Особенности воспитания патриотизма детей дошкольного возраста посредством организации и проведения сюжетно-ролевых игр | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (206) май 2018 г.

Дата публикации: 18.05.2018

Статья просмотрена: 123 раза

Библиографическое описание:

Кайсаканова, Т. А. Особенности воспитания патриотизма детей дошкольного возраста посредством организации и проведения сюжетно-ролевых игр / Т. А. Кайсаканова, Г. В. Зуйкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 20 (206). — С. 384-385. — URL: https://moluch.ru/archive/206/50357/ (дата обращения: 22.12.2024).



В настоящее время в образовании много внимания отдаётся воспитанию, которое должно стать органической составляющей педагогической деятельности, включенный в общий процесс обучения и развития. Концепция российского образования определяет важнейшие задачи воспитания дошкольников. Её реализация призвана способствовать сохранению исторической преемственности поколений, воспитанию бережного отношения к прошлому, формированию важнейших качеств личности: гражданской позиции, толерантности, патриотизма.

В связи с тем, что процесс патриотического воспитания очень актуален в наше время, то и начинать его необходимо с дошкольного возраста, так как это наиболее благоприятный период для эмоционально-психологического воздействия. Наш детский сад работает по программе «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, в программе предусмотрено воспитание патриота-гражданина, которое включено в социально-нравственное развитие. Быть патриотом — значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Ориентиром в патриотическом воспитании детей в период детства становятся: детская игра, проектно — поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно-литературное творчество, общение, творческо-продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания.

Реализовать данную работу можно через решение следующих задач:

1) воспитывать у детей:

– стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность;

– воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов;

– воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России;

– воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России.

2) формировать у детей:

– чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

– представление о России как о родной стране;

– стимулировать детскую активность через национальные подвижные игры.

Для решения вышеназванных задач мы составили перспективный план работы по патриотическому воспитанию. Работу начали с темы «Мой дом, моя семья», где дети рассказывали о членах своих семей, составляли с родителями рассказы на тему «Моя семья» и приносили в детский сад семейные альбомы.

На занятиях по ознакомлению с окружающим провели беседы «Мама — самое прекрасное слово на земле», «Мамин день». Дети с удовольствием рассказывали о своих мамах, об их профессиях, рисовали портреты своих мам и изготавливали для них подарки. Вместе с детьми подобрали стихи и песни о маме и с удовольствием исполняли их.

Формулируя тему «Я живу в Старом Осколе», ставили перед собой задачу воспитать у детей гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше. На занятиях был проведен цикл бесед «Мой родной город». Дети придумывали рассказы на тему «Из окна, из окна наша улица видна». На занятиях по рисованию, лепке, конструированию, аппликации, дети старались передать красоту нашего города. Результатом целенаправленной работы у детей были сформированы навыки поведения на улицах города, чувство гордости за свой город и уважения к людям труда.

Не секрет, что в дошкольном возрасте ведущей является игровая деятельность. Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно (действия людей с предметами быта, трудовые процессы, отношения людей друг к другу, их отдых развлечения и т. д.). В таких играх правила основываются на жизненном опыте детей (шофер водит машину, пилот — самолет). Такие игры называются сюжетно-ролевыми. От правильно разработанных сюжетно-ролевых игр зависит, насколько эффективным будет патриотическое воспитание. Вот примерный перечень игр, проводимых в нашей группе: «Дом», «Семья», «Путешествие по России», «Олимпиада», «Моряки», где главными целями было воспитывать желание узнать много интересного о своей стране; пополнять словарный запас (путешествие, круиз, капитан, Европа, Азия); формировать умение распределяться на подгруппы и объединяться в единый коллектив; отображать события общественной жизни, интересующие детей. Дошкольники очень любят участвовать в игровой деятельности. Но, чтобы игра давала результаты, мы — взрослые: и родители, и воспитатели, должны играть вместе. Во время игры отношения между детьми и взрослыми становятся теплее и добрее.

Таким образом, с помощью игровой деятельности. Мы закладываем основы воспитания и хотели бы надеяться, что воспитали настоящих патриотов.

Работая над темой «Наша Родина — Россия», провели беседы «Я живу в России», «Русский фольклор», «Народные приметы». Познакомили детей с русским — народным костюмом. В свободной деятельности дети с удовольствием слушали песни о Родине, родном крае.

Когда на занятиях мы говорим о родном крае, нельзя не говорить о его защитниках. Проводили с детьми беседы «Кто за Родину горой — тот герой», «Наша армия сильна», «Праздник нашей победы», «Дети войны», «Как хорошо, когда мир на земле». Создавали мультимедийные презентации «Боевая техника», «Армия и флот», «На аэродроме», которые включали в занятия на разных этапах. С родителями было проведено анкетирование по теме: «Патриотическое воспитание дошкольников: быть или не быть?», подготовлена консультация: «Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста».

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Россия, игровая деятельность, патриотическое воспитание, родной край, детский сад, дошкольный возраст, занятие, игра, малая родина.


Похожие статьи

Влияние социокультурной среды на содержание сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста

Специфика организации физического воспитания дошкольников посредством использования народной игры

Влияние дидактических игр на воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Влияние дидактических и театрализованных игр на речевое развитие дошкольников

Влияние детско-родительских отношений на уровень сформированности нравственных представлений у детей дошкольного возраста

Особенности формирования культуры поведения детей седьмого года жизни посредством сюжетно-ролевой игры

Развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры

Особенности и уровень развития культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях

Развитие диалогического общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками посредством театрализованной деятельности

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Влияние социокультурной среды на содержание сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста

Специфика организации физического воспитания дошкольников посредством использования народной игры

Влияние дидактических игр на воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Влияние дидактических и театрализованных игр на речевое развитие дошкольников

Влияние детско-родительских отношений на уровень сформированности нравственных представлений у детей дошкольного возраста

Особенности формирования культуры поведения детей седьмого года жизни посредством сюжетно-ролевой игры

Развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры

Особенности и уровень развития культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях

Развитие диалогического общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками посредством театрализованной деятельности

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Задать вопрос