Развитие коммуникативных умений ребенка — одна из центральных задач дошкольного образования. Пункт 2.6 ФГОС ДО гласит, что содержание программы дошкольного образования должно обеспечивать полноценное социально-коммуникативное развитие ребенка [6]. Развитая коммуникативная деятельность требует сложных умений: слушать и понимать мысль, выраженную собеседником; формулировать в ответ собственное суждение; правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать нормативность и вносить при необходимости соответствующие изменения и поправки.
В коммуникативной деятельности проявляются и существуют межличностные отношения, актуализируется направленность одного человека на индивидуальность другого человека, происходит взаимодействие участников коммуникации, воздействие каждого предполагает ответное действие другого и внутренне на него рассчитано. Высокий уровень развития коммуникативных умений служит важным условием дальнейшей успешной адаптации старшего дошкольника в социальной среде современной школы. В процессе глобализации, формирования единого мирового пространства современное образование, в том числе дошкольное, должно ориентироваться создание реальных условий для развития коммуникативных умений ребенка старшего дошкольного возраста.
Однако современные исследователи констатируют деградацию коммуникативной культуры старших дошкольников: их диалоги малосодержательны, в монологах дети пользуются однообразными типами предложений, происходит обеднение общения в целом.
Возникает вопрос о поиске эффективных педагогических технологий развития детей старшего дошкольного возраста. Поиск ресурса для развития ребенка должен вестись с опорой на наиболее значимые возрастные виды деятельности. В старшем дошкольном возрасте это игра. Отечественными исследователями (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.) установлено, что именно игра старшего дошкольника определяет формирование главных новообразований этого возраста, задаёт личностные смыслы, побуждающие к деятельности. Для старшего дошкольника таким ресурсом может стать игра в шахматы.
Шахматы как вид спорта признаны Международным Олимпийским Комитетом (номер-код шахмат как спортивной дисциплины во Всероссийском реестре вида спорта 0880012811Я). Шахматы являются одним из основных видов спорта в России. Во Всероссийском реестре видов спорта шахматы представлены шестью спортивными дисциплинами: «шахматы», «быстрые шахматы», «блиц», «шахматы — командные соревнования», «шахматная композиция» и «заочные шахматы» [4, с. 133].
Шахматы признаются «универсальной дисциплиной игрового характера» [3, с. 148]: педагоги и психологи рассматривают шахматы как особый вид игровой деятельности, как занимательную, дидактическую, математическую игру, как средство обучения и воспитания. Шахматы — не просто игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и эффективное средство их всестороннего развития в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Оптимальный возраст для начала обучения шахматам — 5–6 лет. В этот период дети без труда овладевают всем новым. Большинство известных гроссмейстеров начинали играть именно в этом возрасте [5, с. 43]. Основные принципы обучения старших дошкольников игре в шахматы соответствуют ФГОС ДО, поскольку предполагают: построение образовательной деятельности на основе возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка, мотивацию на развитие, поддержку творчества и инициативы, активную субъектную позицию дошкольника,, сотрудничество с семьей воспитанников, сочетание различных видов активности и деятельности (требование ФГОС ДО о соответствии условий, форм и методов педагогической деятельности возрасту и особенностям развития ребенка) [6].
Обучению игре в шахматы придают большое значение при формирование интеллектуальных способностей. Выступая на шахматном турнире «Белая ладья» в 2014 году, Президент РФ В. В. Путин отметил, что «шахматы — это самый интеллектуальный вид спорта» [4, с. 133]. Однако ошибочно считать, что в шахматной игре тренируется исключительно интеллект. Шахматы играют роль также в развитии высших психических функций и процессов — таких как мышление, память, восприятие, воображение, внимание, произвольная регуляция поведения. Шахматы оказывают влияние на развитие творческих способностей, формируют характер [2, с. 137]. Ещё В. А. Сухомлинский писал: «В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам. Игра в шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность. Но самое главное здесь — это развитие памяти. Наблюдая за юными шахматистами, я видел, как дети мысленно воссоздают положение, которое было, и представляют то, что будет. Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти» [5, с. 43].
В то же время невозможно не заметить, что обучение игре в шахматы детей старшего дошкольного возраста помогает детям включиться в круг своих сверстников, открывает дорогу к общению сотням тысяч детей, в том числе некоммуникативного типа и с ограниченными возможностями. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть коммуникативные барьеры.
Возникает вопрос об использовании игры в шахматы в качестве средства развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Необходимо отметить, что посвященные проблематике развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста посредством шахмат, в научной литературе отсутствуют и представлены лишь разрозненной информацией, касающейся ситуации шахматной игры как контекста для коммуникативного взаимодействия ее участников.
На наш взгляд, игра в шахматы как средство развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста имеет определенный педагогический потенциал, структуру которого схематично представим на рис. 1.
Рис. 1. Структура педагогического потенциала игры в шахматы как средства развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста (составлено автором)
Поясним составленную иллюстрацию.
1) Практика активного тематического общения. Это и индивидуальное общение с педагогом (тренером), и игры в парах по обучению игре в шахматы, и взаимодействие на соревнованиях, беседы по интересам. Активно развиваются вербальные навыки: несмотря на то, что на протяжении партии соперники, как правило, общаются крайне сдержанно, активно задействуются участки мозга, ответственные за владение языком и коммуникацией. Дети пополняют пассивный словарь, усваивая много специальных шахматных терминов. В игре в шахматы проявляется желание обмениваться со сверстниками знаниями и умениями, обучаться и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность: дети обсуждают известных шахматистов, шахматные партии, свою игру, игру собеседника, игру других товарищей по увлечению. Тем самым специальный словарь активизируется, а дети учатся применять тематическую информацию в соответствии с ее содержанием и назначением. Общение на тему игры в шахмат способствует развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста. Ведь в шахматах важно умение донести свою позицию до других, оформлять свою мысль, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о нюансах игры, устанавливать традиции и правила поведения в игре и следовать им.
2) Практика преодоления коммуникативных барьеров. Сама по себе игра в шахматы — процесс, исключающий многословие. Обучение игре в шахматы с дошкольного возраста помогает малообщительным, замкнутым детям не отстать в коммуникативном развитии от своих сверстников, стимулирует продолжать общение и вне шахматной игры. Не случайно шахматы используют даже как средство социальной реабилитации детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим людям преодолеть барьеры коммуникации, повысить самооценку и начать более активно взаимодействовать в социуме. Отдельные исследователи применяют шахматы даже в коррекционно-логопедической работе. Как отмечает Н. П. Осадченко, «В процессе игровой деятельности естественно, тонко и ненавязчиво воспитывается поведение детей и корригируется их речевая функция. Исправляется не речевое нарушение само по себе, а воспитывается речевая деятельность в структуре игровой деятельности и в связи с ней. Вариативность использования элементов шахматной игры в моей логопедической работе дает высокий коррекционно-образовательный результат [7, с. 34].
3) Освоение толерантного отношения к собеседнику (партнеру). Ситуации общении и накопления коммуникативного опыта в шахматной игре носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Исход шахматной игры — победа одного участника, поражение другого либо ничья. В любом случае это выступает эмоциогенным фактором и создает специфические условия для развития коммуникативной толерантности. Умение управлять своими эмоциями развивает эмоциональный интеллект. Как отмечает Н. В. Романычева, «Играя в эту мудрую спокойную игру, мы также учим ребенка адекватно относится как к своим победам, так и поражениям. В это, согласитесь, немаловажно в нашей жизни, ведь соревнований не бывает без поражений, и в жизни мы переживаем не только победы» [8, с. 6]. Как пишет М. А. Глазова, «очень важно научить детей проигрывать» [1, с. 91]. Педагоги должен научить детей воспринимать поражение спокойно, сдержанно: «нужно не обижаться, а делать выводы, анализировать свои ошибки». В общении дошкольников важно заложить основы гуманных проявлений, проявлений эмоциональной отзывчивости к проигравшим — не дразнить, не упрекать, не высмеивать. Напротив, в конце шахматной игры важно поблагодарить за игру, пожать друг другу руки, искренне поздравить, оценить удачный ход, даже если партнер проиграл. Иногда на практике педагоги сталкиваются с проблемой выбора фигур (когда многим ребятам нравятся одинаковые шахматные фигуры — конь, король, ферзь). А это повод тренировать умения договариваться друг с другом.
4) Соблюдение речевого этикета. Важно познакомить с правилами поведения партнёров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствии с этими правилами. Например, объяснить, что игра в шахматы требует сосредоточения, поэтому нельзя спорить друг с другом, громко разговаривать, чтобы не мешать себе и другим. Соблюдение правил в шахматах способно снижать уровень детской вербальной агрессии, трансформируя её в здоровый соревновательный дух. Появляются контроль за эмоциями и уважение к партнеру. Как отмечает М. Н. Щербинин, «основная эстетическая идея шахмат — разрешение конфликта в пользу логики и справедливости, торжество разума над грубой силой. Борьба начинается в равных условиях и ведется с соблюдением правил, одинаковых для всех участников. Исход партии нельзя решить грубым окриком, принуждением, угрозой, интригой» [9, с. 80].
5) Благоприятные условия для коммуникации. В ходе занятий шахматами происходит сплочение группы на основе общего интереса. Игра в шахматы формирует детский коллектив, объединенный общим делом, общими переживаниями, совместной деятельностью, а возможно, и дружескими отношениями, а также значимым совместным опытом побед, поражений, перспективами будущих совместных соревнований и переживаний. Суть сплочения состоит в том, что у детей формируются исключительно благоприятные условия для коммуникативной деятельности: чувство психологической защищенности, душевного комфорта, что в свою очередь, способствует активной эволюции положительных коммуникативных умений. Именно о таких своих первых коллективах с огромной теплотой вспоминают шахматисты. Вполне закономерно, что девизом Международной шахматной федерации начиная с 1924 года выступает лозунг: «Мы все — одна семья» (лат. Gens una sumus). И сегодня атмосфера дружбы и взаимного уважения, царящая на Олимпиадах, благоприятствует контактам и сближению шахматистов из разных стран мира [9, с. 78].
Представленные компоненты структуры педагогического потенциала игры в шахматы функционируют одновременно и в тесной взаимосвязи, обеспечивая развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, в данном исследовании мы сформулировали основные компоненты реализации педагогического потенциала игры в шахматы как средства развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста:
— практика активного тематического общения.
— практика преодоления коммуникативных барьеров.
— освоение толерантного отношения к собеседнику (партнеру)
— соблюдение речевого этикета.
— благоприятные условия для коммуникации.
Литература:
- Глазова, М. А. Различные аспекты обучения детей младшего школьного возраста игре в шахматы / М. А. Глазова // Гуманитарные исследования. — 2017. — № 1. — С. 90–91.
- Гутенев, М. Ю. Шахматная игра в развитии интеллектуальной культуры общества / М. Ю. Гутенев // 2013. — Т. 13. — № 2. — С. 137–139.
- Козлов, Г. А. Стимулирование интеллектуального развития дошкольников путем обучения игре в шахматы / Г. А. Козлов // Приволжский научный вестник. — 2013. — № 7. — С. 148–151.
- Михайлова, И. В. Шахматы как полноправный вид спорта: современная проблематика и методологические аспекты / И. В. Михайлова, А. С. Махов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта — 2015. — № 6. — С. 132–140.
- Михайлова, Ю. В. Интеллектуальное развитие дошкольников посредством обучения игре в шахматы / Ю. В. Михайлова // Молодой ученый. — 2015 — № 22. — С. 43–48.
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 // Российская газета. — 2013. — 25 ноября. — № 265.
- Осадченко, Н. П. Шахматы в работе с детьми с ОВЗ / Н. П. Осадченко // Играем в шахматы и шашки в детском саду: Метод. пособие (из опыта работы педагогов Краснодарского края) / Под ред. Н. В. Романычевой, Л. Г. Самоходкиной. — Краснодар: ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2019. — С. 31–39.
- Романычева, Н. В. Игра в шахматы — источник возможностей развития дошкольника / Н. В. Романычева // Играем в шахматы и шашки в детском саду: Метод. пособие (из опыта работы педагогов Краснодарского края) / Под ред. Н. В. Романычевой, Л. Г. Самоходкиной. — Краснодар: ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2019. — С. 5–7.
- Щербинин, М. Н. Шахматы как форма самопознания / М. Н. Щербинин, В. С. Мартиш // Вестник Челябинского государственного университета. — 2017. — № 13. — С. 78–81.