Методические основы использования метода проектов в процессе изучения лексики в начальной школе. Результаты экспериментального обучения | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Божко, Н. Н. Методические основы использования метода проектов в процессе изучения лексики в начальной школе. Результаты экспериментального обучения / Н. Н. Божко, М. А. Чефранова, Е. Н. Пашнева, А. В. Савченко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 6 (52). — С. 5-9. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/276/9630/ (дата обращения: 22.12.2024).



Актуальность исследования. Социально-экономические изменения, происходящие в российском обществе, требуют от современных специалистов принятия самостоятельных, быстрых и творческих решений, к чему не готовит сложившаяся система обучения. Вместо этого программы насыщаются новой информацией, в результате чего учащиеся не могут сосредоточиться на процессе приобретения знаний, с трудом отслеживают научные достижения и не всегда осознают смысл их растущего потока. Преодолеть этот недостаток призвано профильное обучение, среди основных целей которого — развитие у обучаемых способности видеть проблему, находить адекватные, нестандартные пути ее решения. Достижение этой цели возможно лишь при условии освоения учащимися исследовательской деятельности.

Цель контрольного этапа эксперимента - проверить динамику усвоения детьми 3 класса всего раздела по теме «Лексика», согласно программе, а также уровень развития мотивации к получению знаний по лексике.

На данном этапе мы предложили такие же задания, как и на этапе констатирующего эксперимента, немного изменив (усложнив) их.

  1. Тестовая методика.

Цель выяснить уровень освоения знаний по теме лексика согласно программному объему.

1. Лексическое значение слова можно определить по…

– толковому словарю

– орфографическому словарю

2. Подчеркните многозначные слова

– колокольчик, игла, язык

– листок, кисть, клей

3. Подчеркните пару правильно подобранные синонимов:

– актер — артист

– луна — солнце

4. Подчеркните пару правильно подобранных антонимов:

– гардероб — раздевалка

– добро-зло

5. В языке есть слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют совершенно разные лексические значения. Такие слова называются…:

– омонимы

– синонимы

6. Подчеркните в стихотворении омонимы:

В море суши полоса

Называется коса.

А у девушки коса

Цвета спелого овса.

На траве лежит роса, -

Косит травушку коса.

7. Подчеркните правильно подобранный вариант лексического значения слова:

– Альбом — книга, тетрадь в переплете для стихов, рисунков, коллекций.

– Альбом для рисунков.

8. Подчеркните предложение, где многозначные слова употреблены в переносном значении:

– У моего друга мягкий характер.

– На столе лежит мягкий хлеб

Верно справились с заданиями, предложенными в тестовой методике –9 учащихся из 25.

Допустили одну-две ошибки: 10 человек из класса.

Допустили 3–4 ошибки: 6 человек.

Допустили пять и более ошибок — 0 учащихся.

Мы также представили результаты контрольного этапа на Диаграмме в процентном соотношении.

Уровни усвоенных знаний по теме «Лексика» на контрольном этапе эксперимента

Рис. 1. Уровни усвоенных знаний по теме «Лексика» на контрольном этапе эксперимента

Далее, в следующей диаграмме мы представим сравнительный анализ усвоения знаний по теме раздела «Лексика» на этапе констатирующего и экспериментального обучения.

Сравнительный анализ уровней усвоения знаний по теме «лексика»

Рис. 2. Сравнительный анализ уровней усвоения знаний по теме «лексика»

Как показывает анализ результатов экспериментальной работы, не все дети повысили уровень знаний в изучении раздела «Лексика» в русском языке. Следовательно, уроков, проведенных с использованием метода проектов, было недостаточно, для того чтобы они утвердились в повышении уровня знаний детей и активно использовались бы ими в письменной связной речи. Это говорит о том, что работу в данном направлении необходимо продолжить.

Далее мы снова провели исследование уровня развития мотивационной сферы учащихся, с помощью методики Н. Г. Лускановой.

Данные проведенного диагностического исследования показали следующие результаты:

– Высокий уровень развития учебной мотивации имеют уже 10 учащихся.

– Средний уровень развития учебной мотивации у 10 учащихся.

– Ниже среднего учебная мотивация развита у 5 человек из класса.

– Низкий уровень развития мотивационной сферы — не выявлен ни у одного учащегося.

Данные представлены в диаграмме в процентном соотношении.

Уровень развития учебной мотивации на контрольном этапе эксперимента

Рис. 3. Уровень развития учебной мотивации на контрольном этапе эксперимента

Далее в следующей диаграмме мы покажем, сравнительный анализ изменения уровня развития учебной мотивации на этапе констатирующего и экспериментального обучения.

Проведённое экспериментальное исследование показало широкие возможности работы с детьми по более глубокому и полному изучению разделов русского языка касающихся темы «Лексика» с использованием метода проекта. Проведенные нами занятия с детьми дали определенные результаты, которые также заметны на фоне учебной мотивации. Они говорят о том, что работа, проведенная нами, полезна как с точки зрения усвоения материала раздела «Лексика», формирования положительной учебной мотивации к дальнейшему изучению русского языка.

Анализ опыта учителей и преподавателей показал, что педагоги школ активно занимаются проблемами использования метода проектов для повышения уровня знаний по теме «Лексика». Изучение трудов ученых помогло нам организовать и провести экспериментальную работу по проблеме исследования.

Проведённое экспериментальное исследование, полученные результаты позволили сделать вывод о том, что целенаправленное систематическое внедрение метода проектов позволяет в значительной степени расширить кругозор учащихся, активизировать их познавательную деятельность и развить интерес к лексике и к русскому языку в целом.

Проведенная работа оказалась весьма эффективной в плане пополнения знаний учащихся по изучению раздела «Лексика», так как дети принимали в ней непосредственное участие. Подтверждением эффективности проведенной работы явились экспериментальные данные.

Мы пришли к выводу, что внедренный нами в процессе экспериментального обучения метод проектов может служить толчком и примером повышения уровня знаний по теме «Лексика», а также значительно повысить уровень развития учебной мотивации.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к использованию метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности, а поэтому изучение лексики, как и русского языка в целом, с использованием на уроках элементов проектного метода имеет первостепенное значение.

Педагогический процесс — очень сложное, многофакторное явление. Для исследования различных его сторон специально организуется эксперимент, который носит комплексный характер, так как предполагает использование методов исследования, взаимодополняющих друг друга и предназначенных для объективной и доказательной проверки достоверности педагогических гипотез.

Новая концепция образования, современные требования к преподаванию русского языка ставят перед школой «старую новую» цель — воспитание через систему предметов, через поиск новых идей.

В ходе работы была достигнута следующая цель: выявить специфику содержания исследовательской деятельности учащихся на разных этапах обучения в начальной школе в процессе изучения лексики.

Для достижения поставленных целей был рассмотрен научный подход к определению, использованию метода проектов и его роль в деятельности педагога, а также была проанализирована научная, методическая литература, в которой раскрывается возможность использования метода проектов в педагогической деятельности.

Содержание и формы исследовательской деятельности учащихся должны варьироваться в начальной школе по следующим этапам:

– в 1-х классах это мини-проекты, над которыми учащиеся работают и которые защищают во внеклассной учебной деятельности в форме ролевых игр;

– учащиеся 2–3-х классов вовлекаются в проектно-исследовательскую деятельность на обобщающих уроках;

– учебная деятельность учащихся 4-х классов осуществляется через составление глобальных проектов в процессе исследования лексики.

В системе работы школы по организации исследовательской деятельности с помощью метода выявлены закономерности: постоянное отслеживание промежуточных результатов использования исследовательской деятельности в образовательном процессе показало повышение качества уровня знаний раздела «Лексика» в русском языке, появление у них мотивов к самообразованию; включение в образовательный процесс исследовательских заданий положительно сказывается на личном росте учащихся: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность добиться успеха и избавиться от комплекса неполноценности, повышается мотивация учения; использование исследовательской деятельности положительно сказывается на повышении самооценки учащихся, формировании у них чувства собственного достоинства; использование исследовательской деятельности положительно сказывается на повышении активности учащихся, формировании у них мотивов учебной деятельности, стремления к познанию.

Таким образом мы нашли подтверждение нашей гипотезы о том, что образовательный потенциал исследовательской деятельности учащихся начальных классов в процессе изучения лексики реализуется, если: организация исследовательской деятельности с помощью метода проектов будет основана на стимулировании интереса учащихся — к самостоятельному поиску нового знания и осознанию значения этой деятельности для самореализации, а также повышение уровня освоения знаний по теме лексика согласно программному объему.

Выделение функций, принципов, внедрение на уроках и внеурочной деятельности метода проектов имеют значение и практико-прикладной вес и позволяют осуществлять дальнейшие исследования в данной области.

Литература:

  1. Апресян Ю. Д. Лексическая семантика // Избранные труды. — Т. 1. — М., 1995.
  2. Виноградов В. В. Лексикология и лексикография // Избранные труды. — М., 1977.
  3. Головина Л. И. Использование материалов орфографического словаря на уроках русского языка в начальных классах // Начальная школа. — 2006. — № 7
  4. Львов М. Р., Горецкий В. Г., Сосновская О.В Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений — М.: Изд. центр «Академия», 2000
  5. Плотникова С. В. Лексикон младшего школьника и его развитие на уроках русского языка // Начальная школа. — 2007. — № 10
  6. Саутина Е. В. Использование лексического материала с целью развития языковой личности младшего школьника // Начальная школа. — 2006. — № 4
Задать вопрос