Эффективные методы и приемы работы с учащимися начальной школы на уроках русского и английского языка (из опыта работы)
Авторы: Кривохижа Юлия Александровна, Павлова Екатерина Спасова, Степанова Ольга Александровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2015)
Дата публикации: 10.11.2015
Статья просмотрена: 6676 раз
Библиографическое описание:
Кривохижа, Ю. А. Эффективные методы и приемы работы с учащимися начальной школы на уроках русского и английского языка (из опыта работы) / Ю. А. Кривохижа, Екатерина Спасова Павлова, О. А. Степанова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 138-141. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9114/ (дата обращения: 16.11.2024).
В настоящее время одной из главных проблем современной школы является падение интереса учащихся к учебе. Встает вопрос, какую форму для обучения использовать, чтобы мотивационный потенциал был направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы. Итак, ребенка нужно прежде всего заинтересовать, обучение следует проводить в естественной форме, чаще менять вид деятельности, именно такой вариант обучения, даст ребенку возможность не уставать от однообразных уроков. Для ребенка, самой желанной и привычной формой деятельности является игра, именно она, должна стать обязательным условием всех видов деятельности в школе, так как является естественной потребностью детского организма. Самоценность игры в том, что она осуществляется не под давлением. Игра — это проявление желания действовать. Она открывает новые возможности в сфере интеллекта, познавательной деятельности, творчества, активности.
Игра как активный метод обучения выполняет ряд функций:
коммуникативную,
развивает познавательные интересы, толерантность,
способствует повышению самооценки,
творческие способности.
Учитель, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, создаст на уроке творческую доброжелательную обстановку, которая будет способствовать возникновению положительных эмоций от процесса обучения и увлечённость при изучении предмета.
В обучении иностранному языку в начальной школе без проигрышным вариантом является метод комбинаций, он более распространен, так как в нем предусмотрены игровые задания, исполнение песен и даже танцев. Также следует учитывать темперамент и особенности учащихся, ведь все дети такие разные и что подошло одному, не всегда подойдет другому. В таком случае, такому ребенку стоит дать индивидуальное задание или ему может подойти работа в паре. Есть также игровой метод, существует много разнообразных развивающих игр, с помощью которых дети обучаются грамматическим аспектам. Например, для самых маленьких, игра-шнуровка — отличное грамматическое задание длядетей развивающее мелкую моторику рук, очень полезно для дальнейшего развития речи, умственного развития, так же это подготавливает руки к письму и просто развивает усидчивость и трудолюбие, сенсорные навыки, глазомер, формируют начальные навыки шитья, помогают освоить шнурование и завязывание обуви. Такая игра, интересный вариант для развития воображения и сообразительности ребенка. Шнуровка «Алфавит». поможет не просто занять ребенка, принести ему пользу в развитии научить складывать слова, изучать буквы. Существует несколько видов таких игр, с помощью которых можно изучить счет, животных, фрукты и так далее, некоторые можно сделать самостоятельно на уроках труда в начальной школе. Можно использовать бусы-алфавит как в обучении русскому и английскому языков.
На раннем этапе обучения детей одна из основных задач учителя — сделать свой предмет интересным и любимым. В младшем школьном возрасте дети очень эмоциональны и подвижны, их внимание отличается непроизвольностью и неустойчивостью. Сегодня, перед современным учителем стоит задача, как сделать скучный процесс зазубривания интересным и занимательным, как научить детей учиться, как бороться с детской невнимательностью и леностью. «Причина лености, большей частью, скрывается в невнимательности и, приучая ребенка к вниманию, исправляем леность» [2, с.54]. В этом нам, учителям, может помочь ассоциативный тип игры, в его основе лежит обращение к ассоциативному мышлению, поиск сравнения, разгадывание намека. «Ассоциациями, то есть логическими связями, любой ребенок начинает пользоваться по мере развития мозга. Обучение строится на использовании этих процессов мышления, чтобы создать багаж знаний» [2, с.55]. Но и в быту, и в учебе эти связи тоже имеют много значения. Что с чем свяжется, то в результате и получится. Простое механическое заучивание не всем нравится и подходит не каждому ребенку, но «стоит только связать эти слова с образами и соединить в относительно связную историю, как весь ряд запоминается за пару минут и закрепляется в памяти надолго» [2, с.57]. Такой прием называется мнемоническим, используя его дети не делают лишней работы и не страдают от того, что не могут выучить урок, так как ребенок тяжело переживает, если с чем-то не может справится, у него от этого снижается самооценка, пропадает уверенность в себе, желание идти на урок, а у многих вовсе пропадает интерес к учению. Но если ему объяснить, как лучше запоминать, он это сделает и у него все получится, а значит обучение принесет не слезы, а радость. А для учителей, с помощью ассоциаций так подавать новый материал для детей, чтобы они запоминали его практически автоматически. «Новая ассоциация представлений, так сказать срастаясь одной своей частью со старою, уже глубоко укоренившеюся, опирается новою своею частью на это прочное основание. На этом свойстве памяти основаны, например, все методы изучения иностранных языков» [2, с.59]. Итак, «главное педагогическое правило, от которого, главным образом, зависит успех всякого учения — привязывать к старому, уже твердо укоренившемуся, все изучаемое вновь» [2, с.60].
Существует еще один эффективный метод обучения. Этот метод применяется на уроках иностранного языка, его основа — слушать аудио запись и одновременно пытаться повторять ее вслух, как можно ближе к оригиналу (to follow it like a shadow/ следовать как тень). МетодShadowing позволяет развить навыки восприятия речи на слух, изучить грамматику языка интуитивно, подсознательно и ассоциировать звуковой образ слова с его написанием, приобрести навыки свободного владения речью.При выборе аудио записей, важным моментом является достаточная простота лексики книг, поэтому наиболее подходящими являются детские современные произведения, особенно фантастические, состоящие из многочисленных серий. Выбирать нужно такие аудио записи, которые будут интересны детям, чтобы они занимались с удовольствием (это могут быть как радиопостановки и диалоги, так и подкасты и т. д.). Критерием сложности здесь служит необходимость в переводе, в словаре. Подойдет такая запись, в которой не так много неизвестных слов, и об их значении дети могли бы догадаться из контекста, учащиеся изучают не просто новые слова, но и грамматическую конструкцию языка на подсознательном уровне, развивают способность восприятия иностранной речи на слух.Следует использовать следующие приемы занятий:
Прослушать фрагмент аудио записи, имитировать произношение и ритм речи рассказчика. (Первые два-три повторения просто внимательно прослушать, а в следующих повторениях постараться имитировать, а если не получится вслух, то имитировать движения артикулярного аппарата.)
Прослушать и имитировать произношение глядя в текст аудио записи. Слушать и имитировать произношение глядя в перевод. (Подглядывать в перевод только тогда, когда смысл совсем не понятен)
Читать вслух текст аудио записи, имитируя рассказчика «по памяти».
И только со временем можно перейти к более сложным произведениям. Периодическое повторение изучаемого материала является наиболее важным условием для успешного овладения языком, повторение пройденного должно происходить с увеличением интервала времени (в геометрической прогрессии), так как это необходимо для настоящего изучения языка.
Также наиболее эффективной формой обучения является прием коллажирования на уроках русского и английского языков, он позволяет ознакомить учащихся с любым тематическим материалом.Коллаж — это наглядное вспомогательное средство обучения, методический прием, который предполагает последовательное наращивание лексического фона какого-либо ключевого понятия. Использование технологии коллажа как средства обучения русскому и английскому языкам кардинально расширяет возможности учителя в выборе материалов и форм учебной деятельности, делает уроки яркими и увлекательными, информационно и эмоционально насыщенными. Несомненным плюсом в такой работе является то условие, что каждый ученик, даже самый слабый в языковом отношении и менее активный в психологическом плане, имеет возможность проявить активность и самостоятельность, собственную фантазию и творчество. Такой вид работы имеет большую общеобразовательную ценность, поскольку направлен на формирование у младших школьников социальной компетенции, то есть способности самостоятельно действовать, выбирая стратегию своей работы на развитие чувства ответственности за конечный результат, умение публично выступать и аргументировано проводить презентацию конечного результата.
Нам как учителям, в своей педагогической деятельности, хотелось бы выделить эту технологию в собственной работе с детьми младшего школьного возраста, чаще всего коллаж применяется на этапах диагностики усвоения темы и рефлексии. Коллаж можно применять, для понимания, того, что нового для себя узнали дети в течение урока, так и для определения эмоционального состояния детей в конце урока, ими можно пользоваться в практической работе с детьми на всех школьных предметах, так как с их помощью у ребенка:
расширяется словарный запас,
развиваются связная речь,
зрительная память,
логическое мышление.
Так, например, в нашей школе в течение недели учащиеся 1–4-х классов принимали активное участие в конкурсах и викторинах, проходивших в рамках Недели Русского Языка в начальной школе: викторина «Занимательный русский язык», конкурс коллажей «Интересные факты о русском языке», был интересный кроссворд от учащихся на тему «Слова с сочетанием чк», и красочный кроссворд на тему «Парные звонкие и глухие согласные». Учащиеся продемонстрировали свою эрудицию, богатый словарный запас, умение грамотно писать на русском языке. Изготавливая коллажи, учащиеся проявили свои творческие способности, умение работать со словарями, справочниками, научно-популярной литературой, а также навыки работы с электронными ресурсами. Дети представили большое количество ярких, оригинальных, интересных по содержанию коллажей. Цельюпроводимого мероприятия было повышение мотивации и познавательного интереса учащихся к изучению русского языка. А задачами — повысить образовательный уровень учащихся; развить самостоятельность учащихся; развить творческие способности учащихся; повысить уровень профессиональной компетентности учителей.
Еще хотелось бы отметить, что коллаж является одним из эффективных методов в работе с современными детьми, у которых преобладает клиповое мышление. Работа с коллажем, сама по себе подразумевает быстрое переключение с одного смыслового объекта на другой, а это означает, что у учеников в процессе такой работы развиваются такие умения, как: быстро переключаться на новую задачу, быстро входить в незнакомую ситуацию и все это является необходимым условием для подготовки школьников к жизни в современном мире.
Актуальным является также и прием драматизации, он заставляет пропускать ситуацию через себя, придавая ему личностный характер. Прием драматизации — эффективное средство обучения иностранному языку, так как он развивает коммуникативную, творческую и культурную компетенцию, способствуя формированию навыков социального общения [1, с. 3–4]. Драматизация как методический прием для обучения языку впервые был применен в Англии. Его родоначальниками стали Питер Слейд (1954) и Брайан Уэй (1967), они считали, что традиционные школьные упражнения «разрушают непосредственность и творчество детей».
Наблюдение за процессом обучения детей русскому и английскому языкам с использованием игр и игровых ситуаций показали, что применение их дает возможность привить учащимся интерес к языкам, создает положительное отношение к их изучению, стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность детей, дает возможность более целенаправленно осуществлять индивидуальный подход в обучении.
Подарите детям свою любовь к языку, а результатом будут прочные знания детей, их благодарность и ваша успешность.
Литература:
- Белянко Е. А. Драматизация в обучении английскому языку / Е. А. Белянко. — Ростов н/Д: Феникс, 2013. — 93 с.
- Ушинский К. Д. Воспитать ребенка как? / Константин Ушинский; составитель Елена Филиппова. — М.: АСТ, 2014. — 380 с.