Обучающий этап эксперимента при использовании метода проектов как способа организации исследовательской деятельности учащихся начальной школы в процессе изучения лексики
Авторы: Чефранова Мира Александровна, Божко Наталья Николаевна, Пашнева Елена Николаевна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (48) апрель 2024 г.
Дата публикации: 19.03.2024
Статья просмотрена: 27 раз
Библиографическое описание:
Чефранова, М. А. Обучающий этап эксперимента при использовании метода проектов как способа организации исследовательской деятельности учащихся начальной школы в процессе изучения лексики / М. А. Чефранова, Н. Н. Божко, Е. Н. Пашнева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 2 (48). — С. 27-31. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/266/9092/ (дата обращения: 22.12.2024).
Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащегося — это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.
Цель обучающего этапа эксперимента — предложить систему работы, по использованию метода проектов на уроках русского языка, на материале раздела «Лексика», а также с помощью данного метода повысить уровень развития мотивационной сферы учащихся начальной школы.
Нами разработаны уроки по следующим темам: «Слово и его значение», «Синонимы и антонимы», «Лексическое значение слова», «Многозначные и однозначные слова», «Омонимы». Также были разработаны внеклассные мероприятия, в рамках проведения «Недели русского языка» в начальной школе. С учащимися проведено несколько ознакомительных мероприятий, где были показаны примеры проектных работ, а также подробно дана информация о самих проектах.
Мы разработали цикл уроков, по изучению раздела «Лексика», в контексте изучения русского языка, согласно программному материалу, с использованием метода проектных работ, как отдельные элементы, которые можно использовать на уроках . Лексико-грамматический урок, с использованием метода проектов открывает большие возможности для развития познавательной активности школьников, для формирования их интеллектуальных способностей, для расширения кругозора детей и их общего развития.
На любом уроке русского языка во главу обучения должна быть поставлена речь, а также создание проблемной ситуации, в поиске решений с помощью проектного метода. На каждом уроке должен вводиться не только речевой, коммуникативно-ценный материал, которому подчиняется языковой материал, изучаемый на уроке, но и должны внедряться элементы проектной деятельности, которые помогут формировать у учащихся рефлексивные умения, поисковые (исследовательские) умения, навыки оценочной самостоятельности, коммуникативные умения, а также повысят потребность в самостоятельном дальнейшем изучении русского языка [Сергеев 2012: 28–29].
На уроках русского языка с использованием элементов проектной деятельности (метода проектов) учитель планирует и объявляет учащимся тему –лексическую, ставит перед учащимися цели по усвоению лексического (языкового) материала, по формированию новых речевых умений и навыков, а также повышает мотивационную сферу младших школьников.
Эффективность такого урока в большой степени зависит от правильности целеполагания, от умения учителя дать необходимый материал и организовать этот материал в системе упражнений, а также правильно поставить цели и задачи проектного исследования на уроке.
В Таблице 1 отражена технологическая карта урока русского языка, нацеленного на повышение освоения знаний по теме «Слово, значение слова» согласно программному объему, а также дальнейшему самостоятельному изучению тем.
Таблица 1
Фрагмент технологической карты урока
ФОУД |
Этап урока |
Содержание учебного материала. Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Ф |
Самоопределение к деятельности. Цель: постановка учебной проблемы, выделение и формулирование познавательной цели |
Ребята послушайте текст, упр.205 на стр.121. — Какое проектное исследование мы сегодня постараемся выполнить во время урока? |
Формирование темы и цели проекта |
Ф, И, Г |
Работа над проектом.
|
Рассмотрите технологическую карту проекта, для того, чтобы достигнуть цели, давайте сформулируем задачи проекта (учиться, подбирать, умело использовать) — посмотрите ребята, на столе каждого из вас лежат карточки, карточки с разными словами и словосочетаниями. Можно ли использовать эти слова и словосочетания для составления текста? Что это за слова и словосочетания? Напишите текст, используя данные слова и словосочетания в прямом и переносном смысле. Выделите синонимы. |
Работают с информацией, представленной в технологической карте, учебнике, карточках. Составляют текст. |
Ф, И, Г |
Выработка критериев оценивания работ |
Какими источниками информации воспользуетесь? По каким критериям предлагаете оценивать работу групп? (на доске крепятся критерии оценивания в группах: 5- все получилось, использовано более 8–10 словосочетаний; 4 — хорошо, были незначительные ошибки, использовано 6–7 словосочетаний; 3 — не все получилось, требуется помощь, использовано менее трех словосочетаний |
Анализируют текст соседа по парте. |
И |
Рефлексия деятельности Самооценка деятельности |
Как вы думаете достигли ли мы цели урока? Ребята, что нового вы узнали об использовании и свойствах слов? |
Осуществляют самооценку Формируют конечный результат своей работы на уроке |
ФОУД — форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф- фронтальная, И — индивидуальная, П- парная, Г — групповая)
В цикл изучения русского языка в разделе «Лексика», с использованием элементов метода проектов, мы включили следующие уроки: «Слово. Лексическое значение слова», «Повторение пройденного о слове». Внеклассные мероприятия «Путешествие в страну «Лексикологию», «КВН по русскому языку» и т. д., также была проведена «Неделя русского языка» в начальной школе, где ребятам предлагалось выполнить несколько проектных работа, или использовались элементы метода проектов.
Организуя учебный процесс, необходимо помнить о том, что каждый ученик имеет индивидуальные способности: тип темперамента, памяти, мышления, различные уровни развития учебной мотивации. Пренебрежение этими особенностями приводит к различного рода трудностям, которые усложняют пути достижения поставленных целей [Белкин 2000: 73].
Как показали многочисленные исследования учёных, научное знание только тогда приобретает ценность для учащихся, когда они воспринимают эти знания как личностно значимые, которые они прочувствовали, испытали, то есть те, которые представляют собой их жизненный опыт. Таким образом, опора на жизненный опыт личности — это главный путь превращения образовательных знаний в ценность.
С целью реализации намеченной программы на уроках велась фрагментарная работа, на которой использовались упражнения по разделу «Лексика», согласно программному материалу, а также были проведены уроки, на которых активно использовались элементы проектного метода, а также учащимся в домашнем задании предлагалось выполнить мини-проекты. Опишем фрагмент внеурочного мероприятия на тему: «Путешествие в страну «Лексикологию»», целями которого были: формирование способности обучающихся к новому способу действия, расширение знаний учащихся по теме раздела «Лексика», изучаемого в начальной школе, формирование новых понятий. Развивать исследовательские навыки, которые решались за счет частных задач: повторить сведения о слове, о родственных словах, о синонимах, антонимах, многозначных и однозначных словах; совершенствовать навыки работы с различными видами словарей; развивать монологическую речь; учить детей пользоваться интонацией при выразительном чтении текста; обогащать словарный запас; воспитать уважение к слову, русскому языку.
Оборудование к уроку:
1) компьютер и проектор с презентационным материалом;
2) раздаточный материал для работы в группах (ватман и фломастеры);
3) листы формата А-4;
4) тексты для чтения и для списывания;
5) словари.
На начальном детям предложен был слайд с разными кусочками острова, на которых изображены в свободном порядке буквы и только собрав все правильно, т. е. отгадав слово, можно увидеть схему-путешествие по нашему острову: лексикология.
Учитель: Ребята вы уже знакомы с понятием слова лексика, давайте попробуем с вами рассуждая дать понятие слова лексикология.
(Слушаем рассуждения детей, но предупреждаем их о том, что к окончательному выводу, что же такое лексикология мы вернемся в конце мероприятия).
Далее на слайде появляется текст:
Хорошо, привольно летом!
Зеленеет темный лес,
Смотрит с ласковым приветом
Солнце жаркое с небес…
Учащимся предлагается по группам справиться с мини-проектами:
– 1 группа учащихся находит слова в стихотворении, к которым можно подобрать синонимы, находит значение данных слов в словариках и на ватмане пробуют зарисовать данное стихотворение с помощью картинок-символов;
– 2 группа учащихся находит слова в стихотворении, к которым можно подобрать антонимы, находит значение данных слов в словариках и на ватмане также зарисовывают данное стихотворение с помощью картинок-символов.
Также обе группы должны найти слово, которое употребляется в переносном значении, и попробовать объяснить, почему автор, выбрал именно это слово и каким словом можно было бы заменить. Попробовать заменить слово на придуманное или подобранное самостоятельно
Учитель: Может быть, кто-то вспомнит еще рассказы или строчки из стихотворения, где также при описании явлений природы слова используются в переносном значении? О чем они говорят?
Работа по карточкам: по группам раздаются карточки с пословицами, необходимо проработав со словариками объяснить смысл многозначных слов, антонимов и незнакомых слов.
Учащиеся также объясняют смысл пословиц.
Учитель: (показывая на следующем слайде слово — лексикология) А теперь ребята, давайте по группам попробуем из этого большого слова составить несколько новых слов. Учащиеся выполняют задание.
Далее учащимся предлагается мини — проектная работа: нарисовать по группам на ватмане остров Лексикологию и что на нем может находиться.
Учитель: А теперь давайте попробуем ответить на вопрос: что же такое лексика и лексикология? Какое место она занимает в изучении русского языка?
Учащиеся высказывают свои мнения, на проекторе выводится слайд:
Лексика — это совокупность слов, словарный состав того или иного языка.
Раздел науки, который изучает словарный состав, называется лексикологией.
Лексикология имеет свой объект изучения — слово, и свою систему понятий.
Ребята делятся тем, что же нового они узнали сегодня на внеурочном мероприятии, что понравилось больше всего.
Учитель: Ребята, а теперь давайте попробуем вместе с вами подготовить несколько проектных работ, связанных со словом. Попробуем по группам, более глубже окунуться в увлекательный мир Лексикологии.
В качестве домашнего задания было — задание по группам, выполнить и оформить проектные работы, темы которых были озвучены учащимися:
1) Антонимы в сказках А. С. Пушкина;
2) Синонимы в рассказах о природе;
3) Где живут многозначные слова.
На уроке по изучению темы «Лексическое значение слова», использовались такие задания:
Задание 1: Выписать из текста выделенные слова. Объясните лексическое значение каждого слова.
Сколько прекрасных слов в русском языке! Слова мир, дружба, родина, Россия звонкие и громкие, богатые и гордые, светлые и радостные. Покоряют своей прелестью, нежностью и легкостью слова береза, солнце, счастье, весна, радость… Удивительной лаской, теплом и светом лучится слово мама. Хорошие, добрые, нежные слова!
Также ребятам по группам было предложено найти синонимы и антонимы.
Задание 2. Мини — проектная работа по группам:
– составить схему: что я знаю о значении слов русского языка;
– составить схему: однозначные и многозначные слова;
– составить схему: синонимы и антонимы.
Составить предложение с одним из данных слов, которые использовались в схеме.
На уроке «Синонимы и антонимы» были предложены задания:
Задание 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Проверьте себя по орфографическому словарю.
К каким из данных слов можно подобрать синонимы? Антонимы? Подберите их.
Мини — проектное задание: подчеркните «вежливые» слова. Когда их употребляют в речи? Составьте предложение с одним из этих слов.
Здра..ствуйте, в..робьи, м..рко..ь, су..ота,..зык,..вёс, сах..р, м..г..зин,..льбом, вмест.., вес..ло, в..юга, р..бота, ж..лтый, СП..сибо, д..рога, хле.., м..роз, до св..дан..я, х..р..шо, изв..ните.
Задание 2: Выписать из словарей:
А) синонимы к словам интересный, красивый ;
Б) антонимы к словам впереди, мужество .
На уроке с темой «Слово и словосочетание» и были предложены задания:
Задание 1: Прочитайте слова и сочетания слов. На изображенных картинках выберите для каждого предмета более точное название. Что вы выбрали для названия: слово или словосочетание? Объясните свой выбор.
1)Альбом, альбом для марок.
2) Полка, книжная полка
3) Лист, кленовый лист
4) Стол, письменный стол
На различных этапах уроков (повторение, актуализация знаний, творческая работа, каллиграфическая минутка) мы использовали разнообразную работу со словами, словарями, составляя мини –проектные работы.
Ребята раскрывали смысл пословиц, определяли значение непонятных слов, придумывали рассказы с опорой на пословицы.
Также детям предлагалось творческое задание — придумать рассказы или четверостишья с использованием многозначных слов, омонимов.
Это только некоторые примеры заданий, которые можно использовать для более полного изучения учащимися раздела «Лексика» на уроках русского языка.
В системе работы школы по организации исследовательской деятельности с помощью метода выявлены закономерности: постоянное отслеживание промежуточных результатов использования исследовательской деятельности в образовательном процессе показало повышение качества уровня знаний раздела «Лексика» в русском языке, появление у них мотивов к самообразованию; включение в образовательный процесс исследовательских заданий положительно сказывается на личном росте учащихся: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность добиться успеха и избавиться от комплекса неполноценности, повышается мотивация учения; использование исследовательской деятельности положительно сказывается на повышении самооценки учащихся, формировании у них чувства собственного достоинства; использование исследовательской деятельности положительно сказывается на повышении активности учащихся, формировании у них мотивов учебной деятельности, стремления к познанию.
Выделение функций, принципов, внедрение на уроках и внеурочной деятельности метода проектов имеют значение и практико-прикладной вес и позволяют осуществлять дальнейшие исследования в данной области.
Литература:
- Алексеев А. Г., Леонтович А. В., Обухов А. С., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся// Журнал «Исследовательская работа школьников» № 1, 2002. С.24–34.
- Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. — М.: Просвещение, 2013. — 175 с. — (Работаем по новым стандартам).
- Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. — 2014. — № 2. — С. 94–117
- Леонтович А. В. Разговор об исследоватлеьской деятельности: Публицистические статьи и заметки/Под ред. А. С. Обухова. М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2006г.
- Материалы конференции: В 5 т. Т.3: Педагогика и психология. — Томск: Изд-во ТГПУ, 2003.-С. 180–182.
- Мулярчик, Н. Н. Организация проектной деятельности на уроках русского языка // Начальная школа. — 2013. — № 2. — С. 28–31
- Новожилова М. М. и др. Как корректно провести учебное исследование: От замысла к открытию/ М. М. Новожилова, С. Г. Воровщиков, И. В. Таврель; Науч. Ред. Т. И. Шамова. — 2-е изд. — М.: 5 за знания, 2008. — 160 с.
- Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт. — сост. Г. И. Осипова. — Волгоград: Учитель, 2007.
- Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. — М.: «Ось-89», 2006.
- Савенков А. И. Этапность учебно-исследовательского поиска ребенка. // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. н. А. С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. С.60–66