В статье рассматриваются вопросы применения в России цифровой валюты как новой формы денежного обращения. Анализируются основные положения законодательства в данной сфере, выявляются экономические и правовые предпосылки применения цифровых технологий в платёжной системе. Даётся оценка новейших законодательных актов, принятых по вопросам введения цифрового рубля, преимуществ и недостатков закреплённой в них модели правового регулирования соответствующих отношений. Делается вывод о возможном решении проблем коррупционного характера при помощи цифрового рубля, вероятных рисках для граждан и о необходимости доработки ряда законодательных положений в данной области.
Ключевые слова: цифровая экономика, цифровая валюта, цифровой рубль, цифровые технологии, безналичные денежные средства, денежное обращение, формы расчётов.
Одной из немаловажных тенденций развития современного общества является цифровизация различных сфер жизни. В значительной степени она коснулась и экономики, то есть фундамента общественных отношений. О масштабах этого процесса свидетельствует хотя бы появление и активное применение в доктрине и прессе термина «цифровая экономика», определяемая как «часть общего объема производства, которая целиком или в основном произведена на базе цифровых технологий фирмами, бизнес-модель которых основывается на цифровых продуктах или услугах» [1, С. 29]. Представляются вполне обоснованными всё чаще встречающиеся суждения о том, что цифровая экономика представляет собой весьма серьёзную альтернативу традиционной аналоговой экономики [2, С. 76], причём в долгосрочной перспективе её преобладание вероятнее всего будет только возрастать.
Одним из наглядных и наиболее актуальных примеров названной выше тенденции является внедрение в денежное обращение цифровых финансовых активов. В РФ активно вводятся новеллы в законодательство, касающиеся такого своеобразного явления, как цифровой рубль. Рассмотрим основные этапы данного процесса.
К числу предпосылок цифровизации денежного обращения в России относится действующий с 1 января 2021 года Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон о цифровых активах). Данный закон закрепил легальные определения цифровых финансовых активов (далее ЦФА) и цифровой валюты [3], а также в общих чертах урегулировал правоотношения в сфере обращении ЦФА, правила деятельности системных операторов выпуска и обмена ЦФА, а также отношения, возникающие при обороте цифровой валюты в РФ. Говоря о его значении, стоит согласиться с мнением А. Барышева, считавшего данный закон является «стартом в развитии, а его принятие уже в обозримом будущем существенно преобразит повседневную экономическую среду» [4, С. 63].
Первоначально идея о введении цифрового рубля была представлена в докладе Банка России (далее — ЦБ), подготовленном в октябре 2020 года. В данном докладе цифровой рубль преподносился как «дополнительная форма российской национальной валюты» [5], то есть как некая альтернатива наличным и безналичным деньгам, сочетающая их основные свойства.
Цифровой рубль, согласно предлагаемому проекту, может использоваться режиме оффлайн, т. е. без доступа к информационно-телекоммуникационной сети. Для реализации указанной возможности необходима разработка специализированной инфраструктуры, что представляется одной из главных проблем практического характера, которые могут возникнуть при воплощении идей о цифровом рубле в жизнь.
Уже на данном этапе можно сделать несколько важных с теоретической и практической точки зрения выводов. Следует согласиться с мнением о том, что цифровой рубль изначально задумывался как средство сохранения государством в лице ЦБ контроля над национальной платёжной системой и ограничения обращения набирающих популярность «денежных суррогатов» и криптовалют [6, С. 80], от которых цифровой рубль выгодно отличается тем, что по своему характеру является обязательством ЦБ и эмитируется исключительно данным уполномоченным органом.
При этом в исследовательской среде возникли достаточно серьёзные и обоснованные претензии к предлагаемым нововведениям. В частности, это касалось самой постановки вопроса об отнесении цифрового рубля к формам национальной валюте, поскольку здесь наблюдается противоречие гражданско-правовой терминологии [7, С. 11]. Решение данного вопроса связано с популярной в гражданско-правовой доктрине теорией о разделении денег на государственные, которые подразделяются на наличные деньги и электронные деньги центрального банка, и частные электронные деньги. Основываясь на данной теории, некоторые отечественные исследователи считают цифровую валюту третьей формой государственных денег [8, С. 56].
Новый виток развития концепции цифрового рубля в отечественном законодательстве связан с принятием в июля 2023 года двух федеральных законов — Федеральный закон от 24 июля 2023 г. N 339-ФЗ «О внесении изменений в статьи 128 и 140 части первой, часть вторую и статьи 1128 и 1174 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — ФЗ N 339) и Федеральный закон от 24 июля 2023 г. N 340-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — ФЗ N 340). В рамках данной статьи мы рассмотрим, каким образом в рамках данных законов были разрешены вышеуказанные спорные вопросы.
Прежде всего, как следует из положений ФЗ N 339, цифровые рубли с позиции отечественного законодателя рассматриваются как разновидность безналичных денежных средств с особым правовым режимом. Таким образом законодатель решил вопрос относительно квалификации цифрового рубля, отказавшись от идеи введения альтернативной или дополнительной формы денег наряду с наличными и безналичными. Это представляется вполне закономерным и обоснованным решением, тем более что подобный подход наблюдается и в иностранных государствах, где уже достаточно давно используется цифровая валюта (например, в КНР). На текущий момент особенности правового режима цифровых рублей сводятся к порядку расчётов ими, которые осуществляются в рамках платформы цифрового рубля [9].
На сегодняшний день вышеуказанной платформе посвящён Проект Положения ЦБ от 12 июля 2023 года. Данный проект предусматривает круглосуточный режим функционирования данной платформы, который будет обеспечиваться ЦБ как оператором платформы [10]. Также в проекте закрепляются виды цифровых кошельков (счетов цифрового рубля), которые классифицируются в зависимости от субъекта-пользователя, соответственно выделяются счета операторов по переводу денежных средств, физических лиц и юридических лиц. При этом указывается, что счета не открываются иностранным банкам и филиалам кредитных организаций. Перечень участников платформы цифрового рубля формируется в порядке, установленном Федеральный законом N 161-ФЗ «О национальной платёжной системе» и размещается на официальном сайте ЦБ [11]. Тарифы на услуги и сроки, в которые банки должны будут обеспечить клиентам возможность проведения таких операций, также определит Банк России. До 1 января 2025 года, когда будут введены в действие утверждённые на сегодняшний день тарифы, установлен льготный период, когда все операции с цифровыми рублями на платформе Банка России будут проводиться бесплатно [12]. К числу особенностей цифрового рубля также относится невозможность открытия вклада и выдачи кредита в данном виде валюты и неначисление процентов на остатки средств в цифровых кошельках.
Таким образом, введение цифрового рубля в РФ представляет собой одну из самых неоднозначных и в то же время перспективных законодательных новелл последних лет. Внесение изменений в ГК РФ и Закон о национальной платёжной системе является лишь первым шагом в связанных с этой инициативой преобразованиях отечественного законодательства. Так, на сегодняшний день на рассмотрении в Госдуме находится проект поправок в НК РФ, целью которого является интеграция цифрового рубля в систему налогового регулирования и налогового контроля. В НК РФ внесут понятие «счет цифрового рубля». Будет предусмотрена возможность взыскания недоимок за счет цифровых рублей в ситуации, когда нет или недостаточно средств на других счетах налогоплательщика. Налоговые органы получат право приостанавливать операции по данным счетам. Кроме того, установят порядок налогообложения операций с цифровым рублем в части НДС и налога на прибыль. Для НДФЛ установят дату получения дохода при зачислении ЦР на счет. В случае принятия поправки в НК РФ вступят в силу с 1 января 2025 года.
На текущий момент сложно сделать однозначный вывод о том, какое влияние окажет цифровой рубль на экономическую жизнь нашего общества. Банк России 15 августа 2023 года начал пилот цифрового рубля с участием ограниченного числа клиентов 13 банков. Он будет проходить в несколько этапов до 2025. Тем не менее можно предположить, что использование цифрового рубля вряд ли получит широкое распространение среди граждан в ближайшем обозримом будущем. Это связано не только с необходимостью тщательной проработки механизма правового регулирования соответствующих операций, но и с не самым высоким уровнем цифровой и финансовой грамотности населения. Ещё в апреле 2023 года Банк России предпринял попытку развеять некоторые распространённые среди россиян предубеждения относительно цифрового рубля [13]. Причём если отождествление цифрового рубля с криптовалютами или связь существования цифровых рублей с наличием электричества явно связана с недостатком знаний, то опасения относительно возможности установления тотального контроля за финансами граждан или перевода зарплат бюджетников на цифровые рубли представляются не лишёнными оснований, поскольку существующие на сегодняшний день проекты изменений законодательства, связанных с введением цифрового рубля, не содержат чёткой системы гарантий того, что в будущем не произойдёт нечто подобное.
На сегодняшний день наиболее перспективным направлением применения цифрового рубля представляется его использования при выделении бюджетных средств на исполнение государственных контрактов. Этому главным образом способствует такое свойство цифрового рубля, как прозрачность расходов и возможность отследить любые транзакции цифровыми деньгами. В современных российских реалиях это могло бы иметь очень большое позитивное значение для регулирования экономической жизни общества и снижения коррупционной угрозы. Однако условием реализации этой задачи является грамотное построение системы правового регулирования связанных с цифровым денежным оборотом правоотношений, в частности в бюджетной и налоговой сфере. Основным критерием законотворческой работы в данном направлении должна быть ориентированность на эффективное правоприменение и учёт реальных потребностей общества и государства.
Литература:
- Белоусов Цифровая экономика: понятие и тенденции развития / Белоусов, В. Ю. — Текст: непосредственный // Вестник Института экономики Российской академии наук. — 2021. — № 1. — С. 26–43.
- Ручкина Цифровой рубль: некоторые итоги внедрения новой формы денежного обращения / Ручкина, Ф. Г. — Текст: непосредственный // Имущественные отношения в Российской Федерации. — 2022. — № 12. — С. 76–81.
- О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ. — Текст: электронный // СПС «Гарант»: [сайт]. — URL: https://internet.garant.ru/#/document/74451466/paragraph/7:1 (дата обращения: 01.09.2023).
- Барышев, А. Обзор Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» / А. Барышев. — Текст: непосредственный // Административное право. — 2021. — № 2. — С. 61–63.
- Цифровой рубль: доклад для общественных слушаний от 13.10.2020. — Текст: электронный // СПС «Гарант»: [сайт]. — URL: https://internet.garant.ru/#/document/74762042/paragraph/3/doclist/407/2/0/0/ %D0 %B4 %D0 %BE %D0 %BA %D0 %BB %D0 %B0 %D0 %B4 %20 %D1 %86 %D0 %B1 %20 %D1 %86 %D0 %B8 %D1 %84 %D1 %80 %D0 %BE %D0 %B2 %D0 %BE %D0 %B9 %20 %D1 %80 %D1 %83 %D0 %B1 %D0 %BB %D1 %8C:2 (дата обращения: 19.08.2023).
- Турбанов, А. В. Цифровой рубль как новая форма денег / А. В. Турбанов. — Текст: непосредственный // Актуальные проблемы российского права. — 2022. — № 5. — С. 73–90.
- Василевская, Л. Ю. Цифровой рубль: взгляд цивилиста на проблему / Л. Ю. Василевская. — Текст: непосредственный // Lex Russica. — 2023. — № 1. — С. 9–19.
- Андрюшкин, С. А. Цифровая валюта центрального банка как третья форма денег государства / С. А. Андрюшкин. — Текст: непосредственный // Актуальные проблемы экономики и права. — 2021. — № 1. — С. 54–76.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 2. — Текст: электронный // СПС «Гарант»: [сайт]. — URL: https://internet.garant.ru/#/document/10164072/paragraph/259/doclist/769/1/0/0/ %D0 %B3 %D0 %BA %20 %D1 %87. %202:4 (дата обращения: 20.08.2023).
- О платформе цифрового рубля: Проект Положения Банка России по состоянию на 12 июля 2023 г.. — Текст: электронный // СПС «Гарант»: [сайт]. — URL: https://internet.garant.ru/#/document/407385474/paragraph/30:2 (дата обращения: 28.08.2023).
- О национальной платежной системе: Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ. — Текст: электронный // СПС «Гарант»: [сайт]. — URL: https://internet.garant.ru/#/document/12187279/paragraph/1988597:3 (дата обращения: 31.08.2023).
- Утверждены тарифы по операциям с цифровыми рублями: Информация Банка России от 11 июля 2023 г.. — Текст: электронный // Сайт Центрального банка России: [сайт]. — URL: https://cbr.ru/press/event/?id=16982 (дата обращения: 31.08.2023).
- Мифы о цифровом рубле. — Текст: электронный // Сайт Центрального банка России: [сайт]. — URL: http://www.cbr.ru/ (дата обращения: 01.09.2023).