Игра в шахматы как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (341) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 16.12.2020

Статья просмотрена: 587 раз

Библиографическое описание:

Жумагулова, Е. А. Игра в шахматы как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста / Е. А. Жумагулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 51 (341). — С. 365-368. — URL: https://moluch.ru/archive/341/76622/ (дата обращения: 17.12.2024).



Развитие коммуникативных умений ребенка — одна из центральных задач дошкольного образования. Пункт 2.6 ФГОС ДО гласит, что содержание программы дошкольного образования должно обеспечивать полноценное социально-коммуникативное развитие ребенка [6]. Развитая коммуникативная деятельность требует сложных умений: слушать и понимать мысль, выраженную собеседником; формулировать в ответ собственное суждение; правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать нормативность и вносить при необходимости соответствующие изменения и поправки.

В коммуникативной деятельности проявляются и существуют межличностные отношения, актуализируется направленность одного человека на индивидуальность другого человека, происходит взаимодействие участников коммуникации, воздействие каждого предполагает ответное действие другого и внутренне на него рассчитано. Высокий уровень развития коммуникативных умений служит важным условием дальнейшей успешной адаптации старшего дошкольника в социальной среде современной школы. В процессе глобализации, формирования единого мирового пространства современное образование, в том числе дошкольное, должно ориентироваться создание реальных условий для развития коммуникативных умений ребенка старшего дошкольного возраста.

Однако современные исследователи констатируют деградацию коммуникативной культуры старших дошкольников: их диалоги малосодержательны, в монологах дети пользуются однообразными типами предложений, происходит обеднение общения в целом.

Возникает вопрос о поиске эффективных педагогических технологий развития детей старшего дошкольного возраста. Поиск ресурса для развития ребенка должен вестись с опорой на наиболее значимые возрастные виды деятельности. В старшем дошкольном возрасте это игра. Отечественными исследователями (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.) установлено, что именно игра старшего дошкольника определяет формирование главных новообразований этого возраста, задаёт личностные смыслы, побуждающие к деятельности. Для старшего дошкольника таким ресурсом может стать игра в шахматы.

Шахматы как вид спорта признаны Международным Олимпийским Комитетом (номер-код шахмат как спортивной дисциплины во Всероссийском реестре вида спорта 0880012811Я). Шахматы являются одним из основных видов спорта в России. Во Всероссийском реестре видов спорта шахматы представлены шестью спортивными дисциплинами: «шахматы», «быстрые шахматы», «блиц», «шахматы — командные соревнования», «шахматная композиция» и «заочные шахматы» [4, с. 133].

Шахматы признаются «универсальной дисциплиной игрового характера» [3, с. 148]: педагоги и психологи рассматривают шахматы как особый вид игровой деятельности, как занимательную, дидактическую, математическую игру, как средство обучения и воспитания. Шахматы — не просто игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и эффективное средство их всестороннего развития в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Оптимальный возраст для начала обучения шахматам — 5–6 лет. В этот период дети без труда овладевают всем новым. Большинство известных гроссмейстеров начинали играть именно в этом возрасте [5, с. 43]. Основные принципы обучения старших дошкольников игре в шахматы соответствуют ФГОС ДО, поскольку предполагают: построение образовательной деятельности на основе возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка, мотивацию на развитие, поддержку творчества и инициативы, активную субъектную позицию дошкольника,, сотрудничество с семьей воспитанников, сочетание различных видов активности и деятельности (требование ФГОС ДО о соответствии условий, форм и методов педагогической деятельности возрасту и особенностям развития ребенка) [6].

Обучению игре в шахматы придают большое значение при формирование интеллектуальных способностей. Выступая на шахматном турнире «Белая ладья» в 2014 году, Президент РФ В. В. Путин отметил, что «шахматы — это самый интеллектуальный вид спорта» [4, с. 133]. Однако ошибочно считать, что в шахматной игре тренируется исключительно интеллект. Шахматы играют роль также в развитии высших психических функций и процессов — таких как мышление, память, восприятие, воображение, внимание, произвольная регуляция поведения. Шахматы оказывают влияние на развитие творческих способностей, формируют характер [2, с. 137]. Ещё В. А. Сухомлинский писал: «В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам. Игра в шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность. Но самое главное здесь — это развитие памяти. Наблюдая за юными шахматистами, я видел, как дети мысленно воссоздают положение, которое было, и представляют то, что будет. Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти» [5, с. 43].

В то же время невозможно не заметить, что обучение игре в шахматы детей старшего дошкольного возраста помогает детям включиться в круг своих сверстников, открывает дорогу к общению сотням тысяч детей, в том числе некоммуникативного типа и с ограниченными возможностями. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть коммуникативные барьеры.

Возникает вопрос об использовании игры в шахматы в качестве средства развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.

Необходимо отметить, что посвященные проблематике развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста посредством шахмат, в научной литературе отсутствуют и представлены лишь разрозненной информацией, касающейся ситуации шахматной игры как контекста для коммуникативного взаимодействия ее участников.

На наш взгляд, игра в шахматы как средство развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста имеет определенный педагогический потенциал, структуру которого схематично представим на рис. 1.

Структура педагогического потенциала игры в шахматы как средства развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста (составлено автором)

Рис. 1. Структура педагогического потенциала игры в шахматы как средства развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста (составлено автором)

Поясним составленную иллюстрацию.

1) Практика активного тематического общения. Это и индивидуальное общение с педагогом (тренером), и игры в парах по обучению игре в шахматы, и взаимодействие на соревнованиях, беседы по интересам. Активно развиваются вербальные навыки: несмотря на то, что на протяжении партии соперники, как правило, общаются крайне сдержанно, активно задействуются участки мозга, ответственные за владение языком и коммуникацией. Дети пополняют пассивный словарь, усваивая много специальных шахматных терминов. В игре в шахматы проявляется желание обмениваться со сверстниками знаниями и умениями, обучаться и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность: дети обсуждают известных шахматистов, шахматные партии, свою игру, игру собеседника, игру других товарищей по увлечению. Тем самым специальный словарь активизируется, а дети учатся применять тематическую информацию в соответствии с ее содержанием и назначением. Общение на тему игры в шахмат способствует развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста. Ведь в шахматах важно умение донести свою позицию до других, оформлять свою мысль, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о нюансах игры, устанавливать традиции и правила поведения в игре и следовать им.

2) Практика преодоления коммуникативных барьеров. Сама по себе игра в шахматы — процесс, исключающий многословие. Обучение игре в шахматы с дошкольного возраста помогает малообщительным, замкнутым детям не отстать в коммуникативном развитии от своих сверстников, стимулирует продолжать общение и вне шахматной игры. Не случайно шахматы используют даже как средство социальной реабилитации детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим людям преодолеть барьеры коммуникации, повысить самооценку и начать более активно взаимодействовать в социуме. Отдельные исследователи применяют шахматы даже в коррекционно-логопедической работе. Как отмечает Н. П. Осадченко, «В процессе игровой деятельности естественно, тонко и ненавязчиво воспитывается поведение детей и корригируется их речевая функция. Исправляется не речевое нарушение само по себе, а воспитывается речевая деятельность в структуре игровой деятельности и в связи с ней. Вариативность использования элементов шахматной игры в моей логопедической работе дает высокий коррекционно-образовательный результат [7, с. 34].

3) Освоение толерантного отношения к собеседнику (партнеру). Ситуации общении и накопления коммуникативного опыта в шахматной игре носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Исход шахматной игры — победа одного участника, поражение другого либо ничья. В любом случае это выступает эмоциогенным фактором и создает специфические условия для развития коммуникативной толерантности. Умение управлять своими эмоциями развивает эмоциональный интеллект. Как отмечает Н. В. Романычева, «Играя в эту мудрую спокойную игру, мы также учим ребенка адекватно относится как к своим победам, так и поражениям. В это, согласитесь, немаловажно в нашей жизни, ведь соревнований не бывает без поражений, и в жизни мы переживаем не только победы» [8, с. 6]. Как пишет М. А. Глазова, «очень важно научить детей проигрывать» [1, с. 91]. Педагоги должен научить детей воспринимать поражение спокойно, сдержанно: «нужно не обижаться, а делать выводы, анализировать свои ошибки». В общении дошкольников важно заложить основы гуманных проявлений, проявлений эмоциональной отзывчивости к проигравшим — не дразнить, не упрекать, не высмеивать. Напротив, в конце шахматной игры важно поблагодарить за игру, пожать друг другу руки, искренне поздравить, оценить удачный ход, даже если партнер проиграл. Иногда на практике педагоги сталкиваются с проблемой выбора фигур (когда многим ребятам нравятся одинаковые шахматные фигуры — конь, король, ферзь). А это повод тренировать умения договариваться друг с другом.

4) Соблюдение речевого этикета. Важно познакомить с правилами поведения партнёров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствии с этими правилами. Например, объяснить, что игра в шахматы требует сосредоточения, поэтому нельзя спорить друг с другом, громко разговаривать, чтобы не мешать себе и другим. Соблюдение правил в шахматах способно снижать уровень детской вербальной агрессии, трансформируя её в здоровый соревновательный дух. Появляются контроль за эмоциями и уважение к партнеру. Как отмечает М. Н. Щербинин, «основная эстетическая идея шахмат — разрешение конфликта в пользу логики и справедливости, торжество разума над грубой силой. Борьба начинается в равных условиях и ведется с соблюдением правил, одинаковых для всех участников. Исход партии нельзя решить грубым окриком, принуждением, угрозой, интригой» [9, с. 80].

5) Благоприятные условия для коммуникации. В ходе занятий шахматами происходит сплочение группы на основе общего интереса. Игра в шахматы формирует детский коллектив, объединенный общим делом, общими переживаниями, совместной деятельностью, а возможно, и дружескими отношениями, а также значимым совместным опытом побед, поражений, перспективами будущих совместных соревнований и переживаний. Суть сплочения состоит в том, что у детей формируются исключительно благоприятные условия для коммуникативной деятельности: чувство психологической защищенности, душевного комфорта, что в свою очередь, способствует активной эволюции положительных коммуникативных умений. Именно о таких своих первых коллективах с огромной теплотой вспоминают шахматисты. Вполне закономерно, что девизом Международной шахматной федерации начиная с 1924 года выступает лозунг: «Мы все — одна семья» (лат. Gens una sumus). И сегодня атмосфера дружбы и взаимного уважения, царящая на Олимпиадах, благоприятствует контактам и сближению шахматистов из разных стран мира [9, с. 78].

Представленные компоненты структуры педагогического потенциала игры в шахматы функционируют одновременно и в тесной взаимосвязи, обеспечивая развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, в данном исследовании мы сформулировали основные компоненты реализации педагогического потенциала игры в шахматы как средства развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста:

— практика активного тематического общения.

— практика преодоления коммуникативных барьеров.

— освоение толерантного отношения к собеседнику (партнеру)

— соблюдение речевого этикета.

— благоприятные условия для коммуникации.

Литература:

  1. Глазова, М. А. Различные аспекты обучения детей младшего школьного возраста игре в шахматы / М. А. Глазова // Гуманитарные исследования. — 2017. — № 1. — С. 90–91.
  2. Гутенев, М. Ю. Шахматная игра в развитии интеллектуальной культуры общества / М. Ю. Гутенев // 2013. — Т. 13. — № 2. — С. 137–139.
  3. Козлов, Г. А. Стимулирование интеллектуального развития дошкольников путем обучения игре в шахматы / Г. А. Козлов // Приволжский научный вестник. — 2013. — № 7. — С. 148–151.
  4. Михайлова, И. В. Шахматы как полноправный вид спорта: современная проблематика и методологические аспекты / И. В. Михайлова, А. С. Махов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта — 2015. — № 6. — С. 132–140.
  5. Михайлова, Ю. В. Интеллектуальное развитие дошкольников посредством обучения игре в шахматы / Ю. В. Михайлова // Молодой ученый. — 2015 — № 22. — С. 43–48.
  6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 // Российская газета. — 2013. — 25 ноября. — № 265.
  7. Осадченко, Н. П. Шахматы в работе с детьми с ОВЗ / Н. П. Осадченко // Играем в шахматы и шашки в детском саду: Метод. пособие (из опыта работы педагогов Краснодарского края) / Под ред. Н. В. Романычевой, Л. Г. Самоходкиной. — Краснодар: ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2019. — С. 31–39.
  8. Романычева, Н. В. Игра в шахматы — источник возможностей развития дошкольника / Н. В. Романычева // Играем в шахматы и шашки в детском саду: Метод. пособие (из опыта работы педагогов Краснодарского края) / Под ред. Н. В. Романычевой, Л. Г. Самоходкиной. — Краснодар: ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2019. — С. 5–7.
  9. Щербинин, М. Н. Шахматы как форма самопознания / М. Н. Щербинин, В. С. Мартиш // Вестник Челябинского государственного университета. — 2017. — № 13. — С. 78–81.
Основные термины (генерируются автоматически): шахматы, старший дошкольный возраст, шахматная игра, игра, коммуникативное умение детей, ребенок, игровая деятельность, педагогический потенциал игры, средство развития, старший дошкольник.


Похожие статьи

Игровая деятельность как средство развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников

Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Народная игра как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Развитие мыслительных операций у детей 4-7 лет посредством обучения игре в шахматы

Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Игра как психолого-педагогический метод развития коммуникативных навыков дошкольника

Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста

Ментальная арифметика как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Игровая деятельность как средство развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников

Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Народная игра как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Развитие мыслительных операций у детей 4-7 лет посредством обучения игре в шахматы

Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Игра как психолого-педагогический метод развития коммуникативных навыков дошкольника

Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста

Ментальная арифметика как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста

Задать вопрос