Библиографическое описание:
Михайлов, А. Е. Исследование динамической характеристики одновального ТРД с применением средств имитационного моделирования / А. Е. Михайлов, Д. А. Ахмедзянов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 3 (26). — С. Т.1. 36-39. — URL: https://moluch.ru/archive/26/2770/ (дата обращения: 28.03.2025).
- Способность авиационных газотурбинных двигателей
(ГТД) быстро изменять режим работы – их важнейшая
эксплуатационная характеристика. Она в значительной степени
определяет такие качества летательного аппарата, как быстрота
запуска двигателя, маневренность и безопасность в критических
ситуациях, эффективность при ведении воздушного боя [1].
- Учитывая роль неустановившихся режимов в жизненном
цикле ГТД, их влияние на выбор параметров, законов управления, на
работоспособность и техническое состояние, сложность описания и
анализа процессов, происходящих в компрессоре, камере сгорания и
других узлах ГТД, проблема исследования неустановившихся режимов
является чрезвычайно важной и актуальной.
-
Настоящая работа посвящена исследованию динамической
характеристики одновального турбореактивного двигателя (ТРД) с
нерегулируемой геометрией в системе имитационного моделирования
(СИМ) авиационных ГТД на установившихся и неустановившихся режимах
работы DVIGwp (рис.1) [2].
-
СИМ DVIGwp базируется на универсальной поэлементной
математической модели газотурбинного двигателя на неустановившихся
режимах работы. Особенности разработанной в НИЛ САПР-Д СИМ
представлены в [3].
- Расчет динамической характеристики одновального ТРД
производится в области положительных значений ускорения по частоте
вращения ротора, при закрытой ленте перепуска воздуха. В
рассматриваемом диапазоне изменения частот вращения ротора и
ускорения по частоте вращения ротора режим течения в сопловом
аппарате турбины и в реактивном сопле является критическим
(обуславливает подобие режимов работы ГТД).
-
Зависимости всех приведенных величин (параметров)
двигателя от приведенной частоты вращения ротора и приведенного
расхода топлива могут быть выражены графически для каждого из
параметров
в виде сеток линий постоянных значений в координатах графика
(абсцисса) и (ордината). Такой график называется динамической
характеристикой ТРД [4].
- Построение динамической характеристики одновального
ТРД производится в СИМ DVIGwp за счет расчета совокупности
приемистостей с законом расчета, представленным в табл. 1.
Таблица 1
Закон расчета для ветки динамической характеристики в
СИМ DVIGwp
Варьируемый параметр |
Поддерживаемый параметр |
Приведенный расход воздуха на входе
в компрессор,
|
Площадь критического сечения
выходного устройства
|
Степень повышения давления воздуха в
компрессоре
|
Относительная пропускная способность
турбины
|
Приведенный расход топлива в камере
сгорания
|
Ускорение по частоте вращения ротора
турбокомпрессора
|

Рисунок 1. Создание индивидуальной модели одновального
турбореактивного двигателя в СИМ DVIGwp
-
На рисунках 2-3 представлена динамическая
характеристика одновального ТРД с нерегулируемой геометрией проточной
части в виде зависимостей
,
,
в
интервале частот вращения
при критическом режиме течения в сопловом аппарате турбины и
реактивном сопле.
- На динамической характеристике одновального ТРД
(рис. 2-3) приведена сетка ускорений по частоте вращения ротора,
которая представляет собой графически выраженное уравнение
,
описывающее двигатель в рассматриваемой области его характеристик
для всех условий полета как звено, входом которого является
,
а выходом
.


Рисунок 2. Расчетная динамическая
характеристика в виде зависимостей
,
.


Рисунок 3. Расчетная динамическая
характеристика в виде зависимости
и
характеристика компрессора в виде зависимости
с изолиниями
На динамической характеристике представлена сетка
изобар полного давления воздуха за компрессором (величина входит
как сигнал по многие схемы регуляторов и необходима при расчете
переходного процесса).
Расчетный характер представленных результатов
позволяет нанести на динамическую характеристику сетку изолиний
полного адиабатического коэффициента полезного действия компрессора.
На рис. 3 представлена характеристика компрессора с изолиниями
полного адиабатического КПД компрессора. Сравнительный анализ кривых,
представленных на рис 2-3, позволяет выявить сходственное протекание
изолиний полного адиабатического КПД компрессора на динамической
характеристике ТРД и на характеристике компрессора. Коэффициент
полезного действия компрессора является одним из наиболее
существенных факторов, влияющих на избыточный момент турбины
(совместно с основным регулирующим воздействием
)
и изменяющимся в широких пределах. Таким образом, расчетная сетка
изолиний адиабатического КПД компрессора и полного давления воздуха
за компрессором
на динамической характеристике ТРД может быть использована при
оптимизации траекторий переходных процессов совместно с
характеристикой компрессора.
На динамической характеристике ТРД (рис. 2-3)
представлена расчетная граница предельных избытков топлива по запасам
газодинамической устойчивости компрессора.
Область допустимых значений параметров двигателя в
переходных процессах ограничивается линией допустимых избытков
топлива при соблюдении гарантированной газодинамической устойчивости
,
которая определяется следующим образом:
. (1)
Кривая
определяет требуемый запас по приведенному расходу топлива
относительно границы устойчивой работы компрессора на динамической
характеристике ТРД.
Применение динамической характеристики позволяет
решать следующие задачи управления газотурбинным двигателем [4]:
- регулирование заданного установившегося режима;
- регулирование протекания переходного процесса
разгона;
- поддержание заданного состояния основного
контура ТРД на форсажных режимах;
- автоматическое изменение положения органов
переменной геометрии проточной части.
К применению динамической характеристики сводятся
задачи исследования ГТД различных схем, не являющихся
турбореактивными. В ГТД со свободной турбиной вследствие малости
влияния свободной турбины на турбокомпрессор динамическая
характеристика строится для турбокомпрессора так, как если бы он
работал не на свободную турбину, а на реактивное сопло.
Исследование неустановившихся режимов работы
двухвальных ТРД сводится к построению динамической характеристики
аналогичной представленной на рис. 2. Трехвальный ТРД может быть
представлен как двухвальный ТРД, нагруженный вместо сопла свободной
турбиной.
В случае если ГТД имеет теплообменник (регенератор),
то состояние последнего сказывается на двигателе так, как если бы
нагретый (горячий), теплообменник был равнозначен дополнительному
топливу, сжигаемому в камере сгорания, а в случае, когда
теплообменник холодный, подобное дополнение отсутствует [4]. Таким
образом, исследование переходных процессов газотурбинных двигателей с
теплообменником возможно на математической модели ГТД без
теплообменника с введением эквивалентного расхода топлива в камере
сгорания (эквивалентно введению эффективной площади реактивного сопла
на форсированных режимах).
При регулировании процесса разгона ГТД с
теплообменником эквивалентен запуску ГТД с присоединенным
стартером-генератором, соответственно необходимо в регулятор вводить
поправку на состояние теплообменника, либо осуществлять регулирование
по параметрам за компрессором (в данном случае состояние
теплообменника не оказывает влияния на программу регулирования) [4].
Представленные на рис. 2-3 динамические
характеристики представляют собой наиболее полный «портрет»
всех возможных переходных процессов одновального ТРД в области
.
Полученные расчетным образом на верифицированной математической
модели динамические характеристики могут быть использованы при
проектировании электронных, гидромеханических и комбинированных
систем автоматического управления одновальных турбореактивных
двигателей с учетом переходов с одного регулятора на другой (переход
с регулятора режима на регулятор разгона и наоборот).
Литература:
- Добрянский Г. В. Динамика авиационных ГТД / Г.
В. Добрянский, Т. С. Мартьянова – М.: Машиностроение, 1989. –
240 с.
- Ахмедзянов Д. А. Свидетельство об официальной
регистрации программы для ЭВМ № 2004610868. Система
термогазодинамического моделирования газотурбинных двигателей на
переходных режимах работы DVIGwp / Д. А. Ахмедзянов, И. А.
Кривощеев, Е. С. Власова. М.: Роспатент, 2004.
- Ахмедзянов Д. А. Термогазодинамический анализ
рабочих процессов ГТД в компьютерной среде DVIGw / Д. А.
Ахмедзянов, И. А. Кривошеев [и др.]. Уфа: УГАТУ, 2003. – 162
с.
- Любомудров Ю. В. Применение теории подобия при
проектировании систем управления газотурбинных двигателей. –
М.: Машиностроение, 1971. – 198 с.
Основные термины (генерируются автоматически): динамическая характеристика, СИМ, камера сгорания, реактивное сопло, свободная турбина, характеристика компрессора, компрессор, неустановившийся режим работы, приведенный расход топлива, частота вращения ротора.