Правовое регулирование цифрового рубля | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №23 (522) июнь 2024 г.

Дата публикации: 04.06.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Миронов, А. Е. Правовое регулирование цифрового рубля / А. Е. Миронов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 23 (522). — С. 505-506. — URL: https://moluch.ru/archive/522/115209/ (дата обращения: 30.06.2024).



В статье автор исследуетправовое регулирование цифрового рубля.

Ключевые слова: цифровой рубль,криптовалюта, Банк России, внесение изменений, оператор цифровой платформы, пользователь платформы.

В последние годы большинство стран столкнулись с проблемой трансформации существующих расчетных механизмов. Сократились расчеты наличными, увеличился спрос на электронные денежные средства.

Основной предпосылкой для появления цифровых валют стало развитие методов криптографического кодирования и создание виртуальных децентрализованных денежных единиц — криптовалют.

С развитием информационных технологий происходит трансформация всех сфер жизнедеятельности. Государство стремится сделать процесс организации обращения с денежными средствами более дешевым и удобным. В последние годы наблюдается тенденция к сокращению использования наличных денежных средств, что действительно оправдано, так как многие операции совершаются в сети Интернет. С учетом этих тенденций Центральный Банк РФ настоящее время ведет тестирование возможности расчетов с использованием цифрового рубля.

Цифровой рубль — новая, третья форма российской национальной валюты наряду с наличными и безналичными рублями. Цифровые рубли — безусловное обязательство ЦБ РФ, по которому он отвечает всеми принадлежащими ему активами.

В том, что цифровой рубль станет новым видом российских денег, уже нет сомнений. С 1 августа 2023 г. вступили в силу Федеральные законы от 24.07.2023 N 339-ФЗ «О внесении изменений в статьи 128 и 140 части первой, часть вторую и статьи 1128 и 1174 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — Закон N 339-ФЗ) и N 340-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 340-ФЗ), предусматривающие внесение изменений в действующее законодательство с целью установления правового регулирования цифрового рубля.

В связи с этим в законодательство Российской федерации были введены следующие понятия: платформа цифрового рубля, правила платформы цифрового рубля, пользователь платформы цифрового рубля, участник платформы цифрового рубля.

В Законе раскрываются права и обязанности всех участников и пользователей платформы, а также порядок открытия, ведения и закрытия счета цифрового рубля (кошелька) и доступа к платформе цифрового рубля. Принятый закон закрепляет статус оператора платформы цифрового рубля за Банком России. То есть ЦБ будет не только выпускать цифровые деньги, но и отвечать за постоянное и безопасное функционирование платформы цифрового рубля [1].

Данный закон позволяет ввести в Российской Федерации новую форму денег. Помимо наличных и безналичных денег на всей территории страны будет действовать цифровой рубль. В 2023 году цифровые рубли начали добровольно тестировать на клиентах некоторых банков.

Цифровой рубль представляет собой полноправный вариант действующей национальной валюты и создается для того, чтобы стать еще одним средством для платежей и переводов, которое не будет зависеть от ограничений банков в виде комиссий и лимитов. Цифровой рубль позволит гражданам свободно расплачиваться и переводить цифровые рубли в пределах остатков средств на счете цифрового рубля. Операции для граждан будут бесплатными, а для бизнеса с минимальной комиссией. Цифровые рубли эквивалентны наличным и безналичным: 1 рубль = 1 безналичный рубль = 1 цифровой рубль.

Однако, наряду с более удобными универсальными качествами цифрового рубля существует вероятность того, что он будет более уязвим для мошенников.

С технической точки зрения цифровой рубль будет представлять собой уникальный цифровой код, который необходимо будет хранить в собственном электронном кошельке, который, в сою очередь, будет располагаться на 82 специальной платформе Центрального банка, а не в банках. С использованием данной формы денег можно будет приобретать товары, валюту, осуществлять переводы и платежи. Цифровым рублем можно будет расплачиваться, не имея доступа к интернету. Чтобы оплатить покупку цифровыми рублями нужно считать QR-код, выбрать в качестве средства платежа цифровой рубль и подтвердить платеж, в перспективе цифровыми рублями также можно будет расплачиваться с помощью бесконтактной технологии NFC.

Однако, в отличие от безналичных вложений, которые по определению могут приносить своему владельцу доход по депозиту, на цифровые рубли проценты начисляться не будут.

В соответствии с требованиями и ожиданиями пользователей использование цифрового рубля обеспечивается повышенными стандартами безопасности и конфиденциальности данных, а также обеспечение надежности и доступности платежных систем в онлайн среде.

Цифровая версия денег, выпускаемая Центральным банком, в равной степени с другими деньгами, выпущенными ЦБ, обеспечена золотым эквивалентом и другими активами государства. Вследствие того, что любая другая криптовалюта подкреплена лишь интересом общества к ней на данный момент, которое ею пользуется, она подвержена огромной волатильности на крипторынке.

На сегодняшний день сделан только первый шаг к внедрению цифрового рубля, проходит этап пилотирования с привлечением узкого круга банков и многое предстоит еще сделать, в том числе с точки зрения правового регулирования отношений, возникающих в связи с появлением новой формы национальной валюты. Так, исходя из того, что законодатель пошел по пути признания цифрового рубля видом безналичных денежных средств, в юридической доктрине необходимо изменить концепцию, согласно которой безналичными денежными средствами должны признаваться не только остатки денежных средств на банковских счетах (как это понималось долгое время), но и цифровые валюты центральных банков. С этой точки зрения являются ли электронные денежные средства видом безналичных денежных средств, а не «предоплаченным продуктом», как ЭДС рассматриваются сегодня?

Возникает ряд вопросов, связанных с полномочиями Банка России как оператора цифровой платформы цифрового рубля, в частности: как будет решаться конфликт интересов, связанный с тем, что Банк России является оператором платформы цифрового рубля и одновременно органом регулирования, наблюдения и надзора в национальной платежной системе, частью которой будет платформа цифрового рубля [3]. Серьезной проработки требует вопрос, каким образом будут урегулироваться споры и разногласия между субъектами отношений, возникающих в связи с внедрением цифрового рубля.

Такие споры возможны между:

– Банком России как оператором платформы цифрового рубля и ее пользователями (физическими и юридическими лицами);

– Банком России как оператором платформы цифрового рубля и кредитными организациями как участниками платформы, выполняющими де-факто агентские функции;

– кредитными организациями как участниками платформы цифрового рубля и пользователями данной платформы в случае, если кредитные организации будут предлагать дополнительные сервисы клиентам с использованием цифрового рубля. Наибольшие сложности вызывает разработка процедур урегулирования споров между Банком России и пользователями платформы цифрового рубля (физическими и юридическими лицами), поскольку Банк России в настоящее время не работает непосредственно с физическими и юридическими лицами.

В заключение следует отметить, что платформа цифрового рубля представляет собой уникальный механизм, который совмещает централизацию (все операции с цифровым рублем совершаются на этой платформе) и децентрализацию доступа (доступ осуществляется через кредитные организации). Будучи централизованной, платформа цифрового рубля обеспечивает абсолютную сохранность средств. Кроме того, настройки платформы могут позволять в тех ситуациях, когда это необходимо, обеспечить обслуживаемость движения средств в виде цифровых рублей (например, в системе государственного оборонного заказа и госзакупок). Указанное потенциально может привести к упрощению финансового контроля, повышению его результативности и, как следствие, уменьшению бюджетных издержек. В то же время участие кредитных организаций создает условия для обеспечения доступности услуг.

Литература:

1. Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 128 и 140 части первой, часть вторую и статьи 1128 и 1174 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» от 24.07.2023 N 339-ФЗ

2. Федеральный закон от 24.07.2023 № 340 — ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

3. Положение Банка России от 03.08.2023 N 820-П «О платформе цифрового рубля» (вместе с «Порядком урегулирования споров и разногласий») (Зарегистрировано в Минюсте России 10.08.2023 N 74716)

4. Цифровой рубль // Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.cbr.ru/fintech/dr/ (дата обращения: 30.04.2024).

5. Рождественская Т. Э., Гузнов А. Г. Правовое регулирование цифрового рубля //Актуальные проблемы российского права. — 2024. — Т. 19. — №. 1. — С. 48–55.

Основные термины (генерируются автоматически): цифровой рубль, Банк России, внесение изменений, пользователь платформы, оператор платформы, Российская Федерация, рубль, средство, участник платформы, Центральный банк.


Ключевые слова

криптовалюта, Банк России, внесение изменений, цифровой рубль, оператор цифровой платформы, пользователь платформы

Похожие статьи

Задать вопрос