Эволюция российского законодательства о криптовалюте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 августа, печатный экземпляр отправим 31 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №35 (325) август 2020 г.

Дата публикации: 24.08.2020

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Павлова, Д. А. Эволюция российского законодательства о криптовалюте / Д. А. Павлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 35 (325). — С. 124-127. — URL: https://moluch.ru/archive/325/73287/ (дата обращения: 15.08.2022).



Статья посвящена рассмотрению отношения органов государственной власти к криптовалюте и его развитию за период с 2014 года по настоящее время в преддверии принятия первого закона Российской Федерации, определяющего правовую природу криптовалюты (цифровой валюты).

Ключевые слова: Государственная дума, Центральный банк, налоговая служба, криптовалюта, цифровая экономика, цифровые финансовые активы, цифровая валюта.

27 января 2014 года Пресс-служба Центрального банка России опубликовала информацию «Об использовании при совершении сделок «виртуальных валют», в частности, Биткойн» [8]. В данном документе Банк России предостерегает граждан и юридических лиц от совершения операций по обмену криптовалюты на «виртуальных биржах», в виду нестабильности стоимости «виртуальных валют» и отсутствия правового регулирования на территории Российской Федерации. Банк России, ссылаясь на статью 27 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», приравнивает «виртуальные валюты» к денежным суррогатам, выпуск которых запрещен на территории Российской Федерации. В связи с этим Банк России рассматривает предоставление услуг по обмену «виртуальных валют» и совершению операций с ней, как вовлеченность субъектов в противоправную деятельность по легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, запрещенных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Аналогичная правовая позиция Центрального Банка изложена в Информационном сообщении Федеральной службы по финансовому мониторингу Российской Федерации от 6 февраля 2014 г. «Об использовании криптовалют» [5], в котором криптовалюта рассматривается в качестве инвестиционного инструмента и инструмента спекулятивной торговли. В обоснование своих доводов, помимо спонсирования терроризма и отмывания доходов, Росфинмониторинг приводит пример применения криптовалюты в торговле наркотиками, оружием и поддельными документами. Так же, как и Центральный Банк, Федеральная служба предупреждает, что децентрализация системы криптовалют, влечет невозможность правовой защиты при совершении сделок и предоставления гарантий платежеспособности субъектов.

О высоком риске нарушений имущественных прав граждан было заявлено представителями пресс-службы Генеральной прокуратуры России по итогам заседания Экспертной группы с участием представителей Центрального банка России, Министерства внутренних дел России и Федеральной службой безопасности России. Как заявили в надзорном ведомстве, «мониторинг ситуации с обращением так называемых «виртуальных валют» (криптовалют) показывает рост интереса к ним, в том числе в целях легализации доходов, полученных преступным путем. В Генпрокуратуре также отметили, что отсутствие обеспечения реальной стоимостью влечет высокий риск ее потери и, «как следствие, нарушение прав держащих его граждан и организаций» [2].

В сентябре 2015 года заместитель председателя Центрального банка О. Н. Скоробогатова сообщила о создании специальной рабочей группы для изучения технологий «Blockchain» и возможных вариантов ее использования [13], а также выработку подходов к определению и регулированию криптовалют на территории Российской Федерации.

В 2017 году заместитель министра финансов Российской Федерации Алексей Моисеев сообщил [12], что операции с криптовалютой могут быть легализованы в России в 2018 году в рамках борьбы с незаконными денежными переводами.

В апреле 2016 г. на базе Государственной Думы РФ была создана Межведомственная рабочая группа по оценкам рисков оборота криптовалюты, целью которой являлась разработка комплексного закона о регулировании «виртуальной валюты» [7].

3 октября 2016 года заместитель руководителя Федеральной налоговой службы А. М. Оверчук от лица своего ведомства опубликовал Письмо № OA-18–17/1027 в котором сообщил, что в законодательстве Российской Федерации нет прямого запрета на проведение российскими гражданами операций с использованием криптовалют [10].

По мнению Федеральной налоговой службы, операции, связанные с криптовалютами, подпадают под определение валютных операций, регулирование которых установлено Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле». Согласно данному закону, под валютными операциями следует понимать отчуждение или приобретение резидентом (нерезидентом) у резидента (нерезидента) валютных ценностей, их ввоз или вывоз, а также перевод валюты Российской Федерации со счета резидента на счет другого резидента, открытых в уполномоченных банках. Также в целях противодействия легализации денежных средств Налоговая служба считает необходимым принять меры по закреплению в Федеральном законе от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ и Федеральном законе от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ положения о порядке регулирования «виртуальной валюты», совершаемых с ней сделок и предоставления информации, касательно их осуществления. Стоит отметить, что криптовалюта не подпадает под определение валюты, как денежных средств, и, следовательно, регулирование в рамках данного закона является невозможным.

28 сентября 2017 года Комитет Государственной Думы по экономическому развитию, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству создал Экспертный совет по цифровой экономике и блокчейн-технологиям.

Глава комитета Государственной Думы Российской Федерации по финансовому рынку Аксаков А. Г. в своем интервью ТАСС сообщил, что к октябрю 2017 года Министерством финансов Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации планировалось выработать законопроект, регулирующий оборот и операции с криптовалютой [1].

10 октября 2017 года на XII международном форуме «Российский рынок производных финансовых инструментов» Первый заместитель председателя Центрального Банка Российской Федерации Сергей Швецов высказался в своем заявлении от лица Центрального Банка о закрытии сайтов и бирж, осуществляющих операции с криптовалютой [11].

Исходя из поручений Президента Российской Федерации № Пр-2132 в рамках реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» по итогам совещания по вопросам использования цифровых технологий в финансовой сфере, которое состоялось 10 октября 2017 года, Центральному Банку Российской Федерации совместно с Правительством Российской Федерации поручено определить статус криптовалют, установить требования к организациям, осуществляющим деятельность в сфере распределения реестров («майнинга»), утвердить порядок их регистрации и налогообложения, а также представить предложения специальной регулятивной площадки для проверки на практике в реальных условий развития финансовых технологий [9]. Данные изменения в законодательство необходимо было внести 01 июля 2018 года.

25 января 2018 года Министерство финансов Российской Федерации разработало проект Федерального закона № 419059–7 «О цифровых финансовых активах». Данный законопроект определил статус криптовалют, закрепил новый вид договора, заключаемый в электронной форме (смарт-контракт).

26 марта 2018 года на рассмотрение в Государственную Думу поступил проект Федерального закона № 424632–7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации». Данный законопроект вводит базовые понятия, такие как «цифровое право» и «цифровые деньги», заменив ранее используемые понятия «токен» и «криптовалюта», объединяя их в совокупности, как «цифровые объекты», закрепил цифровые объекты за категорией «иное имущество», предоставил защиту прав граждан по осуществлению сделок, связанных с цифровыми объектами, описал оборотоспособность объекта в порядке универсального правопреемства, расширил способы соблюдения письменной формы сделки, предоставляя право гражданам выражать свою волю на заключение сделки с помощью электронных или иных аналогичных технических средств.

В июле 2018 года Аксаков А. Г. сообщил о намерении взымать с физических и юридических лиц налоги согласно действующим нормам Налогового кодекса Российской Федерации [3].

Федеральный закон № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» был принят 18 марта 2019 года и содержит определение цифровых прав, законодательно закрепив их в качестве объекта гражданских прав в рамках статьи 128 Гражданского кодекса РФ.

В мае 2019 года Сбербанк стал требовать от граждан предоставлять информацию о доходах (включая адрес криптокошелька, имя, способы майнинга и иные связанные документы), полученных от совершения сделок и майнинга криптовалюты [6].

22 июля 2020 года Государственная дума РФ в третьем чтении приняла закон № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах (ЦФА) и цифровой валюте», который вступит в силу с 1 января 2021 года. Согласно данному закону криптовалюта (цифровая валюта) является одним из видов цифрового финансового актива (имуществом).

Заместитель секретаря Совета безопасности России Коков Ю. А. в своем официальном заявлении в октябре 2019 года обратил внимание на активное использование криптовалюты в террористической деятельности и необходимости принятия мер по регулированию криптовалюты [4].

По итогам заседания Коллегии МФД России, состоявшегося 1 ноября 2019 года Коллегия поручила ведомствам разработать правовой механизм конфискации криптовалюты в целях борьбы с киберпреступностью [14].

Таким образом, проанализировав отношение к криптовалюте органов государственной власти, органов государственного управления и судебных органов в лице их представителей, можно выделить следующие этапы развития законодательства о криптовалюте в Российской Федерации:

  1. Отношение к криптовалюте, как к противоправному явлению (с января 2014 года по август 2015 года);
  2. Создание специальных рабочих групп по изучению криптовалюты и попытка ее определения через легитимные понятия (с сентября 2015 года по ноябрь 2017 года);
  3. Разработка законопроектов регулирующих криптовалюты и создание нормативно-правовой базы (с декабря 2017 по настоящее время).

Литература:

  1. Аксаков, С. Т. Закон о регулировании криптовалют в РФ может быть принят в осеннюю сессию / С. Т. Аксаков. — Текст: электронный // ТАСС: информационное агентство России: [сайт]. — URL: http://tass.ru/ekonomika/4524305 (дата обращения: 18.08.2020).
  2. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации состоялось совещание по вопросу правомерности использования анонимных платежных систем и криптовалют: Сообщение от Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 06 февраля 2014 г. — Текст: электронный // Генеральная прокуратура Российской Федерации: [сайт]. — URL: http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-86432/ (дата обращения: 18.08.2020).
  3. Григорьева, И. Криптовалюты в законе / И. Григорьева. — Текст: электронный // Известия: [сайт]. — URL: https://iz.ru/766254/inna-grigoreva-tatiana-gladysheva/kriptovaliuty-v-zakone (дата обращения: 18.08.2020).
  4. Егоров, И. Спецслужбы делятся секретами / И. Егоров. — Текст: электронный // Российская газета: [сайт]. — URL: https://rg.ru/2019/10/13/sovbez-rf-terroristy-stroiat-set-dlia-upravleniia-razroznennymi-silami.html (дата обращения: 18.08.2020).
  5. Информационное сообщение «Об использовании криптовалют»: Пресс-служба Федеральной службы по финансовому мониторингу от 06 февраля 2014 г. — Текст: электронный // Федеральная служба по финансовому мониторингу: [сайт]. — URL: http://www.fedsfm.ru/news/957 (дата обращения: 18.08.2020).
  6. Михайлова, Л. «Сбербанк» попросил клиента объяснить доходы от криптовалют / Л. Михайлова. — Текст: электронный // VC.RU: [сайт]. — URL: https://vc.ru/finance/67797-sberbank-poprosil-klienta-obyasnit-dohody-ot-kriptovalyut 2019 (дата обращения: 18.08.2020).
  7. Носова, О. Законопроект о криптовалюте внесут в Госдуму в сентябре / О. Носова. — Текст: электронный // ВЕСТИ.РУ: сетевое издание: [сайт]. — URL: URL: https://hitech.vesti.ru/article/665387/ (дата обращения: 18.08.2020).
  8. Об использовании при совершении сделок «виртуальных валют», в частности, Биткойн: Пресс-служба Центрального банка Российской Федерации от 27 января 2014 г. — Текст: электронный // Официальный сайт Банка России: [сайт]. — URL: http://www.cbr.ru/press/PR/?file=27012014_1825052.htm (дата обращения: 18.08.2020).
  9. Перечень поручений по итогам совещания по вопросу использования цифровых технологий в финансовой сфере от 21 октября 2017 г. — Текст: электронный // Администрация Президента России: [сайт]. — URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/55899 (дата обращения: 18.08.2020).
  10. Письмо Федеральной налоговой службы Российской Федерации о контроле за обращением криптовалют (виртуальных валют) от 03 окт. 2016 г. № ОА-18–17/1027. — Текст: электронный // СПС «Гарант»: [сайт]. — URL: http://base.garant.ru/71584452/ (дата обращения: 18.08.2020).
  11. ЦБ призвал закрыть доступ к предлагающим производные инструменты на криптовалюты сайтам. — Текст: электронный // Интерфакс: международная информационная группа: [сайт]. — URL: http://www.interfax.ru/business/582550 (дата обращения: 18.08.2020).
  12. ЦБ РФ: говорить о легализации оборота криптовалют с 2018 года преждевременно. — Текст: электронный // ТАСС: информационное агентство России: [сайт]. — URL: http://tass.ru/ekonomika/4178054 (дата обращения: 18.08.2020).
  13. Центробанк создал группу по изучению работы базы данных биткоин. — Текст: электронный // Коммерсант.ru: российская ежедневная общественно-политическая газета: [сайт]. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/2814142 (дата обращения: 18.08.2020).
  14. Чернышова, Е. МВД разработает механизм ареста и конфискации криптовалют / Е. Чернышова. — Текст: электронный // Российская газета: [сайт]. — URL: https://rg.ru/2019/10/13/sovbez-rf-terroristy-stroiat-set-dlia-upravleniia-razroznennymi-silami.html (дата обращения: 18.08.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Центральный Банк, Банк России, Государственная Дума, цифровая валюта, Россия, совершение сделок, Цифровая экономика, Гражданский кодекс, Налоговая служба.


Похожие статьи

Правовые акты Центрального банка Российской Федерации

Центральный банк, Центральный банк РФ, Правительство РФ, денежно-кредитная политика, Государственная Дума, Президент РФ. ...нормативных актов Банка России (Центральный банк Российской Федерации проверяет соблюдение кредитными организациями банковского...

Похожие статьи

Правовые акты Центрального банка Российской Федерации

Центральный банк, Центральный банк РФ, Правительство РФ, денежно-кредитная политика, Государственная Дума, Президент РФ. ...нормативных актов Банка России (Центральный банк Российской Федерации проверяет соблюдение кредитными организациями банковского...

Задать вопрос