Для решения целей исследовательской работы нами был проведён эксперимент на базе 2 класса МАОУ «ЦО № 1» г. Белгорода. В эксперименте приняли участие 30 человек. Класс занимается по УМК «Начальная школа 21 века», авторы программы по русскому языку и учебников Н. Ф. Виноградова, Иванов С. В., Евдокимова А. О.
Экспериментальная работа проводилась в три этапа. Первый этап — констатирующий эксперимент. Цель этого этапа — установить уровень знаний по теме лексика согласно программе, а также уровень развития мотивации к получению знаний по лексике. Для достижения поставленной цели нами была разработана тестовая методика освоения знаний по теме лексика, согласно программному материалу, а также дана психологическая методика уровня развития мотивации.
1) Тестовая методика. Цель — выяснить уровень освоения знаний по теме лексика согласно программному объему.
- То, что обозначает слово, является его…
а) лексическим значением
б) словарным значением
- Однозначные слова — это слова, которые…
а) имеют одно лексическое значение
б) имеют одинаковый корень
- Подчеркните переносное значение слова в предложенных словосочетаниях:
а) плывут корабли;
б) плывут облака.
- Слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие, называются:
а) синонимами;
б) антонимами
- Подчеркните антонимы:
а) день-ночь;
б) родник-ключ
- Подчеркните в стихотворении синонимы:
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
- Подчеркните правильно подобранный вариант многозначных слов:
А) иглы, шляпа, ключ
Б) иглы, рюкзак, кран
- Найдите словосочетание, которое употребляется в прямом значении слова:
а) костер горит;
б) заря горит.
Анализ данной тестовой методики, разработанной на основе изученного программного материала раздела «Лексика» показал следующие результаты. Верно справились с заданиями, предложенными в тестовой методике трое учащихся из 30 человек. Допустили одну-две ошибки: 5 человека из класса. Допустили 3–4 ошибки: 10 человек. Допустили пять и более ошибок — 15. Данные представлены в диаграмме на Рисунке 1 в процентном соотношении.
Рис. 1. Уровни усвоенных знаний по теме «Лексика» на констатирующем этапе эксперимента
Наверное, большинство учащихся, которые показали низкие результаты по усвоению раздела «Лексика», изучаемого в программном объеме, была не полностью усвоена, из-за традиционных методов подачи материала, а также низкого уровня мотивации к изучению данной темы, что мы также увидели из результатов диагностики мотивационной сферы учащихся.
Нами выведены уровни освоения знаний по теме «Лексика» согласно программному объему.
Высокий уровень — учащиеся показывают выполнение тестовой методики безошибочно, следовательно, усвоенный ими материал будет применяться в дальнейшем, а также у них высокий уровень развития познавательного интереса к изучению данной темы в разделе русского языка. Общее количество человек — 5.
Средний уровень — учащиеся допускают незначительное количество ошибок, но умеют применять усвоенные ими знания из данного раздела, изучаемого в русском языке, а также уровень развития их познавательного интереса в дальнейшем изучении данного раздела, т. е. уровень развития мотивации немного снижен, но допустим. Общее количество человек — 10.
Низкий уровень — учащиеся допускают значительное количество ошибок в тестовым задании, плохо ориентируются в области применения полученных знаний по данной изученной теме раздела «Лексика», согласно программному материалу. А также уровень познавательного интереса в дальнейшем изучении и применении полученных знаний или отсутствует, или очень слабо развит. Общее количество человек -15.
- Диагностика мотивационной сферы младших школьников
Несмотря на разнообразие подходов, мотивация понимается большинством авторов как совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека.
Анкета для оценки уровня школьной мотивации.
Это методика Н. Г. Лускановой, которая выделяет 5 основных уровней школьной мотивации:
Первый уровень. 25–30 баллов — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т. п.
Второй уровень. 20–24 балла — хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень. 15–19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Четвертый уровень. 10–14 баллов — низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьёзные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5–6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребёнка.
Данные проведенного диагностического исследования показали следующие результаты. Высокий уровень развития учебной мотивации имеют только пятеро учащихся. Средний уровень развития учебной мотивации у шестерых учащихся. Ниже среднего учебная мотивация развита у 9 человек из класса. Низкий уровень развития мотивационной сферы у десяти оставшихся учащихся класса.
Наглядно в процентном соотношении это видно на диаграмме, представленной на Рисунке 2.
Рис. 2. Уровень развития учебной мотивации
В результате констатирующего эксперимента стало ясно направление работы, которую следует провести в данном классе для повышения уровня освоения знаний по теме «Лексика» согласно программному объему, а также повышения уровня развития мотивационной сферы учащихся для дальнейшего изучения русского языка.
Литература:
- Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология: Учеб. Пособие для учащихся пед. Училищ по спец. № 2002 «Дошк. воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошк. учреждениях». — М.: Просвещение, 1988.
- Лекант П. А., Диброва Е. И., Касаткин Л. Л., Современный русский язык, 2007
- Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков, Л. П. Крысин и др.. Русский язык: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / [Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков, Л. П. Крысин и др.]; под ред. Л. Л. Касаткина. — 4-е изд., перераб. — М.: Издательский центр «Академия»,2011. — 784 с.2011
- Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. — М.: ЛКИ, УРСС Эдиториал, 2010. — 264 с.
5. Шмелев Д. Н., Современный русский язык. Лексика. М.: 1977. — 335 с.