Ключевые слова : патриотическое воспитание, патриотические чувства дошкольников, мультимедийные технологии.
Патриотическое воспитание в Федеральном Законе РФ «Об образовании» названо одной из центральных задач образовательной деятельности [6]. Поэтому можно однозначно утверждать, что необходимость воспитания «гражданственности, трудолюбия… любви к окружающей природе, Родине, семье» сегодня определена законодательно.
Содержание и средства патриотического воспитания должны способствовать приобщению личности к национальной и мировой культуре, интеграции в современное общество, актуализации потребности к активной созидательной деятельности на благо этого общества.
На «воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость» нацеливает педагогов «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» [3].
Исследования показывают, что сегодня у многих взрослых патриотические ценности, отношение к событиям нашей истории нивелированы [5]. Поэтому и у детей искажены представления о патриотизме, отношение к Родине. Это является серьезной причиной активизации патриотического воспитания, начиная с дошкольного возраста, шагом к возрождению России.
Именно патриотическое воспитание является одной из важнейших направляющих общественного сознания, жизнеспособности общества и государства, преемственности поколений.
Опыт педагогов-практиков показывает важность социально-нравственного, общеинтеллектуального и общекультурного развития подрастающего поколения, как предпосылки воспитания гражданственности и патриотизма. Базой патриотического воспитания педагоги называют нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания и зарождаются первые ростки гражданско- патриотических чувств.
Для того, чтобы воспитательная деятельность имела должный эффект, важно сделать её эмоционально привлекательной для детей, стимулировать искренний детский интерес. Для большинства современных детей мультимедийные технологии обладают значительной эмоциональной привлекательностью. Поэтому многие современные педагоги-методисты активно используют их в качестве средства трансляции патриотической информации, организации детской деятельности, источника детских чувств [1].
Важный шаг в патриотическом воспитании — привитие маленькому человеку чувства любви к своей малой Родине — месту, где он родился (городу, селу, родной улице, детскому саду). По мере взросления ребенка его целесообразно знакомить с природой и достопримечательностями родного края, героическими подвигами жителей области, их трудовыми, спортивными и прочими достижениями, знаменитыми земляками и их заслугами, показывать памятники, установленные в их честь. Очень важно, чтобы взрослые рассказали ребенку, что означает название улицы, на которой он живет, родного города или поселка. Большим подспорьем в этом может стать демонстрация детям мультимедийных презентаций. Использование презентаций в этом случае может быть 3 видов:
1) наглядный материал, иллюстрирующий рассказ воспитателя;
2) мультимедийное оформление патриотических мероприятий;
3) основа интерактивной деятельности.
Наглядный материал, иллюстрирующий рассказ воспитателя, необходим. Ведь детям дошкольного возраста очень важна наглядность, опора на жизненный опыт. Поэтому большим подспорьем в патриотическом воспитании является созерцание детьми тех объектов, о которых рассказывает взрослый. Это стимулирует возникновение новых, интересных и понятных впечатлений и чувств. Видеофильмы, слайды могут эффективно дополнить занимательный рассказ о достопримечательностях, интересное воспоминание кого-то из взрослых, занятный исторический факт.
Мультимедийное оформление патриотических занятий и мероприятий стимулирует детей к проявлению большей активности, создает требуемый мероприятием эмоциональный фон, затрагивает чувственную сферу ребенка. Это могут быть презентации для патриотических праздников («День народного единства», «День ракетных войск», «Дни воинской славы», «День Защитников Отечества», «День Победы», «День города»). Использование презентаций способствует эмоциональности детей, делает праздники интересными, современными, вызывает у детей эмоциональный отклик, воспитывает патриотические чувства.
Мультимедийные технологии позволяют организовать интерактивную деятельность — игры, основанные на коротких вопросах, выборе одного варианта ответа из предложенных, например, картинки («Памятники в нашем городе», «Достопримечательности родного края»), конкурсов («Знатоки достижений наших земляков»), викторин «Наш город в пошлом веке», «Улицы города».
Представления детей о родном крае — основа знакомства с понятиями «страна», «Отечество», «геральдические символы», «столица» и т. д.
Патриотическое воспитание дошкольников должно основываться на таких возрастных особенностях, как богатое воображение и высокий познавательный интерес. Патриотическое воспитание не тождественно пресыщению детей фактами. Чтобы информация воспитывала у детей патриотические чувства, она должна быть интересной, яркой, захватывающей, преподносятся ребенку в эмоционально окрашенной форме, преломляться через личность взрослого, доноситься доступным языком [4]. Только в этом случае в душе ребенка обязательно останется след.
Поскольку ведущей деятельностью дошкольника является игра, целесообразно проводить с ними игры на патриотические темы с использованием интерактивной доски.
Наиболее распространенным видом, безусловно, являются дидактические игры с интерактивной доской («Путешествие по карте», «Найди свой флаг», «Улицы нашего города», «Природа родного края» и т. д.). Однако творческий подход поможет воспитателям организовать и провести с детьми сюжетные игры. Например, на тему прослушанной русской народной сказки (вместо игрушек здесь можно использовать изображения, передвигая и озвучивая их) провести сюжетные игры. А также- сюжетно- ролевые («Защита крепости», «Ярмарка»).
Значительным стимулом патриотического воспитания является знакомство ребенка с фольклором и народными промыслами. О. Л. Князева, М. Д. Маханева рекомендуют педагогам содействовать созданию в группе детского сада атмосферы национального быта [2]. Поэтому дошкольникам необходимо читать русские народные сказки, показывать иллюстрации к ним. Современные мультимедиа позволяют сопровождать чтение яркими, красочными, пробуждающими чувства, картинками, смотреть вместе отечественные, добрые мультфильмы, слушать народные песни, смотреть народные танцы, отгадывать загадки, разучивать пословицы, поговорки, усваивать их смысл.
Произведения фольклора доступны детскому восприятию, а поэтому увлекательны. Систематическое взаимодействие ребенка с фольклором является мощным стимулом для уважения им своей национальной культуры, своей страны. Поэтому дошкольника необходимо приучить к народному искусству, как к основе национальной культуры. С этой целью эффективно организовывать виртуальные экскурсии на фольклорные мероприятия, особенно региональные. Современные мультимедийные технологии позволяют посетить не только актуальные мероприятия, но и те, которые проводились раньше, создать воспитывающие ситуации (например, про Илью Муромца); показать народные промыслы и организовать затем ручной труд детей на фольклорную тематику (тематические рисование, лепка, аппликация).
Таким образом, сегодня патриотическое воспитание детей приобретает большую актуальность. Мультимедийные технологии для формирования патриотических чувств у дошкольников используются в качестве наглядного материала, иллюстрирующего рассказ воспитателя; мультимедийного оформления патриотических мероприятий; основы интерактивной деятельности, в первую очередь, игровой.
Литература:
- Ильюшина, М.А., Колесникова, С.И., Исупова, Л. Г. Мультимедийные технологии как средство повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. / М. А. Ильюшина Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. — 2018. — № 4 (56). — С. 43–46. — Текст: непосредственный.
- Князева, О.Л., Маханева, М. Д. Приобщение к истокам русской народной культуры: Программа, учебно-методическое пособие / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. — СПб.: Детство — Пресс, 2000. —— Текст: непосредственный.
- Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации». — Текст: электронный // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_97368/a0a571554fd5a942e453f6c01f3c4d4abf6f1fea/ (дата обращения: 7.12.2021).
- Свечканева, О.В. Использование мультимедийных технологий в воспитательно- образовательном процессе ДОУ. / О. В. Свечканева в сборнике: совершенствование качества образования. материалы XIII (XXIX) Всероссийской научно-методической конференции. — 2016. — С. 45–49. — Текст: непосредственный.
- Соловьёва, Е.В., Царенко, Л. И. Наследие. Программа по приобщению детей к традиционной отечественной культуре. / Е.В. Соловьёва Просвещение/Дрофа, 2010. — 208 с. — Текст: непосредственный.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция).— Текст: электронный // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 7.12.2021).