В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре) надзор за исполнением законов судебными приставами выделен в качестве самостоятельного направления прокурорского надзора.
Порядок и полномочия прокуроров по осуществлению надзора в указанной сфере регламентируются общими положениями федерального закона, а именно статьями 21–26, определяющих предмет, пределы прокурорского надзора, основные полномочия и меры реагирования в указанной сфере.
Между тем, в теории прокурорского надзора разработан следующий подход к пониманию предмета надзора за исполнением законов судебными приставами.
Так, Т. Е. Сушина считает, что «предметом деятельности прокурора по надзору за исполнением законов судебными приставами-исполнителями является анализ исполнения последними не только законов, но и подзаконных нормативных правовых актов, о чем свидетельствуют сведения, содержащиеся в материалах правоприменительной практики» [1].
Однако, осуществляя надзор за исполнением законов судебными приставами, прокуратура, обеспечивая исполнение законов, одновременно, осуществляет деятельность по защите прав человека и гражданина, законных и интересов общества и государства.
По мнению И. С. Викторова, «предметом прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами является: соблюдение Конституции России и исполнение федеральных законов всеми структурными подразделениями ФССП России; соблюдение судебными приставами прав и законных интересов физических и юридических лиц; законность издаваемых должностными лицами структурных подразделение ФССП России правовых актов» [2].
Статьей 21 Закона о прокуратуре определен предмет прокурорского надзора за исполнением законов — это «надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций».
Также Законом о прокуратуре предусмотрен предмет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, обозначенный в статье 26 как «соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций».
Анализируя устоявшиеся подходы к пониманию предмета надзора и предмета надзора за исполнением законов судебными приставами полагаем, что предметом надзора за исполнением законов судебными приставами является соблюдение Конституции Российской Федерации, законов, действующих на территории Российской Федерации, соблюдение прав, свобод и законных интересов участников исполнительного производства и лиц, чьи права затронуты в ходе исполнительного производства, органами Федеральной службы судебных приставов и их должностными лицами, соответствие законам издаваемых Министерством юстиции Российской Федерации, Федеральной службой судебных приставов, их должностными лицами правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию, а также законности совершаемых ими действий (бездействий) и принимаемых решений.
Однако необходимо отметить, что до настоящего времени законодательно не обозначен предмет, пределы надзора за исполнением законов судебными приставами, характер полномочий прокуроров в указанной сфере. Данное обстоятельство свидетельствует о несовершенстве юридической техники при внесении дополнений в Закон «О прокуратуре» в 1999 г. В связи с чем, действующая редакция законодательного акта требует доработки. Закон о прокуратуре должен урегулировать полномочия прокурора в рассматриваемой сфере в соответствии с Конституцией РФ. В связи с чем, в Закон о прокуратуре (разд. III «Прокурорский надзор») необходимо включить самостоятельную главу о надзоре за исполнением законов судебными приставами, в которой следует отразить положение о предмете и пределах надзора, полномочиях прокурора [3].
Кроме того, в ч. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре фразу об осуществлении прокуратурой надзора за исполнением законов судебными приставами необходимо дополнить словами «и соблюдением прав и законных интересов
Необходимо отметить, что в соответствии с ч. 4 ст. 19 Закона «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.
Основным специальным нормативным правовым актом, который определяет условия и порядок принудительного исполнения актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, актов других юрисдикционных органов, регулирует отношения, возникающие в связи с возбуждением, приостановлением, возобновлением, прекращением и окончанием исполнительного производства, совершением исполнительных действий, является Федеральный Закон «Об исполнительном производстве» (далее — Закон).
Значительное внимание в данном Законе уделено вопросам обращения взыскания на имущество должника и его реализации.
Необходимо отметить, что с 08.01.2020 именно статьи, регламентирующие порядок обращения взыскания на денежные средства и иные доходы должника, и ограничения видов доходов, на которые может быть обращено взыскание претерпели изменения.
А именно, теперь в Законе закреплена обязанность банков и иных кредитных организаций, осуществляющих обслуживание счетов должника, при исполнении содержащихся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требований о взыскании денежных средств или об их аресте соблюдать требования ст. 99 и ст. 101 этого закона об ограничении размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, и учета видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание (алименты, средства материнского капитала, различные единовременные и компенсационные выплаты, социальные пособия и т. д.).
Чтобы обеспечить соблюдение указанных норм c 1 июня 2020 года лица, выплачивающие гражданину-должнику зарплату или иные доходы, в отношении установлены ограничения и (или) на которые не может быть обращено взыскание, обязаны указывать в расчетных документах соответствующий кода вида дохода. Порядок указания кодов установлен Банком России.
Помимо этого лица, выплачивающие должнику зарплату или иные доходы путем их перечисления на счет должника в банке или иной кредитной организации, теперь обязаны указывать в расчетном документе сумму, взысканную по исполнительному документу.
В свою очередь банк (иная кредитная организация), осуществляющий обслуживание счетов должника-получателя денежных средств, должен произвести расчет суммы денежных средств, на которую может быть обращено взыскание или наложен арест. Порядок расчета установлен Минюстом России в приказе от 27.12.2019 № 330 [4]. Им, в частности предусмотрено, что при наличии нескольких счетов гражданина расчет должен осуществляться отдельно по каждому счету, а в случае, если счет открыт нескольким лицам (совместный счет), расчет должен производиться отдельно по каждому лицу. Определено, какие суммы включаются в расчет, а какие — нет. Установлена очередность учитываемых при расчете сумм.
Также с 1 июня 2020 года предусмотрена необходимость учитывать перечень доходов, на которые нельзя обратить взыскание, и при изъятии наличных денежных средств в рублях и иностранной валюте, обнаруженных у должника. При этом должник обязан предоставить документы, подтверждающие наличие у него наличных денежных средств, на которые не может быть обращено взыскание.
Так, в целях повышения эффективности осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства, регламентирующего деятельность судебных приставов, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» Генеральным прокурором РФ 12.05.2009 издано указание «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами», в котором закреплены основополагающие методологические аспекты прокурорского надзора непосредственно в данной сфере.
Вместе с тем анализ указанного нормативного акта показывает, что в нем в достаточно лаконичной и, можно даже сказать сжатой форме, изложены положения, в настоящее время объективно требующие коррекции.
Необходимо актуализировать указание в соответствии с последними изменениями в системе органов принудительного исполнения.
Немаловажно дополнить п. 1.6 указания, который говорит о том, что в целях восстановления нарушенных прав граждан применять исчерпывающие меры прокурорского реагирования как к судебным приставам-исполнителям, так и к лицам, не исполняющим их законные требования, препятствующим реализации судебных решений, фразой, указывающей на необходимость проведения проверок лиц, перечисляющих должникам заработную плату или иные доходы, а также к банкам или иным кредитным организациям, не исполняющим требования статей 99, 100, 101 Закона «Об исполнительном производстве».
Литература:
- Сушина Т. Е. Правовая норма в контексте предмета прокурорского надзора // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 8 (69). С. 160–168.
- Викторов И. С. Прокурорский надзор: учебник / под ред. А. Я. Сухарева. — М.: Норма, 2009. — С. 213.
- Трошина Н. В. Организационные и правовые основы прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями. Автореф. дисс… канд.юрид.наук. — Москва 2019, стр. 15.
- Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 17.01.2020