Воспитание патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста
Авторы: Космачева Ольга Владимировна, Шатикова Эльвира Гайсиновна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (86) май 2025 г.
Дата публикации: 25.04.2025
Статья просмотрена: 3 раза
Библиографическое описание:
Космачева, О. В. Воспитание патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста / О. В. Космачева, Э. Г. Шатикова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 5 (86). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/290/10103/ (дата обращения: 28.04.2025).
Статья раскрывает вопросы, связанные с воспитанием патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста, как одного из направлений воспитательной работы в дошкольном учреждении. Приводятся примеры работы с детьми, раскрываются основные формы и методы при реализации данного направления.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, патриотические чувства, любовь к родному краю, семейные ценности.
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей Родине, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Д. С. Лихачев
В современном обществе, одним из актуальных проблем, является патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста — одна из главных задач, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к дому, к родному городу, родной стране [1, с. 2]. Мы, взрослые, своим примером, мировосприятием, суждениями и взглядами помогаем детям впитать эту любовь. Согласны со многими педагогами, что работа педагога в данном направлении, является важной и должна проходить через сердце каждого ребенка. А чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа — привязанность и чувство защищенности.
Значит, при воспитании чувства привязанности, как такового, и чувства привязанности к родному дому, при соответствующей педагогической работе со временем дополнится чувством любви к своей стране [2, с. 134].
«Если ребенок ни к чему не привязан, как учить его патриотизму?» Любовь к Родине, к ее природе, людям, культуре, к своему дому начинается с чувства привязанности, отмечает С. А. Козлова.
Дети младшего возраста биологически связаны с матерью, слушают с рождения ее колыбельные, сказки и потешки. Благоприятные условия, созданные в семье, влияют на «фундамент», на котором будет выстраиваться патриотическое воспитание.
Русский педагог К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством [8, с. 205].
Таким образом, считаем, что базой для формирования любви к Родине является глубокая и основательная работа по патриотическому воспитанию дошкольников. Эта задача остается актуальной всегда. Решить задачу патриотического воспитания можем мы — педагоги и родители, преданные своему Отечеству, испытывающие чувство восхищения и гордости за свою страну, готовые сохранять, беречь, и умножать ее богатства.
Свою работу с детьми младшего дошкольного возраста по воспитанию патриотических чувств мы начинаем с объяснения того, с чем ребенок сталкивается каждый день: семья, дом, моя улица, детский сад. Реализация работы в ДОУ проходит через интеграцию образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Планируя работу по патриотическому воспитанию, мы поставили перед собой задачи:
- Воспитывать любовь к семье, к родному дому, к детскому саду, к своему краю;
- Побуждать детей к выполнению общественно значимых задач, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада;
- Упражнять детей в проявлении заботы, сострадания, внимательности к родным, близким и сверстникам, и к тем, кто заботится о них;
- Знакомить детей с народными традициями и обычаями;
- Способствовать вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;
Данные задачи решаются нами в процессе осуществления перечисленных ниже видов детской деятельности:
— непосредственно-образовательной;
— в совместной творческой;
— трудовой;
— в режимных моментах;
— в игровой;
— в общении
В совместной творческой деятельности, дети вместе с родителями нашей группы изготовили семейные альбомы: «Моя семья», «Любимые места города Волжского», «Моя улица», одно прикосновение к этим фотографиям вызывает у детей сильные эмоции и гордость.
В группе создан мини — музей по патриотическому воспитанию, значимость его высока. Здесь дети рассматривают репродукции, открытки, предметы. Идет знакомство с музейными материалами:
— фотографиями о городе Волжском и городе Волгограде;
— семейным альбомом;
— символикой города Волжского;
— военными машинками;
— русской матрешкой;
— «Родиной — Матерью» и — «Вечным огнем»;
— символами России;
— предметами старины, принесенными из дома (рис. 1).
Со временем мини-музей будет пополняться более широкими понятиями, в зависимости от возрастных особенностей детей. Все это, а также выработанные определенные правила общения и поведения в музее зажигают в сердцах ребят чувство любви, уважения и бесконечной гордости к истории своей семьи, и родного города.
Рис. 1. Мини-музей «Сталинградская битва»
Особую роль в патриотическом воспитании младших дошкольников отводим праздникам: «Здравствуй, детский сад!», «Осень в Волжском», «Моя семья (День пожилого человека, День защиты животных)», «Россия — Родина моя! (День народного единства)», «Ладная неделя», «Моя мама лучше всех! (День матери), «Новый год — семейный праздник», «День защитника Отечества. Папин праздник», «8 марта — Женский день!», «Весна-красна Масленица», «Мы гордимся тобой, Волгоград!», «День Победы», яркое содержание этих праздников, воспитывает в детях положительные чувства.
Важное место в нашей работе занимает фольклор, воспитатели группы используют все его виды: потешки, колыбельные, сказки. Все дети любят сказки, они помогают прививать любовь к Родине, природе русской земли. Помогают отличить плохое от хорошего, учат детей жить в дружбе. Интересно происходит знакомство детей со сказками с помощью кукольного театра (рис. 2).
Театрализованная деятельность помогает развивать навыки общения, выражать свои эмоции и чувства, способствует формированию у детей любви к своему краю, уважение к истории и культуре, что является важным аспектом патриотического воспитания.
Колыбельные песни особенно нравятся нашим детям, и с большим удовольствием используются воспитателями в тихий час — это спутник детства, вызывающие чувство защищенности.
В устном народном творчестве, как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, вежливости, взаимопомощи, трудолюбия. Знакомя детей с фольклором, мы проявляем в них чувство восхищения своим народом.
Рис. 2. Кукольный театр «Курочка ряба»
Как известно, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, поэтому в нашу работу по патриотическому воспитанию внедряем игровые формы:
— дидактические игры, например: «Что нужно солдату?», «Назови ласково», «Чей дом?», «Как я помогаю дома», «Наш город», «Птицы нашего города», лото «Военные предметы» (рис. 3);
— ролевые игры, например, «Я — солдат», «Моя семья», Я — мама»;
— подвижные игры — «Самолеты», «Меткий стрелок», «Попади в цель» и др.
Рис. 3. Дидактические игры: «Что нужно солдату?», «Найди дорогу к танку», лото «Военные предметы»
Работа по патриотическому воспитанию проводится в нашей группе каждый день, она систематична, интегрирована в различные виды деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что воспитание чувства патриотизма у детей младшего дошкольного возраста — процесс сложный и длительный, требующей от взрослых личной убежденности и вдохновения.
Предлагаем подборку народных игр на Масленицу, так как считаем, что важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к народным праздникам.
«Конники»
Пять-шесть детей становятся у одной стены зала (края площадки), воспитатель дает каждому палку — лошадку длиной 50–60 см. Дети садятся на палку-лошадку верхом и скачут в противоположную сторону зала (площадки), изображая конников. Бежать надо быстро, не наталкиваясь друг на друга.
«Карусель» (рис. 4)
Воспитатель держит обруч, к которому привязаны разноцветные ленты. Дети берутся за ленту одной рукой и идут в одну сторону со словами:
Еле, еле, еле, еле,
Закружились карусели, а потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом,
Тише, тише, не спешите, карусель остановите,
Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра.
|
|
Рис. 4. Игра «Карусель» |
Рис. 5. Игра «Кто больше перенесет блинов» |
«Лошадки»
Дети выбирают пары по своему желанию: один — лошадка, другой — кучер. Кучер запрягает лошадку, надевает вожжи и едет по прямому направлению от одной стороны зала (площадки) до другой и обратно. Затем по указанию воспитателя дети меняются ролями и игра продолжается.
«Бег с вертушкой»
Вертушку делают так. Квадрат плотной бумаги (сторона квадрата 10 см) надрезают углом по диагонали, сохраняя середину. Затем, загнув уголки к центру, прибивают их к палочке не очень плотно. Вертушка готова. Чем быстрее бежишь, тем сильнее она вертится.
«Кегли»
В игре используются пластмассовые кегли. Их устанавливают на расстоянии 10–15 см друг от друга. Дети веником с расстояния 1–1,5 м попадают в кегли.
«Ходит Ваня»
Дети с воспитателем образуют круг. В центре круга хоровода стоит ребенок-водящий. Воспитатель и дети идут по кругу и проговаривают слова:
Ходит Ваня, ходит Ваня,
Посреди кружочка
Ищет Ваня, ищет Ваня
Для себя дружочка
Ребенок-водящий выбирает себе дружочка на слова:
Нашел Ваня,
Нашел Ваня,
Для себя дружочка.
Стоя в кругу, они танцуют, а остальные дети хлопают в ладоши. Затем воспитатель меняет ведущего, игра продолжается.
«Гори-гори, ясно»
Гори-гори, ясно, чтобы не погасло
Глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят!
Раз, два, три, лови!
(Дети водят хоровод, говорят слова, убегают от водящего).
«Кто больше перенесет блинов» (рис.5)
Дети берут сковородку с «блином» и переносят его в тарелочку, возвращаются и отдают сковороду следующему игроку.
«Скоморохи»
Дети надевают шапочки скоморохов с бубенцами и веселят народ. Танцуют изображая веселого человечка, солнышко, блин.
«Передача погремушек»
Дети стоят в кругу. Воспитатель дает двум, рядом стоящим детям погремушки и предлагает передавать их (один вправо, другой влево). Когда погремушки встретятся, дети ударяют их друг об друга, говоря: «Стукнулись!». Затем бегут по кругу в противоположные стороны. Вернувшись на свои места, дети говорят: «Встретились!» — и отдают погремушки воспитателю. Он предает их другим участникам. Игра продолжается.
«Хоровод с платочком»
В центр круга встает взрослый в костюме Масленицы с платочком в руках. Он произносит: «У меня платок цветной, он волшебный, расписной. Кто платочек возьмет, то весну позовет». Во время слов Масленицы, дети, держась за руки, идут по кругу. По сигналу ведущего хоровод останавливается. Масленица показывает платочком на двух участников. Они встают спиной друг к другу и по команде начинают оббегать хоровод. Выиграл тот, кто быстрее добежит до Масленицы и возьмет платок.
«Ты, катись, горячий блинчик»
Дети встают в круг и передают «блинчик» друг другу со словами:
Ты, катись, горячий блинчик,
Быстро, быстро по рукам,
У кого горячий блинчик,
Тот сейчас станцует нам.
У кого из детей остановился «блинчик», тот выходит в центр круга, показывает любое движение, а ребята за ним повторяют. Игру можно повторить 4–5 раз.
Литература:
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. — М.: «Перспектива», 2008
2. Козлова С. А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений/С. А. Козлова, Т. А. Куликова.- 14-е изд., испр.- М.: Издательский центр «Академия», 2013.- 416 с.
3. Ушинский К. Д. Собрание сочинений/К. Д. Ушинский. — М.: Учпедгиз, 1950. — Т.10.- 668 с.
4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2020/06/23/konsultatsii-dlya-roditeley-vospitanie
5. Пензулаева, Людмила Ивановна. Физкультурные занятия с детьми 3–4 лет [Текст]: конспекты занятий/Л. И. Пензулаева.- Москва: Мозаика — Синтез, 2009. — 78, [2] с.: ил.; 24 см. — (Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду); ISBN 978–5–86775–653–6
6. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/02/26/vesyolye-igry-na-maslenitsu-v-pomeshchenii