Проблемы мотивации у младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (299) февраль 2020 г.

Дата публикации: 28.02.2020

Статья просмотрена: 5122 раза

Библиографическое описание:

Корчагина, Е. Н. Проблемы мотивации у младших школьников / Е. Н. Корчагина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 9 (299). — С. 165-167. — URL: https://moluch.ru/archive/299/67700/ (дата обращения: 16.12.2024).



Актуальной проблемой современного образования является проблема повышения качества образования и преодоления школьной неуспеваемости. Современная школа находиться в стадии модернизации, но, несмотря на большое внимание, уделяемое совершенствованию образования и методик обучения, техническому оснащению образовательных учреждений, учителя всё чаще сталкиваются с нежеланием ребенка учиться. Формирование учебной мотивации — это проблема первостепенной важности, решением которой занимается не одно поколение ученых, педагогов, психологов. Отечественными педагогами (А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинским и другими) разработаны общепедагогические положения формирования мотивации учения школьников в качестве неотъемлемого компонента всестороннего развития личности. Психолог Л. И. Божович писала о том, что «в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания». (6, с. 53).

О проблемах неуспеваемости в обучении, об отсутствии и мотивации у школьников и о психическом здоровье детей говорили на заседании Государственной Думы по теме «Проблемы психического здоровья детей. Проблемы и решения» девятого декабря 2019 года в Москве. Было отмечено, что количество детей, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, увеличивается. По данным Министерства Образования и Науки РФ — около 80 % детей нуждаются в специальных методах и формах обучения. Снижение мотивации отмечено уже в начальных классах, когда детям просто становится неинтересно учиться, и с каждым классом наблюдается значительное снижение мотивированности детей. Поэтому проблемы мотивации относятся к важным вопросам психологических и педагогических исследований, от правильного понимания которых зависят:

− успешность обучения ребенка,

− появление у него желания учиться,

− получение им положительных эмоций от процесса обучения,

− осознание необходимости получения образования.

В плане изученности темы мотивации стоит отметить, что теории и модели побуждающих к обучению мотивов, явно «хромают» в современной отечественной психологии, и для полного изучения данной проблемы стоит отдельно рассмотреть практическую сторону данного вопроса. Современные дети стали другими, и их понятия внутренних ценностей тоже изменились, как изменились и способы и средства для получения информации из внешнего мира.

С самого раннего возраста нынешние дети привыкают к мгновенному получению информации с помощью планшетов и телефонов, поэтому неудивительно, что традиционные формы преподавания в школе вызывают у них скуку и неприятие.

Поэтому использование новейших информационных технологий и методов обучения должно обязательно присутствовать в процессе современной школы. Например, это могут быть короткие презентации или видеоролики, компьютерные тесты или обучающие компьютерные игры.

Одной из составляющих эффективного нескучного обучения является полезная информация, преподнесённая способом, вызывающим у ребёнка удивление или другое яркое позитивное впечатление.

В этом плане кроме технических приёмов учителям не стоило бы недооценивать и положительное влияние на эффективность преподавания некоторой доли юмора и смеха в классе. Находить время для весёлого настроения в классе — одна из граней возникновения у детей желания учиться.

В той же мере каждый ребёнок должен чувствовать вовлечённость в учебный процесс. И в этом тоже проявляется осознанность и профессионализм учителя. Полезно распределять небольшие задачи между учениками, подчёркивая важность их своевременного выполнения. Дети должны в какой-то мере участвовать конкретными делами в учебном процессе: кто-то может раздавать материалы для урока, кто-то — возглавлять группу из нескольких учеников, кто-то — готовить и проводить доклады для класса по изучаемым темам. И так далее.

Младший школьный возраст — это период вхождения ребёнка в учебную деятельность, овладения основными видами учебных действий. Поэтому это наиболее важный этап в становлении мотивации, в формировании нацеленности не только на достижение конкретных результатов или отличных оценок в учёбе, но и на прохождение всего процесса обучения с искренним интересом и удовольствием.

Однако мотив, с которым ребёнок приходит в школу, обычно не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе, поэтому учебный процесс должен предполагать переориентацию детей, чтобы его мотив был связан с внутренним содержанием предмета усвоения.

Постепенно у младшего школьника возникают новые мотивы, происходят перестановки в мотивационной системе ребёнка. То, что имеет отношение к учебной деятельности, оказывается более значимым и ценным, а то что, имеет отношение к игре, становится менее важным. По мере того, как ребенок открывает в себе новые грани себя, расширяет представления о себе и мире вокруг, меняется и его система мотивации.

Стоит отметить и некие особенности мотивации для детей младших классов. В младшем возрасте сильна именно социальная мотивация: поступить в школу, хорошо учиться, быть школьником. И дети младших классов обычно воспринимают учителя, как бесспорного лидера — ему доверяют, его слова и правила — закон.

Беспрекословное выполнение требований учителя основано на его авторитете. Дети любят и уважают учителя за то, что он учитель, что он учит; кроме того, они даже хотят, чтобы он был требователен и строг, так как это подчеркивает серьёзность и значительность их деятельности. Учителя, «который учит», как правило, любят больше, чем учителя физкультуры или пения, так как эти занятия напоминают им занятия дошкольного типа. И поскольку требования учителя для младших школьников — своего рода закон, это является возможностью вложить все правила школьной жизни в голову маленькому ученику. В свою очередь понимание этого вопроса становится необходимым условием обучения учителей начальных классов.

В период младшего школьного возраста появляются новые мотивы (потребности, интересы, желания), происходят перестановки в иерархической мотивационной системе ребенка. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые. То, что имеет отношение к учебной деятельности, оказывается значимым, ценным, то же, что имеет отношение к игре, становится менее важным.

Практическая часть работы была проведена на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя образовательная школа № 10» в г. Горно-Алтайске. Школа работает с 1 сентября 2005 года. Всего в школе обучаются 187 учеников. 60 % — это дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды. Остальные дети — прикреплены к данной территории. В классах обучаются не более 12 человек. Для наблюдения и проведения тестирования, работ были выбраны экспериментальные классы: 1 А, 2 А, 4 А. Всего в исследовании приняло участие 36 детей. Дети разные по своему социальному статусу, по физиологическим показателям. С детьми занимаются опытные педагоги. Было проведено ряд исследований в данных классах:

− по Лускановой А. Г. (методика определения школьной мотивации). Было выявлено, что дети с интересом посещают школу, ждут и радуются хорошим оценкам в первом и втором классах;

− по Федоренко Л. Г. («Как определить состояние психологического климата в классе») — дети доброжелательны друг к другу;

− проведено анкетирование среди родителей детей;

− 4-му классу было предложено пройти тестирование «Лестница побуждений» Л. И. Божович.

Данные обследования в качестве статистических данных выглядит следующим образом.

Мотивами для учеников 1 класса является получение хорошей оценки — 55 %, социальный — 42 %, 3 % — другое.

Для учеников 2 класса — получение хорошей оценки — 35 %, порадовать родителей — 30 %, получение похвалы от учителя — 15 %, избежать наказания — 8 %, познавательный — 6 %, социальный — 6 %.

Ситуация несколько меняется к 3-му классу, школа вызывает положительные эмоции, но в школу дети приходят общаться, им больше нравятся досуговые мероприятия.

А уже для учеников 4 класса ведущим мотивом является познавательный — 37 %, социальный — 35 %, получение хорошей оценки — 18 % и перспективный — 10 %.

К 4-му классу появляются и ученики с отсутствием мотивации, попадающие в зону риска по обучению.

Для учеников начальных классов была разработана психологическая программа «Развитие учебного потенциала учеников 1–4 класса с помощью игровых технологий», целью которой стало формирование позитивной мотивации, развитие учебных возможностей.

Таким образом, было выявлено:

  1. Мотивация учебной деятельности является многогранной проблемой и рассматривается различными авторами по-разному.
  2. Учебная деятельность школьника побуждается не одним мотивом, а целым комплексом разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.
  3. Мотивы обучения формируются в процессе учебной деятельности. Формирование мотивов происходит постепенно, и у некоторых учеников начальной школы ведущий мотив учения не сформирован. Количество учеников с несформированными мотивами учения уменьшается от 2- го к 3-му классу.
  4. Исследование показало, что от 2-го к 3-му классу повышаются внутренние мотивы: познавательный и перспективный, в то время как снижаются внешние мотивы: желание порадовать родителей и получение похвалы учителя.

Литература:

  1. Алтунина И. Р. Особенности развития мотива и мотивации власти в детском возрасте // Психологическая наука и образование, № 3, 2006.
  2. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике — М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1996. 496 с.
  3. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987.
  4. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход, Спб, 2008 г.
  5. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков — М., 1972.
  6. Божович Л.И: Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.
  7. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М., 1972.
  8. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: 1966. — № 6.
  9. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. // изд. МГУ, Москва 1971 г.
  10. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. 96 с
Основные термины (генерируются автоматически): класс, ребенок, учебная деятельность, мотив, учебный процесс, ученик, хорошая оценка, школа, внешний мир, младший школьный возраст.


Задать вопрос