Безработица среди выпускников образовательных организаций: масштабы и причины | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №15 (357) апрель 2021 г.

Дата публикации: 06.04.2021

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Никишина, А. О. Безработица среди выпускников образовательных организаций: масштабы и причины / А. О. Никишина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 96-99. — URL: https://moluch.ru/archive/357/79809/ (дата обращения: 19.04.2021).



В данной статье будет рассмотрено понятие «молодежная безработица», раскроются масштабы и причины данного явления. Освещены варианты решения данной проблемы.

Ключевые слова: безработица молодежи, выпускники, образовательные организации, современный рынок труда, профессия

Среди проблем, с которыми сталкивается наша страна, нельзя оставить без внимания проблему безработицы. Причем следует учитывать не только безработицу в целом, но и отдельные ее проявления в различных сферах.

Безработица как социально-экономическое явление представляет собой ситуацию, при которой лица трудоспособного возраста, не имеющие работы, пригодны к ней и ищут ее. Как отмечает Бекмурзаев И.М, безработица обладает рядом негативных последствий, которые ведут к тому, что «целое поколение, так называемое будущее России, оказывается за бортом общества» [4]. А как мы знаем, именно большую часть безработных составляет молодежь, что обусловлено их неопытностью и рядом других факторов.

Безработица в образовании или молодежная безработица является очень большой проблемой, поскольку ежегодно из учебных заведений разного уровня выпускаются десятки тысяч выпускников, которые стараются найти себе работу по выбранной ими специальности. Так, по данным МОТ в прошлом году уровень безработицы среди выпускников в России составил 14,79 %. Это довольно-таки большие показатели для нашей страны. По сути, молодежи в нашей стране в три раза сложнее найти работу, чем людям предпенсионного возраста, о которых чаще всего беспокоятся чиновники.

Безработица среди выпускников образовательных организаций — распространенное явление во многих странах мира, не только в России, которое может быть связано с поиском оптимальной работы, мобильностью по рабочим местам. Говоря о масштабах безработицы, то следует отметить, что они зависят от образовательных программ. Так, среди окончивших программы высшего образования среди мужчин — 13.8 %, среди женщин он самый низкий — 11,5 %. Наибольшая величина этого показателя зафиксирована среди выпускников программ среднего профессионального образования — программ подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) — 15.8 % (среди мужчин) и программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) — 22,2 % (среди женщин) (рис. 1).

Рис.1 Доля выпускников (среди мужчин и женщин) образовательных организаций, являющихся безработными (проценты)

Что касается о группах специальностей и направлений в образовательных организациях, то самый высокий уровень безработицы наблюдается у выпускников сельскохозяйственных специальностей, искусства и культуры, естественных наук, а также гуманитарных наук, самый низкий показатель наблюдается у выпускников военных организаций, поскольку они всегда обеспечивают своим выпускникам рабочие места по специальности (рис.2) [1].

Рис. 2. Доля выпускников вузов, являющихся безработными, в их общей численности по укрупненным группам специальностей (направлениям подготовки) (проценты)

Каковы же причины, которые мешают выпускникам образовательных организаций так тяжело адаптироваться на рынке труда в современных экономических условиях?

Ситуация на российском молодежном рынке труда достаточно напряженная. Эффективному трудоустройству мешает отсутствие хорошо налаженного механизма, регулирующего трудоустройство выпускников образовательных организаций [5]. Как показывает анализ практики, то большую роль в адаптации молодежи на рынке труда, является ее поведение. Поскольку, находясь на этапе обучения, они не задумываются о своем трудоустройстве, так как считают, что это дело времени и их работа «найдет их сама».

Обращаясь к причинам, следует отметить следующие:

– недостаточная информированность будущих выпускников о современном рынке труда; о профессиях, которые будут востребованы через определенное время.

Выбирая профессию, студенты не задумываются, а будет ли данная профессия востребована через 5 или даже 10 лет?! Современный рынок труда меняется под воздействием научно-технического прогресса, появляются новые виды профессий, которые заменяют старые и требуют новых знаний и определенной квалификации.

– Многие профессии, полученные молодыми специалистами, часто оказываются невостребованными на современном рынке труда. Так, например, образовательным организациям рекомендуется уменьшить набор студентов по таким направлениям как юриспруденция и экономика. Специалистов в данной области достаточно много, тогда как в IT-технологиях недостаток таких кадров.

– Многие выпускники не ознакомлены со способами грамотного поиска рабочего места, способами успешного представления себя и своих сил на собеседовании.

Я считаю необходимым, что, находясь на этапе обучения, образовательная организация предоставляла студентам определенные знания, касающиеся вопросов поиска работы, поведения на собеседовании, то есть те вопросы, которые непосредственно связаны с трудоустройством.

– Недостаточно налажены связи между органами образования, органами службы занятости и другими структурами, играющими на рынке труда немаловажные роли.

Важно, чтобы были налажены связи между данными структурами: органы службы занятости должны направлять информацию в образовательные учреждения, которая бы отражала недостаток кадров по тем или иным специальностям.

– Крайне часто представления выпускников о своих способностях, престижности полученной профессии и оплаты труда завышены, что приводит к незаинтересованности во многих предложениях к трудоустройству

Так как же решить проблему, связанную с безработицей молодых специалистов? Я предлагаю следующие решения этой проблемы:

  1. Конечно же, наиболее оптимальным и первостепенным решением, о котором пойдёт речь, является соотнесение трудового и образовательного рынка. Необходимо согласовывать объёмы подготовки различных специальностей в учебных заведениях и количество требуемых работников на соответствующие направления.
  2. Вторым способом может быть поощрение со стороны государства заинтересованной в трудовой деятельности молодёжи. Это могут различные премии, льготные условия при покупке или съёме жилья, а также предоставление особых жилых мест, рассчитанных на работающую молодёжь
  3. Обращаясь к первому способу, резонно выделить как продолжение решения вышеупомянутых проблем отдельную биржу труда для молодёжи. Это позволит более рационально использовать человеческий ресурс в лице молодых людей, а также находить заинтересованных в молодёжи работодателей менее затратным и долгим путём.
  4. Одной из главных проблем при трудоустройстве молодёжи является отсутствие или нехватка требуемого опыта работы. Для решения этого нюанса необходимо смягчение критериев при приёме на работу, к примеру найм молодежи без опыта работы с последующим обучением на рабочем месте, что, конечно, будет не столько удобно работодателю, но позволит работнику согласовать свою деятельность и функциональные возможности под требования работодателя.
  5. Конечно, достаточно заметна необходимость в современной и оптимальной информационной базе, рассчитанной на информирование молодых специалистов о доступных вакансиях. Современное информационная база отстаёт от требований научно-технического уровня в российских реалиях, поэтому модернизация информационной системы рынка труда повысит уровень трудоустройства в виду большей осведомлённости молодёжи.
  6. Как показали современные реалии, стал возможен перевод работников в дистанционный режим. Поэтому стало возможно создание новых рабочих мест, рассчитанных на работу в удалённом режиме, «на дому». Такими специальностями могут быть различные профессии, связанные с компьютерной и отчётной деятельностью.

Таким образом, важно отметить, что в условиях социально-экономического развития нашей страны уровень безработицы среди молодых специалистов достаточно велик (14,79 %). Благосостояние молодых людей остается худшим, по сравнению с другими группами населения. Наиболее количество безработных выпускников зарегистрировано по следующим направлениям подготовки: сельское хозяйство, искусство и культура, а так же лица, окончившие гуманитарные вузы. В современных реалиях требуется все больше специалистов, работающих в IT — сферах, так как на сегодняшний момент эта сфера наиболее востребована на рынке труда. Государство должно предоставлять все необходимые условия, которые бы реализовали бы право молодых специалистов на труд.

Молодежная безработица и на настоящее время остается важнейшей проблемой в сфере труда. На сегодняшний день важно оценить масштабы и спрогнозировать ее динамику. Также необходимо найти пути помощи безработным лицам, испытывающим трудности с поиском работы.

Литература:

  1. Обследование рабочей силы: Федеральная служба государственной статистики. — Текст: электронный // rosstat.gov.ru: [сайт]. — URL: https://rosstat.gov.ru/labour_force?print=1 (дата обращения: 25.02.2021).
  2. Анферов А. А, Долгих Е. А Статистический анализ трудоустройства выпускников образовательных организаций // Вестник университета. — 2018. — № 8. — С. 68–72
  3. Бекмурзаев И. М., О проблеме безработицы среди молодежи в современной России // Скиф. 2019. — № 5–1 (33). — С. 238–240
  4. Малин С. В Особенности безработицы выпускников вузов в современной России // JSRP. –2013. — № 3. — С. 21–26
  5. Наумова О. А. Безработица среди выпускников ВУЗов: причины и способы преодоления // Психология, социология и педагогика. — 2013. — № 6. — C. 1– 4
  6. Чередниченко Г.А Положение на рынке труда выпускников системы высшего и среднего профессионального образования //Вопросы образования. — 2020. — № 1. — С. 256–282
Основные термины (генерируются автоматически): рынок труда, современный рынок труда, выпускник, проблема, молодежная безработица, направление подготовки, орган службы занятости, поиск работы, рабочее место, Россия.


Задать вопрос