Образно-игровое вхождение в музыку как средство развития вокальных навыков у дошкольников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гришина, И. В. Образно-игровое вхождение в музыку как средство развития вокальных навыков у дошкольников / И. В. Гришина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 17-21. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/322/14808/ (дата обращения: 16.12.2024).



Ключевые слова: ребенок, звук, певческий голос, певческое дыхание, пение, игровая форма.

Пение — один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать детям очень много. В нем заключен большой потенциал эмоционального, музыкального и познавательного развития.

Музыкальный образ песни, благодаря словесному тексту, становится понятным и близким детям. Это развивает у них эмоциональную отзывчивость на музыку — главную составляющую музыкальности.

Изучение исследований и опыта ведущих музыкантов — теоретиков и практиков, широкое использование новейших достижений музыкальной педагогики, позволили выстроить систему развития певческих навыков дошкольников, определить методическую направленность работы по данной теме, которая базируется на теоретических трудах Б.Асафьева, К. Орфа, З. Кодаи, К.Тарасовой, знании авторских методик В. Емельянова, О. В. Кацер, знакомстве с опытом работы педагогов-новаторов Т. Тютюнниковой, Т. Боровик.

Дошкольная музыкальная педагогика основывается на игровой методике, которая вызывает положительные эмоции у детей, поддерживает интерес к пению и позволяет достичь хороших результатов.

Методов и приемов развития вокальных навыков достаточно много, но практическая работа с детьми показала необходимость поиска именно тех, которые бы, ненавязчиво, через «волшебный мост» игры и сказки помогли развить певческие навыки, научить детей владеть своим природным даром, привить любовь к певческой деятельности.

Метод моделирования элементов музыкального языка позволил показать и дать почувствовать ребенку, в доступном для него виде, особенности выразительных средств и их отношений, что моделироваться могут ритмические и звуковысотные отношения, динамика, темп, форма, фактура. Без использования моделирования процесс начального усвоения детьми музыкального языка очень затруднялся. Метод моделирования выступает как один из способов игрового обучения дошкольников.

С целью активизации музыкального исполнительства старших дошкольников, изучены и апробированы на практике методы театральной педагогики. Выделенные в работах педагогов (П. М. Ершова, А. П. Ершовой и В. М. Букатова) методы: физических, бессловесных и словесных действий и их приемы позволили выстроить данную работу с дошкольниками.

Главная задача игрового момента — участие детей в творческом процессе. Это особенно необходимо для детей, имеющих слабые музыкальные данные и заниженную самооценку.

Практическое знакомство с системой музыкального воспитания Карла Орфа привело к идее начать развитие певческого голоса детей с подготовительного (речевого) этапа. Такой подход опирается и на теоретические положения Б. В. Асафьева (1965) о внутреннем органическом родстве музыки и речи. На подготовительном этапе удобно и легко работать над формированием таких певческих навыков, как дыхание и дикция, навык головного звучания, легкость и полетность голоса. Прежде чем высоко и выразительно запеть, ребенок сначала учиться высоко и выразительно говорить.

Речевой этап, как подготовительный, сначала предшествует, а затем идет параллельно певческому этапу.

Основными видами деятельности на подготовительном этапе являются:

– артикуляционная гимнастика;

– игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание;

– развивающие игры с голосом;

– речевые зарядки;

– речевые игры и упражнения;

– ритмодекламация;

Их общая цель — легко и незаметно подготовить голоса детей к пению:

– «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата;

– обострить интонационный слух;

– подвести детей к воспроизведению музыкальных звуков;

– сделать обучение пению более легким, понятным и привлекательным занятием.

Известно, что начинать певческую деятельность принято с формирования правильной вокально-певческой постановки корпуса во время пения. Она способствует организации певческого дыхания и резонирования, которые являются основой красивого певческого звука, обеспечивая его всеми необходимыми качествами. Для этого детям предлагаются различные игровые ситуации.

Например, «отправляемся на рынок», выбираем самый красивый арбуз, тыкву, дыню (или другой фрукт либо овощ) и с усилием поднимаем. Но, не рассчитав свои силы, резко бросаем овощ вниз и расслабляемся.

Эффективна и занимательна для детей игра в «примерку пиджачка», описывая полукруговые движения плечами вперед «дети надевают пиджачок» и назад «пиджачок снимают». Превращаясь в «березку», дети медленно и плавно поднимают руки вверх, как будто березка тянет свои веточки к солнышку, «шелестят листочками» (пальчиками рук), затем бросают руки вниз и расслабляются.

Артикуляционная гимнастика не занимает много времени, но эффективно вовлекает дошкольников в игровую ситуацию, активизируя речевой аппарат, помогая устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию.

Упражнения на артикуляцию детям доступны и интересны, если в игровой форме погружать детей в определенные обстоятельства, сказочный сюжет, игру-путешествие.

Например, путешествуя по зоопарку, дети встречают слона — упражнение «Хобот». Губы сложить трубочкой и как можно больше вытянуть вперед, затем в исходное положение и т. д.

Из небольшого бассейна появляется любопытный морж — «Морж усами шевелит». Губы сложить трубочкой и, не вытягивая вперед, шевелить из стороны в сторону. Даже волк приветствует детей своей песенкой — «Песенка волка». Вытянуть шею из плеч вытянуть губы трубочкой «ууу…»

А пони (упражнение «Лошадка скачет» — цокать языком) приглашает детей прокатиться по зоопарку и побывать в гостях у филина («Ухает филин». «Ух»), короля всех зверей льва («Лев зевает». Открывать рот как при зевке.)

«Верблюд трясет губами». Расслабить губы и на выдохе трясти губами.

«Уточка крякает». Низко опуская челюсть и широко открывая рот, крякать.

«Уж шипит» взять правильное дыхание и на выдохе медленно шипеть «ш»...

Практики утверждают, что навык речевого и певческого дыхания развивается при постоянном применении соответствующих игр-упражнений.

Мотивацией детей на постоянное включение в работу игровых упражнений на дыхание является, например игра в «Академию певческих наук». «Дошкольникам-академикам» от лица персонажа (например, Знайки-Зазнайки) задается вопрос: «Зачем мне учиться дышать по-новому? Буду делать столько вдохов, сколько смогу». Детям предлагается спеть фразу любой песни, делая частые вдохи, кажется, что песня «запыхалась», как дети, которые быстро бежали. Дошкольники экспериментально приходят к выводу, что музыкальная фраза должна быть плавной, а если делать много вдохов, то мелодия будет казаться разорванной на куски, вдох нужно делать в начале фразы, и после ее окончания.

Опыт свидетельствует, что в начале полезно использовать игры на дыхание без звука. Например: «Все превращаемся в «ветер» и своим дыханием рисуем разные образы ветра (порывами, сильного и холодного, теплого и ласкового, еле заметного, спокойного). Или всем «раздаем» шарики и начинаем их «надувать». Можно «устроить чей-нибудь день рождения»: задуть «свечи на торте». Затем удлиняем выдох на звуках закрытых (шипящих или свистящих). Для этого используем различные образы: как играет ветер с листвой, или как звучат пчела, жук, комар, спустился воздух из колес машины, сердится кошка и т. д. Далее переходим на выдох самого закрытого гласного звука «у»: самолет, поезд: снижаем и набираем высоту голоса, изменяем громкость. Далее тренируем выдох более открытых гласных «о», «а».

Как показывает практика, для развития певческого дыхания целесообразно использовать следующие игровые ситуации.

«Кто дольше?» (Чей катерок дольше гудит в море? Чья свирель дольше поет?)

«Почувствуй аромат листопада, волшебства и т. п». (Сделать вдох и задержать дыхание);

«Поймай песенку снежинки-тишинки» (листочка, облачка, звездочки и т. п.). Сделать вдох, задержать дыхание и на выдохе пропеть гласные;

«Секретные новости» — произнесение текста активным шепотом на крепком выдохе;

«Телеграммы» — стаккато — «У»

«Песенный клубочек» (песенки-ленточки) — попевки сначала с короткими фразами, затем фразы удлиняются.

Действенным приемом с детьми 5–7 лет является ритмодекломация. Ценность ритмодекламаций заключается в том, что они могут быть представлены множеством форм: унисонных, диалогических с куплетным строением и даже многоголосных. Ритмизированный текст очень полезен для работы с дошкольниками. На этом этапе начинается работа с разучивания потешек, прибауток, считалок. Потешка прочитывается не только в заданном ритме, но и воспроизводится речевая интонационная линия со всеми оттенками и нюансами, которые помогают точнее раскрыть ее содержание.

Еще одним эффективным приемом является инструментальное сопровождение, которое дает дополнительные возможности для различных интерпретаций. Используются различные шумовые инструменты, а также традиционные «звучащие жесты»: притопы ногами, шлепки по коленям, хлопки и щелчки пальцами, а также удары ладонями по груди и бедрам. Дети, соревнуясь в изобразительности и находчивости, без труда придумывают различные варианты, что активизирует их творческую деятельность.

Для выработки навыка выразительной дикции используются скороговорки, которые можно произносить в едином ритме, в начале медленном темпе, постепенно ускоряя по мере выучивания текста, с твёрдой атакой звука и утрированно активной работой губ, а также петь на звуке одной высоты.

Исследователи отмечают, что нахождение «места резонирования» один из самых трудных и индивидуальных моментов постановки певческого голоса. В то же время звонкость голоса, возникающая благодаря резонированию, — это то его качество, сформировать которое позволяют анатомо-физиологические особенности певческого аппарата ребенка-дошкольника и которое является ведущей характеристикой эталонного звучания детского певческого голоса.

Упражнения «Белочка», «Дятел», «Звуковые прятки» с закрытым ртом на звук «м», как и упражнение «Колокол» («Бом, бом»), во время которых возникает ощущение вибрации губ и «маски», помогают найти место «головного резонирования». Старшие дошкольники уже могут ощутить вибрацию и зафиксировать резонирование звука. Они учатся сохранять резонирование и во время пения с открытым ртом.

Систематическое использование развивающих игр с голосом дает возможность:

– почувствовать и послушать свой голос, поиграть с ним; выплеснуть излишки своей энергии, снять усталость и утомление;

– расширить диапазоны речевого и певческого голоса;

– успешно развивать интонационный и фонематический слух;

– готовить ребенка к управлению своим голосом, дыханием, артикуляцией, дикцией.

На всех этапах работы по развитию певческих навыков необходимым элементом является работа с руками. Руки “отвечают” за определенные участки коры головного мозга. Они помогают осуществить музыкальные действия более осмысленно, эстетично, выразительно и разнообразно, что позволяет достичь успехов даже с самыми слабыми детьми. В процессе образовательной деятельности создаются ситуации, когда ребенок обязательно начинает работать руками. Руки внизу — низкий звук, вверху — высокий, руки совершают отрывистые движения — звук отрывистый на стаккато, мягкие движения рук — плавный звук. Этот прием помогает детям сознательно управлять процессом звукоизвлечения.

Второй этап — переход от речи к пению, легкий и понятный в игровой форме, с использованием театрализации и движения.

На этом этапе и в дальнейшем применяются игровые способы формирования координации слуха и теперь уже певческого голоса. Эти приемы разнообразны, например, после речевой игры «Имена» играем в «эхо», но уже певческим голосом.

Переход к пению осуществляется также и через рисование голосом: интонациями голоса «рисуем» различные образы (ветер, волны, облака, красим забор, катаемся на лифте, эскалаторе и т. д.). Все эти способы помогают детям легко переходить границу от речевой к певческой интонации. Опыт работы показывает, что процесс обучения детей пению требует элементарной последовательности и систематичности (от простого к сложному), т, е. постепенного, последовательного «впевания» сначала двух, потом трех звуков и так далее с постепенным расширением диапазона голоса. Чтобы освоение интервалов проходило в интересной, игровой форме, используется, например, такой игровой прием как «Ловишки». Музыкальный руководитель нажимает клавишу, поет звук, говорит: «Я его поймала!» Потом нарочно поет фальшиво. Спрашивает, поймала или нет. (Нет!) А сейчас?.. Дети понимают, что такое «поймать звук» голосом — чисто спеть его. Педагог предлагает поиграть: «Кто хочет поймать звук?». Ребята «ловят» звуки на слог «ля» все вместе и по одному, прислушиваются, кто поет точнее.

Чтобы научить детей красиво петь гласные, им предлагается следующая ситуация: «Вдохнем так, как будто нюхаем прекрасный цветок, задержим дыхание и мягко, аккуратно «поставим гласную на звуковую ленту». Подержим, потянем звук, пока хватит дыхания, и «снимем» его, как будто ставим точку. При вдохе и выдохе постараемся не «толкать» звук, чтобы он не «расплескался» и не потерял свою «форму».

Учитывая особенности восприятия детей дошкольного возраста, выбираются упражнения в форме коротких песен с игровым содержанием. Такими упражнениями являются «Песенки-бусинки» на тексты чистоговорок, потешек, маленькие песенки, подобранные педагогами В. К. Колосовой, Н. Я. Френкелем, Н. А. Метловым, М. Ю. Картушиной. Систематическое их использование помогает формированию устойчивых певческих навыков, которые закрепляются и совершенствуются при разучивании песенного материала.

Разучивание песен происходит не только традиционным способом — сидя на стульчиках, но и нетрадиционно — стоя, сидя на ковре или в форме круга. Круг несет в себе воспитательные и терапевтические задачи. Каждый ребенок ощущает свою значимость для других детей, чувствует их поддержку и защиту. Для возникновения у воспитанников интереса необходимо сделать показ песни и её разучивание игровым.

Практика доказывает, эффективность применения следующих игровых приемов, для того чтобы подкрепить интерес к песне, помочь ее разучить быстрее:

– в подкрепление слушанию наглядные иллюстрации, слайды, передающие содержание песни;

– театрализация песни;

– использование моделей изображающих действие, соответствующее тексту песни;

– слушание мелодии песни с прохлопыванием метроритма песни, отдельного ритмического рисунка,

– слушание с элементами массажа (прохлопывание метроритма песни по спине в парах, по рядам, стоя в кругу друг за другом и т. д), применяются разные виды похлопывания;

– слушание песни с предложением детям хлопнуть на каком-то определенном слове; впоследствии на самом высоком звуке;

– передать в образных движениях содержание песни;

– слушать песню в кругу с передачей предмета, способного извлекать звук во время паузы;

– пение, начало фразы музыкальный руководитель, конец фразы дети («Продолжалки»);

– запев музыкальный руководитель, припев дети и наоборот;

– пение по руке с показом звуковысотности («поющие руки»);

– пение с широким дирижерским жестом музыкального руководителя — вслух, жест у груди — про себя, затем дирижеры дети («песенные прятки»);

– пение в различных настроениях (плаксиво, задорно, хитренько, лениво, активно, грустно..) по желанию детей;

– пение в различных темпах;

– пение на различные слоги, в том числе и звукоподражания (на «инопланетном, сказочном, иностранном» языке);

– пение по рядам («Передавалки»);

– пение по группам;

– пение по цепочке («песню собирает волшебный микрофон, музыкальная жемчужина, кисточка и т. п.);

– пение с изменением места после каждого куплета;

– пение с перестроением в конце песни (по диагонали, в три круга, в две шеренги…)

Игровые приемы способствуют поддерживанию интереса детей на протяжении всей работы с песней, развитию музыкальных способностей, внимания, памяти, мышления, сохранению двигательной активности, и непроизвольному заучиванию песни.

Разный уровень певческих способностей у детей создает иногда трудности в исполнении песен. Неточное пение нескольких человек отрицательно влияет на общее звучание, создает дополнительные трудности хорошо поющим детям. Для того, чтобы неточное пение по возможности не звучало, используется, например, следующий прием: все дети превращаются в «соловушек» — правильно поющих и «мигающих звездочек» — с неустойчивой интонацией. «Мигающие звездочки» хорошо видны, но они так далеко от земли, что их песни нельзя услышать, их можно только увидеть. Первые поют все, а вторые поют вслух то, что у них получается правильно. То, что у них не получается, они поют как «мигающие звездочки», т. е. открывают рот, артикулируют точно, ритмично, но поют про себя, без звука. Сначала вся группа поет «мигающими звездочками», старательно артикулируя, но без пения вслух, а затем вместе «соловушками» и «мигающими звездочками». В результате дети начинают чисто интонировать, но каждый, в силу своих возможностей, учится этому в разные сроки.

Для развития певческих навыков необходимы многократные повторения, но как показывает практика, удовольствие и радость, связанные с игрой, скрадывают однообразие повторений.

Опыт работы свидетельствует, что систематичность в подходах к работе, варьирование разнообразных игровых приемов, планомерное выполнение поставленных задач, последовательное изучение новых песен, многократное использование знакомого материала, постепенное усложнение репертуара, дифференцированный подход к детям, — все это позволяет добиться положительных результатов в обучении и развитии вокальных навыков детей дошкольного возраста.

Музыка прочно вошла в быт ребят. Они поют в группе, дома для родителей и вместе с родителями, не только в сопровождении инструмента, но и самостоятельно без чьей-либо помощи.

Дети ежегодно принимают участие в муниципальных песенных конкурсах «Губкинские жемчужинки» общероссийских олимпиадах искусств, успешно выступая в различных номинациях.

Многие выпускники реализуют свои творческие потребности, занимаясь в кружках и студиях учреждений культуры, дополнительного образования, музыкальной школе города.

В результате проведенной работы можно сделать вывод, что методика образно-игрового вхождения в музыку положительно влияет на развитие вокальных навыков дошкольников и успешно отражается на образовательном процессе в целом.

Литература:

  1. Картушина М. Ю. «Вокально-хоровая работа в детском саду» изд. «Скрипторий 2003» 2010г
  2. Кацер О. «Игровая методика обучения детей пению» «Музыкальная палитра» Санкт-Петербург 2008г.
  3. Савина — Крайнова А. П. «Секреты красивого пения» Москва 2011г.
  4. Тарасова К. «Пение и постановка детского певческого голоса» «Музыкальный руководитель» № 3- 2005г.
  5. Тарасова К. Новые программы и методики// журнал «Музыкальный руководитель», № 1–2004 г.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, пение, звук, певческий голос, певческое дыхание, игровая форма, музыкальный руководитель, дыхание, игра, навык.

Похожие статьи

Хоровая работа в ДОО как средство формирования предпосылок эмоционально-ценностного отношения к произведениям музыкального искусства

Воспитание гармонически развитой личности начинается именно в дошкольном учреждении. Но формирование такой личность не происходит само по себе — необходима, целенаправленная работа. Задача музыкального руководителя помочь детям в развитии их вкусов и...

Особенности развития певческого дыхания в игровой форме на уроках музыки в школе

Влияние сказки на художественно-речевую деятельность детей старшего дошкольного возраста

Для детей старшего дошкольного возраста, любовь к сказке возникает если ребенок часто их слышит и сопровождается любовь и знание как в школьном возрасте, так и до конца жизни. Дети знакомятся какие сказки бывают, какой смысл несут, учатся правильно п...

Формирование психолого-педагогических качеств в деятельности музыканта-концертмейстера

В статье автор пытается определить основные психологические и педагогические качества, которые необходимы музыканту-концертмейстеру для успешной профессиональной деятельности в любой области искусства.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста

Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Речевое развитие по ФГОС ДО — это ...

Развитие творческих способностей старших дошкольников путем музыкального воспитания

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

В статье рассматривается содержание опыта работы МДОУ д/с № 98 по созданию условий для творческого самовыражения через театрализованную деятельность детей.

Слушание музыки как средство развития эмоциональной сферы личности детей раннего дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы, посвященные слушанию музыки как средству развития психоэмоционального состояния дошкольников раннего возраста. Автор обозначает основные задачи и исследует методы и приёмы данного вида музыкальной деятельности, вклю...

Организация музыкально-ритмической деятельности с детьми групп компенсирующей направленности

В статье рассматриваются проблемы, посвященные организации музыкально-ритмических упражнений с детьми групп компенсирующей направленности. Автор обозначает основные виды музыкальных игр и исследует их влияние на развитие определенных навыков детей.

Формирование и воспитание звуковой культуры речи у детей посредством

В статье описан опыт работы по воспитанию и формированию звуковой культуры речи, раскрываются навыки и механизмы речи, этапы в работе над произношением речи, представлены дидактические игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания, слуховог...

Похожие статьи

Хоровая работа в ДОО как средство формирования предпосылок эмоционально-ценностного отношения к произведениям музыкального искусства

Воспитание гармонически развитой личности начинается именно в дошкольном учреждении. Но формирование такой личность не происходит само по себе — необходима, целенаправленная работа. Задача музыкального руководителя помочь детям в развитии их вкусов и...

Особенности развития певческого дыхания в игровой форме на уроках музыки в школе

Влияние сказки на художественно-речевую деятельность детей старшего дошкольного возраста

Для детей старшего дошкольного возраста, любовь к сказке возникает если ребенок часто их слышит и сопровождается любовь и знание как в школьном возрасте, так и до конца жизни. Дети знакомятся какие сказки бывают, какой смысл несут, учатся правильно п...

Формирование психолого-педагогических качеств в деятельности музыканта-концертмейстера

В статье автор пытается определить основные психологические и педагогические качества, которые необходимы музыканту-концертмейстеру для успешной профессиональной деятельности в любой области искусства.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста

Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Речевое развитие по ФГОС ДО — это ...

Развитие творческих способностей старших дошкольников путем музыкального воспитания

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

В статье рассматривается содержание опыта работы МДОУ д/с № 98 по созданию условий для творческого самовыражения через театрализованную деятельность детей.

Слушание музыки как средство развития эмоциональной сферы личности детей раннего дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы, посвященные слушанию музыки как средству развития психоэмоционального состояния дошкольников раннего возраста. Автор обозначает основные задачи и исследует методы и приёмы данного вида музыкальной деятельности, вклю...

Организация музыкально-ритмической деятельности с детьми групп компенсирующей направленности

В статье рассматриваются проблемы, посвященные организации музыкально-ритмических упражнений с детьми групп компенсирующей направленности. Автор обозначает основные виды музыкальных игр и исследует их влияние на развитие определенных навыков детей.

Формирование и воспитание звуковой культуры речи у детей посредством

В статье описан опыт работы по воспитанию и формированию звуковой культуры речи, раскрываются навыки и механизмы речи, этапы в работе над произношением речи, представлены дидактические игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания, слуховог...