В статье авторы рассматривают процессвнедрения цифрового рубля в Российской Федерации в качестве платежного средства, реализацию концепции правового регулирования оборота и создания платформ для оборота цифровой валюты Российской Федерации.
Ключевые слова: цифровой рубль, цифровая валюта, правовое регулирование, Банк России.
В настоящее время в Российской Федерации Центральным Банком реализуются последовательно инфраструктурные проекты в области финансовых технологий. Например, такие проекты, как, Система быстрых платежей, Цифровой профиль, платформа «Знай своего клиента».
В условиях цифровой экономики платежная инфраструктура нуждается в цифровизации и корректном взаимодействии государства с цифровыми сервисами бизнеса. Перед Центральным Банком Российской Федерации стоит задача реализовать проект по внедрению цифровой национальной валюты. Это будет третьей официальной формой национальной валюты Российской Федерации, используемой наравне с наличными и безналичными денежными средствами.
Из концепции Банка России следует, что у цифрового рубля будут дополнительные преимущества перед безналичными денежными средствами, что сделает его привлекательным для использования населением Российской Федерации и позволит и ускорить процесс его внедрения в платежную систему Российской Федерации. Доступ к кошельку с цифровыми рублями планируется обеспечить через любую кредитную организацию, клиентами которой является физическое лицо или организация [7].
Банк России начал тестирование прототипа платформы цифрового рубля в январе 2022 года. Проект предполагает интеграцию с платформой цифрового рубля и внедрение финансовых услуг (открытие кошелька физического лица в мобильном приложении, переводы цифрового рубля между физлицами и другие). На начальном этапе в запуске цифрового рубля принимают участие 12 банков, в том числе Альфа-банк, ВТБ, Газпромбанк, «Тинькофф банк» и Сбербанк. В дальнейшем предполагается расширить список операций с цифровым рублем и увеличить количество банков-участников проекта.
Эксперимент будет проходить в несколько этапов. На первом из них к проекту подключат кредитные организации для реализаций С2С-операции (от потребителя к потребителю). На втором этапе к пилотированию цифрового рубля подключится Федеральное казначейство, будут запускаться смарт-контракты, реализовываться операции потребителей с бизнесом (С2B), бизнеса с бизнесом (B2B), бизнеса с государством (B2G) и другие. Далее ЦБ подключит к цифровой инфраструктуре биржи, брокеров, страховые компании и других финансовых посредников, внедрит офлайн-режим операций, обеспечит обмен цифрового рубля на иностранную валюту и подключение кошельков для нерезидентов РФ. По результатам пилотирования будут разработаны стратегия по внедрению цифрового рубля, а также необходимые поправки в законодательство.
При реализации концепции цифрового рубля требуется внести дополнения в нормативные правовые акты Российской Федерации. Необходимо подготовить законодательство к регулированию оборота цифрового рубля. Разработка законодательных изменений началась в январе 2022 года по ходу начала эксперимента. Поправки внесут как минимум в восемь федеральных законов и пять кодексов.
Планируется определить полномочия Центрального Банка в качестве оператора цифровой платформы и организатора денежного обращения с цифровым рублем. Что касается гражданских правоотношений, в этой части права также требуются изменения для регулирования расчетов с применением цифрового рубля и исполнения денежных обязательств. Необходимо закрепить цифровой рубль в перечне объектов гражданских прав и легализовать его в качестве платежного средства.
Защита информации остается важным вопросом при реализации концепции правового регулирования оборота цифрового рубля. Предполагается внести изменения в систему защиты данных об операциях с денежными средствами (в их основу могут лечь меры защиты, использующиеся для банковских счетов и карт). Кроме того, поправки установят обязательные требования к процессам, устройствам, программному обеспечению для оборота цифровых денег.
Налоговое и бюджетное законодательство требуют корректировок в отношениях, связанных с распоряжением средствами на цифровом кошельке при банкротстве и в ситуациях с взысканием имущества. Кроме того, внедрение цифрового рубля требует внести изменения в систему уголовного законодательства.
Отдельных изменений потребуют федеральные законы «О банках и банковской деятельности» [1], «О валютном регулировании и валютном контроле» [2], «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [3], «О национальной платежной системе» [4] и ряд иных законодательных актов.
Так, статус цифрового рубля нужно будет определить в ФЗ «О цифровых финансовых активах» [5], чтобы он мог использоваться как платежный инструмент и, как следствие, обмениваться на иную криптовалюту. В законе необходимо разграничить понятия цифровых валют, цифрового рубля и стейблкойнов (криптовалют, привязанных к физическим товарам или обычным валютам), ввести регулирование майнинга (создание средств обеспечения функционирования криптоплатформ), усилить гарантии судебной защиты.
Также необходимо предусмотреть санкции за нарушение положений закона «О цифровых финансовых активах», урегулировать процесс взыскания с должников имущества в виде цифровой валюты и порядок обмена цифровых активов на фиатные деньги (бумажные купюры с особой степенью защиты для использования внутри государства — эмитентом данных денежных средств, а также для использования за его пределами).
Изменений потребует и ФЗ «О Центральном банке РФ» [6], который определяет рубль как официальную валюту страны и запрещает введение на территории РФ иных денежных единиц и выпуск денежных суррогатов. Этот же федеральный закон потребует поправок, касающихся порядка создания и администрирования информационной системы, в которой будет обращаться цифровая валюта. Эти поправки также должны установить ответственность за устойчивое функционирование этой информационной системы.
По словам председателя комитета Государственной Думы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, обладатели цифровых рублей и владельцы фиатных денег будут полностью равноправны, поскольку в результате поправок новую форму рубля планируется наделить всеми функциями денег: как средства обращения, меры стоимости и средства сбережения.
Эксперты неоднозначно оценивают необходимость вносить поправки в Конституцию России в связи с запуском цифрового рубля. По словам члена Ассоциации юристов России Асии Мухамедшиной, статья 75 основного закона РФ запрещает введение других денег, помимо «рубля», поэтому изменения потребуются. Другие специалисты считают существующие конституционные нормы достаточными для организации обращения цифрового рубля. В любом случае речь об изменениях в Конституцию РФ пока не идет.
Есть мнение, что внедрение цифрового рубля в России неперспективно: цифровая валюта не сможет стать равноценной заменой существующих видов финансовых услуг, а его потенциальная сфера применения уже «занята» имеющимися финансовыми инструментами. Однако разработка российской цифровой валюты ведется давно и стала масштабным проектом. С развитием цифровой экономики и ситуации с пандемией востребованность безналичных платежей только растет. Криптовалюты и, в частности, цифровой рубль, позволят осуществлять безналичные платежи в офлайн-режиме, что особенно важно для жителей отдаленных районов страны без качественного доступа к связи.
По словам заместителя министра финансов Российской Федерации Алексея Моисеева, «Цифровой рубль — это замена наличному рублю. Это означает, что у вас будет кошелек, но он никак не будет зависеть от банка. С наличным рублем по-другому — вы с банком заключаете договор, и деньги принадлежат банку. С юридической точки зрения, цифровой рубль всегда будет ваш, банк здесь выступает только как ячейка. Банк будет оказывать лишь клиентский сервис. Естественно, этот инструмент приобретет популярность среди тех, кто ценит безопасность — цифровой рубль нельзя украсть как наличные из кармана, и вы не связаны кредитной частью банка» [10].
Важным фактором является конкурентоспособность системы цифрового рубля как российской национальной валюты благодаря снижению издержек на транзакции и их более низкой стоимости для потребителей. Общая цифровизация платежных услуг будет способствовать повышению прозрачности взаимоотношений потребителей и поставщиков финансовых услуг. Это также послужит стимулом для инноваций как в сфере розничных платежей, так и в других сферах.
Цифровая национальная валюта также позволяет прийти к большей независимости от международной валют и обойти ограничения, которые направлены на финансовую изоляцию страны. В пример можно привести Китай, который запустил тестовую программу цифрового юаня осенью 2020 года. Успех цифровой валюты обеспокоил власти США и вызвал опасения, что валюта не будет привязана к мировой финансовой системе и свергнет доминирующий доллар [8]. Для России такая независимость особенно актуальна, учитывая, что Соединенные Штаты неоднократно угрожали отключением страны от международной системы расчетов SWIFT.
Литература:
- Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395–1 // Собрание законодательства РФ. — 1996 г. — № 6. — ст. 492.
- Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2003 г. — № 50. — ст. 4859.
- Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2001 г. — № 33. — ст. 3418.
- Федеральный закон «О национальной платежной системе» от 27.06.2011 № 161-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2011 г. — № 27. — ст. 3872.
- Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 № 259-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2020 г. — № 31. — ст. 5018.
- Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2002 г. — № 28. — ст. 2790.
- «Концепция цифрового рубля» (подготовлена Банком России) от 08.04.2021 г.
- Команда Байдена видит потенциальную угрозу со стороны цифрового юаня Китая // Bloomberg — 12.12.2021. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2021–04–11/biden-team-eyes-potential-threat-from-china-s-digital-yuan-plans (дата обращения: 18.01.2022)
- Цифровой рубль — перспективы правового регулирования [Электронный ресурс] // Блокчейн и закон — 09.03.2021. URL https://vc.ru/legal/218304-cifrovoy-rubl-perspektivy-pravovogo-regulirovaniya (дата обращения 19.01.2022)
- Цифровой рубль получит отдельное регулирование [Электронный ресурс] // Всё про цифру — 08.11.2021. URL https://arb.ru/b2c/digi/tsifrovoy_rubl_poluchit_otdelnoe_regulirovanie-10514183/ (дата обращения 19.01.2022)