Дошкольный возраст является активным периодом для развития речи у детей дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте начинается элементарное осознание явлений родного языка. Ребенок постигает звуковое строение слова, знакомится с синонимами и антонимами, со словесным составом предложения. В старшем дошкольном возрасте наряду с определенными достижениями очевидными становятся упущения и недостатки в речевом развитии ребенка. [1, с.3]
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания.
Установка на развитие — современная стратегия обучения родному языку детей дошкольного возраста.
Задачи образовательной области «Речевое развитие»:
– владение речью как средством общения и культуры;
– обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
– развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
– знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
– формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Кроме традиционных речевых задач (формирования звуковой культуры речи, словарной работы, развития грамматического строя и связной речи) особое внимание следует обратить на задачи:
– развития диалогической речи дошкольников;
– развития речевого творчества;
– формирования понимания на слух текстов различных жанров детской литературы. [2]
В возрасте 5–6 лет словарь детей активно пополняется новыми словами. Это связано с интенсивным расширением представлений об окружающем мире. Дети постигают словарь антонимов и синонимов. В самостоятельной речи дети правильно употребляют слова, обозначающие материал, из которого сделаны предметы. Расширяется словарь обобщений, особенно за счет широких родовых понятий, например: растения — это деревья, кустарники, мебель, посуда и т. д. Усваивая слова, находящиеся в родовидовых отношениях (мебель: стол, стул, шкаф и т. д.), дети хорошо отличают их от слов, находящихся в отношениях целого и части (стул: ножка, спинка, сиденье).
В речи детей 5 лет начинают появляться «сорные» слова, на которые необходимо обращать внимание. В каждом конкретном случае следует искать свои меры воздействия на ребёнка: для одних это «темница для лишних слов», для других это прямой запрет на употребление «сорных» слов. Но во всех случаях ребёнку следует показать красоту и богатство родного языка.
В целом к концу шестого года жизни словарь детей достигает 3000- 4000 слов. [3, 6 с]
Для развития речи и обогащения словаря детей дошкольного возраста мы используем такие игровые технологии:
- Артикуляционная гимнастика — артикуляционная гимнастика является выработкой правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные — артикуляционные уклады различных фонем.
- Дыхательная гимнастика — укреплять физиологическое дыхание у детей
- Сказкотерапия — психологическое воздействие на человека через сказки. Способствует развитию положительной и многогранной личности, помогает скорректировать некоторые проблемы, устранить страхи и внутренние комплексы.
– «Салат из сказок»\ смешивание разных сказок
– «Что будет, если…?»\ сюжет задаёт воспитатель
– «Изменение характера персонажей»\ старая сказка на новый лад
– «Использование моделей»\ картинки-геометрические фигуры
– «Введение в сказку новых атрибутов»\ волшебные предметы, бытовые приборы и т. д.\
– «Введение новых героев»\ как сказочных, так и современных
– «Тематические сказки» \ цветочные, ягодные и т. д.
- Куклотерапия — с помощью куклы педагог может варьировать требования к речи и поведению детей на занятиях, что способствует воспитанию свободы речевого общения. Например, если ребёнок не может начать фразу, можно произнести её вместе с любимой куклой (замаскированной помощью взрослого). Когда на занятии кто-нибудь из детей отвлекается и начинает шалить, на руке воспитателя может появится кукла, которая строго скажет: «На зарядке кувыркайся, сейчас делом занимайся!» Такое шутливое замечание действует, как правило, значительно лучше, чем призыв к тишине и нравоучение.
- Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
- Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
- Театрализованные игры можно разделить на две основные группы:
– игры — драматизации;
– режиссерские игры.
Среди всех современных образовательных технологий в ДОУ по ФГОС, в категории игровых выделяются три наиболее популярных методики:
- Развивающие игры опираются на использование квадратов, карт, планов, кубиков, вкладышей Монтессори и прочих материалов, посредством которых дошкольники выполняют задания, добывая необходимую для них информацию и получая полезные навыки.
- Логические блоки — увлекательная игра для детей от 3 до 10 лет, использующая набор из 48 геометрических фигур разных форм, цветов, толщины и размеров, развивающая аналитические способности и логическое мышление, позволяющая выполнять базовые предметные действия.
- «Сказочные лабиринты» — новаторские развивающие игры, ориентированные на детей всех возрастов, стимулирующие творческую деятельность, память, внимание и мышление, практикуют речь, мелкую моторику, навыки счета и другие познания.
Игровые технологии развивают у дошколят креативность и воображение, наблюдательность и внимательность, стимулирует стремление узнать новое, дает базовые представления об окружающем мире, способствует гармоничному развитию логического мышления и эмоционально-образного восприятия. Они предполагают системную работу с нарастающей сложностью, которая проходит в атмосфере свободы и творчества.
Именно дошкольное образование позволяет ребенку овладеть специфическими видами детской деятельности — игрой, конструированием, изобразительной деятельностью, наблюдением и экспериментированием.
В грамотно организованной детской деятельности у ребенка дошкольного возраста формируются базисные качества личности (мышление, память, внимание, воображение и речь). Именно они позволяют ребенку успешно обучаться по любой программе, усваивать любую информацию в начальной школе и на последующих ступенях обучения. [4, 15 с]
Литература:
- Гризик Т. И., Тимощук Л. Е. Развитие речи детей 5–6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошк. образоват. Учреждений / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук.-М.: М.: Просвещение, 2006.- 206 с.: ил. — ISBN 5–09–014510–0.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Гризик Т. И., Тимощук Л. Е. Развитие речи детей 5–6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошк. образоват. Учреждений / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук.-М.: М.: Просвещение, 2006.- 206 с.: ил. — ISBN 5–09–014510–0.
- Бартаева П. П., Буянова Н. В. Современные игровые технологии как фактор развития старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Н 36. Начальное и дошкольное образование в современном меняющемся мире: теория и практика: материалы всероссийской научно-практической конференции 5 декабря 2019 года. — Улан-Удэ: Издательство// 307 c.
- https://nsportal.ru
- https://base.garant.ru/70512244/
- https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11343/