- В настоящее время в практике термодинамических
расчётов ГТД применяется широкая гамма программных продуктов,
разработанных отраслевыми КБ и институтами. Все они обладают
примерно одинаковыми функциональными возможностями, характеристиками
и методической основой.
- Определение математической модели, как «совокупности констант и соотношений, т.е. формул, уравнений, неравенств и логических условий, которые однозначно связывают вектор параметров, включающий функцию цели и функциональные ограничения, с варьируемыми параметрами, внешними и начальными условиями» [1], применительно к ГТД, как объектам моделирования, наиболее полно характеризует математическую модель ГТД. Классификации математических моделей по уровню моделирования (глубине описания рабочих процессов) и выполняемым задачам приведены в [2].
- Под универсальностью математической модели подразумевается её (модели) способность к описанию практически любых реальных схем ГТД и ГТУ. Универсальность математической модели достигается следующими методами. Первый метод заключается в применении принципа декомпозиции (модульности) схемы ГТД, состоящей из модулей узлов. Каждый модуль выполняет функции в соответствии с рабочими процессами, происходящими в соответствующем узле. Для унификации информационного обмена между модулями формируются чётко структурированные каналы передачи информации. Второй метод заключается в применении составных частей общей модели (подпрограмм), каждая из которых отвечает за расчёт одной определённой схемы ГТД.
- Под комплексностью математической модели подразумевается её (модели) способность реализации широкого круга расчётных задач, полностью удовлетворяющего практическим потребностям современных конструкторских бюро (КБ).
- Направления совершенствования математических моделей для термодинамических расчётов ГТД
- Большинство отечественных программ для термодинамических расчётов ГТД (такие, как программы ЦИАМ, ГРАД, DVIGwT, Uni_MM и др.) основаны на ряде единых методических допущений:
- Определение математической модели, как «совокупности констант и соотношений, т.е. формул, уравнений, неравенств и логических условий, которые однозначно связывают вектор параметров, включающий функцию цели и функциональные ограничения, с варьируемыми параметрами, внешними и начальными условиями» [1], применительно к ГТД, как объектам моделирования, наиболее полно характеризует математическую модель ГТД. Классификации математических моделей по уровню моделирования (глубине описания рабочих процессов) и выполняемым задачам приведены в [2].
- изобарная теплоёмкость рабочего тела зависит только от температуры, при этом термическая диссоциация и рекомбинация продуктов сгорания не учитывается;
- рабочие тела (окислитель, продукты сгорания) подчиняются уравнению состояния идеального газа;
- реальный пространственный поток в проточной части двигателя заменяется осреднённым одномерным потоком (среднемассовые параметры), неравномерность поля и пульсации потока не влияют на рабочий процесс;
- подобие режимов сохраняется при неизменных значениях чисел М (или ;) и Re; изменение основных параметров узлов при нарушении автомодельности по Re учитываются введением эмпирических поправок (последнее не всегда реализуется из-за отсутствия соответствующих данных);
- геометрическое подобие сохраняется во всех условиях эксплуатации;
- влияние двухконтурности на характеристики вентилятора, подпорных ступеней и компрессора не учитываются;
- модель камеры смешения – цилиндрическая, с полным смешением потоков на срезе смесителя;
- отборы (подводы) рабочего тела не оказывают влияния на характеристики компрессора и турбины;
- расчёт неустановившихся режимов осуществляется с учётом только инерционности роторов;
- не учитывается разность потенциальных энергий газа для любых произвольных сечений;
- различные виды потерь учитываются эмпирическими коэффициентами и зависимостями (характеристиками);
- при смешении охлаждающего воздуха с основным потоком газа учитывается только уравнение энергии;
- не учитывается нестационарность тепловых процессов; энергообмен с внешней средой через стенки корпуса двигателя отсутствует;
- отбор воздуха осуществляется в сечении на выходе из компрессора;
- при расчёте турбины учитывается работа части охлаждающего воздуха, поступающего на пленочное охлаждение первого соплового аппарата, с учетом снижения температуры и без потерь полного давления;
- тепловые потери полного давления в форсажной камере определяются в предположении о постоянном сечении камеры.
- Этот основной набор допущений является общепринятым
для отечественных программ. Однако на сегодняшний день имеются
отдельные отступления в сторону расширения функциональности
термодинамического расчёта. Основные пути совершенствования
математической модели ГТД заключаются в проработке вышеперечисленных
допущений и выводу их на качественно новый уровень моделирования,
т.е. приближении к реальной картине протекания физических процессов.
- Обобщая практический опыт термодинамических расчётов и результаты анализа характеристик существующих программ, можно сформулировать перечень функций современной базовой математической модели ГТД [3].
- Функции современной математической модели для термодинамических расчётов ГТД
- 1. Назначение, принципы построения математической модели.
- Обобщая практический опыт термодинамических расчётов и результаты анализа характеристик существующих программ, можно сформулировать перечень функций современной базовой математической модели ГТД [3].
Под математической моделью подразумевается совокупность уравнений и зависимостей, описывающих работу узлов и систем, составляющих схему двигателя, входной информации и накладываемые пользователем условия для определения совместной работы всех узлов.
- Универсальность математической модели достигается
применением принципа декомпозиции (модульности) схемы ГТД, состоящей
из модулей узлов. Каждый модуль узла выполняет функции в
соответствии с рабочими процессами, происходящими в этом узле. Для
унификации информационного обмена между модулями формируются чётко
структурированные каналы передачи информации.
- 2. Объекты моделирования.
- Объектами моделирования являются: 1) ГТД и силовые установки летательных аппаратов (ЛА):
- 2. Объекты моделирования.
- ТРД, ТРДФ, ТВД, ТВаД с количеством валов до 5;
- двухконтурные ТРД, ТРДФ, ТВД, ТВВД (в том числе по схеме “open rotor”) с числом контуров до 5, с количеством валов до 5, с возможностью смешения потоков любых контуров, с возможностью размещения форсажных камер в любом контуре.
- 2) Наземные газотурбинные установки:
- энергетические с количеством валов и контуров до 5;
- транспортные;
- силовые приводы насосных агрегатов для перекачки нефти и газа;
- установки со сложным термодинамическим циклом с утилизацией и регенерацией тепла, впрыском пара или жидкости в газовоздушный тракт.
- С помощью разрабатываемой математической модели должны решаться следующие группы задач:
- формирование облика двигателя («завязка» двигателя), т.е. определение всех основных параметров двигателя и геометрических размеров в характерных сечениях как на одном, так и на нескольких режимах работы двигателя с оптимизацией по любому параметру;
- расчёт характеристик двигателя на установившихся режимах работы при любых программах управления.
- К ним относятся дроссельные и высотно-скоростные характеристики от малого газа до максимального бесфорсажного и максимального форсажного режимов (от холостого хода до максимальной загрузки – для наземных установок), климатические характеристики во всём диапазоне атмосферных температур, режимы авторотации, характеристики с поддержанием оптимального значения одного из параметров, расчёт характеристик с поиском точек перехода с одного закона на другой. Возможность реализации произвольных и сложных программ управления, задаваемых как константами, так и различными зависимостями;
- расчёт характеристик на переходных режимах.
- К ним относятся характеристики, позволяющие при заданном законе подачи топлива и при любых внешних условиях определить время приемистости и встречной приемистости, сброса оборотов, а также определять требуемые законы подачи топлива при заданных условиях (запуск, включение и выключение форсажа, перекладка органов управления и элементов регулируемой геометрии узлов и систем);
- идентификация математической модели по результатам испытаний двигателя как на установившихся, так и на переходных режимах;
- оценка массы и габаритных размеров двигателя, формирование схемы проточной части ГТД;
- оценка показателей напряжённости, повреждаемости и динамики выработки ресурса основных узлов на типовых режимах работы и траекториях применения.
- Атмосферные условия.
- Обеспечивается возможность расчёта в атмосферных условиях и их изменение по высотам до 30 км (стандартные и сезонные условия), а также возможность расчёта при параметрах атмосферного воздуха, отличающихся от стандартных (произвольно задаваемых пользователем). Максимальная расчётная скорость полёта М= 4,0 (для расчётов короткоресурсных двигателей для беспилотных ЛА).
- Рабочие тела.
- В качестве рабочего тела используется сухой и влажный воздух, продукты сгорания топлива в среде сухого и влажного воздуха. Обеспечивается возможность расчёта со сложными системами отбора рабочего тела в любых сечениях проточной части с возвратом и без возврата в тракт ГТД, и возможность расчёта со сложными системами подвода рабочего тела в любое сечение проточной части ГТД с учетом его влияния на температуру и на потери в потоке рабочего тела.
- Обеспечивается возможность расчётов рабочих процессов с впрыском воды или других испаряющихся жидкостей в любых сечениях газовоздушного тракта. Предельный уровень температур соответствует стехиометрическим температурам в основной и форсажной камерах. Предельный уровень давлений до 50 кг/см2. Предусматривается учёт термической диссоциации и рекомбинации продуктов сгорания, и расчёт термодинамических свойств рабочего тела с учётом полного давления.
- Топлива.
- Предусматривается применение следующих видов топлива: жидкое топливо: авиационный керосин, дизельное топливо с произвольным углеводородным составом и газообразное топливо: водород и горючие газы с произвольным компонентным составом.
- Обеспечивается возможность расчёта в атмосферных условиях и их изменение по высотам до 30 км (стандартные и сезонные условия), а также возможность расчёта при параметрах атмосферного воздуха, отличающихся от стандартных (произвольно задаваемых пользователем). Максимальная расчётная скорость полёта М= 4,0 (для расчётов короткоресурсных двигателей для беспилотных ЛА).
- Математическая модель должна предусматривать возможность использования следующих характеристик узлов в критериальных параметрах (в табличном виде или в виде зависимостей):
- вентиляторов с возможностью разделения на характеристику наружного контура и внутреннего контура, с учётом двухконтурности, а также положения регулирующих элементов (направляющих лопаток);
- компрессоров с учётом отборов рабочего тела из промежуточных ступеней и положения регулирующих элементов (направляющих лопаток);
- основных и форсажных камер сгорания;
- неохлаждаемых и охлаждаемых многоступенчатых турбин с распределённой подачей охлаждения;
- камер смешения, включая короткие и отличные от цилиндрических с распределённым участком смешения;
- разделителей потока, переходных каналов;
- реактивных сопел различной конфигурации, включая характеристики потерь эффективной тяги в составе ЛА;
- воздухозаборников ЛА, включая характеристики, определяющие лобовое сопротивление в составе мотогондолы;
- воздухозаборников наземных установок;
- выхлопных устройств наземных установок, включая системы шумоглушения;
- регенераторов и утилизаторов тепла, теплообменников систем охлаждения;
- систем охлаждения узлов и дозирования подачи хладоагента;
- агрегатов подачи и дозирования основного и форсажного топлива, управления положением регулирующих элементов (лопаток статора компрессора и турбины, геометрии разделителя, камеры смешения, реактивного сопла и т.д.).
- В состав математической модели должен входить следующий минимально необходимый набор узлов:
- модуль описания внешних условий;
- модуль общих характеристик двигателя;
- модуль описания характеристик топлива;
- входное устройство (воздухозаборник);
- переходный канал;
- компрессор (в т.ч. вентилятор ТРДД, подпорные ступени, центробежный компрессор);
- разделитель потока;
- камера сгорания;
- форсажная камера;
- турбина;
- камера смешения (смеситель);
- сопло суживающееся;
- сопло Лаваля;
- сопло многопоточное;
- теплообменник;
- холодильник;
- эжектор;
- отвод рабочего тела (перепуск);
- подвод рабочего тела;
- источник дополнительного рабочего тела с отдельно задаваемыми свойствами;
- переключающий клапан потока рабочего тела;
- редуктор («разделитель» мощности);
- агрегаты (потребитель мощности);
- воздушный винт;
- дифференциальный редуктор («смеситель» мощности);
- оперативный модуль (возможность создания модуля с функциями, определяемыми пользователем, без обращения к разработчикам программы).
- Входные данные должны задаваться пользователем в процессе работы математической модели для каждого узла в диалоговом режиме, а также автоматически по типовым значениям исходных данных узлов «по умолчанию». Кроме того, необходимо предусмотреть возможность сохранения входных данных каждой рассчитываемой схемы в отдельном файле (базе данных) с возможностью оперативной загрузки.
- Выходные данные (результаты расчёта) должны быть представлены в следующем виде:
- выдача результатов расчёта в файл или базу данных в нескольких вариантах (полный набор параметров, набор параметров, определяемый пользователем), а также табличное представление результатов расчёта с набором параметров, определяемым пользователем;
графическое представление результатов расчёта в виде зависимостей по параметрам, указываемым пользователем, с возможностью наложения зависимостей из других массивов результатов. При этом аргументом и функцией могут быть не только результаты расчёта узла, но и дополнительно рассчитываемые величины, определяемые пользователем;
графическое представление характеристик узлов;
- возможность экспортирования результатов расчёта в формат MS Excel;
- возможность взаимодействия с базой данных проекта и электронного документооборота (PDM система Teamcenter);
- развитие математической модели включением в неё дополнительных прикладных программ (модулей узлов), разрабатываемых пользователем без обращения к разработчику математической модели.
- Минимальные требования к операционной системе и
ресурсам: операционная система: MS
Windows
XP/Vista/7.
- Аппаратные требования. Из анализа потребностей существующих расчётных систем можно выявить следующие требования к аппаратной части компьютера:
- процессор: двухъядерный с тактовой частотой не менее 1 ГГц;
- объём оперативной памяти – не менее 2 Гб;
- свободное место на жёстком диске – не менее 5 Гб;
- требования к объёму видео памяти не предъявляются.
- Требования к наличию дополнительного оборудования
(кроме печатающих устройств) не предъявляются.
- Порядок работы пользователя с математической моделью может быть в каждом конкретном случае произвольным. Работа может быть прервана в любой момент с сохранением предыдущих результатов. Расчёт должен реализовываться при любых самых неблагоприятных сочетаниях входных данных без прерываний и аварийных остановов («защищённость» математической модели от сбоев).
- Формат представления характеристик узлов должен быть как можно более широким без необходимости перевода пользователем характеристик из одной системы координат в другую.
- Интерфейс программы должен быть максимально наглядным с возможностью качественного визуального контроля корректности исходных данных и результатов расчёта.
- Исходные данные и результаты расчёта должны представляться в объёме и форме (текстовой и графической), формируемыми пользователем и пригодными для использования в отчётном документе без необходимости последующей доработки.
- Проект двигателя должен иметь возможность ограничения функциональности при передаче проекта третьим лицам, что сделает проект пригодным для работы в едином информационном пространстве разработчиков и заказчиков.
- Повторяющиеся операции по подготовке исходных данных и выполнению объёмных расчётов должны быть максимально автоматизированы.
- Требования к разрабатываемой математической модели целесообразно разделить на несколько групп в соответствии со сложностью реализации и разработку проводить в несколько этапов.
- Выводы
- 1. В настоящее время не существует математической модели, используемой всеми КБ в качестве базовой. С другой стороны, очевидно, что для группы КБ, входящих в состав отрасли, как составных частей единой структуры, такая базовая модель должна существовать. Это позволит в принципе исключить затраты на проведение сравнительных расчётов по различным математическим моделям, перевод исходных данных из одной программы в другую и разночтение оценок параметров ГТД, что наблюдается в существующей практике.
- 2. Вновь разработанная математическая модель, учитывающая вышеуказанные особенности, будет своевременной и востребованной в практике термодинамических расчётов в отечественных КБ.
- В перечень функций новой математической модели должны войти функции, корректирующие или выводящие на качественно новый уровень возможностей перечисленные методические и программные допущения и ограничения.
- 3. Единая для предприятий базовая математическая модель должна применяться для расчётов при совместном проектировании, выпуске технических предложений, эскизных и конкурсных проектов, что позволит устранить существующие, обусловленные методическими особенностями, различия в результатах расчётов и объективно оценивать варианты предлагаемых решений.
- Программная реализация единой базовой математической модели должна иметь средства адаптации к задачам, возникающим в процессе рабочего проектирования и доводки. Необходимо обеспечить пользователям возможность включения дополнительных алгоритмов, учитывающих особенности схемных решений, характеристик узлов, систем и агрегатов регулирования, опыта конкретного КБ и влияние на процесс дополнительных факторов, выявленных при доводке.
- 4. По результатам проведённого анализа сформирован перечень функций и направлений совершенствования универсальной базовой математической модели ГТД, обеспечивающих повышение качества и эффективности процесса проектирования и снижения его трудоёмкости.
- Литература:
- 1. Тунаков А.П. Методы оптимизации при доводке и проектировании газотурбинных двигателей. М.: – Машиностроение, 1979 г. – 184 с.
- 2. Тунаков А.П., Кривошеев И.А., Ахмедзянов Д.А. САПР авиационных ГТД. – Уфа: Изд. УГАТУ, 2005. – 270 с.
- 3. Болдырев О.И. Программное обеспечение для термогазодинамических расчётов ГТД. Научно-технический отчёт о НИР ОАО «НПП «Мотор» № 199ДО-018. – Уфа, ОАО «НПП «Мотор», 2010. – 50 с.
- Порядок работы пользователя с математической моделью может быть в каждом конкретном случае произвольным. Работа может быть прервана в любой момент с сохранением предыдущих результатов. Расчёт должен реализовываться при любых самых неблагоприятных сочетаниях входных данных без прерываний и аварийных остановов («защищённость» математической модели от сбоев).