Особенности регулирования отдельных видов цифровых активов | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 августа, печатный экземпляр отправим 7 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Гражданское право и процесс

Опубликовано в Новый юридический вестник №9 (33) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 04.11.2021

Статья просмотрена: 39 раз

Библиографическое описание:

Навальный, А. А. Особенности регулирования отдельных видов цифровых активов / А. А. Навальный. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2021. — № 9 (33). — С. 71-73. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/210/6731/ (дата обращения: 24.07.2024).



Статья посвящена особенностям регулирования отдельных видов цифровых активов в России. Появление новых информационных продуктов и имущества побуждает законодателей постоянно вводить новые законы и нормы, что позволяет участникам рынка защитить свои права и интересы.

Ключевые слова: цифровые активы, токен, криптовалюта, регулирование законодательства, цифровая экономика.

В современном мире появляются новые виды информационных продуктов, в том числе цифровые активы. Это понятие достаточно новое для нашего законодательства. Под цифровым активом понимают электронный актив, которые включает в себя различные виды активов.

В настоящее время в мире происходит развитие институтов цифровой экономики. В связи с этим законодатели многих стран осознают важность создание системы правового регулирования общественных отношений в сфере создания и оборота цифровых активов [3, с. 37].

Данные виды активов появились совсем недавно в экономике, при этом регулирование цифровых активов отсутствовали ранее, что приводило к тому, что участники рынка были не защищены. Такие активы несут достаточно большой риск для экономики, так и населения, поскольку их зачастую использует для того, чтобы совершить различного рода мошеннических преступлений.

Начиная с 2021 года начал свое действие Федеральный закон от 31.07.2020 № 359-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2] Именно данный закон регулировал и определял порядок обращения цифровых активов.

Согласно действующему законодательству под цифровым активом понимают цифровые права, которые включают в себя денежные требования, позволяет при этом выполнять определенные действия, такие как выпускать, учет, обращение с ценными бумагами.

Следующая классификация активов была разработана для группировки различных активов из финансового и нефинансового мира в классы в зависимости от характера актива, независимо от формы. Цель состоит в том, чтобы помогать заинтересованным сторонам в определении правового и нормативного режима данного актива [5, с. 18].

Классификация делит активы на два основных класса в зависимости от наличия или отсутствия договорных отношений. Это ключевое свойство проводит черту между финансовыми активами и нефинансовыми.

Финансовые активы определяются как активы, стоимость которых определяется претензией по договору. Они разделены на различные категории в соответствии с характеристиками данного финансового инструмента (например, вид интереса, связанные права): собственный капитал, долг, деривативы, валюта, прочие обязательства.

Нефинансовые активы определяются как активы, стоимость которых определяется либо прямым использованием (расходные материалы / трансформируемые объекты) или потенциальной способности актива сохранять ценность с течением времени (внутренние средства хранения стоимости). Активы, которые квалифицируются как внутренние средства сбережения, обладают способностью сохранять ценность с течением времени, но не могут потребляться. И наоборот, расходуемые / трансформируемые активы получают свою ценность от использования либо через потребление или преобразование для производства экономической продукции: недвижимость, предметы коллекционирования, средства производства, интеллектуальная собственность [4, с. 36].

Отнести актив к одной категории не всегда просто по двум причинам. Во-первых, некоторые активы используются несколькими способами в зависимости от контекста и, таким образом, могут относиться к двум или более категориям: например, золото используется как в промышленных целях (расходный материал), так и в качестве средства сбережения. Во-вторых, активы могут со временем эволюционировать с изменением поведения пользователей: например, расходные материалы, такие как предметы роскоши, также могут со временем превращаться в предметы коллекционирования (средства сбережения) в зависимости от различных факторов [4, с. 37].

Таким образом, классификация актива не является фиксированной, но требует динамической и постоянной оценки его свойств, использования, характера и прав, которые он передает. Следовательно, классификация активов сильно зависит от контекста и зависит от использования, что иногда приводит к перекрытию категорий активов.

В действующем законодательстве напрямую не закреплена классификация цифровых активов. В качестве основных видов цифровых активов выделяют следующие виды:

— криптовалюта;

— токен;

— аккаунты в социальных сетях.

Рассмотрим особенности регулирования каждого отдельного вида цифрового актива.

1. Криптовалюта. Под крипотовалютой понимают определенные токены, которые находятся в блокчейне и выполняют роль денежных средств. Криптовалюта имеет те же характеристики, что и обычные деньги. В качестве примера можно привести такие валюты как Эфириум (Ethereum) и Биткоин (Bitcoin). Данные валюты выступают основными криптовалютами на финансовом рынке, а на самом деле их достаточно много.

Определение криптовалюты в законодательство РФ дано как «цифровая валюта» в Федеральном законе от 31.07.2020 № 359-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Под цифровой валютой понимают некую совокупность электронных сведений, которые могут быть в будущем использованы для оплаты различных услуг или товаров, при этом она не является иностранной валютой или рублем. Ответственность представляемых данных несут только операторы системы, которые выпускают такую валюту, а также вносят изменения и записи в информационную систему [2].

В настоящее время существует большое количество различных видов электронных монет. Однако большинство криптовалют очень схожи между собой, в связи с этим рассмотрим такие монеты, которые больше всех заслужили доверие среди пользователей и имеют высокий уровень капитализации.

Ранее же криптовалюту можно было отнести к такому понятию как денежные суррогаты. Согласно ст.27 закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [1] в России было запрещено выпускать денежные суррогаты, данный закон был принят в 2002 году, и такого понятия как криптовалюта не существовало. С появлением же биткоина в 2009 году, законодательство не изменилось, также были инициативы Министерства финансов, однако до 2020 года никаких фактических законов не происходило.

С появлением Федерального закона от 31.07.2020 № 359-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2], правительство признало существование криптовалюты в России, однако четкой ясности регулирования цифровой валюты нет.

2. Токен. Под токеном понимают электронную монету, которая создается по средствам технологии блокчейна. Одной из самых популярных площадок для создания такой монеты является Ethereum.

Исходя из разрабатываемого проекта, токен может являться как какой-то акцией компании, где собственник получит в итоге определенные доведены, либо определенную электронную моменту, которую в дальнейшем можно использовать для оплаты чего-либо на рынке компании.

В качестве примера можно привести аналогию с метро, где жетоны используются для оплаты проезда. Так покупая жетоны, можно расплатиться в метро, однако в другом месте такие жетоны не будут действовать [3, с. 38].Следовательно, токены будут применяться только внутри определенного проекта.

Токены и криптовалюта имеют как различия, так и сходства. Далее рассмотрим другие отличия токена от криптовалюты:

— при разработке токена можно отметить, что здесь нет своего блокчейна, когда как криптовалюта и является его основной;

— процесс эмиссии цифровых активов происходит по-разному: эмиссия криптовалюты осуществляется через майнинг, а токены сразу выпускают на рынок;

— токен можно применять в различных сферах, когда как критовалюта имеет ограничения;

— применение криптовалюты имеет масштабный характер, когда как токен больше применяется на рынке, где существует разработанный проект.

Отметим, что также есть сходства между токеном и криптовалютой:

— данные цифровые активы не имеют физического аналога, находятся только в виртуальном мире;

— могут применяться для оплаты [4, с. 40].

3. Аккаунты в социальных сетях.

В настоящее время социальные сети являются частью жизни практически любого человека. В процессе ведения своих страниц пользователи создают различный контент (тексты, фотографии, картины, видео, музыку). Когда происходит публикация такого контента, может возникнуть нарушение, как авторских, так и смежных прав, тем самым может быть нанесен ущерб третьим лицам. Следовательно, необходимо обеспечить соблюдение прав участников общества.

Наибольший интерес также представляют страницы в социальных сетях, которые используются для продвижения товара или услуги определенной компании. Зачастую данные страницы применяются в качестве маркетингового инструмента. Стоит отметить, что использования такого инструмента в Интернет-сети показывает хорошие результаты. Проявление активности компаний позволяет повысить продажи, увеличить целевую аудиторию, привлечь внимание к своему товару или услуги. Использование социальной сети в продвижении своего товара или услуги компания формируют аудиторию, которая положительно относится к продвигаемому товару или услуге.

Когда ведется блог компании, то такое направление называется SMM. Существует отдельная должность как менеджер социальной сети, либо даже целый отдел в компании, в случае отсутствия такого специалиста, компании прибегают к услугам SMM-агентства [5, с. 20].

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время для повышения лояльности, а также увеличения продаж компании тратят достаточно большие средства для того, чтобы вести блог в социальных сетях.

Литература:

  1. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
  2. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. Федеральный выпуск № 173
  3. Боброва О. Г., Горлов К. В. Правовое регулирование отдельных видов цифровых активов в странах мира /О. Г. Боборова, К. В. Горлов// Экономика. Право. Инновации. — 2020. — № 3. — С. 37–42
  4. Гусева А. А. Возможные пути решения проблемы легализации денежных средств через криптовалюту/А. А. Гусева // Экономика. Право. Инновации. — 2018. — № 5 (2). — С. 36–45
  5. Цинделиани И. А. Криптовалюта как объект гражданско-правового и финансово-правового регулирования / И. А. Цинделиани, Л. Б. Нигматулина //Финансовое право. –2018. — № 7. — С. 18–25.

Ключевые слова

криптовалюта, цифровая экономика, токен, цифровые активы, регулирование законодательства
Задать вопрос