Дыхание в развитии речи детей
Автор: Щерба Наталья Валерьевна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (66) июль 2023 г.
Дата публикации: 03.07.2023
Статья просмотрена: 21 раз
Библиографическое описание:
Щерба, Н. В. Дыхание в развитии речи детей / Н. В. Щерба. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 7 (66). — С. 7-10. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/254/8480/ (дата обращения: 24.11.2024).
В статье рассказывается о важности речевого дыхания в развитии речи ребенка. Представлены игровые упражнения, которые могут применяться в работе с детьми.
Ключевые слова: речевое дыхание, дыхательная гимнастика, голос, дети.
Дыхание является основой жизни, но оно также служит важной составляющей речевой функции человека. С помощью него мы заставляем звучать наш голосовой аппарат, произнося звуки, слова, фразы.
Голосовой аппарат включает такие важные органы, как: гортань, глотка, носовая полость с ее придаточными пазухами, легкие, бронхи, трахея и диафрагма. Патологические нарушения функции любого из этих органов приводит к изменению голоса. Энергетический (дыхательный) аппарат состоит из легких, дыхательных путей, межреберных мышц и диафрагмы. Во время фонаторного выдоха, диафрагма изменяет силу подскладочного давления и объем, проходящего через голосовую щель воздуха, обеспечивая тем самым извлечение разных по высоте и силе звуков. Механизм координации дыхания, голосообразования и артикуляции — единый процесс и формируется он постепенно, поэтому так же последовательно формируется и речевое дыхание.
Речевое дыхание — управляемый процесс, этим оно отличается от физиологического. В норме речевой вдох легкий и короткий, осуществляться через нос и рот, а выдох плавный и длительный производиться через рот. Правильный забор воздуха позволяет экономно и равномерно расходовать его, соблюдая речевые такты и паузы в речи.
Следует помнить, что речевое дыхание связано с такими компонентами интонации, как темп, ритм, пауза и его неправильная постановка может способствовать развитию различных речевых нарушений. Специальные упражнения автоматизируют навык речевого дыхания. Вследствие этого, вместо поверхностного дыхания формируется полное и глубокое, которое благотворно влияет на качество голоса.
В педагогической практике часто встречаются дети с «захлебывающейся» речью, когда слова и фразы произносятся, как на вдохе, так и на выдохе. Другие дети не успевают экономно расходовать воздух на выдохе и берут дыхание в середине фразы, разрывая тем самым логическое членение речевого потока, затрудняя понимание смысла сказанного. При ключичном (поверхностном) дыхании, которое встречается довольно часто у многих детей, живот на вдохе втягивается, а плечи поднимаются, напрягая мышцы плечевого пояса и шейной мускулатуры. Некоторые дети стараются сказать фразу на укороченном выдохе, за короткий промежуток времени, что так же снижает качество речи. Наоборот, чрезмерное затягивание темпа речи также нарушает восприятие и целостность сказанного.
Вопросы воспитания у детей правильного речевого дыхания отражены в трудах и исследованиях многих авторов: М. Ф. Фомичевой, Е. Ф. Рау, О. В. Правдиной, О. С. Орловой, Е. Ф. Архиповой и др.
Воспитание правильного дыхания у детей — важная задача. Она должна решаться в единстве с развитием детского голоса и артикуляции. Задания должны быть понятны и доступны детям, проводиться в игровой форме. Главной задачей дыхательной гимнастики должно стать освоение техники нижнереберного диафрагмального дыхания, за счет активной работы мышц брюшного пресса и диафрагмы; произвольного управления вдохом и выдохом; координации процессов дыхания и голосоведения.
Дыхательные упражнения необходимо подбирать с учетом возраста детей, четким соблюдением временного регламента: 3–4 мин для детей младшего возраста, 4–5 мин — среднего возраста, 5–7 мин — старшего дошкольного возраста. Это необходимо выполнять, чтобы не спровоцировать головокружение и негативные реакции у ребенка.
Дыхательная гимнастика включает в себя статические, динамические и фонационные упражнения.
1. Статическая дыхательная гимнастика служит для воспитания неречевого (нижнереберного) типа дыхания с участием диафрагмы. Ребенка учат быстрому вдоху и плавному, равномерному выдоху.
Игра «Поиграем животиками». В положении лежа на спине, дети кладут левую руку на живот, а правую на грудь, делают глубокий вдох — живот надувают, затем делают выдох –живот втягивают.
Игра «Пароход гудит». Попросить ребенка подуть в пузырек, изображая свист парохода (горлышко пузырька должно касаться нижней губы).
Игра «Пропеллер». Ребенка просят улыбнуться, выполнить вдох, а затем сильно выдувать воздух, рассекая струю указательным пальцем, чтобы слышался «звук пропеллера».
Игра «Подними шарик». (Атрибуты: изогнутая пластиковая трубка, шарик). И. п. стоя. Ребенку предлагается подуть в трубку, так, чтобы поднять шарик и удержать его, как можно дольше. Следят за тем, чтобы плечи малыша не поднимались, а выдыхаемая струя воздуха не раздувала щек.
2. Динамическая гимнастика координирует дыхание, способствует расширению емкости легких, подготавливает детей к интенсивным голосовым нагрузкам. Комплекс тренировочных игр и упражнений включает активизирующие и расслабляющие упражнения, предупреждающие утомление и излишнюю напряженность мышц.
Игра «Солнышко». Детям предлагают «нарисовать» головой солнышко с лучами, делая круговые вращения головой справа налево, вверх и вниз.
Игра «Пластилиновая кукла». Поднять руки вверх, затем медленно опустить, раскачивая из стороны в сторону.
Игра «Повторялки». Дети выполняют последовательно серию движений, показанные педагогом (встать на носки, руки вверх — вдох, опуститься на всю ступню- выдох и т. д.), контролируя свой вдох и выдох.
Игра «Пружинка». И. п. стоя, руки на уровне груди. Дети отводят локти назад — вдох, возвращаются в исходное положение — выдох. Темп упражнения меняется.
Игра «Незнайка». Педагог задает детям шутливые вопросы. Дети поднимают и опускаю плечи поочередно, как бы говоря «не знаю». При поднимании — вдох через нос, при опускании -выдох через рот.
Игра «Пловцы». Педагог предлагает детям совершить «заплыв». Дети соревнуясь совершают плавательные движения: при расширении грудной клетки совершая вдох, при опускании — выдох.
3. Фонационная дыхательная гимнастика тренирует экономное распределение речевого выдоха. Работу начинают с гласных звуков и их сочетаний, вводя постепенно слоги, слова, фразы. На завершающем этапе в работе с детьми используют короткие стихи, загадки, пословицы и диалоги. При подборе речевого материала важно ориентироваться на звуки, правильно произносимые детьми, чтобы не было закрепления нарушенных звуков. Речевой материал следует подбирать с учетом интересов детей, что значительно оптимизирует воспитательный процесс.
Игра «Ракета» И. п. стоя. На вдохе ребенок, поднимает руки вверх приподнимаясь на носки. На выдохе — опускает руки вниз, опускаясь на всю ступню, с одновременным произнесением звука «а».
Игра «Сова». Попросить ребенка взять глубокое дыхание «в живот», а затем равномерно и беззвучно выдыхать воздух, многократно произнося звук «ф». Внимание обращается на глубину дыхания и работу брюшного пресса.
Игра «Сова кричит». Взяв глубокое дыхание «в живот» равномерно выдыхать, произнося многократно согласный звук «ф» с гласными: «фа-фа-фа», «фо-фо-фо» и т. д.
Игра «Немое кино». Педагог показывает ребенку беззвучную артикуляцию 2–3 гласных звуков. Ребенок озвучивает ее, контролируя свой плавный и непрерывный выдох.
Игра «Посчитай». Детям предлагается произвести счет (прямой, обратный, от заданного до заданного числа и др.) на одном выдохе контролируя длительность и плавностью выдоха.
Игра «Фразы». Педагог проводит беседу по сюжетной картинке, произносит короткую фразу. Дети должны повторить фразу, дополняя ее одним новым словом. Предлагается произносить фразу на одном выдохе.
Игра-диалог «Ежик».
— Ежик, ежик, где ты был?
— За грибами в лес ходил!
— Что нашел ты, еж, в лесу?
— Только рыжую лису!
Формирование и развитие речевого дыхания с детьми может проводиться не только на логопедических, но и на музыкальных, физкультурных занятиях, в качестве физкультминуток на занятиях по развитию речи и др., а также в процессе выполнения режимных моментов: прогулке и т. д. Форма работы с детьми может быть групповой, подгрупповой или индивидуальной. Использование игрушек, наглядных пособий (картинок, дидактических игр), музыкального оформления, а также сказочного сюжета, превратит любую тренировку в увлекательную и незабываемую игру для детей.
Таким образом, управление дыханием — важный процесс в жизни человека. Он необходим в разговорной и сценической речи, ораторском выступлении, пении, поэтому специальные тренировки помогут овладеть этим навыком в совершенстве.
Литература:
- Е. Ф. Архипова. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей- М: АСТ: Астрель, 2010
- Е. В. Лаврова. Логопедия. Основы фонопедии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2007.
- Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. Технологии формирования интонационной стороны речи — М.: АСТ: Астрель, 2009
Похожие статьи
Роль формирования речевого дыхания при коррекции задержки речевого развития у дошкольников
В статье рассмотрена роль речевого дыхания в развитии речи дошкольников. Представлены примеры игр по развитию речевого дыхания.
Речевое развитие детей с тяжелыми нарушениями речи посредством телесной перкуссии
В статье освещаются вопросы реализации технологии телесной перкуссии для эффективного развития речи ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, приводятся результаты применения авторских речевых игр с звучащими жестами в корр...
Влияние мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей раннего возраста
Настоящая статья посвящена анализу и характеристике влияния мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей раннего возраста. Автором представлены упражнения, направленные на развитие мелкой моторики у детей. Кроме того, представлены отдельные асп...
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста
Статья посвящена значимости развития речи дошкольников, рассмотрены особенности развития, педагогические методы и приемы, применяемые в дошкольных учреждениях при работе педагогов с детьми дошкольного возраста.
Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием пальчиковых игр
Статья посвящена вопросу речевого развития детей дошкольного возраста. Раскрывается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей. Приведены принципы применения пальчиковых игр в работе с детьми.
Кинезиологические упражнения в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
В статье автор рассказывает о пользе кинезиологических упражнений в коррекционной работе.
Активизация развития речи детей через лингвистические игры (из опыта работы)
В статье рассматриваются особенности активизации развития речи детей до-школьного возраста, описывается технология опыта работы с дошкольниками с задержкой речевого развития.
Методика организации занятий по ритмопластике в дошкольном образовательном учреждении
В данной статье раскрывается сущность методики организации занятий по ритмопластике с детьми дошкольного возраста. Более подробно описана структура проведения занятий по ритмопластике и значение данных занятий в физическом и художественно-эстетическо...
Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр
В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных учр...
Похожие статьи
Роль формирования речевого дыхания при коррекции задержки речевого развития у дошкольников
В статье рассмотрена роль речевого дыхания в развитии речи дошкольников. Представлены примеры игр по развитию речевого дыхания.
Речевое развитие детей с тяжелыми нарушениями речи посредством телесной перкуссии
В статье освещаются вопросы реализации технологии телесной перкуссии для эффективного развития речи ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, приводятся результаты применения авторских речевых игр с звучащими жестами в корр...
Влияние мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей раннего возраста
Настоящая статья посвящена анализу и характеристике влияния мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей раннего возраста. Автором представлены упражнения, направленные на развитие мелкой моторики у детей. Кроме того, представлены отдельные асп...
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста
Статья посвящена значимости развития речи дошкольников, рассмотрены особенности развития, педагогические методы и приемы, применяемые в дошкольных учреждениях при работе педагогов с детьми дошкольного возраста.
Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием пальчиковых игр
Статья посвящена вопросу речевого развития детей дошкольного возраста. Раскрывается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей. Приведены принципы применения пальчиковых игр в работе с детьми.
Кинезиологические упражнения в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
В статье автор рассказывает о пользе кинезиологических упражнений в коррекционной работе.
Активизация развития речи детей через лингвистические игры (из опыта работы)
В статье рассматриваются особенности активизации развития речи детей до-школьного возраста, описывается технология опыта работы с дошкольниками с задержкой речевого развития.
Методика организации занятий по ритмопластике в дошкольном образовательном учреждении
В данной статье раскрывается сущность методики организации занятий по ритмопластике с детьми дошкольного возраста. Более подробно описана структура проведения занятий по ритмопластике и значение данных занятий в физическом и художественно-эстетическо...
Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр
В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных учр...