Развитие словесно-логического мышления у детей с ДЦП младшего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (354) март 2021 г.

Дата публикации: 15.03.2021

Статья просмотрена: 847 раз

Библиографическое описание:

Шумило, О. В. Развитие словесно-логического мышления у детей с ДЦП младшего школьного возраста / О. В. Шумило. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 12 (354). — С. 268-270. — URL: https://moluch.ru/archive/354/79231/ (дата обращения: 16.12.2024).



У детей с двигательными нарушениями отмечается своеобразие развития мыслительной деятельности, которое выражается в неравномерном формировании всех ее компонентов — регулятивного, мотивационного и операционального.

Степень тяжести двигательных и интеллектуальных нарушений, сторонность поражения — вся эта клиническая картина заболевания влияет на особенности мыслительной деятельности детей с ДЦП.

Мышление характеризуется недостаточной последовательностью, вязкостью, инертностью. Дети с трудом устанавливают сходства и различия, причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира. Классификацию предметов проводят по принципу конкретных ситуативных связей. Обобщающие понятия формируются дольше.

Отличительной особенностью мыслительных процессов детей с ДЦП является взаимосвязь недостаточности как содержательной, так и организационной стороны мышления. Для развития организационной стороны мышления необходимо сформированность операций планирования и самоконтроля, а также определенный запас знаний и умений. Без специального обучения эти предпосылки не развиваются

Недостатки в развитии мыслительной деятельности у детей с ДЦП могут быть частично или полностью исправлены в ходе целенаправленной коррекционно-развивающей работы.

При создании программы, которая будет направлена на коррекцию и развитие мышление детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата, необходимо знать все особенности таких детей. Коррекционную работу необходимо проводить одновременно с познавательной и с двигательной сферами, а также с развитием речи.

Одно из важнейших направлений в работе с таким ребенком- формирование у него устойчивой мотивации, овладение операциями саморегуляции в процессе работы.

В работе обязательно учитываются — степень тяжести двигательного нарушения; комплексность дифференцированной коррекционно-развивающей работы, пошаговость в предъявлении материала, дозированность.

Для занятий была создана картотека игр:

– на развитие всех сторон словесно-логического мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);

– на развитие двигательной сферы (графомоторных навыков, мелкой моторики);

– речевые задания.

Структура занятия :

  1. Организационный этап. Настройка на занятие. Включает двигательное задание. (10 минут).
  2. Основной этап. Задания и упражнения на развитие всех сторон словесно-логического мышления (25 минут).
  3. Подведение итогов. Оценивается работа детей. (5 минут).

Коррекционная программа рассчитана на 40 занятий: 2 раза в неделю, по 40 минут.

Основная цель: развитие интеллектуальных компетенций, а именно мыслительной деятельности у детей с церебральным параличом.

Задачи коррекционно-развивающей программы:

– формирование интеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

– развитие связной речи;

– развитие точных движений пальцев и кистей рук;

– формирование устойчивой мотивации, овладение операциями саморегуляции в процессе работы.

Тематическое планирование программы «Логические ступеньки» (10 занятий)

зан.

Содержание занятия

Цель упражнения

Кол-во мин.

1.

1. Упражнение «Придумываем слова»

2. Упражнение «Играем на пианино»

3. Упражнение «Подбери слова»

4. Упражнение «Назови одним словом»

5.Упражнение «Сравнение предметов»

Развитие активного словаря;

Развитие мелкой моторики;

Развитие операции обобщения;

Развитие операции синтеза;

Развитие операции сравнения.

40 мин.

2.

1. Упражнение «Придумываем слова»

2. Упражнение «Подними флажки»

3. Упражнение «Сгруппируй буквы»

4. Упражнение «Подбери слова»

5. Задачи на сравнение

Развитие активного словаря; Развитие мелкой моторики;

Развитие операции классификации;

Развитие операции обобщения;

Развитие операции сравнения.

40 мин.

3.

1. Упражнение «Придумываем слова»

2. Упражнение «Перекрестные движения»

3. Упражнение «Почему так»

4.Упражнение «Слова –невидимки

5. Упражнение «Анаграмма»

6.Упражнение «Закончи предложения».

7. Упражнение. «Найди окончание»

Развитие активного словаря; Развитие мелкой моторики;

Развитие операции обобщения;

Развитие операции анализа;

Развитие операции синтеза.

40 мин.

4.

1. Упражнение «Придумываем слова»

2. Упражнение «Перекрестные движения»

3. Упражнение «Сравнение предметов»

4. Задачи на сравнение

5. Упражнение. «Анаграмма»

6. «Загадки-описания»

7.Упражнение. «Найди окончание»

Развитие активного словаря; Развитие мелкой моторики;

Развитие операции сравнения;

Развитие операции анализа и синтеза;

Развитие умения строить умозаключения.

40 мин.

5.

1. Упражнение «Придумываем слова»

2. Упражнение «Подними флажки»

3. Упражнение «Пословицы и поговорки».

4. Упражнение«Подбери следующее».

5. Упражнение«Прочти спрятанное предложение»

6. Упражнение«Закончи предложение».

Развитие активного словаря; Развитие мелкой моторики;

Развитие понимания причинно-следственных связей;

Развитие операций анализа и синтеза.

40 мин.

6.

1. Упражнение «Придумываем слова»

2. Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

3. Упражнение Перепутанный рассказ

4. Игра «Пословицы»

5. Упражнение«Ну-ка, отгадай!»

Развитие активного словаря; Развитие мелкой моторики;

Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи;

Развитие операции обобщения.

40 мин.

7.

1. Упражнение «Придумываем слова»

2. Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

3.Упражнение«Дорисуй фигуры»

4.Упражнение «Слова –невидимки

5.Упражнение «Кто кем будет?»

6. Упражнение «Укрась ковер»

Развитие активного словаря; Развитие мелкой моторики;

Развитие речевой активности;

Развитие операции анализа.

40 мин.

8.

1. Упражнение «Придумываем слова»

2.Упражнение «Играем на пианино»

3. Упражнение «Исключение лишнего слова».

.4. Упражнение «Смысловые задачки»

5.Упражнение «Волшебный ряд букв»

Развитие активного словаря; Развитие мелкой моторики;

Развитие логического мышления;

Развитие наглядно-образного мышления;

40 мин.

9.

1. Упражнение «Придумываем слова»

2. Упражнение «Ухо-нос»

3. Упражнение. «Составление предложений»

4. Упражнение «Назови лишнее слово»

5. Упражнение «Слова-невидимки»

6. Упражнение «Слова-близнецы»

Развитие активного словаря; Развитие мелкой моторики;

Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи;

Развитие операции обобщения.

40 мин.

10.

1. Упражнение «Придумываем слова»

2. Упражнение «Мельница»

3. Упражнение «Определения»

4. Упражнение «Поиск аналогов»

5. Упражнение «Сокращение»

Развитие активного словаря; Развитие мелкой моторики;

Развитие умения выделять существенные связи сравнения.

40 мин.

Таким образом, развитие словесно-логического мышления является важным направлением работы специалистов с детьми с ДЦП. При учете всех особенностей развития детей с двигательными отклонениями можно говорить о предполагаемой эффективности данной коррекционной работы.

Литература:

  1. Данилова Л. А. Из опыта коррекционной работы при обучении детей, страдающих церебральным параличом в условиях школы-интерната Текст. / Л. А. Данилова // Пятая научная сессия по дефектологии. — М., 1967. -362 с.
  2. Заика Е. В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся // Вопросы психологии, 1990, № 6.
  3. Калижнюк Э. С. Клиническое обоснование принципов коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими детским церебральным параличом и задержкой психического развития Текст. / Э. С. Капижнюк. М., 1978.
  4. Левченко, И.Ю., Приходько, О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Текст. / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. М., 2001.
  5. Мамайчук, И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии Текст. / И. И. Мамайчук. — СПб.: Речь, 2003.
  6. Твардовская А. А. Система развития интеллектуальных компетенций у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом 2012 г. / ред кол: Л. А. Дружинина, В. А. Бородина, А. А. Лысова. — Челябинск, 2012. — С. 190–194.
Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, мелкая моторика, развитие, активный словарь, развитие операции обобщения, слово, мина, развитие умения, мыслительная деятельность, словесно-логическое мышление.


Похожие статьи

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Развитие связной речи у детей с ЗПР и ДЦП на уроках русского языка и литературы

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования

Развитие речи у детей дошкольного возраста в условиях ДОО

Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности

Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у слабослышащих детей младшего школьного возраста на коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ

Формирование мелкой моторики у детей 3–4 лет с помощью разнообразных дидактических игр в ДОУ

Формирование коммуникативной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Развитие эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы у детей младшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Развитие связной речи у детей с ЗПР и ДЦП на уроках русского языка и литературы

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования

Развитие речи у детей дошкольного возраста в условиях ДОО

Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности

Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у слабослышащих детей младшего школьного возраста на коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ

Формирование мелкой моторики у детей 3–4 лет с помощью разнообразных дидактических игр в ДОУ

Формирование коммуникативной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Развитие эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы у детей младшего дошкольного возраста

Задать вопрос