В статье автор рассматривает правовое регулирование автономной некоммерческой организации подотчетных денежных средств для членов правления (учредителей). Анализируются актуальные вопросы нормотворческой деятельности в правовом регулировании подотчетных денежных средств. Дается определение подотчетные денежные средства, подотчетное лицо.
Ключевые слова: автономная некоммерческая организация, ГК РФ, унитарная некоммерческая организация, подотчетные денежные средства, подотчетное лицо, предпринимательская деятельность, Трудовой кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, хозяйственные общества.
Вне зависимости от правовой формы организации, одной из острой проблем, вызывающей споры, в том числе и рассматриваемые в судах, остается проблема взаимодействия членов правления (учредителей) организации и исполнительного органа. Нередко такие споры возникают в автономной коммерческой организации (далее — АНО) по вопросу о правовом регулировании подотчетных денежных средств подотчетными лицами.
В рамках предложенной читателям статьи необходимо раскрыть некоторые юридические категории.
В соответствии с п. 1 ст. 123.24 ГК РФ «автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности». AHO вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствует этим целям, а также участвовать в деятельности хозяйственных обществ (п. 5 ст. 123.24 ГК РФ).
Однако, некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную, приносящую доход деятельность, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (п.2 ст.24 ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О некоммерческих организациях»).
Следовательно, исходя из российского законодательства автономная некоммерческая организация создается с целью не извлечения прибыли, как коммерческая, но имеет право заниматься таким видом деятельности с указанием в учредительных документах.
Управление AHO осуществляют ее учредители в порядке, установленном уставом, утвержденным ее учредителями (п. 1 ст. 123.25 ГК РФ). По решению учредителей (учредителя) AHO, в ней может быть создан постоянно действующий коллегиальный орган (органы), компетенция которого устанавливается уставом (п. 1 ст. 123.25 ГК РФ.)
Учредителями некоммерческих организаций, в зависимости от их организационно-правовых форм могут выступать полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица (п. 1 ст. 15 ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О некоммерческих организациях»).
Соответственно являясь членом правления, учредителем, подотчетным лицом может быть и физическое лицо, которое может не являться сотрудником организации или не состоять в трудовых правоотношениях, но производит расходы, осуществляя функции, связанные с участием в работе высшего органа управления.
B организациях рассматриваемого типа может быть предусмотрено уставом положение о том, что члены правления осуществляют свои функции на безвозмездной основе, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.
По мнению автора статьи, в такой правовой форме, как AHO, существует пробел в правовом регулировании подотчетных денежных средств, для членов правления (учредителей), поскольку необходимость правового регулирования этих средств в хозяйственной деятельности возникает с момента регистрации организации и ведении хозяйственной деятельности.
Под подотчетными денежными средствами понимаются денежные средства, выдаваемые подотчетному лицу сотруднику (работнику) по его заявлению, подписанным приказом руководителя организации с указанием размера денежных средств, срока, на который выдается. За подотчетные денежные средства необходимо отчитаться, поэтому предусмотрен обязательно авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами или возврат подотчетных денежных средств, в том числе предусмотрен частичный возврат денежных средств. Кроме того, предусмотрена выдача подотчетных денежных средств наличными с расходным кассовым ордером и безналичным способом перечисления средств на счета работников, открытые ими в банковских организациях, что значительно упрощает и повышает оперативность, и надежность осуществления платежей.
Правовое регулирование подотчетных денежных средств определено нормами права Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У (ред. от 05.10.2020) «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (зарегистрировано в Минюсте России 23.05.2014 N 32404), в письмах ЦБ РФ от 13.10.2017 № 29–1-1-ОЭ/24158, Минфина России от 14.04.2014 N 03–03–07/16777, от 05.10.2012 N 14–03–03/728 «О безналичных расчетах с подотчетными лицами с применением банковских карт», ФНС России от 24.12.2013 N СА-4–7/23263 «О направлении обзора практики рассмотрения налоговых споров Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации и толкование норм законодательства о налогах и сборах содержащееся в решениях Конституционного Суда Российской Федерации за 2013 год», в Трудовом и Налоговом кодексах РФ.
Подотчетные денежные средства регулируются законодательством РФ только для сотрудников организации на основании трудового договора или гражданско-правового характера.
В соответствии с 1 абз. п. 6.3 Указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У (ред. от 05.10.2020) «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» для выдачи наличных денег работнику под отчет (далее — подотчетное лицо) на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, расходный кассовый ордер 0310002 должен оформляться согласно распорядительному документу юридического лица, индивидуального предпринимателя либо письменному заявлению подотчетного лица.
Кроме того, подотчетное лицо обязано в срок, установленный руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем, предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии — руководителю) авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами (2 абз. п. 6.3 Указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У (ред. от 05.10.2020) «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»).
Подотчетным лицом является работник, которому выдаются денежные средства под отчет на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Так, например, расходы учредителя на открытие филиала, подразделения за пределами постоянного местоположения юридического лица, в другом городе. В перечне авансового отчета предполагаются командировочные расходы, расходы на аренду помещения, оборудования. Открытие филиала входит в функции учредителя, связанные с участием в работе высшего органа управления AHO.
По результату исследования правового регулирования подотчетных денежных средств в AHO для членов правления (учредителей) автор статьи полагает, что было бы целесообразным, дополнить включением «учредитель (член правления)» в понятие «подотчетные денежные средства и подотчетное лицо». Например, « подотчетным лицом является работник (сотрудник), учредитель (член правления), которому выдаются денежные средства под отчет на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя ».
« Подотчетные денежные средства — это подотчетная сумма, выдаваемая работнику (сотруднику), учредителю (члену правления) на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя» . Выдаются на основании заявления подотчетного лица, подписанным приказом руководителя организации с указанием размера денежных средств, срока, на который выдается. Предусмотрен обязательный авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами, подлежащий сдаче и проверки в бухгалтерии.
Таким образом, выявленные пробелы в отечественном законодательстве по вопросам правового регулировании автономной некоммерческой организации о подотчетных денежных средствах, для членов правления (учредителей) необходимо устранить российскому законодателю.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020);
- Трудовой кодекс Российской Федерации” от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.12.2020);
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 23.11.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021);
- Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О некоммерческих организациях” Глава IV. Деятельность некоммерческой Организации, статья 24. Виды деятельности некоммерческой организации;
- Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ (ред. от 27.11.2017, с изм. от 15.10.2020) «Об автономных учреждениях” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018);
- Указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У (ред. от 05.10.2020) «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства” (Зарегистрировано в Минюсте России 23.05.2014 N 32404);
- Письмо ЦБ РФ от 13.10.2017 № 29–1-1-ОЭ/24158;
- Письмо Минфина России от 14.04.2014 N 03–03–07/16777;
- Письмо Минфина России от 05.10.2012 N 14–03–03/728 «О безналичных расчетах с подотчетными лицами с применением банковских карт»;
- Письмо ФНС России от 24.12.2013 N СА-4–7/23263 «О направлении обзора практики рассмотрения налоговых споров Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации и толкование норм законодательства о налогах и сборах содержащееся в решениях Конституционного Суда Российской Федерации за 2013 год».