Роль здоровьесберегающих технологий в развитии певческих навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (279) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 11.10.2019

Статья просмотрена: 100 раз

Библиографическое описание:

Столяренко, А. Н. Роль здоровьесберегающих технологий в развитии певческих навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / А. Н. Столяренко, Н. В. Бикетова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 41 (279). — С. 260-262. — URL: https://moluch.ru/archive/279/62958/ (дата обращения: 16.12.2024).



Проблема здоровья детей в настоящее время как никогда актуальна. «Так как музыка является одним из самых эффективных средств физического и эмоционального развития детей, большое значение приобретает интеграция оздоровительной работы с музыкально-образовательной. Почему бы не использовать силу музыки, накопленный опыт специалистов дошкольного образования в работе с детьми по укреплению и сохранению их здоровья, приобщению детей к искусству, проявлению интереса к песенному исполнительству и творчеству» [3]. Перед дошкольным учреждением стоит задача научить их эмоционально откликаться на музыку различного характера, целостно ее воспринимать, понимать содержание, настроение, исполнять и, наконец, научить наслаждаться ею.

Пение — самый доступный и любимый детьми дошкольного возраста вид музыкальной деятельности. Но не все дети имеют достаточно хорошо сформированные и развитые певческие навыки, так необходимое им в песенном исполнительстве. Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи—это дети с поражением центральной нервной системы, что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. У таких детей отмечаются нарушения со стороны звукопроизношения, просодики (интонационно-выразительной окраски речи) и общего недоразвития речи. Отмечаются отклонения от нормативов в психомоторике.

У большинства детей с нарушениями речи наблюдается некоторое снижение процессов восприятия и внимания к звучанию музыки. Голос приобретает интонационную бедность, монотонность, носовой оттенок, поскольку дыхание у таких дошкольников поверхностное, прерывистое, с коротким речевым выдохом. Они испытывают трудности при различении пространственно-временных качеств звука: высота, темп, ритм. Незначительна возможность правильного голосоведения и интонационного пения. Слабо сформирована артикуляционная моторика и дикция. У большинства детей с нарушениями речи наблюдаются не всегда адекватные эмоциональные проявления в процессе занятия музыкой. Это связано с общим нарушением эмоционально-волевой сферы, слабостью развития познавательных процессов.

Развитие певческих навыков у дошкольника — трудоемкий процесс, требующий методической грамотности и профессиональной подготовки педагогов. Система совместной работы музыкального руководителя и воспитателя включает не только вопросы музыкального развития, но и вопросы физического здоровья. Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемые в комплексе музыкальная и здоровьесберегающая деятельности в итоге сформировали бы у ребенка на хорошем уровне певческие навыки и стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Валеологические песенки — отличное начало любого музыкального занятия. Они поднимают настроение, задают позитивный тон к выполнению целей и задач организованной образовательной деятельности, улучшают эмоциональный климат на занятии. В старшей группе используются песенки-распевки, исполняемые тутти. Их исполняет педагог, а дети в процессе нескольких занятий разучивают их, подстраиваясь к его голосу. Ребята здороваются с окружающей природой и друг с другом, незаметно разогревая и подготавливая голос к пению. Когда сформировался прием коллективного исполнения, как вариант усложнения в подготовительной группе вводятся песенки-распевки, предполагающие диалог, исполнение по ролям. Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, очень просты в исполнении. С такой песенкой уверенно справится ребенок с любым уровнем музыкальной подготовленности, что будет стимулировать его к дальнейшему выполнению последующих заданий.

Ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, а при исполнении песен ему приходится вдыхать воздух чаще. Поэтому целесообразно уделить особое внимание дыхательной гимнастике. «Основными задачами дыхательных упражнений являются: укрепление физиологического дыхания, тренировка силы вдоха и выдоха, формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох — длинный выдох), развитие продолжительного выдоха. Несложные упражнения А. Н. Стрельниковой основаны на принципе — короткий и резкий вдох носом в сочетании с движением и пассивный выдох» [1].

Работа над дыханием предваряет исполнение песен, а также может быть и самостоятельным видом деятельности. В игровой форме дети учатся правильно дышать во время пения, а также тренировать самую сильную дыхательную мышцу — диафрагму, играющую важную роль в пении. С детьми старшей группы целесообразно выполнять самые простые упражнения, где введены незначительные движения, что дает возможность сконцентрировать внимание на правильном вдохе. Когда дети научатся быстро и глубоко вдыхать, а затем рационально и продолжительно выдыхать, можно вводить упражнения с большей амплитудой движений. Дыхание для вокала просто необходимо. Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающе и даже лечебное воздействие.

Немаловажную роль при обучении дошкольников пению играют упражнения на увеличение выдоха. Главная их задача — это тренировка силы вдоха и выдоха, развитие продолжительности выдоха. Сначала нужно дать понять ребенку, что выдох может быть продолжительным. Сначала выход выполняется на одном звуке, затем звук можно заменить на текст. Дети проговаривают вместе с педагогом одно и то же предложение, но при каждом повторе, предложение увеличивается на 1–2 слова. Разучив текст, дети стараются проговорить каждое предложение на одном дыхании, что способствует увеличению его объема. Сформировав навык продолжительного выдоха, продолжаем усложнять задачу. Например, ввести упражнения со счетом, которые построены по принципу соревнования, что хорошо стимулирует их и вовлекает в образовательный процесс. Ребята ведут счет, и побеждает тот, кто насчитает больше.

В процессе разучивании песен на музыкальных занятиях, часто приходится наблюдать, что дети неправильно произносят отдельные звуки, окончания слов. Это говорит о слабой сформированности речевого аппарата. Помочь ребенку справиться с этими трудностями можно при помощи упражнений артикуляционной гимнастики. Она способствует тренировке движений, необходимых для правильного произношения звуков, слогов, целых слов. Сопровождение в стихах упрощает процесс разучивания гимнастики. Координация слуха и движений развивают детскую память, внимание. Услышав первую строчку стихотворения «Чок, чок…», ребята понимают, какое упражнение необходимо выполнять и принимаются покусывать язычок. При этом важно идти от простых упражнений к более сложным. В результате регулярного выполнения артикуляционных упражнений повысились уровни развития речи, активной артикуляции, певческих навыков, улучшился речевой слух, музыкальная память, внимание.

Еще один интересный элемент музыкально-оздоровительной работы — «фонопедические упражнения, упражнения на развитие дыхательных мышц, развитие и укрепление голосового аппарата. Они проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. В развивающих голосовых играх дети познают возможности своего голоса и учатся им управлять, включают энергетические ресурсы организма» [3]. Фонопедические упражнения — это игра со звуком, своего рода звуковое сопровождение стихотворных строчек. Исполнение glissando помогает ребенку управлять своим голосом, вырабатывает напевность звука, дети более отчетливо начинают различать высоту звука. Прием crescendo и diminuendo развивает динамический слух ребенка и позволяет ему плавно переходить от тихого пения к громкому и наоборот. Исполнение звуков в различных регистрах эффективно формирует звуковысотный слух, что способствует точной передаче мелодического рисунка в процессе исполнения песен. Прием игры со звуком штро-басс расслабляет голосовые связки, дает им возможность отдохнуть. Все эти приемы работы со звуком тесно переплетаются в каждом упражнении, эффективно дополняя и продолжая друг друга. В результате чего сформировалось ладотональное восприятие, динамический слух.

Выполнение упражнений здоровьесберегающих технологий в игровой форме доставляет детям радость и хорошее настроение. Превращая учебный процесс в увлекательную игру, они не только развивают певческие навыки, но и улучшают память, мышление, обогащают внутренний мир ребенка. Такие технологии способствуют формированию у дошкольника сознательного стремления к здоровью, развитию навыков собственного оздоровления, а также позволяют поддерживать у детей интерес к певческой музыкальной деятельности, осуществлять ее более успешно.

Литература:

  1. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. Учебное пособие. — Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
  2. Емельянов В. В. Фонопедический метод развития голоса. Первый уровень: развивающие голосовые игры. СПб, 1999.
  3. Козин А. М. Формирование культуры здоровья личности в современном обществе. /А. М. Козин// Здоровьесберегающее образование — М., 2009. — № 1.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, упражнение, большинство детей, дыхательная гимнастика, игровая форма, исполнение песен, нарушение речи, песенное исполнительство, продолжительный выдох, старшая группа.


Похожие статьи

Формирование вокально-хоровых навыков через здоровьесберегающие технологии у детей дошкольного возраста

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Использование здоровьесберегающих технологий в коммуникативной деятельности дошкольников

Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности

Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников с нарушениями речи в процессе музыкальной деятельности

Роль мультимедийного оборудования в формировании патриотических чувств старших дошкольников

Формирование речевых способностей у слабослышащих дошкольников в системе русского жестового языка

Формирование коммуникативной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Особенности формирования коммуникативных навыков у неговорящих дошкольников с расстройствами аутистического спектра

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ

Похожие статьи

Формирование вокально-хоровых навыков через здоровьесберегающие технологии у детей дошкольного возраста

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Использование здоровьесберегающих технологий в коммуникативной деятельности дошкольников

Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности

Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников с нарушениями речи в процессе музыкальной деятельности

Роль мультимедийного оборудования в формировании патриотических чувств старших дошкольников

Формирование речевых способностей у слабослышащих дошкольников в системе русского жестового языка

Формирование коммуникативной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Особенности формирования коммуникативных навыков у неговорящих дошкольников с расстройствами аутистического спектра

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ

Задать вопрос