Роль мультимедийного оборудования в формировании патриотических чувств старших дошкольников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Муратова, Г. Ф. Роль мультимедийного оборудования в формировании патриотических чувств старших дошкольников / Г. Ф. Муратова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3452/ (дата обращения: 23.11.2024).

Родина… Это слово выражает самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство русского человека. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у ребенка могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Тем более, что на сегодняшний день информационные технологии значительно расширяют возможности педагогов и специалистов в сфере дошкольного образования и позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникативные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве — умение самостоятельно приобретать новые знания.

Изучив соответствующую литературу по патриотическому воспитанию поставила перед собой следующие задачи:

  • воспитание чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким;

  • формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

  • формирование представлений о России как о родной стране, о Москве, как о столице России;

  • воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения государственной символики России;

  • воспитание чувства патриотизма средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово;

  • приобщение родителей к проблеме патриотического воспитания.

Для решения вышеназванных задач составила перспективный план работы по патриотическому воспитанию на год с учетом региональных климатических условий, принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно значимого для него материала, к менее близкому.

Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям — отцу, матери, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, к детскому саду, городу. Поэтому работу по патриотическому воспитанию начала с темы «Мой дом, моя семья». Дети рассказывали о членах своих семей, составляли с родителями рассказы на тему «Моя семья» и приносили в детский сад семейные альбомы. В сюжетно-ролевых играх «Дом», «Семья» дети отражали знания о своем ближайшем окружении, об именах близких людей, о семейных традициях. На занятиях по ознакомлению с окружающим провела беседы «Мама — самое прекрасное слово на земле», «Мамин день». Дети с удовольствием рассказывали о своих мамах, об их профессиях, рисовали портреты своих мам и изготавливали для них подарки. Вместе с детьми подобрали стихи и песни о маме и с удовольствием исполняли их. Также на занятиях широко использовались игры и игровые упражнения, разработанные мной на основе медиатехнологий. Преимущество собственных разработок заключается в том, что их можно включать в любой этап мероприятия, при объяснении нового, повторении и закреплении материала. Красивым завершением этой работы стало создание двух мультимедийных презентаций: «Мамы разные нужны» и «Мамин день», а также фотоклипа «Семейный альбом нашей группы», которые и сейчас вызывают у детей эмоциональный отклик и живой интерес.

Работа по теме «Мой любимый детский сад» началась у нас с путешествия по детскому саду и бесед о профессиях работающих здесь людей, а также с экскурсии по микрорайону, где расположен детский сад «Радуга». Проводились фронтальные и подгрупповые занятия с использованием мультимедийного оборудования — «Мы — самые старшие в детском саду» и «Наши добрые дела». В рисовании, лепке, конструировании и аппликации из природного материала также прошла тема любимого детского сада. Использование в работе мультимедийных презентаций и фотоклипов способствовало повышению интереса детей к изучаемому материалу и расширило возможности моделирования игровых ситуаций.

Воспитывая у детей гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше, я сформулировала тему «Я живу на Кольском полуострове в г. Апатиты». На занятиях был проведен цикл бесед «Мой родной город» («Город, где я родился»). Дети придумывали рассказы на тему «Из окна, из окна наша улица видна». В рисовании «Город волшебного камня», лепке «Родная улица», конструировании «Мост» и аппликации «Дворец», дети старались передать красоту, современность нашего города. Были созданы мультимедийные презентации «Путешествие в прошлое», «Северный городок», которые использовались на занятиях и в совместной детско-родительской игре-викторине «Их имена в памяти улиц». Организованы видео-экскурсии к самым известным памятникам нашего города: памятник первым строителям, Кириллу и Мефодию, павшим воинам, памятник Ферсману и павшим милиционерам. В результате целенаправленной работы у детей группы сформировались навыки поведения на улицах города, чувство гордости за свой город и уважения к людям труда.

Работая над темой «Наша Родина — Россия», на занятиях провела беседы «Наша родина — Россия, наш общий язык — русский», «Я живу в России», «Русский фольклор» (заклички, частушки, колыбельные), «Народные приметы». Специально к занятиям созданы фотоклип «Дружат дети всей земли» и мультимедийные презентации «Государственные символы России» и «История русского народного костюма». При знакомстве детей с русским народным костюмом, у них сразу же возникло желание нарисовать его. На занятиях с использованием мультимедийного оборудования дети более активны, за счет высокой динамики эффективней проходит усвоение материала, тренируется внимание и память, активно пополняется словарный запас. После таких занятий, в свободной деятельности, дети с удовольствием слушали песни о Родине и играли в народные игры.

Воспитывая любовь к родному Отечеству, нельзя забывать об его защитниках. Я провела с детьми беседы «Тот герой, кто за Родину горой», «Наша армия родная». Созданы мультимедийные презентации «Боевая техника», «Армия и флот», «На аэродроме», которые включались в занятия на разных этапах. После этого дети с удовольствием составляли свои рассказы о Российской армии, рисовали картины и даже оформили все это в отдельный альбом «Российская армия глазами детей». В рамках работы по этой теме уделила особое внимание празднику День Победы. С детьми проводились беседы «Праздник нашей победы», «Дети войны», «Как хорошо, когда мир на земле». Детям очень понравилась экскурсия к памятнику погибшим в ВОВ воинам, но особенно запомнилась встреча с ветераном-фронтовиком.

Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия. Совместно с музыкальным руководителем организуем мероприятия, способствующие развитию у детей патриотических чувств. Это и новогодние утренники, и День защитников Отечества, и различные веселые спартакиады. Необычными и запоминающимися получились такие праздники, как «Осенняя ярмарка» и «День защиты детей». В музыкальном зале установили мультимедийное оборудование, с экрана которого герои любимых сказок обращались к детям с заданиями и вопросами. Благодаря виртуальному общению с ними, дети смогли почувствовать себя в другом измерении.

Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме патриотического воспитания, было проведено анкетирование по теме: «Патриотическое воспитание дошкольников: быть или не быть?». Ответы родителей помогли определиться с направлениями работы по данной теме. Но поскольку в последнее время появилась новая формация родителей, которые уже не представляют свою жизнь без ресурсов Интернета, электронной почты и поисковых систем, работа с родителями проводилась в двух направлениях. В помощь родителям оформлен стенд, где размещаются статьи, стихи, приметы, игры для разучивания и занятий с детьми дома, подготовлены консультации: «Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста», «Связь экологического и патриотического воспитания детей».

Также в работе с родителями активно используются сетевые электронные ресурсы (Интернет) — наиболее распространенный и демократичный способ распространения и получения информации, доступный родителям не зависимо от места их проживания и уровня дохода. Создан специальный уголок: «В гостях у «Файлика», в котором для родителей размещаются ссылки на Интернет-ресурсы, которые могут помочь в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.

Постоянно привлекаем родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках. Заранее вывешиваю яркое, красочное сообщение о проведении мероприятия. Родители не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного материала. Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений. Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание отобрано воспитателем, и какие методы им используются. Поэтому я принимаю активное участие в методической работе ДОУ. Подготовлены консультации для педагогов: «Зачем знакомить дошкольников с родословной?» и «Медиаобразовательная игра как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников», также разработан долгосрочный творческий проект «С чего начинается Родина?». Совместно с администрацией детского сада, участвовала в подготовке и проведении общего родительского собрания «Роль семьи и социальных факторов в формировании гражданско-патриотических чувств дошкольников».

Мы постоянно ищем новые пути сотрудничества с родителями, ведь у нас одна цель — воспитывать будущих созидателей жизни. В настоящее время информационные технологии являются неотъемлемой частью нашей жизни. Разумно используя их в своей работе, можно выйти на современный уровень общения с детьми, родителями, педагогами — всеми участниками образовательного процесса. Каков человек — таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и беречь свою Родину.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, занятие, патриотическое воспитание, мультимедийное оборудование, Родина, родитель, Россия, Моя семья, Российская армия.

Похожие статьи

Роль интерактивной дидактической игры в развитии познавательного интереса младших школьников

Роль игры в развитии наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста

Влияние театрализованной деятельности на формирование ключевых компетенций современного дошкольника

Влияние дидактических игр на воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Роль театрализованной игры в развитии речи у детей дошкольного возраста

Роль семейного чтения в формировании нравственных качеств младших школьников

Влияние квест-игр на познавательную активность детей дошкольного возраста

Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников

Возможности игрового обучения в формировании экономических знаний и умений старшеклассников

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ходе режимных процессов

Похожие статьи

Роль интерактивной дидактической игры в развитии познавательного интереса младших школьников

Роль игры в развитии наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста

Влияние театрализованной деятельности на формирование ключевых компетенций современного дошкольника

Влияние дидактических игр на воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Роль театрализованной игры в развитии речи у детей дошкольного возраста

Роль семейного чтения в формировании нравственных качеств младших школьников

Влияние квест-игр на познавательную активность детей дошкольного возраста

Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников

Возможности игрового обучения в формировании экономических знаний и умений старшеклассников

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ходе режимных процессов