Мультимедийные презентации как инновационный продукт | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (351) февраль 2021 г.

Дата публикации: 28.02.2021

Статья просмотрена: 486 раз

Библиографическое описание:

Коханова, О. В. Мультимедийные презентации как инновационный продукт / О. В. Коханова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 9 (351). — С. 192-196. — URL: https://moluch.ru/archive/351/78934/ (дата обращения: 22.12.2024).



Современная школа подвержена быстрым изменениям, как и вся наша жизнь. Сегодня дети уже не те, что были тридцать, двадцать и даже 10 лет назад. Поэтому и нам, учителям, надо шагать в ногу со временем. Сегодня учитель, чтобы заинтересовать ученика, должен показать не только профессиональное владение предметом, но и хорошее знание окружающей жизни, он должен обладать современными методами и технологиями. Новые формы, технологии и методы обучения помогают повысить познавательную деятельность обучающихся, придать ей поисковую направленность. Если раньше ученики принимали роль пассивных слушателей, то сегодня они хотят новых форм преподнесения материала, в которых они могли бы принимать участие.

Меняются программы, список дисциплин, способы подачи материала. Наряду с другими, одной из наиболее распространённых форм донесения учебного материала можно назвать мультимедийные презентации.

Учебные презентации — это удобная и эффективная форма работы на уроке. Они помогают не только в преподавании традиционных дисциплин («Русский язык», «Литература» и др.), но и в преподавании новых: «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Русский язык (родной)», «Русская литература (родная)».

В связи с введением в школьную программу новых дисциплин, возникла необходимость в наглядном материале. При этом современным детям уже не интересны так называемые линейные презентации, которые служат своеобразной иллюстрацией слов учителя. Мы предлагаем использовать на уроках нелинейные, интерактивные познавательно-игровые презентации. Интерактивная подача делает изучение предмета наглядным и интересным.

Нелинейная презентация обычно готовится для изучения конкретной темы. Технически выглядит это так: после титульного слайда идёт оглавление, элементы которого являются гиперссылками на определённые подразделы темы; в нашем случае это еще и разнообразные формы урока (самостоятельные, групповые, этап изучения темы, этап закрепления); в такой презентации обычно присутствуют задания для самостоятельного выполнения (обычно используются тесты), а правильные или неправильные ответы сопровождаются обратной связью.

Актуальность интерактивных презентаций заключается в представлении информации в удобной для восприятия форме. Их использование меняет характер традиционного учебного занятия. Такое обучение делает урок насыщенным и интересным, расширяется кругозора обучаемых. Олег Грибан в своей статье «Применение учебных презентаций в образовательном процессе: виды, этапы и структура презентаций» пишет: «Использование презентации способствует развитию различных сторон психической деятельности обучаемых, и прежде всего, внимания и памяти. Для понимания содержания презентации обучаемым необходимо приложить определённые усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, а интенсивность внимания оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховой и зрительный каналы, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления материала». [1]

Интерактивная презентация помогает пройти все этапы урока в игровой форме, что помогает усваивать материал без напряжения; обучающиеся сами моделируют ход урока в процессе применения презентации. Это повышает интерес к предмету; идет улучшение процесса запоминания; преобразование существующей образовательной ситуации. Обучающиеся и учитель выступают здесь в качестве соавторов, между ними возникает сотворчество. Необходимость работы по плану на уроке всегда ставит учеников в необходимые рамки ограничений, что снижает интерес аудитории. Интерактивная презентация создает видимость самостоятельного выбора обучающихся, что, напротив, поддерживает их интерес к теме на протяжении всего урока (внеурочного занятия).

Интерактивные презентации вызывают положительную устойчивую мотивацию к учебной деятельности. Данные презентации можно подстраивать под разные цели урока. Их можно комбинировать, на их основе можно строить подачу нового материала и закрепления, или проводить опрос, или контроль знаний.

Для показа интерактивной мультимедийной презентации требуется минимум технических средств, которыми располагает ныне каждый учебный кабинет в школе.

Мультимедийные интерактивные презентации я составляю в двух направлениях: можно взять готовую понравившуюся форму и наполнить своим содержанием, либо составить абсолютно новую форму, авторскую, при помощи гиперссылок.

Ниже я приведу схему использования продукта на примере одной презентации. Она была подготовлена к уроку по дисциплине «Русский язык (родной)» по теме «Русский язык — национальный язык русского народа» (к учебнику «Русский родной язык»: учебное пособие для 5 класса общеобразовательных организаций / Т. М. Воителева, О. Н. Марченко, Л. Г. Смирнова, И. В. Текучева. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019г.)

Данная интерактивная презентация основана на принципе нелинейных презентаций, которые готовятся обычно для изучения конкретной темы.

Технически выглядит это так: сначала идет титульный слайд с названием темы. Рекомендации ФГОС о воспроизведении темы обучающимися будут выполнены в ходе урока, когда мы на одном из этапов урока изучим все понятия; национальный язык, русский язык, русский народ.

После титульного слайда идёт второй. Это своеобразное оглавление презентации, элементы которого являются гиперссылками на определённые подразделы темы; в нашем случае это еще и разнообразные этапы урока, которые требуют разнообразных форм (самостоятельных, групповых, дидактических, творческих)

В основном тексте работы уже говорилось, что интерактивная презентация дает возможность обучающимся не только в интересной форме изучать информацию, но и самостоятельно моделировать урок, выбирая его этапы. Итак, выбираем на слайде первую строку: 1 Пишем правильно. Гиперссылка отсылает нас к слайду под одноименным названием. Это этап работы на уроке с учебником на стр.5.Работа со словарной лексикой и понятиями.

Чтобы завершить данный этап урока, нам следует нажать кнопку «Моделируем урок сами», и мы вернемся к слайду-оглавлению. Строчка 1 Пишем правильно станет неактивной, поменяет цвет с голубого на красный.

Теперь мы можем выбрать любую другую активную кнопку. Но для простоты изложения мы пойдем по порядку.

Строчка 2 Толковый словарик отсылает нас к слайду с таким же названием:

Это следующий этап работы на уроке: этап работы с понятиями. Работа с учебником на стр.4–5. После работы с упражнением 3 (изучающее чтение) возвращаемся через кнопку Моделируем урок сами внизу слайда к слайду-оглавлению. После возвращения и вторая строчка перестает быть активной.

Строка 3 Читаем выразительно стихотворение (Упр.1 стр.3) по учебнику.

Обучающимся дается эталон выразительного чтения (учителем), они в это время применяют элементы технологии отслеживающего чтения. Затем индивидуальная работа по заданиям упражнения 1, после чего возвращаемся через кнопку Моделируем урок сами внизу слайда к слайду-оглавлению.

Строка 4 Русь Великая отсылает нас к мультипликационному сюжету «Откуда есть пошла земля русская…». В этом сюжете за несколько минут рассказывается история Древней Руси. Дополняем видеосюжет чтением учебника стр.6. (Чтение по цепочке). В качестве закрепления материала — ответы на вопросы, затем возвращение через кнопку Моделируем урок сами внизу слайда к слайду-оглавлению.

Строка 5 Работа в группах (упр.2 стр.4)

Вспоминаем правила работы в группах и работаем с заданиями упр. 2 нашего учебника.

Необходимость групповой работы обусловлена трудностью третьего задания: рассказать, какие народы проживают в России, какие языки, помимо русского, используются в нашей стране. Результат группового обсуждения представляет выбранный группой выступающий.

Возвращаемся через кнопку Моделируем урок сами внизу слайда к слайду-оглавлению.

Слайд 6 Творческое задание (упр.6 стр.7) . Перед выполнением творческого задания упр.6 читаем слова И. С. Тургенева о русском языке.

Последний этап урока — слайд Рефлексия. Что мы узнали(ем)?

Может возникнуть вопрос: почему окончания в заглавии данного слайда разные? Как уже говорилось выше, порядок этапов урока может быть другим — все будет зависеть от выбора класса.

Таким образом, интерактивная презентация позволяет провести насыщенный разнообразный урок, вызывающий интерес обучающихся, дающий большой объем знаний, включающий разные формы работы в ненавязчивой форме.

Занятия, проведенные мною, показывают результативность применения уроков с интерактивными презентациями: обучающиеся с удовольствием, в игровой форме, выполняют все этапы урока, внимание сохраняется на протяжении всего времени, легко меняется форма работы.

Литература:

  1. Грибан О. Н. Применение учебных презентаций в образовательном процессе: виды, этапы и структура презентаций // Воспитание и обучение истории в школе и вузе: исторический опыт, современное состояние и перспективы развития. Ежегодник. ХХ всероссийские историко-педагогические чтения: сб. науч. ст. / УрГПУ, Екатеринбург, 2016, Ч.3–212 с. Источник: Применение учебных презентаций в образовательном процессе: виды, этапы и структура презентаций (griban.ru)
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, интерактивная презентация, презентация, урок, этап урока, слайд, титульный слайд, этап работы, игровая форма, национальный язык.


Задать вопрос