В данной статье рассматриваются приемы и техники для улучшения навыков произношения и говорения в начальной школе.
Ключевые слова: дриллинг, drilling, отработка, произношение, говорение.
Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения — овладение учащимися умением общаться на иностранном языке. Однако в настоящее время проблема обучения говорению на иностранном языке является одной из самых главных проблем в методике обучения иностранному языку.
Рассмотрим некоторые основные приемы, способствующие формированию навыка устной речи у учащихся начальной школы при изучении английского языка.
Drilling — это техника многократного повторения чего-то, часто в разных вариантах. Техника была основной внутри аудиолингвального подхода во времена его популярности. Подход популярность потерял, но техника осталась особенно эффективной при работе с учениками начального или низкого уровней.
При использовании на уроках различных методов «дриллинга» (Drilling) учитель может вовлекать всех учащихся в работу на уроке, отработать произношение специфических звуков, ударение в словах, интонацию разных видов предложений, запомнить полезные и общеупотребительные языковые фрагменты, а также различные грамматические структуры и конструкции.
Для отработки произношения грамматических структур, новых слов и запоминания их значения можно использовать такие приемы как,
Choral repetition (хоровое повторение) — широко используемый метод для отработки навыков произношения (ударение, интонация) и запоминания той или иной грамматической структуры или слов. Ученики повторяют слова, фразы или небольшие предложения за учителем или диктором при использовании аудиозаписи. При этом ученики стараются полностью скопировать интонацию, ритм и правильность произношения звуков. Для того чтобы ученикам не было скучно повторять одно и тоже можно менять темп речи, или попросить произносить шепотом.
Drilling using flashcards (дриллинг с использование карточек) является одним из эффективных методов для отработки произношения слов и запоминания их значения. При введение новой лексики покажите ученикам словесную сторону карточки, чтобы они могли попрактиковаться в чтении и произношении нового слова. Позже, вместо того, чтобы показывать ученикам слово, которое вы хотите, чтобы они произнесли, покажите им изображение. Это поможет проверить их понимание материала. С помощью карточек можно также бросить вызов своим ученикам, когда они лучше познакомятся с определенным словарным запасом, пролистывая карточки более быстрыми темпами.
Reverse drill — Учитель произносит последнее слово предложения. Ученики повторяют за ним. Затем учитель добавляет слово перед последним словом. Ученики повторяют за учителем. Нужно продолжать пока предложение не закончится.
Например, (двигаться сверху вниз.)
Teacher |
Children |
o’clock |
o’clock |
seven o’clock |
seven o’clock |
at seven o’clock |
at seven o’clock |
get up at seven o’clock |
get up at seven o’clock |
I get up at seven o’clock. |
I get up at seven o’clock. |
Данную таблицу лучше демонстрировать на интерактивной доске. Что позволит, при работе с презентацией постепенно выводить на экран слова.
Parrots/Robots (отработка в форме игры)
Попросите детей в классе представить, что они роботы или попугаи.
Покажите им картинки и попросите детей повторить то, что вы говорите, но только если вы скажете правильное слово.
Если вы произнесете неправильное слово, т. е. если вы неправильно назовете картинку на карточке, дети не должны ее повторять; они должны молчать. Данный прием позволит отработать не только произношение слов, но и проверить понимание их значения. Можно эту работу провести в виде игры. Класс разделить на две команды. Каждая команда получает количество жизней; команда, совершившая ошибку, теряет жизнь.
Чтобы отработать в речи ту или иную грамматическую конструкцию можно применять на уроки такие задания, как
The Substitution Drill используется, чтобы практиковать различные грамматические структуры или новые слова.
Например,
Teacher: I eat ice cream. He?
Students: He eats ice cream.
Teacher: They?
Students: They eat ice cream.
The Question and Answer Drill — практика ответов на вопросы.
Ученики дают свои ответы очень быстро. Помогает отработать конкретную языковую структуру (по образцу вопроса).
Teacher: Does he go to school? Yes?
Students: Yes, he does.
Teacher: No?
Students: No, he does not.
The Transformation Drill — ученики изменяют структуру предложения (утвердительное предложение изменяется на отрицательное и вопросительное; предложение в активном залоге на пассивную структуру; меняется подлежащее единственное число на множественное (I — we, he — they))или наоборот.
Teacher: I clean the house.
Students: I don’t clean the house.
Teacher: She sings a song.
Students: She doesn’t sing a song.
The Chain Drill — учитель начинает цепочку с вопроса определённому студенту. Ученик отвечает, затем задаёт вопрос своему соседу и так по цепочке. Такая цепочка позволяет практиковать общение на определённую тему (Хобби / Свободное время / Мой день и другие), используя конкретную языковую структуру.
Teacher: What do you usually do in the evening?
Student A: I usually read books in the evening.
Student A: What do you usually do in the evening?
Student B: I usually watch TV in the evening.
Student B:What do you usually do in the evening?
Student C: I usually …..
Для того чтобы ученики могли поддержать беседу на определенную тему можно использовать на занятиях такие упражнения, как
Reading aloud heads up ( чтение вслух )
Выберите диалог для отработки употребления в речи той или иной грамматической конструкции или структуры. Включите аудиозапись. Ученики слушают диктора и следят по тексту. Попросите учеников посмотреть на первую реплику, пусть они ее мысленно «сфотографируют». Попросите учеников произнести реплику из диалога как можно естественнее, не глядя на текст. Повторите со следующей репликой. После отработки всех реплик можно попросить учеников разыграть этот диалог.
Например,
Отработка произношения и интонацииРазыгрывание диалога
— Have you got a pet? — Yes, I've got a cat. — Oh, what's its name? — Its name is Fred. |
— Have/pet? — Yes/ — /name? — /Fred. |
Vanishing text (исчезающий текст) — Заранее подготовьте презентацию с диалогом, который содержит реплики и фразы, произношения и структуру которых нужно отработать в речи. Включите аудиозапись или прочитайте диалог сами, ученики в это время следят по тексту и повторяют шепотом каждую реплику. Отработайте произношение реплик, используя choral repetition. Используйте слайд 2, на котором отсутствуют некоторые слова. Попросите учеников прочитать вслух, восстановив слова. На следующем слайде представлен тот же самый диалог, только удалено из него еще больше слов. Попросите учеников восстановить диалог и прочитать его по ролям. Это задание можно выполнять пока весь текст не удалится, и ребята смогут разыграть диалог без визуальной опоры.
Drilling не является новой или модной техникой в классе, но при правильном ее использовании на уроках, она может оказаться очень полезной для наших учеников. Поскольку позволяет отработать только языковые фрагменты, которые будут полезны при построении монологических или диалогических высказываний, а также решает проблемы с произношением, ускоряет запоминание полезного фрагмента языка (фраза, выражение). Кроме того, помогает снять языковой барьер у учащихся за счет того, что работа происходит хором, и все ребята работают одновременно.
Используя на уроках приема «дриллинга» нужно следить за тем, чтобы этот этап был «живым» и отвечал потребностям учеников. Необходимо менять манеру выполнения упражнений, чтобы сделать язык более запоминающимся.