное взаимодействие осуществляется по следующим направлениям:

– взаимодействие органов прокуратуры и ФАС в рамках межведомственных рабочих групп при прокуратурах субъектов РФ;

– взаимодействие и планирования и проведения совместных плановых проверок в сфере ГОЗ;

– взаимодействие при проведении проверок, проводимых органами прокуратуры с привлечением специалистов ФАС;

– взаимодействие органов прокуратуры и ФАС в рамках производства об административном правонарушениях;

В 2015 году в результате совместных усилий с Минобороны, органами безопасности, финансовой разведки, антимонопольной службой и другими стало выявление более 1 тыс. фирм-однодневок, зарегистрированных на подставных лиц, имеющих финансовые связи с предприятиями ОПК.

Вместе с тем как показывает практика, рядом прокуратур не информируются уполномоченные органы способные повлиять на негативную ситуацию, связанную с исполнением оборонного заказа.

По каждому государственному контракту, заключенному в целях обеспечения обороны и безопасности государства, необходимо выяснять, кто является непосредственным изготовителем поставляемой продукции и кем фактически выполнялись работы. Только путем вычитания из конечной стоимости «накруток» и удорожаний посредников можно установить действительную стоимость, которая, как правило, завышена в 2–3 раза.

Прокуратура надзирает за тем, соблюдается ли требование о расходовании финансовых средств, выплачиваемых государственным заказчиком головному исполнителю только для расходов на выполнение государственного оборонного заказа и авансирование соответствующих работ.

Анализ состояния законности в указанной сфере свидетельствует о распространенности нарушений законодательства при исполнении ГОЗ. Достаточно часто встречаются случаи хищения бюджетных средств, халатности и злоупотреблений со стороны должностных лиц при подготовке, заключении и реализации государственных контрактов, а также отмывания преступных доходов с использованием фирм-однодневок.

Так, в г. Москве расследуется преступная деятельность организации, оказывающей услуги по созданию юридических лиц. На трех безработных граждан было зарегистрировано 800 фирм. Исходя из материалов проверок, проведенных прокурорами совместно с ФСБ установлено, что услугами таких организаций пользовались и контрагенты головных исполнителей ГОЗ для вывода поступивших средств.

Выявляются многочисленные нарушения условий государственных контрактов, заключенных в рамках государственного оборонного заказа, например, нарушаются сроки его исполнения, соисполнители привлекались без согласования с заказчиком, заказчиком не всегда принимаются меры по предъявлению и взысканию штрафных санкций за несвоевременное исполнение договорных обязательств, предъявляются к оплате по государственному контракту невыполненные работы или работы, не предусмотренные сметой, использование фирм-посредников, заключение заведомо убыточных договоров, случаи преднамеренного банкротства.

Результаты проведенных проверок исполнителя законодательства о государственном оборонном заказе свидетельствуют о распространенности нарушений Федерального закона от 29.12.2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». Нарушения указанного закона выявляются прокурорами практически повсеместно. За выявленные правонарушения наступает административная ответственность, предусмотренная статьями КоАП РФ.

В этой связи прокурорами активно используются меры правового характера в целях пресечения выявленных нарушений законодательства о государственном оборонном заказе.

В своем докладе Генеральный прокурор РФ Ю. Я. Чайка на пленарном заседании Совета Федерации Федерального Собрания РФ о состоянии законности и правопорядка 2016 году и проделанной работе по их укреплению сообщил, что результаты прокурорских проверок государственных заказчиков оборонной продукции, а также крупнейших предприятий отрасли свидетельствуют о положительных изменениях в сфере ОПК.

По его словам, в первую очередь изменения касаются своевременного исполнения оборонного заказа на 99 %., но вместе с тем есть и проблемы. В прошедшем году выявлено 20 тыс. нарушений законов, по материалам прокуроров возбуждено 264 уголовных дела.

Совокупность принимаемых мер позволит органам прокуратуры внести свой достойный вклад в укрепление обороноспособности страны.

Литература:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ [с посл. изм. и доп.] // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 1.
  2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — N 47. — ст. 4472
  3. О государственном оборонном заказе: федер. закон от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ [с посл. изм. и доп.] // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2012. — № 53 (ч. 1). — Ст. 7600.
  4. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 18 ноября 2014 г. № 637 «О мерах по повышению эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса» // Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
  5. Приказ Генерального прокурора РФ от 30.03.2001 № 17 «О полномочиях прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законно на особо режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях» // Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
  6. Приказ Генерального прокурора РФ от 29.09.20011 № 320 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в оборонно-промышленном комплексе» // Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
  7. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 07.05.2008 № 84» О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» // Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
  8. Опенышев О. С. Организация прокурорского надзора в сфере оборонно-промышленного комплекса / О. С. Опенышев // Законность. — 2015. — № 2. — С. 3–6.
  9. Паненков А. А. Решение проблем оптимизации деятельности прокуратур по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах оборонно-промышленного комплекса России / А. А. Паненков // Военно-юридический журнал. — 2012. — № 10. — С. 2–16.
Основные термины (генерируются автоматически): государственный оборонный заказ, оборонно-промышленный комплекс, Российская Федерация, прокурорский надзор, Генеральный прокурор РФ, исполнение, исполнение законодательства, орган прокуратуры, сфера, государственный контракт.


Похожие статьи

прокурорский надзор в сфере градостроительного...

Прокурорский надзор за исполнением законодательства о государственном оборонном заказе. Прокурорский надзор в сфере противодействия распространению терроризма и экстремизма в сети Интернет.

Прокурорский надзор в соблюдении Конституции Российской...

Прокурорский надзор за исполнением законодательства о государственном оборонном заказе.

Похожие статьи. Экологический контроль (надзор) в Российской Федерации: некоторые проблемы правоприменения.

Реализация функции надзора за соблюдением Конституции...

федеральное законодательство, Конституция РФ, орган прокуратуры, правовой режим, соблюдение Конституции РФ, ОРДА, государственная тайна, законодательная регламентация, прокурорский надзор, мое мнение.

Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве...

Прокурорский надзор за исполнением законодательства о государственном оборонном заказе. прокурорский надзор в сфере градостроительного законодательства.

Прокурорский надзор за исполнением законов при возбуждении...

Прокурорский надзор за исполнением законодательства о государственном оборонном заказе. Производство проверки по сообщениям о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств.

Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской...

Российская Федерация, деятельность прокуратуры, принцип, государственная власть, прокурорская деятельность, принцип гласности, прокуратура, прокурор, орган, Генеральный прокурор.

Прокурорский надзор в сфере противодействия...

Прокурорский надзор за исполнением законодательства о государственном оборонном заказе.

Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве следственных действий.

Предмет прокурорского надзора за исполнением...

В статье исследована надзорная деятельность прокуратуры Российской Федерации по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, осуществления разрешительной системы...

Похожие статьи

прокурорский надзор в сфере градостроительного...

Прокурорский надзор за исполнением законодательства о государственном оборонном заказе. Прокурорский надзор в сфере противодействия распространению терроризма и экстремизма в сети Интернет.

Прокурорский надзор в соблюдении Конституции Российской...

Прокурорский надзор за исполнением законодательства о государственном оборонном заказе.

Похожие статьи. Экологический контроль (надзор) в Российской Федерации: некоторые проблемы правоприменения.

Реализация функции надзора за соблюдением Конституции...

федеральное законодательство, Конституция РФ, орган прокуратуры, правовой режим, соблюдение Конституции РФ, ОРДА, государственная тайна, законодательная регламентация, прокурорский надзор, мое мнение.

Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве...

Прокурорский надзор за исполнением законодательства о государственном оборонном заказе. прокурорский надзор в сфере градостроительного законодательства.

Прокурорский надзор за исполнением законов при возбуждении...

Прокурорский надзор за исполнением законодательства о государственном оборонном заказе. Производство проверки по сообщениям о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств.

Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской...

Российская Федерация, деятельность прокуратуры, принцип, государственная власть, прокурорская деятельность, принцип гласности, прокуратура, прокурор, орган, Генеральный прокурор.

Прокурорский надзор в сфере противодействия...

Прокурорский надзор за исполнением законодательства о государственном оборонном заказе.

Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве следственных действий.

Предмет прокурорского надзора за исполнением...

В статье исследована надзорная деятельность прокуратуры Российской Федерации по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, осуществления разрешительной системы...

Задать вопрос