Содержание экспериментальной работы по использованию метода проектов в процессе изучения лексики в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Божко, Н. Н. Содержание экспериментальной работы по использованию метода проектов в процессе изучения лексики в начальной школе / Н. Н. Божко, М. А. Чефранова, Е. Н. Пашнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 40 (487). — С. 35-39. — URL: https://moluch.ru/archive/487/106417/ (дата обращения: 26.12.2024).



Экспериментальная работа, а также подбор и разработка методик для качественного анализа проводилась в три этапа. Первый этап — констатирующий эксперимент. Цель этого этапа — установить уровень знаний по теме лексика согласно программе, а также уровень развития мотивации к получению знаний по лексике. Для достижения поставленной цели нами была разработана тестовая методика освоения знаний по теме лексика, согласно программному материалу, а также дана психологическая методика уровня развития мотивации.

  1. Тестовая методика. Цель выяснить уровень освоения знаний по теме лексика согласно программному объему.

1. То, что обозначает слово, является его…

а) лексическим значением

б) словарным значением

2. Однозначные слова — это слова, которые…

а) имеют одно лексическое значение

б) имеют одинаковый корень

3. Подчеркните переносное значение слова в предложенных словосочетаниях:

а) плывут корабли;

б) плывут облака.

4. Слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие, называются:

а) синонимами;

б) антонимами

5. Подчеркните антонимы:

а) день-ночь;

б) родник-ключ

6. Подчеркните в стихотворении синонимы:

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

7. Подчеркните правильно подобранный вариант многозначных слов:

А) иглы, шляпа, ключ

Б) иглы, рюкзак, кран

8. Найдите словосочетание, которое употребляется в прямом значении слова:

а) костер горит;

б) заря горит.

Анализ данной тестовой методики, разработанной на основе изученного программного материала раздела «Лексика» показал следующие результаты. Верно справились с заданиями, предложенными в тестовой методике трое учащихся из 135 человек. Допустили одну-две ошибки: 23 человека из параллели 2-х классов МАОУ «ЦО № 1» г. Белгорода. Допустили 3–4 ошибки: 36 человек. Допустили пять и более ошибок — 76. Данные представлены в диаграмме на Рисунке 1 в процентном соотношении.

Уровни усвоенных знаний по теме «Лексика» на констатирующем этапе эксперимента

Рис. 1. Уровни усвоенных знаний по теме «Лексика» на констатирующем этапе эксперимента

Наверное, большинство учащихся, которые показали низкие результаты по усвоению раздела «Лексика», изучаемого в программном объеме, была не полностью усвоена, из-за традиционных методов подачи материала, а также низкого уровня мотивации к изучению данной темы, что мы также увидели из результатов диагностики мотивационной сферы учащихся.

Нами выведены уровни освоения знаний по теме «Лексика» согласно программному объему.

Высокий уровень — учащиеся показывают выполнение тестовой методики безошибочно, следовательно усвоенный ими материал будет применяться в дальнейшем, а также у них высокий уровень развития познавательного интереса к изучению данной темы в разделе русского языка. Общее количество человек — 3.

Средний уровень — учащиеся допускают незначительное количество ошибок, но умеют применять усвоенные ими знания из данного раздела, изучаемого в русском языке, а также уровень развития их познавательного интереса в дальнейшем изучении данного раздела, т. е. уровень развития мотивации немного снижен, но допустим. Общее количество человек — 4.

Низкий уровень — учащиеся допускают значительное количество ошибок в тестовым задании, плохо ориентируются в области применения полученных знаний по данной изученной теме раздела «Лексика», согласно программному материалу. А также уровень познавательного интереса в дальнейшем изучении и применении полученных знаний или отсутствует, или очень слабо развит. Общее количество человек -18.

  1. Диагностика мотивационной сферы младших школьников

Прежде чем показывать результаты диагностического исследования мотивационной сферы младших школьников, мы посчитали необходимым дать само понятие мотивации, а также его характеристики и особенности у учащихся начальных классов.

Мотивация является одной, из фундаментальных проблем, как отечественной, так и зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, «ради чего» он ее осуществляет, есть основа ее адекватной интерпретации. «Когда люди общаются друг с другом… то, прежде всего, возникает вопрос о мотивах, побуждения, которые толкнули их на такой контакт с другими людьми, а также о тех целях, которые с большей или меньшей осознанностью они ставили перед собой» (Якобсон, 1969: 58).

Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения (С. Л. Рубинштейн, В. Г. Асеев, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, Х. Хекхаузен). Существенно подчеркнуть, что основным методологическим принципом, определяющим исследования мотивационной сферы в отечественной психологии, является положение о единстве динамической (энергетической) и содержательно-смысловой сторон мотивации. Активная разработка этого принципа связана с исследованием таких проблем, как система отношений человека (В. Н. Мясищев), соотношение смысла и значения (А. Н. Леонтьев), интеграция побуждений и их смысловой контекст (С. Л. Рубинштейн), направленность личности и динамика поведения (Л. И. Божович, В. Э. Чудновский), ориентировка в деятельности (П. Я. Гальперин) и т. д.

Трактовка «мотива» соотносит это понятие либо с потребностью (драйвом) (Ж.Ньютенн, А. Маслоу), либо с переживанием этой потребности и ее удовлетворением (С. Л. Рубинштейн), либо с предметом потребности. Так, в контексте теории деятельности А. Н. Леонтьева термин «мотив» употребляется не для «обозначения переживания потребности, но как обозначающий то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность, как на побуждающее ее» (Карнаухов, 2002: 35).

Наиболее полным является определение мотива, предложенное одним из ведущих исследователей этой проблемы — Л. И. Божович. Согласно Л. И. Божович, в качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания, словом, все то, в чем нашла воплощение потребность (Ильин, 2005: 341).

Таким образом, можно утверждать, что, несмотря на разнообразие подходов, мотивация понимается большинством авторов как совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека.

Анкета для оценки уровня школьной мотивации.

Это методика Н. Г. Лускановой [Приложение 1], которая выделяет 5 основных уровней школьной мотивации:

Первый уровень. 25–30 баллов — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т. п.

Второй уровень. 20–24 балла — хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень. 15–19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень. 10–14 баллов — низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьёзные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5–6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребёнка.

Данные проведенного диагностического исследования показали следующие результаты. Высокий уровень развития учебной мотивации имеют только трое учащихся. Средний уровень развития учебной мотивации у четверых учащихся. Ниже среднего учебная мотивация развита у 8 человек из класса. Низкий уровень развития мотивационной сферы у десяти оставшихся учащихся класса.

Наглядно в процентном соотношении это видно на диаграмме, представленной на Рисунке 2.

Уровень развития учебной мотивации

Рис. 2. Уровень развития учебной мотивации

В результате констатирующего эксперимента стало ясно направление работы, которую следует провести в данном классе для повышения уровня освоения знаний по теме «Лексика» согласно программному объему, а также повышения уровня развития мотивационной сферы учащихся для дальнейшего изучения русского языка. Данные методики можно использовать в определении дальнейшего уровня развития любого из разделов по русскому языку.

Литература:

  1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности [Текст] / Абульханова-Славская, К.А. -М.: Просвещение, 1980. — 334 с.
  2. Божович, Л. И. Изучение мотивации и поведения детей и подростков. [Текст]/ Божович, Л.И. — М., 1972.
  3. Гамезо, М.В., Петрова, Е.А., Орлова, Л. М. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов [Текст]./ Гамезо, М.В., Петрова, Е.А., Орлова, Л.М. — М.: Педагогическое общество России, 2003
  4. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы. [Текст] / Ильин, Е.П. — СПб.: Питер, 2002. — 512с.
  5. Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность [Текст] / Ю. Н. Караулов. — М.: Едиториал УРСС, 2004. — 263 с.
  6. Касаткин, Л.Л., Клобуков, Е.В., Лекант, П. А. Краткий справочник по русскому языку. [Текст]/ Касаткин, Л.Л., Клобуков, Е.В., Лекант, П.А. — М., 2002
  7. Программы четырехлетней начальной школы: программы [Текст]/Проект «Начальная школа 21 века» / Под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М., 2014.- 94 с.
  8. Программно-методические материалы. [Текст] Русский язык. Начальная школа: программы/Сост. Л. А. Вохмянина. — М.: Дрофа, 2014.- 125с.
  9. Разагатова, Н. А. История и тенденции развития учебно-исследовательской деятельности школьников [Текст] /Н. А. Разагатова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Специальный выпуск «Актуальные проблемы гуманитарных исследований», 2006. -Том 1. — С 32–40.
Основные термины (генерируются автоматически): мотивационная сфера, программный объем, русский язык, тестовая методика, уровень развития, учебная мотивация, школьная мотивация, дальнейшее изучение, познавательный интерес, ребенок, уровень, учебная деятельность, школа.


Похожие статьи

Содержание экспериментальной работы по использованию метода проектов в процессе изучения лексики в начальной школе

Метод проектов как способ организации исследовательской деятельности учащихся начальной школы в процессе изучения лексики

Содержание проблемы развития логического мышления при обучении математике в школе

Системный подход в методологии исследования проблемы управления процессом совершенствования коммуникативной культуры у учителей начальных классов в образовательной организации

Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах

Анализ использования исследовательской деятельности в практике работы массовой школы

Интерпретация как метод изучения произведений зарубежной литературы в V-IX классах

Проектная деятельность на уроках в начальной школе и её роль в формировании универсальных учебных действий

Теоретические основы метода Case study в обучении английскому языку для специальных целей

К вопросу о роли заимствований в изучении английского языка в профессиональной сфере

Похожие статьи

Содержание экспериментальной работы по использованию метода проектов в процессе изучения лексики в начальной школе

Метод проектов как способ организации исследовательской деятельности учащихся начальной школы в процессе изучения лексики

Содержание проблемы развития логического мышления при обучении математике в школе

Системный подход в методологии исследования проблемы управления процессом совершенствования коммуникативной культуры у учителей начальных классов в образовательной организации

Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах

Анализ использования исследовательской деятельности в практике работы массовой школы

Интерпретация как метод изучения произведений зарубежной литературы в V-IX классах

Проектная деятельность на уроках в начальной школе и её роль в формировании универсальных учебных действий

Теоретические основы метода Case study в обучении английскому языку для специальных целей

К вопросу о роли заимствований в изучении английского языка в профессиональной сфере

Задать вопрос