Проблемы финансово-правового регулирования цифровой валюты в денежной системе Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 октября, печатный экземпляр отправим 6 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №25 (367) июнь 2021 г.

Дата публикации: 20.06.2021

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Белоногов, А. В. Проблемы финансово-правового регулирования цифровой валюты в денежной системе Российской Федерации / А. В. Белоногов, С. А. Рузметов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 259-262. — URL: https://moluch.ru/archive/367/82616/ (дата обращения: 22.09.2021).



В статье рассматриваются дискуссионные вопросы о структурных элементах денежной системы Российской Федерации и о внедрении цифровой валюты (цифрового рубля) в качестве новой формы российского рубля и инновационного финансового инструмента. Анализируются проблемы финансово-правового регулирования цифровой валюты и обусловленной ими трансформации правосубъектности участников финансовых отношений, выдвигаются предложения по совершенствованию отечественного финансового и смежного законодательства и по определению финансово-правового положения цифровой валюты на территории государства.

Ключевые слова: финансовая система, финансовые отношения, денежная система, национальная платежная система, наличное и безналичное денежное обращение, цифровая валюта, финансово-правовое регулирование, правосубъектность, денежные отношения, Банк России.

С развитием информационных технологий, сокращением времени на осуществление банковских операций и появлением возможности проводить финансовые сделки в режиме реального времени возникает потребность в модернизации платежной системы, денежной системы, а также поиске новых современных и инновационных форм финансовых инструментов. Пандемия коронавирусной инфекции в 2020 г. показала, что каждое развитое государство нуждается в отлаженном механизме денежной системы, способном быстро и эффективно решать и приспосабливаться к осуществлению всех форм расчетов в режиме реального времени в безналичной форме. В настоящее время в обществе и на законодательном уровне в Российской Федерации поднимаются вопросы альтернативного денежного обращения, развития цифровой валюты и внедрения ее как нового финансового инструмента для осуществления расчетов. Именно поэтому актуальным представляется рассмотрение перспектив закрепления цифровой валюты в денежном обращении Российского государства и выдвижение предложений относительно путей совершенствования отечественного законодательства и ее финансово-правового положения в Российской Федерации, а также уточнить влияние на изменение и модернизацию финансово-правового статуса и правосубъектности участников отношений в обозначенной области.

Традиционно в учебной и научной литературе под денежной системой государства понимается форма организации денежного обращения, то есть непрерывный процесс движения денег в качестве средства обращения и платежа в государстве, сложившийся исторически и закрепленный законодательно [2, c. 685]. В свою очередь, денежная система состоит из взаимосвязанных элементов: денежной единицы; масштаба цен; вида денег; порядка эмиссии денег и их обращения; государственного аппарата, осуществляющего регулирование денежного обращения [2].

Сама же организация и функционирование денежной системы относятся к числу факторов первоочередного значения для экономики страны и жизнеобеспечения государства в целом, так как денежная система государства отражает состояние его экономики. В свою очередь, денежное обращение на территории государства регламентируется как только законодателем, так и специально-уполномоченными органами (как правило, центральными банками) и осуществляется в наличной и безналичной форме, путем использования наличных денежных средств и безналичных расчетов.

Однако с 2014 г. в средствах массовой информации Российской Федерации часто начал подниматься вопрос о виртуальной криптовалюте, электронных деньгах и цифровых платформах инвестирования. Пресс-служба Центрального банка Российской Федерации (далее — Банк России) опубликовала два пресс-релиза в 2014 и 2017 гг. о росте спроса на виртуальную валюту от участников финансового рынка и констатировала, что органы государственной власти ведут мониторинг информации в данной области и работают в направлении создания нормативно-правового регулирования криптовалютных отношений [4, 5]. Необходимо отметить, что на сегодняшний день в отечественном законодательстве отсутствует сформировавшаяся законодательная база, связанная с определением правового положения цифровых валют на территории государства, однако за последние два года было предпринято несколько попыток урегулировать данный вопрос.

В связи с этим в октябре 2017 г. Президент РФ В. В. Путин поручил до июля 2018 г. разработать законопроект федерального закона о цифровой валюте. Первой попыткой в феврале 2018 г. стал законопроект Минфина России «О цифровых финансовых активах», который в марте 2019 г. был внесен на второе чтение в Государственную Думу. Предполагалось, что данный документ закрепит понятие цифровых финансовых активов и урегулирует отношения, связанные с их использованием на территории государства. При этом принятые изменения в марте 2019 г. в ГК РФ, опередив указанный законопроект, ввели в действие ст. 141.1 «Цифровые права» [6], то есть цифровые права стали новым объектом гражданских прав, предполагающих под собой права, которыми будут наделены участники, использующие специальные информационные системы (например, блокчейн). Далее, уже в августе 2019 г., законодательные органы власти приняли новый Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [7], согласно которому юридические лица получают право на доступ к цифровым инвестиционным платформам, с помощью которых смогут осуществлять инвестиционную деятельность, находить партнеров, заключать договоры об оказании услуг инвестирования, обмениваться опытом в данной сфере, покупать ценные бумаги и утилитарные цифровые права. Однако закон об определении правового положения цифровых финансовых активов в Российской Федерации так и не приняли.

4 июня 2019 г. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам был утвержден Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [8], определивший шесть направлений развития цифровой экономики в государстве: нормативное регулирование цифровой среды, информационную инфраструктуру, кадры для цифровой экономики, информационную безопасность, цифровые технологии, цифровое государственное управление.

Одной из важных задач в данной программе цифровизации является «обеспечение правовых условий внедрения и использования инновационных технологий на финансовом рынке» [8, Пункт 1.4 раздела 4.1], то есть определение правового статуса и порядка оборота цифровых финансовых активов. Представляется, что данный документ является основополагающим государственным актом, на основании которого будет происходить становление нормативно-правовой базы по внедрению финансовых информационных технологий в хозяйственный оборот на территории Российской Федерации.

В начале 2020 г. всемирная пандемия коронавируса заставила государства всего мира обратить внимание на развитие электронного денежного обращения, распространение виртуальной валюты и на проблемы информационной безопасности, связанные с осуществлением таких финансовых операций. Представляется, что данный факт стал толчком к тому, что спустя почти полтора года с момента внесения законопроекта «О цифровых финансовых активах» на второе чтение в Государственную Думу в Российской Федерации был принят в третьем чтении (от 22.07.2020) новый Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [7] (далее — Закон N 259-ФЗ), который вступил в силу с 1 января 2021 г. и будет осуществлять регулирование цифровых финансовых активов на территории государства.

Данный нормативно-правовой акт закрепил в отечественном законодательстве понятия «цифровые финансовые активы» и «цифровая валюта» [7]. Данным Законом легализуется использование цифровых финансовых активов в Российской Федерации (хотя и в ограниченном виде). При этом новый Закон осуществляет правовое регулирование оборота цифровой валюты, выпуска, учета, обращения цифровых финансовых активов, деятельности оператора информационной системы, где происходит выпуск и обмен цифровых финансовых активов. В документе также закреплена возможность распоряжаться или использовать цифровую валюту как средство накопления и инвестирования, которое не является денежной единицей и которым нельзя расплачиваться за товары, работы и услуги, а в рамках некоторых законов цифровая валюта признается имуществом, на которое можно наложить взыскание. Следует иметь в виду, что в Законе не закреплены понятия «криптовалюта», «майнинг», «токен», не предусмотрены положения об уголовной или административной ответственности, не определен режим налогообложения. Представляется, что данные «юридические моменты» будут закреплены в других нормативно-правовых актах, так как Закон N 259-ФЗ является только первой ступенью в сфере регулирования виртуальных денег.

13 октября 2020 г. на официальном сайте Банка России был размещен Доклад для общественных консультаций «Цифровой рубль» (далее — Доклад о цифровом рубле), основной целью которого является изучение и обобщение общественного и научного мнения по вопросу: "...о целесообразности выпуска в России цифровой валюты центрального банка как дополнительной формы денег, способной ответить на стоящие перед финансовым рынком вызовы» [9].

Доклад о цифровом рубле состоит из семи разделов, которые подробно описывают понятие, сущность, роль, значение и возможность цифрового рубля в денежном обращении государства, механизм его реализации, методы обеспечения информационной безопасности, предполагаемые изменения в отечественном законодательстве, а также предложения для общественного и международного обсуждения цифровой виртуальной валюты Центрального банка. С точки зрения Банка России, внедрение цифрового рубля поможет снизить уровень издержек на эмиссию наличных денег, сделает более доступным рынок финансовых услуг, а также сделать расчеты более безопасными и доступными для всех граждан. Все это в целом, как отмечается в Докладе, по мнению Банка России, «будет соответствовать современным требованиям для дальнейшего развития цифровой экономики в Российской Федерации».

Согласно данному документу, Банк России будет являться эмитентом цифровой валюты — цифрового рубля, который станет дополнительной формой денег к уже существующим наличным и безналичным рублям и будет наделен всеми признаками полноценных денежных знаков. Представляется, что цифровой рубль, возможно, будет использоваться в онлайн- и офлайн-режиме на всей территории государства. Цифровые рубли будут зачисляться на виртуальные кошельки своих владельцев в информационной платформе Банка России, которая будет установлена на мобильных или иных устройствах. Три формы российских рублей: наличная, безналичная и цифровая — будут взаимосвязаны между собой, и владельцы денежных средств смогут беспрепятственно осуществлять перевод денег из одной формы в другую. При этом цифровые рубли Банка России будут наделены всеми признаками полноценных денежных знаков, то есть каждый цифровой рубль будет иметь свой собственный цифровой код, иметь стабильную ценность и меру стоимости как наличные или безналичные рубли, являться полноценным средством обращения, платежа и расчета, а также иметь возможность накапливаться беспроцентно на специальном электронном кошельке своего владельца [9].

Безусловно, пристальное внимание Банка России будет уделено созданию и развитию высокотехнологической платформы для проведения операций, хранения и обращения цифровой национальной валюты, а также ряду изменений в отечественной законодательной базе, именно поэтому Доклад о цифровом рубле носит информативный характер и опубликован для обсуждения в обществе.

Необходимо отметить, что многие зарубежные страны уже долгое время занимаются развитием финансово-правового регулирования и информационных технологий в сфере виртуальной и цифровой валюты, как эмитируемой частными субъектами, так и самим государством.

К примеру, Япония начиная с 2017 г. начала активно развивать законодательную базу по регулированию криптоактивов, согласно которой все биржи криптоактивов должны быть зарегистрированы, а сами криптоактивы являются законным виртуальным платежным средством [10, 11]. Таким образом, в настоящее время в Японии в хозяйственном обороте страны находится национальная валюта и виртуальная валюта в виде биткойна, обладающая всеми функциями законного платежного средства. Любая деятельность, связанная с ведением криптовалютных операций в стране, подлежит лицензированию и регистрации; за нарушение законодательства, связанного с регулированием данного вида деятельности, предполагается уголовная и административная ответственность. Следует заметить, что в Японии также рассматривается вопрос о принятии национального криптоактива в качестве полноценной денежной единицы.

Таким образом, можно сделать вывод: криптовалюта или цифровая валюта представляет собой новый финансовый инструмент; интерес иностранных государств к развитию систем виртуальных валют стремительно растет, поэтому многие развитые страны на законодательном уровне закрепляют правовое регулирование криптовалюты; для осуществления операций с криптовалютой в государстве необходима обширная законодательная база, регулирующая данный вид деятельности, а также безопасные и развитые информационные технологии; криптовалюта (цифровая валюта) — это новая ступень в развитии денег; криптовалюта может стать новой платежной системой, заменив полностью фиатные деньги.

С целью совершенствования отечественного законодательства в сфере правового регулирования цифровой валюты в Российской Федерации, видится необходимым в ближайшее время осуществить следующее:

1) создать и ввести в действие эффективную правовую базу в сфере регулирования цифровых финансовых технологий в государстве;

2) разработать единую государственную политику в отношении правового регулирования виртуальной криптовалюты на территории государства;

3) закрепить правовое положение цифровой валюты в отдельном нормативно-правовом акте, определив ее цели, задачи, функции, область применения, правила осуществления платежей и инвестирования с ее использованием, виды сделок, которые можно совершать с ее использованием, а также установить круг субъектов, которые имеют право осуществлять эмиссию и правовое регулирование криптовалюты на территории государства;

4) определить государственные органы и ведомства по контролю, надзору и регистрации деятельности, связанной с виртуальными валютами;

5) разработать систему налогообложения для данной сферы деятельности, опираясь на опыт зарубежных стран по налогообложению операций с криптовалютами и предпринимательской деятельности с криптовалютами;

6) разработать правовые нормы о финансовой, административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства в сфере виртуальной валюты.

Литература:

  1. Модернизация правового регулирования бюджетных отношений в условиях цифровизации экономики: материалы Международной научно-практической конференции в рамках V Саратовских финансово-правовых чтений научной школы имени Н. И. Химичевой (г. Саратов, 23 июня 2020 г.): сборник научных статей. В 2 частях. Ч. 1 / под общей редакцией Е. В. Покачаловой, С. В. Рыбаковой. Саратов: Саратовская государственная юридическая академия, 2020. 308 с.
  2. Финансовое право: учебник / ответственный редактор Н. И. Химичева. 5-е изд., перераб. и доп. Москва: Норма; ИНФРА-М, 2012. 751 с.
  3. Цифровая экономика как вектор трансформации правосубъектности участников налоговых отношений в России и за рубежом: материалы Международной научно-практической конференции в рамках IV Саратовских финансово-правовых чтений научной школы Н. И. Химичевой (г. Саратов, 23 мая 2019 г.): сборник научных статей. В 2 частях. Ч. 1 / под общей редакцией Е. В. Покачаловой, М. Б. Разгильдиевой. Саратов: Саратовская государственная юридическая академия, 2019. 224 с.
  4. Об использовании при совершении сделок «виртуальных валют», в частности, биткойн // Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации (Банк России).URL: http://www.cbr.ru/press/pr/?file=27012014_1825052.htm#highlight= %D0 %B1 %D0 %B8 %D1 %82 %D0 %BA %D0 %BE %D0 %B9 %D0 %BD (дата обращения: 16.04.2021);
  5. Об использовании частных «виртуальных валют» (криптовалют) // Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации (Банк России). URL: https://www.cbr.ru/press/pr/?file=04092017_183512if2017–09–04T18_31_05.htm (дата обращения: 16.04.2021).
  6. Федеральный закон от 18 марта 2019 г N 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2019. N 12. Ст. 1224.
  7. Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. от 31.07.2020 N 259-ФЗ) // СЗ РФ. 2019. N 31. Ст. 4418; 2020. N 31 (часть 1). Ст. 5018.
  8. Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам протоколом от 04.06.2019 N 7) // Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».
  9. Доклад для общественных консультаций «Цифровой рубль». М.: Центральный банк Российской Федерации, 2020. С. 3. URL: https://www.cbr.ru/analytics/d_ok/dig_ruble/ (дата обращения: 17.04.2021).
  10. Bitcoin gets official blessing in Japan, October 18, 2017. URL: https://www.ft.com/content/b8360e86-aceb-11e7-aab9-abaa44b1e130 (дата обращения: 07.01.2020);
  11. Japan Implements Significant Changes to Cryptocurrency Regulation Today, April 30, 2020. URL: https://news.bitcoin.com/japan-changes-cryptocurrency-regulation/ (дата обращения: 01.04.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): цифровая валюта, Российская Федерация, цифровой рубль, территория государства, денежная система, отечественное законодательство, виртуальная валюта, денежное обращение, правовое регулирование, цифровая экономика.


Ключевые слова

Банк России, финансовая система, правосубъектность, Национальная платёжная система, цифровая валюта, финансовые отношения, денежная система, наличное и безналичное денежное обращение, финансово-правовое регулирование, денежные отношения
Задать вопрос