Специфика коммуникационной деятельности на рынке керамической плитки и керамогранита | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №18 (360) апрель 2021 г.

Дата публикации: 03.05.2021

Статья просмотрена: 204 раза

Библиографическое описание:

Казакова, Н. И. Специфика коммуникационной деятельности на рынке керамической плитки и керамогранита / Н. И. Казакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 188-192. — URL: https://moluch.ru/archive/360/80613/ (дата обращения: 18.11.2024).



В данном разделе мы сначала проследим, в каком состоянии находится рынок, затем построим теоретические выводы о специфике коммуникационной деятельности на этом рынке и затем рассмотрим наиболее популярные коммуникационные инструменты, применяемые на этом рынке.

В ходе исследования, проведенного NeoAnalytics [34], выяснилось, что в настоящее время российский рынок керамической плитки и керамогранита находится в стагнации. Основное влияние на рынок оказывает развитие строительной отрасли.

В 2019 г объем рынка керамической плитки и керамогранита составил 200,1 млн.кв. метров в натуральном выражении и 70,2 млрд. руб. в стоимостном выражении. Основной объем рынка составляет отечественная продукция, доля которой в 2019 г. составила 77,2 %. Последние два года соотношение на рынке доли производства/импорта сохраняется примерно одинаковое.

В 2019 году производство продукции составило 182,8 млн.кв. метров и снизилось на 1,8 %. Импорт продукции составил 45,6 млн.кв. метров и снизился на 3,1 %. Экспорт продукции составил 28,4 млн.кв. метров и вырос на 17,5 %. В 2019 г. российский рынок рос в основном за счет экспорта.

Средняя цена производителей составила 239,5 руб. за кв. метр и снизилась за год на 4,4 %.

Динамика изображена на рисунке 5:

Динамика объема рынка керамической плитки и керамогранита в РФ по сегментам (производство/импорт/экспорт) в натуральном выражении, 2015–2019 гг. % [там же]

Рис. 5. Динамика объема рынка керамической плитки и керамогранита в РФ по сегментам (производство/импорт/экспорт) в натуральном выражении, 2015–2019 гг. % [там же]

Рынок керамической плитки и керамогранита является консолидированным, более 53 % рынка принадлежит 6 крупным участникам, среди которых ООО «Керама Марацци», ГК «Юнитайл», ООО «Церсанит Трейд», ГК «Эстима», ООО «Квадро Декор», ООО «ЗКС». К более мелким, но также известным относятся компании известные под брендами «Сатурн», «ТКС», «Керам Маркет», «Отделкино CITY» и другие.

Разберемся с исходными очевидными позициями и теоретическим путём получим из них первичные умозаключения, а затем, обратимся к эмпирическим методам.

  1. Конкуренция на рынке керамики и керамогранита — это, во многом, конкуренция дизайна, что автоматически обозначает важность визуальных коммуникаций.
  2. Потребитель обеспечен широким выбором и хочет сделать красиво из имеющихся предложений и изначальных условий (уже имеющийся дизайн и расстановка помещения), а «красиво» подразумевает точный размер, оригинальный дизайн, наличие декора и некую оригинальность, — что, в свою очередь, подразумевает, наличие активных консультационных коммуникаций между компаниями, предлагающими свою керамическую продукцию или продукцию поставщиков и целевой аудиторией.
  3. Высокий уровень конкуренции приводит к снижению цены — то есть, на этом рынке, конкуренция, во многом, ещё и ценовая — что подчёркивает важность таких коммуникаций, как стимулирование сбыта и реклама.
  4. Всеобщее наличие интернета обуславливает важность интернет-коммуникаций и постепенное замещение ими альтернативных коммуникаций, как и практически на любых других рынках.
  5. Широкий ассортимент и большое количество заводов в рамках той или иной сбытовой на рынке керамики компании приводит к необходимости больших сайтов-каталогов, где информация должна быть грамотно систематизирована и легко находима, т. е. говоря о рынке керамики и керамогранита, сложно переоценить важность качественного сайта.
  6. Многие компании, реализующие керамическую и керамогранитную продукцию, не имеют собственных производств, однако, научились выполнять некую посредническую функцию между потребителем, заводом и дизайнерскими бюро, предлагая, таким образом, эксклюзивные решения на стыке этих участников внешних коммуникаций, таким образом, здесь крайне важно качество коммуникаций с партнёрами, включая трансляцию ценностей вовне.
  7. Компании, производящие подобную продукцию, но не занимающиеся её непосредственной реализацией конечному потребителю, реализуют товар через сеть дилеров, и здесь так же важны партнёрские коммуникации, выстроенные доверительные отношения на основе взаимного понимания и выгоды, готовность откликаться на запросы и перестраиваться.

По факту, проведя анализ коммуникаций имеющихся компаний [35, 36, 37, 38, 39, 40], мы можем определить основные применяемые на данном рынке коммуникационные инструменты: реклама, стимулирование сбыта, личные продажи, участие в выставках, сайт, социальные сети.

  1. Реклама осуществляется преимущественно через интернет: это таргетированная реклама, контекстная реклама, реклама на сайтах а также традиционная реклама на телевидении (не очень рентабельна и применяется в основном, в рамках регионального ТВ, где больше шансов окупить появление в эфире), радио и в печатных изданиях.
  2. Стимулирование сбыта. В качестве инструментов стимулирования сбыта используется снижение цены для постоянных клиентов, акции, скидки, программы лояльностей, подготовка эксклюзивных предложений. Целевая аудитория узнаёт об этом через сайт, соцсети и в местах продаж (магазины и шоурум).
  3. Личные продажи осуществляются менеджерами по телефону, через сайты и непосредственно в шоурум. Применение инструментов прямого маркетинга заключается в использовании телефонных звонков, отправлении коммерческих предложений и писем потенциальным клиентам, информировании, работе с возражениями, убеждении заказчиков. К менеджерам по продажам в таких компаниях предъявляются высочайшие требования в силу уровня конкуренции: внутри фирм существуют жесткие регламенты, определяющие подход менеджеров к клиентам. Контроль таких продаж осуществляется посредством информационных систем, зачастую CRM, которые внедрены во всех таких компаниях.
  4. Участие в выставках . Компании ведут деятельность по всей России, а также частично и за рубежом и применяют в целях улучшения имиджа и повышения узнаваемости бренда выставочно-ярмарочную деятельность. Так, представители большинства участников рынка регулярно посещают проводимую в Москве международную строительную выставку Mosbuild, что позволяет находить новых клиентов и поставщиков. Также, периодически проходят профессиональные отраслевые выставки в других городах России.
  5. Сайт . Сайты компаний, предлагающих рынку керамическую продукцию, зачастую представляют собой интернет-магазины, достаточно сложные и насыщенные по структуре и содержанию. Клиенты могут ознакомиться с услугами и новостями, узнать информацию о компании, интересующий их полезный контент. На сайте почти всегда есть интерактивная поддержка пользователей (всплывающее окно с предложением помощи), а на некоторых сайт видна фирменная визуальная работа дизайнера.

Сайты многих компаний содержат профильную информацию о компании: «О нас», «История», «Сертификаты». Компании транслируют свои подходы и ценности, делятся стратегическими планами, раскрывают бизнес-модели, рассказывают об элементах корпоративной этики, принятой в организациях.

Зачастую представлено достаточно много информативного материала для покупателей. Почти везде встречается информация об оплате, доставке, на некоторых сайтах выделяются разделы «Распродажа» и «Акции», где в основном, представлены выгодные предложения по отдельным поставщикам. У некоторых участников рынка можно встретить необычные разделы, такие, например, как «Строительный калькулятор» [40]. У некоторых компаний, например, у «ТехноТайлЦентр» есть в наличии два сайта — для В2В-коммуникаций и для В2С, что, на наш взгляд, теоретически, является хорошим решением, учитывая различия между аудиторией и критериями их выбора.

Сайт является важнейшим коммуникационным звеном в этой отрасли.

  1. Социальные сети. Каждая из компаний представлена хотя бы в 2–3 социальных сетях (при этом, далеко не всегда ведёт регулярно проявляет там активность. Все компании представлены в Instagram — что вполне закономерно, учитывая важность визуальной коммуникации в этой отрасли.

Следующие популярные соцсети — это Facebook и VK. Количество подписчиков в некоторых из них измеряется десятками тысяч. В соцсетях компании представляют продукцию, интересную информацию, новости, визуальный контент, сообщают о специальных предложениях, акциях, товарных новинках.

В некоторых случаях, например, «Керам Маркет», компания представлена и в таких соцсетях, как Youtube и Pinterest, специализирующихся на видео и визуальном контенте, что, на наш взгляд, правильно, учитывая, что целевая аудитория этих брендов хочет сделать «красиво».

При этом, практически, никем из этих компаний, в полной мере, не применяется коммуникация посредством публичных отношений, что, возможно связано, с редкой периодичностью покупки либо отсутствием должного понимания о важности этого инструмента коммуникации.

Таким образом, подводя итоги первой главы, сделаем некоторые выводы.

  1. Большинство учёных отождествляют «коммуникацию», «коммуникационную деятельность» и «коммуникационные процессы». «Коммуникационная деятельность — это и процесс, и обмен между двумя или несколькими участниками, когда выделяются как минимум отправитель, получатель и сигнал, а также зачастую присутствует конкретная цель, ради чего коммуникация осуществляется.
  2. Под коммуникационной деятельностью в рамках бизнеса понимаем совокупность определенных действий, направленных на создание и размещение маркетинговых активностей с целью поддержания позитивного имиджа, высокой репутации и привлечения клиентов для сбыта продукции, что тесно связано с деловой и торговой политикой фирмы.
  3. В общем виде, коммуникационная деятельность нужна компании для того, чтобы продолжать своё существование, развиваться, становиться узнаваемее, без помех коммуницировать с целевой аудиторией, доносить свои послания, и, таким образом, увеличивать прибыль.
  4. Рынок керамической плитки и керамогранита перестал расти и находится в устойчивой стагнации.
  5. Основные особенности коммуникационной деятельности на рынке керамических изделий — это важность визуальной составляющей, консультаций со специалистом, отношений с партнёрами и интернета, как среды для проведения эффективных коммуникаций с аудиторией.
  6. Основные инструменты коммуникационной деятельности на рынке керамической плитки и керамогранита — это сайт, социальные сети, участие в выставках, личные продажи, стимулирование сбыта и реклама, при этом, PR практически не применяется.

Литература:

  1. Словарь «Академик». Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/976713
  2. Лунева О. В. Общение // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 4. — С. 157–159
  3. Cловарь. Под. ред. М. Ю. Кондратьева; Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. Под ред. А. В. Петровского
  4. Гончаренко Л. В. Коммуникативная деятельность и ее социальная значимость // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 2.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12540 (дата обращения: 07.03.2021).
  5. Коммуникационная деятельность: понятие, виды, типы. URL: https://www.turboreferat.ru/psychology/kommunikacionnaya-deyatelnost-ponyatiya-vidy-tipy/223330–1105416-page1.html
  6. Киберпедия. URL: https://cyberpedia.su/14x1ef5.html
  7. Лекции.орг. URL: https://lektsii.org/17–59188.html
  8. Хорева Е. С. Сущность и значение коммуникационной деятельности коммерческой компании. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-znachenie-kommunikatsionnoy-deyatelnosti-kommercheskoy-kompanii/viewer
  9. Якубенко К. С. Елисеева О. В. Влияние темперамента на коммуникационную деятельность. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_28782151_51453835.pdf
  10. Пластинина В. Г. Коммуникационный процесс в управленческой деятельности. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_26529472_71586282.pdf
  11. Бурганова Л. А. Теория управления: учебное пособие. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 160 с.
  12. Ромашко Т. В. Концептуализация коммуникационной деятельности отечественного вуза. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_21740658_35942513.pdf
  13. Grunig J. E., Hunt T. Managing public relations. — New York: Holt, 1984, 56 pp
  14. Toth E. L., Serini S. A., Wright D. I., Emig A. G. (1998) Trends in Public Relations Roles:1990–1995 Public Relations Review, 24(2). P. 145–163
  15. CIPR. The economic significance of public relations // Report commissioned by CIPR from the center for economics and business research Ltd. London: GDR, 2005
  16. Фромм Э. Бегство от свободы: Пер. с англ. / Общ. ред. и послесл. П. С. Гуревича. М., 1989. С.14–16.
  17. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / пер. с англ. А. А. Грузберга; терминологическая правка В. Данченка — К.: PSYLIB, 2004.
  18. Сартр Жан-Поль Пьесы: пер. с фр. / Жан-Поль Сартр. — М.: Гудьял-Пресс, 1999. — 560 с. (Серия «Театр»)
  19. Shannon C. E. A Mathematical Theory of Communication // Bell System Technical Journal. — 1948. — Т. 27. — С. 379–423, 623–656.
  20. Якобсон, Р. О. Избранные работы: Пер. с англ., нем., фр. яз. / Роман Якобсон; Предисл. В. В. Иванова, с. 5–29; Сост. и общ. ред. В. А. Звегинцева. — М.: Прогресс, 1985. — 455 с.
  21. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста [Текст] / Ю. М. Лотман. — Москва: Искусство, 1970. — 384 с.
  22. Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста/ Пер. с англ. и итал. С. Д. Серебряного Автор: Умберто Эко Издательство: СПб.: Симпозиум Год: 2005. 502 С.
  23. Кузьмина Е. А. Современные подходы к пониманию коммуникации. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-ponimaniyu-kommunikatsii/viewer
  24. Duncan T. IMC, Using Advertising and Promotion to Build Brands. — New-York: The McGraw-Hill Companies, 2002, 6–21 p.
  25. Экспертное интервью Ромашко Т. В. с Салли Чалмерс, руководителем магистерской программы студентов по направлению связи с общественностью (Sally Chalmers, Programme Leader of MSc in Public Relations) 28 мая 2013 г
  26. Hung C. J. Toward the theory of relationship management in public relations: How to cultivate quality relationships. // The future of excellence in public relations and communication management: Challenges for the next generation. Ed. E. L. Toth. — Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 2007, 443–476 p.
  27. Борисова С. Г. Исследование лояльности персонала как ключевого маркетингового актива вуза // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2012. № 3.
  28. Буари Ф. Паблик рилейшнз или стратегия доверия. — М., 2001
  29. Щедровицкий Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия. — М., 2005. — 800 с.
  30. Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: УРСС, 2002.
  31. Мориати С., Бернет Дж. Маркетинговые коммуникации. Интегрированный подход. СПб.: Питер, 2001. 864 с.
  32. Котлер Ф., Келлер К. Л. Маркетинг менеджмент. 12е изд. СПб.: Питер, 2008
  33. Лебедева Л. В. Психология рекламы. Учебное пособие для вузов. М.: ФЛИНТА, 2013. 126 с.
  34. Анализ российского рынка керамической плитки и керамогранита: итоги 2019г., прогноз до 2022 г. URL: https://marketing.rbc.ru/articles/11923/
  35. Сайт компании «Керам Маркет» [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: https://www.keram-market.ru/
  36. Сайт компании «Отделкино CITY» [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: https://otdelkino.ru/
  37. Сайт «Технотайл» для В2С-клиентов URL: http://www.technotile-shop.ru/about.html
  38. Сайт «Керама Марацци» для В2С-клиентов URL: https://kerama-marazzi.com/ru/
  39. Сайт «Сатурн» URL: https://msk.saturn.net/
Основные термины (генерируются автоматически): керамическая плитка, коммуникационная деятельность, компания, рынок, сайт, стимулирование сбыта, целевая аудитория, керамогранит, коммуникация, визуальный контент.


Похожие статьи

Клиенториентированная модель как основа функционирования предприятий бытовых услуг

Сетевая организация бизнеса как фактор повышения конкурентоспособности гостиничных предприятий

Влияние целенаправленного обучения на развитие коммуникативных навыков менеджеров оптовых продаж

Влияние особенностей инновационной экономики на процессы формирования газосланцевой индустрии

Специфика деятельности отдела рекламы в коммерческой и некоммерческой сферах

Технология развития критического мышления в формировании коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку

Анализ подходов к сегментации потребителей на основе стилей их покупательского поведения

Тенденция развития зарубежных гендерных лингвистических исследований в профессионально-ориентированной сфере

Влияние групповой работы на развитие коммуникативных компетенций младших школьников

Роль аутентичных материалов в процессе формирования межкультурной профессионально-коммуникативной компетенции у студентов нефилологических специальностей

Похожие статьи

Клиенториентированная модель как основа функционирования предприятий бытовых услуг

Сетевая организация бизнеса как фактор повышения конкурентоспособности гостиничных предприятий

Влияние целенаправленного обучения на развитие коммуникативных навыков менеджеров оптовых продаж

Влияние особенностей инновационной экономики на процессы формирования газосланцевой индустрии

Специфика деятельности отдела рекламы в коммерческой и некоммерческой сферах

Технология развития критического мышления в формировании коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку

Анализ подходов к сегментации потребителей на основе стилей их покупательского поведения

Тенденция развития зарубежных гендерных лингвистических исследований в профессионально-ориентированной сфере

Влияние групповой работы на развитие коммуникативных компетенций младших школьников

Роль аутентичных материалов в процессе формирования межкультурной профессионально-коммуникативной компетенции у студентов нефилологических специальностей

Задать вопрос