Анализ государственной молодежной политики России в области занятости и трудоустройства выпускников учреждений высшего образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №20 (100) октябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 12.10.2015

Статья просмотрена: 571 раз

Библиографическое описание:

Ходжалиев С. А. Анализ государственной молодежной политики России в области занятости и трудоустройства выпускников учреждений высшего образования // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 394-397. — URL https://moluch.ru/archive/100/22613/ (дата обращения: 21.10.2018).

 

Выпускники вузов — это группа населения, которая находится в стадии своего социального становления, освоения социальных ролей, ищущая свое место в социальной жизни общества. Данная особенная роль молодежи в обществе усложняет ее положение на рынке труда. Существуют объективные обстоятельства, затрудняющие процесс социализации молодежи в области трудоустройства, например, невладение ею практическим опытом работы по специальности и связанная с этим слабая конкурентоспособность в сфере занятости, отсутствие навыков самостоятельного входа в поле профессиональной деятельности и слабая ориентация в трудовых отношениях, а также несоответствие получаемых в учебных заведениях знаний потребностям реальных рабочих мест. [1, с. 26].

Усиливает данные затруднения наличие основного противоречия в современном положении молодежи на рынке труда, проявляющегося в возрастающей дистанции между ее трудовыми притязаниями и возможностями их удовлетворения. В основе данного противоречия, с одной стороны, лежит закономерное стремление молодежи качественно и благополучно существовать, реализуя собственные творческие планы и удовлетворяя личные амбиции, но с другой — наличие негативных условий развития социальной, экономической и правовой систем в стране не способствует исполнению данного желания. Стоит отметить, что успешному вступлению молодежи в трудовую деятельность не содействуют возникающие со стороны работодателей нарушения условий ее занятости.

Одной из первых молодежь реагирует на увеличивающуюся дифференциацию доходов у населения, отрицая низкий уровень оплаты труда, нередко делая выбор в пользу нестабильных, но высокодоходных видов деятельности, включая трудоустройство в неформальном секторе экономики. Вместе с тем высокие запросы представителей молодежи к оплате труда делают достаточно затруднительным поиск подходящей работы по двум причинам. Во-первых, из-за отсутствия или недостаточности практического опыта работы и необходимых профессиональных контактов, во-вторых, из-за весьма ограниченного диапазона вакансий на хорошо оплачиваемых местах работы, заполнение которых напрямую связано с профессиональным опытом и налаженными контактами.

Данное противоречие во многом поясняет специфику занятости молодежи и ее положение на рынке труда. Главная особенность заключается в повышающемся недоиспользовании трудового потенциала молодежи, что само по себе отрицательно и носит еще более негативный характер в связи с тем, что тормозится процесс обновления рабочей силы и ротации кадров, особенно в отраслях, не престижных по той или иной причине для молодежи. В основе данных причин лежит смена основополагающих моральных ценностей и устоев, не контролируемое влияние окружающей действительности, под влиянием которых молодые люди низко оценивают профессиональный квалифицированный труд, поэтому видят достижение профессионального успеха не в труде и способностях, а в умении осуществлять кратковременные «коммерческие» проекты. Это дает основание прогнозировать повышение численности неквалифицированной рабочей силы, не обладающей внутренней дисциплиной и ответственностью. В связи с этим молодые люди либо переходят в число безработных иждивенцев, либо заняты в неформальной экономике. Это противоречие весьма негативно проявляется на потенциале профессионального самоопределения молодежи, ограничивая ее экономическую самостоятельность, мешая реализации ее трудовых прав и обязанностей [2, c. 50].

Существенные проблемы с трудоустройством молодежи вызваны также тем, что в процессах создания в стране рыночной экономики и развития рынка труда произошли значительные сдвиги в структуре занятости населения, в спросе на различные категории работников. Появляющийся спрос зачастую оказывается несогласованным с поступающим предложением. В соответствии с закономерностями развития постиндустриального общества увеличивается потребность в специалистах для постоянно возникающих новых специальностей. Однако продолжительный цикл подготовки высококвалифицированных специалистов в вузах (4–6 лет) приводит к тому, что выпуск задерживается по отношению к спросу и часто не соответствует жизненным потребностям предприятий и организаций в персонале.

Таким образом, средства, поступающие из бюджета и выделяемые на подготовку молодого специалиста по определенной специальности, расходуются неэффективно: экономика региона не приобретает необходимых специалистов; выпускники образовательных учреждений вынуждены менять свою квалификацию под потребности рынка труда; образовательные учреждения продолжают выпускать по специальности, не пользующихся спросом на рынке труда. С отменой системы государственного распределения учебные заведения лишились информационной обратной связи и ответственности за подготовку «не нужных» специалистов. Вместе с тем становится очевидной необходимость создания единой системы оценки перспективной потребности в высококвалифицированных кадрах с государственным заказом на подготовку специалистов для стратегически важных и отраслеобразующих предприятий для обеспечения роста в экономике региона. Такая система должна быть применена для районов и отдельных административно-территориальных образований региона (города, поселки городского типа вплоть до сельских населенных пунктов и отдельных предприятий).

Кроме этого ситуация на рынке труда усложняется для молодежи, с одной стороны, уменьшением спроса на молодых специалистов, с другой — в увеличившемся ужесточении требований к их профессиональной подготовке, поэтому подавляющая часть выпускников учреждений профессионального образования сталкивается с тяжелыми трудностями при трудоустройстве.

Молодые люди, имеющие высшее образование, часто не имеют полноценной возможности применить полученные знания и навыки, освоить особенности конкретных приложений своих знаний по специальности, что сказывается на квалификации. В первую очередь это связано с тем, что информация о потребностях, возникающих на рынке труда, о вакансиях предприятий и организаций не систематизирована, а рассеяна по различным источникам, таким, как периодическая печать, ярмарки вакансий, проводимые предприятиями, государственными службами занятости.

Исходя из вышеизложенного, современные молодые специалисты начинают считать полученную профессию не соответствующей их материальным и нравственным запросам, то есть неконкурентоспособной на рынке труда (зачастую, это оказывается соответствующим действительности), что приводит к психологическим травмам, утрате веры в будущее, социальным проблемам.

Необходимость усиленного внимания к проблеме трудоустройства молодых специалистов обусловливается и наличием созданной в условиях плановой экономики концепции трудоустройства молодежи. По прошествии времени в настоящий момент она утратила свою актуальность и эффективность, требуя выработки от государства принципиально новых подходов, организационных и методических принципов создания и функционирования государственной системы содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству молодых специалистов [3, c. 11–13].

Действуя в русле заданных тенденций, сейчас основными направлениями деятельности государственных органов в области содействия обеспечения экономической самостоятельности молодежи и реализации ее трудовых прав и обязанностей, предусмотренных Концепцией государственной молодежной политики в Российской Федерации, являются: создание условий для занятости молодежи; содействие профессиональной ориентации, профессиональной подготовке и переподготовке молодых граждан; формирование и реализация программ социальной адаптации и повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда; обеспечение финансовой поддержки мероприятий по созданию рабочих мест для молодежи; материально-техническая и финансовая поддержка деятельности молодежных учебных предприятий, бизнес-инкубаторов, учебно-деловых центров, коммерческих организаций; поддержка молодежного предпринимательства [2, c. 50].

В целях содействия занятости молодежи государство использует следующие меры и средства: учет специфики молодежной рабочей силы при осуществлении государственной молодежной политики в сфере занятости, в том числе интересов наименее защищенных групп молодежи при определении мер социальной поддержки в период временной незанятости; использование экономических стимулов, в том числе налоговых льгот, повышающих заинтересованность предприятий, учреждений и организаций в предоставлении молодежи бесплатных (льготных) услуг по трудоустройству, в приеме на работу и расширении рабочих мест для молодежи, в профессиональной подготовке, производственном обучении и переподготовке молодых работников; установление для предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и их организационно-правовой формы, квот (с предоставлением работодателям налоговых и иных льгот) для приема на работу выпускников детских государственных воспитательных и специальных учебно-воспитательных учреждений; подростков, оставивших учебу; лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания; молодых граждан, особо нуждающихся в поддержке при поиске работы и др.; законодательное закрепление ответственности работодателей при невыполнении обязательств по выделению рабочих мест в рамках установленных квот; осуществление мер, облегчающих процесс перехода молодежи от учебы к труду, в том числе путем создания специализированных служб занятости, профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки молодых работников, а также организации общественных работ по специальным программам [3, c. 14].

Организация трудоустройства молодежи в России происходит в тесном взаимодействии всех субъектов государственной системы подготовки молодежи к трудовой деятельности.

В современной системе трудоустройства функционируют центры содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования, которые занимаются непосредственной деятельностью по трудоустройству (организация стажировок и практик, временная занятость студентов в свободное от учебы время, трудоустройство по окончании учебного профессионального образования); предоставлением информации о спросе и предложении на рынке труда (ведение базы данных информационной системы поддержки трудоустройства); переподготовкой и дополнительным профессиональным обучением незанятых выпускников (организация дополнительных курсов в рамках существующих учебных программ, краткосрочные программы переподготовки и дополнительной подготовки незанятых выпускников на базе учебных профессиональных образований); решением стратегических задач по проблемам трудоустройства (взаимодействие с промышленными предприятиями и другими работодателями, с органами власти, общественными организациями и т. п., анализ спроса на специалистов, прогнозирование развития ситуации, определение специфики учебных профессиональных образований на рынке образовательных услуг и стратегических ориентиров подготовки специалистов) [3, c. 63].

К сожалению, стоит отметить, что не во всех учебных профессиональных образованиях организованы подобные структурные подразделения, не говоря уже об учреждении региональных центров, поэтому в настоящее время идет интенсивная работа по их успешному созданию и функционированию во всех учебных профессиональных образованиях и субъектах страны. Данная сеть центров должна в последующем стать основой системы содействия трудоустройства в России.

Основная тяжесть в организации трудоустройства всей молодежи ложится на структуры службы занятости населения и молодежные биржи труда. Работа для молодежи в них ведется в следующих направлениях: организация трудоустройства; профориентационная работа; организация работы студенческих отрядов и методическое сопровождение деятельности. Стоит отметить, что в России функционирует множество молодежных трудовых отрядов, среди них можно выделить отряды педагогического, строительного, железнодорожного, путинного, сельскохозяйственного направлений, отряды благоустройства территорий городов и населенных пунктов, озеленения и ухода за скверами. Заслуживает особого внимания в деятельности студенческих трудовых отрядов наличие профессиональной подготовки. Региональные штабы студенческих отрядов проводят регулярные семинары-тренинги с командирами и комиссарами студенческих отрядов. Для членов отрядов организуются занятия по специальности [2, c. 61].

Несмотря на существование положительных результатов в решении проблем трудоустройства молодежи, обращает на себя внимание ряд недостатков в деятельности данных структур, наблюдающийся на протяжении продолжительного периода их существования. Во-первых, отсутствие понимания приоритетного положения молодежи на рынке труда, ввиду ее особого статуса в обществе, как группы населения обладающей основным трудовым потенциалом. Во-вторых, преобладающая роль исполнительных функций подобных структур, направленных на заполнение имеющихся свободных вакансий на рынке труда, без пристального учета специфики трудовой занятости молодежи, профессиональной и индивидуальной ориентации. В-третьих, небольшая оснащенность таких структур специализированной информационной, методической, материальной помощью в области трудоустройства молодежи.

Таким образом, принимая во внимание опыт реализации программ по трудоустройству молодежи в России для построения качественной, современной, эффективной системы содействия по трудоустройству молодежи необходимо выполнение следующих мероприятий: формирование экономических механизмов, обеспечивающих функционирование системы содействия трудоустройству молодежи; создание научного обеспечения взаимосвязанного прогнозирования развития рынков труда и образовательных услуг; формирование системы трудоустройства выпускников на региональном и межрегиональном уровнях с учетом потребностей рынка труда; разработка системы мер, направленных на поддержку и развитие деятельности студенческих отрядов; формирование в системе профессионального образования сети региональных и вузовских центров, занимающихся вопросами содействия трудоустройству обучающихся и выпускников учреждений профессионального образования; разработка механизмов правовой и социальной поддержки обучающихся и выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда [2, c. 63].

 

Литература:

 

  1.                Мантуров С. В. Молодежь как социальный субъект в полиэтническом социуме: моногр. М.: АПК и ППРО, 2006. 228 с.
  2.                Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2002 год / Министерство образования Российской Федерации. М., 2003. 131 с.
  3.                Энциклопедия содействия трудоустройству: в 3 т. Т. 1: Нормативная и методическая база системы содействия трудоустройству и занятости выпускников учреждений профессионального образования / Гл. ред. Е. П. Илясов. М.: РИТМ, 2005. 248 с.
Основные термины (генерируются автоматически): рынок труда, Россия, молодая, экономика региона, организация трудоустройства, группа населения, практический опыт работы, трудовая деятельность, профессиональная подготовка, молодежь.


Похожие статьи

Особенности рынка труда молодежи | Статья в журнале...

рынок труда молодежи, возраст, молодежь, услуга, том, активное население, главный образ, конечный счет, молодежный труд, профессиональная подготовка.

Проблема трудоустройства молодых специалистов

Рис. 1. Уровень безработицы по возрастным группам, в % от общего числа экономически активного населения [2]. За истекший 2015 год у выпускников только добавилось проблем с получением первого опыта профессиональной деятельности и трудоустройством.

Особенности положения молодежи на региональном рынке труда

- рост числа молодёжи, впервые вышедшей на рынок труда и не имеющей профессиональных навыков и опыта

Основные термины (генерируются автоматически): рынок труда, служба занятости, трудовая деятельность, Россия, студент, Курская область...

Проблемы молодежной занятости в российском обществе

Приводится анализ статистических данных по структуре занятости населения в экономике и его молодежному сегменту.

Особенности занятости в данной группе выражаются в более раннем начале трудовой деятельности у сельской молодежи.

Проблема трудоустройства выпускников профессиональных...

Павлов Б. С. Профессиональная подготовка молодых специалистов

рынок труда, безработица, выпускник, специальность, проблемы трудоустройства.

Профориентационная работа как важная составляющая в содействии трудоустройства выпускников.

Трудоустройство молодежи как объект социального управления

Во-вторых, трудовая деятельность позволяет молодежи обеспечить себя семью и самоопределиться в жизни.

Степень конкурентоспособности рабочей силы на полном рынке труда в первую очередь зависит от уровня профессионального образования - чем он выше...

Анализ системы содействия трудоустройства молодежи...

создание условий, рынок труда, работающая молодежь, развитие, вид деятельности, Российская Федерация, развитие моделей, молодой человек, государственная молодежная политика, трудоустройство молодежи.

Безработица среди молодежи как социальная проблема...

Ключевые слова: безработица, трудоустройство, предпринимательство, рынок труда, рабочие места.

Большинство молодых людей не могут найти работу, так как во многих организациях требуется опыт.

Положение службы занятости населения на современном рынке...

Для регулирования рынка труда государство создает специализированные организации — службы занятости.

 направление усилий на проведение трудоустройства молодого населения страны

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Особенности рынка труда молодежи | Статья в журнале...

рынок труда молодежи, возраст, молодежь, услуга, том, активное население, главный образ, конечный счет, молодежный труд, профессиональная подготовка.

Проблема трудоустройства молодых специалистов

Рис. 1. Уровень безработицы по возрастным группам, в % от общего числа экономически активного населения [2]. За истекший 2015 год у выпускников только добавилось проблем с получением первого опыта профессиональной деятельности и трудоустройством.

Особенности положения молодежи на региональном рынке труда

- рост числа молодёжи, впервые вышедшей на рынок труда и не имеющей профессиональных навыков и опыта

Основные термины (генерируются автоматически): рынок труда, служба занятости, трудовая деятельность, Россия, студент, Курская область...

Проблемы молодежной занятости в российском обществе

Приводится анализ статистических данных по структуре занятости населения в экономике и его молодежному сегменту.

Особенности занятости в данной группе выражаются в более раннем начале трудовой деятельности у сельской молодежи.

Проблема трудоустройства выпускников профессиональных...

Павлов Б. С. Профессиональная подготовка молодых специалистов

рынок труда, безработица, выпускник, специальность, проблемы трудоустройства.

Профориентационная работа как важная составляющая в содействии трудоустройства выпускников.

Трудоустройство молодежи как объект социального управления

Во-вторых, трудовая деятельность позволяет молодежи обеспечить себя семью и самоопределиться в жизни.

Степень конкурентоспособности рабочей силы на полном рынке труда в первую очередь зависит от уровня профессионального образования - чем он выше...

Анализ системы содействия трудоустройства молодежи...

создание условий, рынок труда, работающая молодежь, развитие, вид деятельности, Российская Федерация, развитие моделей, молодой человек, государственная молодежная политика, трудоустройство молодежи.

Безработица среди молодежи как социальная проблема...

Ключевые слова: безработица, трудоустройство, предпринимательство, рынок труда, рабочие места.

Большинство молодых людей не могут найти работу, так как во многих организациях требуется опыт.

Положение службы занятости населения на современном рынке...

Для регулирования рынка труда государство создает специализированные организации — службы занятости.

 направление усилий на проведение трудоустройства молодого населения страны

Задать вопрос