Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста с ОНР
Автор: Ерёменко Татьяна Ивановна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
Статья просмотрена: 18374 раза
Библиографическое описание:
Ерёменко, Т. И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста с ОНР / Т. И. Ерёменко. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 128-131. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3776/ (дата обращения: 15.11.2024).
Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время. Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи поможет ребенку еще до поступления в школу в совершенстве овладеть фонетико-фонематической стороной речи.
Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка.
Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Звуковая культура речи является составной частью общей культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр.
Значение воспитания звуковой культуры речи:
- воспитание полноценной личности ребенка;
- звуковая культура речи — основа благоприятных социальных контактов и общения;
- полноценное формирование фонетики и фонематики составляет основу лексико — грамматического компонента речи;
- овладение фонетикой, фонематикой — условия успешной подготовки к школе.
В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Поэтому работа должна вестись в двух направлениях:
- развивать артикуляционный аппарат, голосовой аппарат, речевое дыхание и на этой основе формировать произношение звуков, слов, чёткой артикуляции;
- развивать восприятие речи (слуховое внимание, речевой слух, основными компонентами которого являются фонематический, ритмический слух).
Характеристика дефектов звукопроизношения
Речевое развитие детей с ОНР, со стертой дизартрией характеризуется рядом отклонений: более позднее, по сравнению с нормой, развитие речи. Первые слова появляются в возрасте от 1,5–2х лет; медленно идет накопление словаря. Использование фразовой речи — с 2–3х лет (а в некоторых случаях и с 3–4х лет), притом речь таких детей невнятна. Позднее она становится несколько более ясной, но в целом остается фонетически несформированной.
Проведенная мною стартовая диагностика состояния звукопроизношения у детей в старшей логопедической группе с ОНР III уровня со стертой дизартрией показало, что для данной категории детей характерно полиморфное нарушение звукопроизношения. Нарушение двух групп звуков (свистящих и шипящих) отмечалось у 16,7 % детей; трех групп (свистящих, шипящих, [Р] или [Л] — у 43,3 % и свыше трех групп (свистящих, шипящих, соноров и простых по артикуляции переднеязычных) — у 40 % обследованных детей.
Стартовая диагностика показала, что дети в задании на повтор трех сложных по звучанию слов (бак — бык — бок; миска — мишка мышка), слоговых рядов с согласными звуками, оппозиционными по звонкости-глухости или мягкости-твердости (па-ба-па, ша-жа-ша, ро-рё-ро), слов со сложной слоговой структурой (велосипедисты, мотоциклисты, трактористы, транспорт, фотографироваться), выполняют с многочисленными ошибками.
Это свидетельствует о том, что формирование фонематического восприятия не соответствует возрастной норме.
Такое соотношение можно объяснить наличием у детей со стертой дизартрией определенных нарушений слухового восприятия речи, в связи с этим акустическая близость звуков оказывает отрицательное влияние на усвоение правильного произношения.
Кроме того, нарушение фонематического восприятия не даёт возможности детям овладевать в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом. Это значит, что устранение тяжёлых дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематического восприятия.
Педагогические особенности воспитания звуковой культуры у дошкольников с ОНР.
Задачи педагогической работы по развитию звуковой культуры речи
Можно выделить следующие задачи по воспитанию звуковой культуре речи:
1) формирование правильного произношения звуков;
2) выработка дикции;
3) работа над правильным произношением и словесным (фонетическим) ударением;
4) работа над орфоэпической правильностью речи;
5) формирование темпа речи и качеств голоса;
6) воспитание выразительности речи;
7) развитие речевого слуха и речевого дыхания;
8) воспитание культуры речевого общения.
Формирование правильного произношения звуков.
Обучение звукопроизношению осуществляется в соответствии с этапами работы над звуками, принятыми в логопедии.
Формирование звукопроизношения осуществляется в три этапа:
1) уточнение движений органов артикуляционного аппарата;
2) воспитание правильного, четкого произношения звука в словах;
3) закрепление звука в словах и фразовой речи
Первый этап — подготовительный, предполагает подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи.
Задача этого этапа: уточнить движения органов артикуляционного аппарата. Типичная структура процесса изучения одного звука такова:
- Выработка воздушной струи
- Выработка необходимых движений губ и языка
- Выработка умения изолированного произношения звука (по подражанию или с механической помощью)
С целью подготовки речевого аппарата используются разнообразные упражнения, которые проводятся в основном в игровой форме, что создает условия для многократного их повторения.
Упражнения артикуляционной гимнастики делятся на статические и динамические. Статические упражнения нацелены на развитие у детей умения удерживать заданный артикуляционный способ («Лягушечка», «Слоник», «Кошечка сердитая», «Грибок», «Чашка»)
Динамические упражнения направлены на развитие объёма артикуляционных движений («Сладкое варенье», «Гармошка», «Лошадка», «Заведи мотор», др).
Развитию моторики артикуляционного аппарата служат различные игры на звукопроизношение («Кто как кричит?», «Чей домик?»).
Воспитание речевого дыхания.
Задача логопеда — научить ребёнка правильно дышать в процессе речи, устранить недостатки речевого дыхания. Прежде всего, у детей нужно развивать бесшумный, спокойный вдох без поднимания плеч. Работа по развитию речевого дыхания осуществляется поэтапно:
- упражнения на развитие физиологического дыхания;
- дыхательные упражнения без участия речи;
- дыхательно-голосовые упражнения на материале гласных звуков;
- дыхательно-голосовые упражнения на материале согласных дыхательно-голосовые упражнения на материале слогов;
- дыхательно-голосовые упражнения на материале слов;
- дыхательно-голосовые упражнения на материале предложений, фраз.
Цель предлагаемых упражнений:
- развитие сильного плавного ротового выдоха;
- активизация губных мышц.
Для развития дыхательной и голосовой функции провожу дыхательные упражнения. Они направлены на выработку правильного диафрагмального дыхания, глубокого бесшумного носового вдоха и длительного ротового выдоха (без надувания щёк) и формирование длительного речевого выдоха. Пособие надо привешивать на уровне зрения и артикуляционного аппарата ребенка за шнурочек. «Лошадка» на липкой ленте, грива и хвост из искусственных волосиков, чтобы дуть, а также Морковка с ботвой, Петушок с хвостом их перьев, Рыбки служат для выработки сильной воздушной струи. На силу выдоха использую «Яблочко с жучком» и петелькой, чтобы держать пальчиком и выполнять поддувание на ладони, Домик с занавесками, Чашка с «горячим» чаем. Листочки, Тучка, Снежинки из пленки и искусственной кожи, чтобы можно было их мыть и, чтобы долго служили и отвечали гигиеническим требованиям. Большое значение имеет правильное, развернутое объяснение логопедом требований к дыханию детей с воспроизведением образца вдоха и выдоха. Обязательно добиться расслабления. Постепенно дети приучаются к более сильному выдоху. При этом нужно следить, чтобы у ребёнка была правильная поза, чтобы не наступило напряжение или утомление.
2 этап — основной. Воспитание правильного, четкого произношения звука в словах. Это создание новой нервной связи между звуковыми, двигательно-кинестетическими и зрительными ощущениями. Постановка звуков начинается с легких и кончается более «трудными»; последовательность их сохраняется как для фронтальной, так и для индивидуальной работы. В работе используется зеркало. Обязательно словесное объяснение способа артикуляции звука.
3 этап — закрепление и автоматизация звуков. Звук дается в разных звукосочетаниях, в начале слова, в середине, в конце.
4 этап — дифференциация смешиваемых звуков. Вырабатывать умение различать звуки на слух и в собственном произношении. Работа над дифференциацией звуков начинается тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произнесены ребенком в любом сочетании и все же употребляются не всегда верно и один звук подменяется другим.
Этапы формирования фонематического слуха
1 этап — узнавание неречевых звуков. На этом этапе в процессе специальных игр у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно эти же занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно научить детей дифференцировать фонемы). Неречевой слух — восприятие шума воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки.
2 этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз. Сама формулировка раскрывает сущность работы на этом этапе.
3 этап — различение слов, близких по своему звуковому составу. Умение преобразовывать слова на этом этапе положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры.
4 этап — дифференциация слогов. Ребёнок уже подготовлен к тому, чтобы научиться различать слоги.
5 этап — дифференциация фонем. Начинать работу нужно обязательно с дифференциации гласных звуков, потому что их проще воспринимать, выделять и дифференцировать в словах.
6 этап — развитие навыков элементарного звукового анализа
Особенности работы по формированию звуковой культуры речи у детей с ОНР
Выработка дикции.
Формирование звукопроизношения тесно связано с выработкой дикции. Задача педагога при формировании хорошей дикции заключается в том, чтобы укреплять и развивать с помощью специальных упражнений артикуляционный аппарат детей, учить их правильно и чётко произносить все звуки родного языка, развивать речевой слух, вырабатывать умеренный темп речи. Для формирования дикции у дошкольников — логопатов можно использовать ряд игр на звукоподражание, несколько изменив при этом требования к детям. Показывая образец произношения звукосочетания, учитель-логопед делает очень четкие движения ртом, гласный звук слегка протягивает (но говорит его легко, не ударно). Аппарат дикции значительно формируется именно в логопедических играх, когда дети учатся делать активные правильные движения губами, открывать рот в процессе речи. Для совершенствования дикции используются чистоговорки и скороговорки.
Работа над словопроизношением, ударением и орфоэпией.
Особое значение эта работа имеет, когда дети искажают слоговой состав слова. Для сохранения правильной структуры слова важен неторопливый темп речи, плавность выговаривания. Эти качества хорошо воспитываются у детей в хороводных играх с напевным текстом, при замедленном чтении потешек. Для работы над словопроизношением используются дидактические игры («Поручения», «Магазин»). При проведении их с детьми — логопатами желательно сначала использовать такие игрушки, названия которых дети выговаривают легко, а затем и более сложные. В целом орфоэпическая правильность детской речи формируется путем подражания речи взрослых.
Формирование темпа речи и качеств голоса.
Важно приучать детей к речи среднего темпа, плавной, без лишних остановок. В этом логопеду и воспитателю помогут индивидуально направленные приёмы: замечания («Я не поняла, что тебе дать, скажи помедленнее!»), сопряжённая речь. Лучший приём — проведение хороводов, подвижных игр с напевным текстом, и при этом — сопровождение речи движениями.Для формирования силы и высоты голоса можно использовать подвижные игры, в которых требуется проговаривание вполголоса. Проговаривание скороговорок, игры «Перекличка», «Ауканье», «Эхо» развивают гибкость голоса.
У детей вызывают интерес задания, выполняя которые они учатся менять высоту голоса. Например, рассматривая игрушки или картинки, изображающие животных и их детёнышей, произносят звукоподражания с различной высотой голоса. Шире нужно использовать и дидактические рассказы со звукоподражанием.
Воспитание выразительности речи.
Педагог имеет большие возможности для влияния на интонационную выразительность речи. Очень важно воспитывать интонации, которые будут необходимы ребёнку в его повседневной жизни. Есть ряд игр и хороводов, где текст, чаще всего фольклорный, произносится с особенно яркими интонациями.
Исходным приёмом является образец выразительного чтения. Очень эффективен прием — чтение в лицах (по ролям). Материалом могут служить короткие стихотворения, потешки, шутки. Чтение сопровождается игровыми действиями и движениями детей, способствующими естественности, как бы непроизвольности интонации. Живости и естественности интонации способствует включение в текст потешки (стихотворения) имени кого-либо из детей, присутствующих на занятии.
Формирование речевого слуха.
В работе по формированию речевого слуха большое место занимают дидактические игры на развитие слухового внимания, т. е. умения услышать звук, соотнести его с источником и местом подачи. Используются музыкальные инструменты и озвученные игрушки, чтобы дети приучились различать силу и характер звука.
Детям предлагается вслушиваться в звучащую речь, различать на слух её разнообразные качества, «отгадывать» их.
Совершенствование слухового восприятия, фонематического слуха — это своеобразная подготовка ребёнка к предстоящему овладению звуковым анализом.
Работа по обучению звуковому анализу слова готовит к обучению грамоте. Переключением внимания от семантики слова к его звуковому составу, то есть к умению услышать в слове отдельные звуки и понять, что они расположены в определенной последовательности. Звуковой анализ является высшей ступенью фонематического восприятия, способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы).
В работе по воспитанию звуковой культуры речи у детей учитель — логопед должен учитывать особенности речи каждого ребенка. Такие характеристики звуковой культуры речи, как темп, громкость, дикция, во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка, от его темперамента, условий воспитания и той речевой среды, которая окружает ребёнка. Специальная коррекционная работа научит ребёнка в зависимости от речевой ситуации менять как силу голоса, так и темп речи, пользоваться выразительными средствами речи уместно и осознанно. И эта работа проводится систематически.
Литература:
1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип, — М.: Издательский центр «Академия», 2000, — 400 с.
2. Болотина Л. Р., Микляева Н. В., Родионова Ю. Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. — М.: Айрис пресс, 2006.
3. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи/ А. Н. Гвоздев. — СПб.: «Детство- Пресс», 2007. — 472 с.
4. Давыдович Л. Правильно ли говорит ваш ребёнок// Дошкольное воспитание. 2003, — № 8
5. Епифанцева Т. Б., Киселенко Т. Е., Могилева И. А., Соловьева И. Г., Титков Т. В. Настольная книга педагога-дефектолога. — Ростов-на-Дону.: Феникс, 2005.
6. Катаева А. А.. Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М.: Владос, 2004.