Государственное регулирование рынка труда и занятости населения РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Несмотря на коронавирус, электронный вариант журнала выйдет 18 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №48 (286) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 28.11.2019

Статья просмотрена: 878 раз

Библиографическое описание:

Гехт, М. А. Государственное регулирование рынка труда и занятости населения РФ / М. А. Гехт. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 356-359. — URL: https://moluch.ru/archive/286/64492/ (дата обращения: 08.04.2020).



Настоящая статья посвящена актуальным вопросам государственного регулирования рынка труда и занятости населения в Российской Федерации. Анализируется отдельные значимые проблемы, из-за существования которых рынок труда и занятости развивается недостаточно динамично и активно. В итоговой части статьи определяются возможные направления дальнейшего развития рынка занятости и труда.

Ключевые слова: рынок труда, занятость населения, трудовая деятельность, безработица.

This article is devoted to topical issues of state regulation of the labor market and employment in the Russian Federation. The article analyzes some significant problems, due to the existence of which the labor market and employment is not developing dynamically and actively enough. In the final part of the article the possible directions of further development of the employment and labor market are defined.

Key words: labor market, employment of population, employment, unemployment.

Государственное регулирование рынка труда и занятости населения является важнейшей составляющей частью экономической и социальной политики всего государства и каждого субъекта федерации, которую осуществляют соответствующие органы власти на всех уровнях. Основной объем работы по решению вопросов занятости населения возложен на региональные и местные службы занятости. В мировой практике регулирование рынка труда и занятости сопровождается проведением программ содействия занятости и обучения предпринимательству, существуют также различные формы предоставления кредитов и льгот тем, кто сам стремится обеспечивать себя работой. На уровне России и её регионов таких мер принято недостаточно, чтобы можно было говорить об улучшении рынка труда и занятости населения страны. Содействие в профессиональной подготовке и переподготовке также является одним из важнейших аспектов активной политики занятости в развитых странах, что обусловлено высокими темпами организационных изменений в экономике.

В своем докладе Международная организация труда (МОТ) обращает внимание на проблему масштабного распространения неофициальной занятости. Так, более 60 % мирового занятого населения (около 2 млрд человек) зарабатывают в неформальных секторах экономики, что автоматически лишает их возможности обеспечения достойными условиями труда. В странах Африки, по подсчетам МОТ, доля неформальной занятости составляет 85,8 %, в странах Центральной Азии и Европы — чуть больше 25 % [4]. Значительным образом от распространения неформальной занятости страдают развивающиеся страны, в которых сосредоточено 93 % населения, осуществляющего неофициальную трудовую деятельность. В Рекомендации № 204 от 01.06.2015 МОТ признает, что значительная часть населения оказывается в неформальной экономике не по своей воле, а в отсутствии реальных возможностей, позволяющих трудоустроиться в формальной экономике [4]. Дефицит достойного труда приводит к тому, что активное трудовое население лишается надлежащей социальной защиты и обеспечения, своего права на свободу выбора и возможности выбора качественного рабочего места.

Следует отметить, что рынок труда — это механизм согласования интересов лиц, работающих по найму, и работодателей, которые заинтересованы в таких наемных работниках. Однако официальные данные свидетельствуют о том, что к началу 2019 года уровень безработицы в крупных мегаполисах страны достиг 4,9 % от числа трудоспособного населения, что ниже показателей аналогичного периода (в 2018 году — 5,1 %). Согласно официальным данным Минтруда в 2019–2020 годах численность безработных должна сохраниться на таком же уровне (в 2020 году — 4,7 %), что не превысит 3,6 млн. человек [13]. Несмотря на положительную динамику и прогнозы, важно добиться эффективного и качественного регулирования рынка труда и занятости населения России не только в мегаполисах, но и в удаленных уголках страны.

Регулирование рынка труда и занятости сопровождается стимулированием спроса на рабочую силу и приближение структуры предложения труда к структуре спроса на труд. На практике государственное регулирование рынка труда и занятости — это разработка и реализация комплекса мер по обеспечению соответствия структуры рабочей силы в изменяющейся структуре рабочих мест. Россия — одна из стран мира, которая обладает значительными ресурсами квалифицированной рабочей силы в лице экономически активного населения. К началу 2019 года только в г. Москве официально зарегистрировано более 7 млн. человек экономически активного населения, при том, что последние пять лет наблюдаются стабильные темпы роста занятости (примерно на 1 %) [13].

Управление занятостью является важнейшей составляющей частью экономической и социальной политики мегаполиса, поскольку позволяет своевременно реагировать на вызовы времени. Например, к началу 2019 года структура занятости г. Москвы представлена самыми разнообразными сферами занятости населения. Так, 27 % от общего количества занятых г. Москвы трудятся в сфере информационных технологий, а 22,8 % — заняты оптово-розничной торговлей.

В мировой практике государственное регулирование рынка труда и занятости сопровождается проведением программ содействия занятости и обучения предпринимательству, существуют также различные формы предоставления кредитов и льгот тем, кто сам стремится обеспечивать себя работой. В России трудится большое число образованных граждан, например, в Москве и Московской области из 1 000 человек 932 человека имеют профессиональное образование и почти половина имеет высшее образование. По исследованию независимых аналитиков г. Москва заняла третье место среди крупнейших городов мира, в которых проживают высокообразованные люди.

Следует отметить, что рынок труда — это механизм согласования интересов лиц, работающих по найму, и работодателей, которые заинтересованы в таких наемных работниках. Спрос на рабочую силу зависит от степени механизации труда, соотношения затрат на оплату труда и на оборудование. Наибольшие размеры заработной платы в России на сегодняшний день имеют сотрудники информационных систем, технические разработчики, научные деятели, проектировщики, работники финансовой сферы.

Российский рынок труда представлен активной трудоспособной частью населения, которая в силу психофизиологических и интеллектуальных качеств производит различные по своему назначению материальные блага или услуги. К трудовым ресурсам относятся люди как занятые в экономике, так и не занятые, но способные трудиться. По утверждению Е. Е. Орловой, необходимые для осуществления полезной деятельности психофизиологические и интеллектуальные качества человека зависят от возраста, который выступает своего рода критерием, позволяющим выделить из всего населения собственно трудовые ресурсы [11, c.15]. По официальным заявлениям Росстата, к 2020 году уровень безработицы не должен превысить отметки в 5,2 % (около 4 млн граждан от общего населения страны). В тоже время, только 1 млн граждан признаны безработными, то есть зарегистрированы в центрах занятости [12].

Немаловажно отметить, что право человека на труд в России гарантируется Конституцией Российской Федерации. При этом данным правом могут воспользоваться все без исключения люди, что подтверждается ст. 1 Всеобщей декларации прав человека, где значится, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Право на труд является общепризнанным правом, однако при определенных обстоятельствах оно может быть ограничено (ст. 4 Международного пакта о гражданских и политических правах [3], ст. 15 Конвенции о защите прав человека и основных свобод [2]).

Формирование конституционно-правовых гарантий реализации трудовых прав с момента провозглашения независимости РФ можно обозначить с помощью существующих норм Конституции России. Так, гарантии реализации трудовых прав закреплены в ст. 7, 27, 30, 35, 37, 46, 72 Конституции России [1].

Основной перечень трудовых прав и свобод закреплен в ст. 37 Конституции России. Так, к трудовым правам стоит относить свободу труда, право на отдых, право на забастовку, право на труд и защиту от безработицы.

Общие положения о трудовых ресурсах и занятости населения содержатся в нормах Трудового кодекса, который был принят 30.12.2001 [6]. Работа над его проектом заняла около 10 лет, и до сих пор некоторые вопросы все еще не решены на этом уровне. Трудовой кодекс России изначально создавался с учетом положений международного права.

Именно с данного момента берет свое начало трудовая реформа, которая показала, что Трудовой кодекс и сопутствующее ему законодательство в области трудового права работает и эффективно действует, но, тем не менее, требует еще некоторых доработок и исправлений. Нынешние изменения в экономических отношениях в РФ не меняют субъектного состава трудовых отношений. Ими были и остаются работник и работодатель. Бесспорно, изменяется качественный состав этих субъектов [8, с.116]. Но в связи с формированием рынка, в том числе и рынка труда, несколько сместились экономические акценты применения способностей человека к труду.

Следует отметить, что Конституцией гарантировано право частной собственности на средства производства, что в корне изменило отношение владельца к использованию имеющихся у него ресурсов. К сожалению, это изменило и отношение к тому, кто создает, в основном, эти ресурсы — к работнику. Его значение и ценность в общественном производстве постоянно уменьшается, ущемляются права, и работник рассматривается как второстепенная составляющая производственных отношений.

Регулирование трудовых отношений, установление высокого уровня условий труда, охрана трудовых прав работников были и остаются основными задачами трудового законодательства. Эти задачи четко закреплены в Трудовом кодексе. На сегодня защита трудовых прав граждан (работников) является одним из основных направлений трудовой политики РФ. Так, уже в ст. 1 ТК РФ указывается, что одной из основных целей трудового законодательства является надзор и контроль над соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда), а также разрешение трудовых споров. Тесным образом с правом на труд связана такая социально-экономическая категория как занятость населения.

Занятость населения, исходя из содержания Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», это состояние его экономически активной части, которое характеризуется наличием у людей работы, или легитимного, т. е. не противоречащего действующему законодательству, доходного занятия [7]. В тоже время, следует отметить, что в действующем законодательстве не содержится определение безработицы. В связи с этим, в научном сообществе не утихают споры по поводу формулировки единоверной дефиниции безработицы, исходя из уже имеющейся информации о трудовой занятости населения. Так, безработными гражданами являются те, кто на данный момент не имеет работы или определенной трудовой занятости, но ищет ее и готов приступить к ее выполнению [9, с.33].

На сегодняшний день проблема занятости признана на государственном уровне, и государство вместе с субъектами федерации активно направляет все средства и методы на преодоление этого крайне негативного явления.

Первой проблемой регулирования рынка труда и занятости в РФ является необходимость преодоления неформальной занятости и улучшение качества социальной поддержки работников. Ещё одной, не менее важной проблемой является совершенствование системы трудоустройства молодых специалистов, многие из которых не в состоянии самостоятельно найти себе приличное место работы с достойными условиями оплаты труда.

Сфера малого бизнеса, в поддержку которого так активно выступают власти, также столкнулась с рядом сложнейших проблем, касающихся занятости, трудоустройства, безработицы на рынке труда страны. В науке уже достаточно продолжительное время высказываются мнения, что «в настоящее время российская налоговая система устанавливает для субъектов хозяйствования весьма жесткие требования, а порядок взимания налогов не отличается простотой и гибкостью» [10, с.68], что усложняет деятельность субъектов малого бизнеса, не позволяет им полноценно развиваться, улучшая качество жизни населения. Современная система налогообложения в России громоздка и облагает налогоплательщиков непосильным налоговым бременем.

Фактически на практике совершенно не соблюдается норма п. 6 ст. 3 НК РФ, в соответствии с которой акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах должны быть понятными и доступными, дабы каждый налогоплательщик знал точно: какие налоги и за что именно он платит [5]. Современным «субъектам хозяйствования необходимо на высоком профессиональном уровне разбираться в системе налогообложения» [9, с.34], либо пользоваться услугами соответствующих специалистов, что весьма затратно, поскольку допускать ошибки при исчислении и уплате налогов нежелательно.

Озвученные проблемы, касающиеся регулирования рынка труда и занятости, требуют разрешения для улучшения качества трудовой деятельности и повышения социальной защищенности населения.

В завершение следует отметить, что для развития социально-правового государства и гражданского общества в условиях рыночной экономики важным является оказание социальной поддержки и содействия активному трудовому населению. Одним из основных принципов оказания государственной социальной поддержки различным категориям граждан является их занятость, управлению которой в России уделяется достаточно много внимания. Одной из самых острых и давних социально-экономических проблем является безработица. При этом дело даже не в том, что ее уровень высок. Дело в качестве рабочих мест и уровне зарплат тех, кто безработными у нас в стране не считается.

Провозглашение России правовым социальным государством обязывает к проведению активной социальной политики, в том числе в сфере правового регулирования содействия занятости и защиты от безработицы на уровне отдельных субъектов федерации. На современном этапе в России в основном сформировалось законодательство о занятости, функционирует система органов федеральной государственной службы занятости, действуют организационно-правовые механизмы содействия занятости и трудоустройства. Вместе с тем, сложившаяся за последние годы система законодательства о занятости и практика его применения требуют корректировки управленческих методов на уровне субъектов федерации.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (прин. всенародным голосованием 12 декабря 1993 года), в редакции от 05.02.2014 г. // Собрание законодательства РФ. 2014. № 43.
  2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод, закл. в Риме 04 ноября 1950 г., с изм. от 13 мая 2004 г. // Собрание законодательства РФ. 2001. № 2. Ст. 163.
  3. Международный пакт от 16 декабря 1966 года «О гражданских и политических правах», вступил в силу с 23 марта 1976 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.
  4. Рекомендация МОТ № 204 о переходе от неформальной к формальной экономике. Режим доступа: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_norm/---relconf/documents/meetingdocument/wcms_379225.pdf (дата обращения: 21.10.2019).
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ, № 31, 03.08.1998. С. 3824.
  6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
  7. Закон РФ от 19 апреля 1991 года № 1032–1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 17. Ст. 1915.
  8. Морозов П. Е. Совершенствование преподавания трудового права в образовательных организациях высшего образования // Lex russica. 2015. № 9. С. 116.
  9. Мухамадеева Г. А. Способы получения налоговой выгоды // Финансовое право. 2017. № 12. С. 33.
  10. Ногина О. А. О понятии и признаках специального налогового режима // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 11. С. 68
  11. Орлова Е. Е. Занятость населения как правовая категория: понятие и признаки // Трудовое право в России и за рубежом. 2017. № 1. С. 15.
  12. Статистика и аналитика. ФНС РФ. URL: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/ (дата обращения: 23.10.2019).
  13. Трудовые ресурсы. Занятость и безработица. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_force/# (дата обращения: 22.10.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): занятость населения, Россия, москва, рынок труда, государственное регулирование рынка труда, занятость, Российская Федерация, рабочая сила, неформальная занятость, Трудовой кодекс.


Похожие статьи

Состояние рынка труда в Российской Федерации на...

Встатье приводится анализ рынка труда в Российской Федерации 2013 года. Отмечено неизбежное возрастание ценности профессиональной подготовки работника. Определена необходимость рациональной организации профессионального образования молодежи...

Проблемы и перспективы государственной политики занятости...

рынок труда, регулирование занятости, надомный труд, государственное вмешательство, рабочая сила, трудовое законодательство, государственное регулирование занятости населения, Россия, категория граждан, скрытая...

Рынок труда в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

В статье рассмотрен рынок труда в РФ, в том числе его определение.

Закон РФ «О занятости населения в РФ» с изменениями Федеральным законом от 23 февраля 2013 года № 11-ФЗ. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ...

Государственная политика в сфере занятости населения России

Регулирование занятости — это совокупность способов, механизмов и мер прямого и косвенного воздействия на рынок труда со стороны государства с целью достижения поставленных целей. Цели государственного регулирования занятости в стране отражают...

Положение службы занятости населения на современном рынке...

Для регулирования рынка труда государство создает специализированные организации

Однозначно, не отметить роль служб занятости в регулировании рынка труда просто

рынок труда, рабочая сила, заработная плата, уровень занятости, полная занятость, отношение...

Неформальная занятость в России: проблемы появления...

Данная работа посвящена проблемам изучения одного из секторов рынка труда, а именно неформальной занятости. Впервые термин «неформальная занятость» ввел Харт К. в 1973 году в своей работе «Неформальные доходы и городская занятость в Гане» [5]. Изучение...

Состояние рынка труда молодежи и проблема безработицы...

Низкая стоимость рабочей силы на рынке труда приводит к тому, что молодые люди отказываются

Рынок труда сталкивается с проблемой занятости среди молодежи.

Шерер И. Н. Государственное регулирование миграционных процессов на молодежном рынке...

Проблема безработицы в современной России | Статья в журнале...

Проблема занятости и безработицы — одна из основных в развитии экономики во всем мире. От уровня безработицы зависит многое, например, такие факторы как уровень жизни населения, уровень эмиграции, уровень преступности, наличие квалифицированной рабочей силы.

Особенности современного российского рынка труда...

Статья посвящена вопросу состояния современного российского рынка труда.

О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032–1

Характерной особенностью российского рынка труда является высокий уровень скрытой безработицы...

Похожие статьи

Состояние рынка труда в Российской Федерации на...

Встатье приводится анализ рынка труда в Российской Федерации 2013 года. Отмечено неизбежное возрастание ценности профессиональной подготовки работника. Определена необходимость рациональной организации профессионального образования молодежи...

Проблемы и перспективы государственной политики занятости...

рынок труда, регулирование занятости, надомный труд, государственное вмешательство, рабочая сила, трудовое законодательство, государственное регулирование занятости населения, Россия, категория граждан, скрытая...

Рынок труда в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

В статье рассмотрен рынок труда в РФ, в том числе его определение.

Закон РФ «О занятости населения в РФ» с изменениями Федеральным законом от 23 февраля 2013 года № 11-ФЗ. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ...

Государственная политика в сфере занятости населения России

Регулирование занятости — это совокупность способов, механизмов и мер прямого и косвенного воздействия на рынок труда со стороны государства с целью достижения поставленных целей. Цели государственного регулирования занятости в стране отражают...

Положение службы занятости населения на современном рынке...

Для регулирования рынка труда государство создает специализированные организации

Однозначно, не отметить роль служб занятости в регулировании рынка труда просто

рынок труда, рабочая сила, заработная плата, уровень занятости, полная занятость, отношение...

Неформальная занятость в России: проблемы появления...

Данная работа посвящена проблемам изучения одного из секторов рынка труда, а именно неформальной занятости. Впервые термин «неформальная занятость» ввел Харт К. в 1973 году в своей работе «Неформальные доходы и городская занятость в Гане» [5]. Изучение...

Состояние рынка труда молодежи и проблема безработицы...

Низкая стоимость рабочей силы на рынке труда приводит к тому, что молодые люди отказываются

Рынок труда сталкивается с проблемой занятости среди молодежи.

Шерер И. Н. Государственное регулирование миграционных процессов на молодежном рынке...

Проблема безработицы в современной России | Статья в журнале...

Проблема занятости и безработицы — одна из основных в развитии экономики во всем мире. От уровня безработицы зависит многое, например, такие факторы как уровень жизни населения, уровень эмиграции, уровень преступности, наличие квалифицированной рабочей силы.

Особенности современного российского рынка труда...

Статья посвящена вопросу состояния современного российского рынка труда.

О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032–1

Характерной особенностью российского рынка труда является высокий уровень скрытой безработицы...

Задать вопрос