Обзор текущего законодательного регулирования в сфере криптовалют на территории РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 07.12.2020

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Исаев, А. А. Обзор текущего законодательного регулирования в сфере криптовалют на территории РФ / А. А. Исаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 242-244. — URL: https://moluch.ru/archive/339/76171/ (дата обращения: 01.03.2021).



В данной статье рассматривается текущее законодательное регулирование криптовалют на территории РФ, основные понятия и их интерпретация.

Ключевые слова: цифровая валюта, криптовалюта, токен, цифровой финансовый актив, блокчейн, криптовалютное регулирование, федеральный законопроект.

В июле 2020 г. депутаты ГД РФ в 3-ем чтении приняли окончательный законопроект «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», наименование в сокращённом виде закон «О цифровых финансовых активах (ЦФА) и цифровой валюте» [5].

За последние 5 лет было предложено легализовать майнинг и оборот криптовалют, запретить его, установить денежные штрафы и наказание в виде реальных тюремных сроков, а также выпустить национальную криптовалюту. Рассматривались варианты трактования криптовалют как: денег, собственности, иностранной валюты, цифровых товаров, финансовых активов. Озвученных инициатив, планов и предложений, было больше, чем реальных действий: глядя на заголовки о состоянии криптовалюты за эти годы, часто можно было встретить «план ввести...», «план запретить...», «план разрешить» и так далее. Волатильность этих планов была сравнима с волатильностью стоимости самих криптовалют.

В мае 2020 г. на официальном сайте Государственной Думы была обновленная информация по поводу законопроекта «О цифровых финансовых активах» [5], который существенно ужесточал подход к криптовалютному регулированию на территории России. Данный законопроект фактически полностью запрещал какой-либо майнинг и возможность обращения иностранных криптовалют на территории страны, а также возможность получения административной и уголовной ответственности за нарушение данных условий. Данный законопроект получил несколько замечаний от федеральных ведомств и в среде криптосообщества.

Далее, 22 июля 2020 г. Государственная Дума в финальном 3-ем чтении, приняла в окончательном виде с учётом необходимых доработок и замечаний закон «О цифровых финансовых активах (ЦФА) и цифровой валюте» [5]. И уже 23 июля закон был подписан президентом РФ.

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [5] в первую очередь направлен на регулирование цифровых финансовых активов-токенов. Но в нём существует всего несколько статей о цифровых валютах (децентрализованных криптовалютах), включая определение и основные положения. Окончательно он вступит в силу с 1 января 2021 г., так как появилась поправка, затрагивающая криптокошельки россиян ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» [1].

На данный момент в России существует три официальных документа, определяющих правовой статус криптовалют:

  1. ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [5];
  2. ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» [2];
  3. ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3].

Цифровой финансовый актив (ЦФА) — «цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам» [5], выпуск, учет и обращение которых возможны только на блокчейне и которые регулируются Законом № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» [4].

В обшей интерпретации ЦФА — это цифровые активы (токены), закрепляющие и дающие права пользователю на:

– денежные обязательства (в том числе цифровых валют);

– эмиссионные ценные бумаги;

– осуществление прав по эмиссионным ценным бумагам;

– участие в непубличных акционерных обществах.

Также необходимо учитывать, что ЦФА не являются платежным средством. Но они могут выступать в качестве залога, быть объектом в сделках купли-продажи или обмена на другие ЦФА. С помощью них можно даже выпускать криптодеривативы — «активы, удостоверяющие возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам» [5].

Принятый федеральный закон даёт определение понятию криптовалюты (в окончательном виде), но при этом запрещает ее прямое использование для оплаты — «позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров (работ, услуг)» [5].

Цифровыми финансовыми активами теперь считается имущество в электронном виде: криптовалюта и токен. Они очень похожи на ценные бумаги, но в России у них будет отдельный правовой режим. Их реестр будет вести Центральный банк Российской Федерации. Любое физическое лицо может приобрести цифровые активы (но могут быть ограничения на сумму приобретения и виды ЦФА). Вы сможете приобрести ЦФА у кредитных организаций, а также у других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но только выпущенные в рамках российского законодательства. Граждане смогут покупать иностранные токены на иностранных платформах, но они должны быть задекларированы как собственность. Основные ограничения в этом возникают лишь у государственных служащих, им будет запрещено владеть криптовалютой, выпущенной за рубежом.

Выпускать токены своих блокчейн-платформ смогут лишь официально зарегистрированные компании и имеющие необходимую лицензию ЦБ РФ. Оператором может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированный на территории РФ с условием того, что «размер уставного капитала на день подачи ходатайства о включении в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов составляет не менее 50 миллионов рублей» [5]. В целом, проводя аналогию, мы понимаем, что данные требования схожи с предъявляемыми требованиями к участникам традиционного финансового рынка РФ.

Так же, 3 ноября 2020 года в Госдуму внесен проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» [1] в котором предлагается добавить иностранные электронные кошельки к требованию граждан РФ сообщать в налоговую службу о своих счетах в иностранных банках. Если законопроект будет принят, граждане будут обязаны отчитываться в ФНС России об использовании иностранных электронных кошельков, если годовой объем операций по ним превышает 600 тыс. рублей.

С одной стороны, распределенные реестровые системы (на которых базируется криптовалюта) блокчейна выделены в программе «Цифровой экономики» раздела «Цифровые технологии» как одна из девяти сквозных цифровых технологий, развитие которых считается приоритетной частью курса национального развития страны, определенного Президентом и Правительством РФ. Государство планирует выделить на развитие системы блокчейна 23,1 млрд. рублей бюджетных средств и более 50 млрд. рублей внебюджетных средств до конца 2024 г. Президент РФ говорит о важности регулирования криптоиндустрии, и этот вопрос обсуждается уже несколько лет. Также председатель Правительства РФ М. Мишустин неоднократно выражал положительное отношение к криптовалютам и цифровым деньгам, говоря о важности цифровых платформ и самой технологии блокчейн.

С другой стороны, ЦБ РФ весьма насторожен и на практике ведомство высказывает противоречивые инициативы, а ключевые определения понятий криптоиндустрии появляются и исчезают в текущих законопроектах и поправках к ним. Такая неопределенность и нестабильность формирует у разработчиков криптопроектов неопределённость и стремление осуществлять свою деятельность за пределами РФ в тех странах, где позиция в отношении криптовалют более предсказуема.

Литература:

  1. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изменениями и дополнениями). — Текст: электронный // Система Гарант: [сайт]. — URL: http://ivo.garant.ru/#/document/12133556 (дата обращения: 04.12.2020).
  2. Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации». — Текст: электронный // Система Гарант: [сайт]. — URL: http://ivo.garant.ru/#/document/72198096 (дата обращения: 04.12.2020).
  3. Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». — Текст: электронный // Система Гарант: [сайт]. — URL: http://ivo.garant.ru/#/document/72362156 (дата обращения: 04.12.2020).
  4. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (с изменениями и дополнениями). — Текст: электронный // Система Гарант: [сайт]. — URL: http://ivo.garant.ru/#/document/10106464 (дата обращения: 04.12.2020).
  5. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (документ не вступил в силу). — Текст: электронный // ИПП Гарант.ру: [сайт]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74351466/ (дата обращения: 04.12.2020).
  6. Майнинг криптовалюты: информационно аналитический портал: [сайт]. — URL: https://mining-cryptocurrency.ru/zakonoproekt-o-nalogooblozhenii-kriptovalyut-kak-imushchestva/ (дата обращения: 04.12.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): внесение изменений, Российская Федерация, цифровая валюта, актив, валютное регулирование, валютный контроль, государственная Дума, окончательный вид, РФ, цифровой финансовый актив.


Ключевые слова

криптовалюта, блокчейн, цифровая валюта, токен, цифровой финансовый актив, криптовалютное регулирование, федеральный законопроект
Задать вопрос