Методические основы использования метода проектов в процессе изучения лексики в начальной школе. Результаты экспериментального обучения
Авторы: Божко Наталья Николаевна, Чефранова Мира Александровна, Пашнева Елена Николаевна, Савченко Алевтина Владимировна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №6 (52) декабрь 2024 г.
Дата публикации: 30.11.2024
Статья просмотрена: 1 раз
Библиографическое описание:
Божко, Н. Н. Методические основы использования метода проектов в процессе изучения лексики в начальной школе. Результаты экспериментального обучения / Н. Н. Божко, М. А. Чефранова, Е. Н. Пашнева, А. В. Савченко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 6 (52). — С. 5-9. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/276/9630/ (дата обращения: 22.12.2024).
Актуальность исследования. Социально-экономические изменения, происходящие в российском обществе, требуют от современных специалистов принятия самостоятельных, быстрых и творческих решений, к чему не готовит сложившаяся система обучения. Вместо этого программы насыщаются новой информацией, в результате чего учащиеся не могут сосредоточиться на процессе приобретения знаний, с трудом отслеживают научные достижения и не всегда осознают смысл их растущего потока. Преодолеть этот недостаток призвано профильное обучение, среди основных целей которого — развитие у обучаемых способности видеть проблему, находить адекватные, нестандартные пути ее решения. Достижение этой цели возможно лишь при условии освоения учащимися исследовательской деятельности.
Цель контрольного этапа эксперимента - проверить динамику усвоения детьми 3 класса всего раздела по теме «Лексика», согласно программе, а также уровень развития мотивации к получению знаний по лексике.
На данном этапе мы предложили такие же задания, как и на этапе констатирующего эксперимента, немного изменив (усложнив) их.
- Тестовая методика.
Цель — выяснить уровень освоения знаний по теме лексика согласно программному объему.
1. Лексическое значение слова можно определить по…
– толковому словарю
– орфографическому словарю
2. Подчеркните многозначные слова
– колокольчик, игла, язык
– листок, кисть, клей
3. Подчеркните пару правильно подобранные синонимов:
– актер — артист
– луна — солнце
4. Подчеркните пару правильно подобранных антонимов:
– гардероб — раздевалка
– добро-зло
5. В языке есть слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют совершенно разные лексические значения. Такие слова называются…:
– омонимы
– синонимы
6. Подчеркните в стихотворении омонимы:
В море суши полоса
Называется коса.
А у девушки коса
Цвета спелого овса.
На траве лежит роса, -
Косит травушку коса.
7. Подчеркните правильно подобранный вариант лексического значения слова:
– Альбом — книга, тетрадь в переплете для стихов, рисунков, коллекций.
– Альбом для рисунков.
8. Подчеркните предложение, где многозначные слова употреблены в переносном значении:
– У моего друга мягкий характер.
– На столе лежит мягкий хлеб
Верно справились с заданиями, предложенными в тестовой методике –9 учащихся из 25.
Допустили одну-две ошибки: 10 человек из класса.
Допустили 3–4 ошибки: 6 человек.
Допустили пять и более ошибок — 0 учащихся.
Мы также представили результаты контрольного этапа на Диаграмме в процентном соотношении.
Рис. 1. Уровни усвоенных знаний по теме «Лексика» на контрольном этапе эксперимента
Далее, в следующей диаграмме мы представим сравнительный анализ усвоения знаний по теме раздела «Лексика» на этапе констатирующего и экспериментального обучения.
Рис. 2. Сравнительный анализ уровней усвоения знаний по теме «лексика»
Как показывает анализ результатов экспериментальной работы, не все дети повысили уровень знаний в изучении раздела «Лексика» в русском языке. Следовательно, уроков, проведенных с использованием метода проектов, было недостаточно, для того чтобы они утвердились в повышении уровня знаний детей и активно использовались бы ими в письменной связной речи. Это говорит о том, что работу в данном направлении необходимо продолжить.
Далее мы снова провели исследование уровня развития мотивационной сферы учащихся, с помощью методики Н. Г. Лускановой.
Данные проведенного диагностического исследования показали следующие результаты:
– Высокий уровень развития учебной мотивации имеют уже 10 учащихся.
– Средний уровень развития учебной мотивации у 10 учащихся.
– Ниже среднего учебная мотивация развита у 5 человек из класса.
– Низкий уровень развития мотивационной сферы — не выявлен ни у одного учащегося.
Данные представлены в диаграмме в процентном соотношении.
Рис. 3. Уровень развития учебной мотивации на контрольном этапе эксперимента
Далее в следующей диаграмме мы покажем, сравнительный анализ изменения уровня развития учебной мотивации на этапе констатирующего и экспериментального обучения.
Проведённое экспериментальное исследование показало широкие возможности работы с детьми по более глубокому и полному изучению разделов русского языка касающихся темы «Лексика» с использованием метода проекта. Проведенные нами занятия с детьми дали определенные результаты, которые также заметны на фоне учебной мотивации. Они говорят о том, что работа, проведенная нами, полезна как с точки зрения усвоения материала раздела «Лексика», формирования положительной учебной мотивации к дальнейшему изучению русского языка.
Анализ опыта учителей и преподавателей показал, что педагоги школ активно занимаются проблемами использования метода проектов для повышения уровня знаний по теме «Лексика». Изучение трудов ученых помогло нам организовать и провести экспериментальную работу по проблеме исследования.
Проведённое экспериментальное исследование, полученные результаты позволили сделать вывод о том, что целенаправленное систематическое внедрение метода проектов позволяет в значительной степени расширить кругозор учащихся, активизировать их познавательную деятельность и развить интерес к лексике и к русскому языку в целом.
Проведенная работа оказалась весьма эффективной в плане пополнения знаний учащихся по изучению раздела «Лексика», так как дети принимали в ней непосредственное участие. Подтверждением эффективности проведенной работы явились экспериментальные данные.
Мы пришли к выводу, что внедренный нами в процессе экспериментального обучения метод проектов может служить толчком и примером повышения уровня знаний по теме «Лексика», а также значительно повысить уровень развития учебной мотивации.
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к использованию метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности, а поэтому изучение лексики, как и русского языка в целом, с использованием на уроках элементов проектного метода имеет первостепенное значение.
Педагогический процесс — очень сложное, многофакторное явление. Для исследования различных его сторон специально организуется эксперимент, который носит комплексный характер, так как предполагает использование методов исследования, взаимодополняющих друг друга и предназначенных для объективной и доказательной проверки достоверности педагогических гипотез.
Новая концепция образования, современные требования к преподаванию русского языка ставят перед школой «старую новую» цель — воспитание через систему предметов, через поиск новых идей.
В ходе работы была достигнута следующая цель: выявить специфику содержания исследовательской деятельности учащихся на разных этапах обучения в начальной школе в процессе изучения лексики.
Для достижения поставленных целей был рассмотрен научный подход к определению, использованию метода проектов и его роль в деятельности педагога, а также была проанализирована научная, методическая литература, в которой раскрывается возможность использования метода проектов в педагогической деятельности.
Содержание и формы исследовательской деятельности учащихся должны варьироваться в начальной школе по следующим этапам:
– в 1-х классах это мини-проекты, над которыми учащиеся работают и которые защищают во внеклассной учебной деятельности в форме ролевых игр;
– учащиеся 2–3-х классов вовлекаются в проектно-исследовательскую деятельность на обобщающих уроках;
– учебная деятельность учащихся 4-х классов осуществляется через составление глобальных проектов в процессе исследования лексики.
В системе работы школы по организации исследовательской деятельности с помощью метода выявлены закономерности: постоянное отслеживание промежуточных результатов использования исследовательской деятельности в образовательном процессе показало повышение качества уровня знаний раздела «Лексика» в русском языке, появление у них мотивов к самообразованию; включение в образовательный процесс исследовательских заданий положительно сказывается на личном росте учащихся: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность добиться успеха и избавиться от комплекса неполноценности, повышается мотивация учения; использование исследовательской деятельности положительно сказывается на повышении самооценки учащихся, формировании у них чувства собственного достоинства; использование исследовательской деятельности положительно сказывается на повышении активности учащихся, формировании у них мотивов учебной деятельности, стремления к познанию.
Таким образом мы нашли подтверждение нашей гипотезы о том, что образовательный потенциал исследовательской деятельности учащихся начальных классов в процессе изучения лексики реализуется, если: организация исследовательской деятельности с помощью метода проектов будет основана на стимулировании интереса учащихся — к самостоятельному поиску нового знания и осознанию значения этой деятельности для самореализации, а также повышение уровня освоения знаний по теме лексика согласно программному объему.
Выделение функций, принципов, внедрение на уроках и внеурочной деятельности метода проектов имеют значение и практико-прикладной вес и позволяют осуществлять дальнейшие исследования в данной области.
Литература:
- Апресян Ю. Д. Лексическая семантика // Избранные труды. — Т. 1. — М., 1995.
- Виноградов В. В. Лексикология и лексикография // Избранные труды. — М., 1977.
- Головина Л. И. Использование материалов орфографического словаря на уроках русского языка в начальных классах // Начальная школа. — 2006. — № 7
- Львов М. Р., Горецкий В. Г., Сосновская О.В Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений — М.: Изд. центр «Академия», 2000
- Плотникова С. В. Лексикон младшего школьника и его развитие на уроках русского языка // Начальная школа. — 2007. — № 10
- Саутина Е. В. Использование лексического материала с целью развития языковой личности младшего школьника // Начальная школа. — 2006. — № 4