Сфера государственных закупок в Российской Федерации представляет собой сложный и многогранный механизм, который играет ключевую роль в экономике страны. Она охватывает широкий спектр процессов, связанных с приобретением товаров, работ и услуг для нужд государственных и муниципальных органов. Основными законодательными актами, регулирующими эти процессы, являются Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [4] (далее — Федеральный закон № 44-ФЗ) и Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [5] (далее — Федеральный закон № 223-ФЗ). Данные законы определяют правила и процедуры, которые должны соблюдаться при проведении закупок, а также устанавливают права и обязанности участников закупочного процесса.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью анализа предстоящих изменений с 01.01.2025 национального режима закупок, их последствий и влияния на участников рынка, а также на экономическую ситуацию в стране в целом.
Ключевые слова: госзакупки, национальный режим, запрет, ограничение, преимущество, 44-ФЗ, 223-ФЗ.
The sphere of public procurement in the Russian Federation is a complex and multifaceted mechanism that plays a key role in the country's economy.
It covers a wide range of processes related to the purchase of goods, works and services for the needs of state and municipal authorities. The main legislative acts regulating these processes are the Federal Law of 05.04.2013 № 44-FZ «On the Contract System in the Field of Procurement of Goods, Works, and Services for State and Municipal Needs» (hereinafter — Federal Law № 44-FZ) and Federal Law № 223-FZ dated 07.18.2011 «On Procurement of Goods, Works, and Services by Certain Types of Legal Entities» (hereinafter — Federal Law № 223-FZ). These laws define the rules and procedures that must be followed when conducting purchases, as well as establish the rights and obligations of participants in the procurement process.
The relevance of this work is due to the need to analyze the upcoming changes from 01.01.2025 of the national procurement regime, their consequences and impact on market participants, as well as on the economic situation in the country as a whole.
Keywords: public procurement, prohibition, restriction, advantage, national procurement regime, 44-FZ, 223-FZ.
Государственные закупки в России регулируются двумя основными законами: Федеральный закон № 44-ФЗ и Федеральный закон № 223-ФЗ. Первый из них принят в 2013 году и охватывает закупки, осуществляемые органами власти и бюджетными учреждениями. Одна из ключевых характеристик Федерального закона № 44-ФЗ — это строгие требования к процедурам закупок на всех стадиях, что подразумевает наличие различных санкций за нарушения. Указанные требования делают процесс прозрачным и подотчетным, однако, высокая степень формализма может создавать определенные сложности, как для поставщиков, так и для заказчиков.
Федеральный закон № 223-ФЗ, вступивший в силу в 2011 году, предназначен для компаний с долей государственного участия, автономных и бюджетных учреждений (при наличии утвержденного положения о закупке), унитарных предприятий и позволяет более гибкий подход к проведению закупок. Заказчики на основании этого закона имеют право разработать собственные правила проведения закупочных процедур, что дает возможность учитывать специфику своей деятельности. Такая гибкость содействует созданию благоприятных условий для бизнеса, однако также накладывает на заказчиков ответственность за соблюдение рыночных принципов и предотвращение коррупции.
Структурно Федеральный закон № 44-ФЗ распространяется на более широкий спектр организаций, включая все уровни государственной власти. Закон требует обязательного следования предварительно установленным этапам и процедурам, а также сложную систему отчетности по выполнению условий контрактов. Нарушение установленных правил может привести не только к штрафам, но и к внесению поставщиков в реестр недобросовестных. Такая система создает дополнительные риски для участников закупок и требует от участников высокого уровня организации и подготовки.
В отличие от этого, Федеральный закон № 223-ФЗ допускает больший уровень адаптации и индивидуализации условий закупки. Например, заказчики могут устанавливать различные критерии выбора поставщиков и условия контрактов, что позволяет учитывать особенности конкретных рынков и отраслей. Однако следует отметить, что закон все равно обязывает организации соблюдать общие правила, что делает процесс конкурентным и открытым.
Неопределенность и разнообразие в условиях применения этих законов создаёт сложности, как для заказчиков, так и для участников, которые стремятся участвовать в закупочных процедурах.
В Федеральном законе № 223-ФЗ главной проблемой национального режима является вопрос предоставления приоритета по постановлению Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 [6] (далее — ПП РФ № 925) при проведении конкурентной закупки для товаров, страной происхождения которых является член Всемирной торговой организации (далее — ВТО).
У Федеральной антимонопольной службы есть свой взгляд на этот вопрос — приоритет, установленный ПП РФ № 925, применяется исключительно к товарам российского происхождения, к работам услугам, оказываемым российскими лицами и к товарам иностранного происхождения государства, к работам/услугам, выполняемым/оказываемым иностранными лицами государства, являющегося страной — участницей Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) [7].
Однако у судов, в частности у Верховного суда противоположный взгляд — товары российского происхождения, а также ЕАЭС и товары, страной происхождения которых является ВТО, являются равнозначными по отношению друг к другу [8, 9].
А. В. Рагулин в своей статье при рассмотрении вопросов применения национального режима в рамках Федерального закона № 44-ФЗ отмечает, что существенной проблемой является большое число подзаконных актов, содержащих нормы-запреты. [1]
В дополнение к позиции А. В. Рагулина стоит отменить невозможность провести конкурентную закупку товаров, связанных между собой, но с кодами ОКПД2, включенными в перечни разных нормативно правовых актов, что противоречит цели повышения эффективности закупок указанной в части 1 статьи 1 Федерального закона № 44-ФЗ. К примеру, нельзя осуществлять одновременную закупку товаров, входящих, только в Приложение № 1 к приказу Минфина России от 04.06.2018 г. № 126н [10] или только в Перечень, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2021 г. № 3500-р [11] в соответствии со ст. 29 Федерального закона № 44-ФЗ (точилка, код КТРУ — 25.71.13.110–00000004, и тетрадь 48л, код КТРУ — 17.23.13.195–00000002).
Анализируя проблемы квотирования при исполнении постановлений Правительства РФ от 03.12.2020 № 2013 «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения» [12] (далее — ПП № 2013) и от 03.12.2020 № 2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком» [13] (далее — ПП № 2014), С. М. Рукавишников в своей статье обращает внимание, что у заказчика отсутствуют правовые инструменты для соблюдения законодательно установленной обязанности осуществить закупки исходя из минимальной доли закупок российских товаров и обеспечения поэтапного увеличения минимальной доли закупок определенных видов товаров в течение 2021–2023 годов. [2]
Позицию С. М. Рукавишникова поддерживает в своей статье и Х. А. Ахматов. [3]
Федеральный закон № 318-ФЗ от 08.08.2024 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 318-ФЗ), вносит существенные изменения в порядок проведения государственных закупок, действующих в рамках Федерального закона № 44-ФЗ и Федерального закона № 223-ФЗ.
Для реализации полномочий Правительства Российской Федерации, предусмотренных частями 2, 7 и 8 статьи 3.1–4 Федерального закона № 223-ФЗ, частями 2, 7 и 8 статьи 14 Федерального закона № 44-ФЗ Министерством финансов Российской Федерации разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «О мерах по применению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее — проект постановления) [14].
В проекте постановления установлены: запрет, ограничение закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными гражданами, иностранными юридическими лицами и преимущество в отношении товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ и Федеральным законом № 44-ФЗ, а также исключения, когда они не применяются.
Из нововведений необходимо выделить унификацию национального режима при проведении закупок как по Федеральному закону № 223-ФЗ, так и по Федеральному закону № 44-ФЗ. Данное нововведение особенно улучшит положение, как заказчиков, так и поставщиков по Федеральному закону № 44-ФЗ из-за отсутствия большой базы НПА, существовавшей прежде.
В подпункте г) пункта 4 проекта постановления для двух законов предусмотрены 12 случаев закупки, в том числе у единственного поставщика, при которых в предмет одного контракта (одного лота), одного договора (одного лота) нельзя включать товары, указанные в Перечне № 1, Приложения № 1 и Перечне № 2, Приложения № 2 проекта постановления.
Также стоит отметить, что хоть и ПП № 2013 ПП № 2014 отменены, но для заказчиков по Федеральному закону № 223-ФЗ (исключая унитарные предприятия и бюджетные учреждения) разработан Перечень № 3 Приложения № 3 к проекту постановления, содержащий минимальную обязательную долю закупок товаров российского происхождения по перечню минимальная обязательная доля закупок товаров российского происхождения при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ, при этом у заказчика появился правовой инструмент для соблюдения уровня закупок виде запрета закупок товаров.
Нововведением для Федерального закона № 223-ФЗ является запрет закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными гражданами, иностранными юридическими лицами (далее при совместном упоминании — иностранное лицо), по Перечню № 1 согласно Приложению № 1 проекта постановления. В случае отсутствия на территории Российской Федерации производства товара, являющегося объектом закупки (предметом закупки) и указанного в позициях 1–145 Перечня № 1 Приложения № 1, заказчику, до начала осуществления закупки, необходимо обратиться за получением разрешения на закупку происходящего из иностранного государства товара, являющегося промышленной продукцией, которое выдается в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. Данный механизм дублирует ранее принятые для Федерального закона № 44-ФЗ положения постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 616 [15].
Новые правила предоставления преимущества для участников закупок Федерального закона № 223-ФЗ приняты с учетом ранее опыта ПП РФ № 925 и не позволят повторения текущей ситуации.
В заключение можно сказать, что изменения, предусмотренные Федеральным законом № 318-ФЗ и проектом постановления, имеют потенциал для значительного улучшения системы государственных закупок в России. Однако их успешная реализация будет зависеть от того, насколько эффективно будут внедрены новые правила и насколько быстро участники рынка адаптируются к ним. Важно, чтобы все заинтересованные стороны, включая государственные органы, бизнес-сообщество и общественные организации, активно участвовали в процессе обсуждения и внедрения изменений, что позволит учесть все возможные риски и минимизировать негативные последствия. Таким образом, можно надеяться, что новые правила создадут более благоприятные условия для развития отечественной экономики и повышения качества государственных закупок.
Литература:
- Рагулин А. В. Применения национального режима в сфере государственных и муниципальных закупок // Вестник магистратуры. 2022. № 5–4 (128). С. 116–119.
- Рукавишников С. М. Новеллы в области импортозамещения: минимальная доля закупок российских товаров // Правовая политика и правовая жизнь. 2021. № 1. С. 234–239.
- Ахматов Х. А. Проблемы достижения минимальной доли импортозамещения при осуществлении государственных и муниципальных закупок // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. 2021. № 4 (50). С. 52–57.
- Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 30.11.2024) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» «Российская газета», «Собрание законодательства РФ», 08.04.2013, N 14, ст. 1652, «Российская газета», N 80, 12.04.2013.
- Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 01.01.2025) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» «Российская газета», № 159, 22.07.2011», Собрание законодательства РФ», 25.07.2011, № 30 (ч. 1), ст. 4571.
- Постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 (ред. от 16.05.2022) «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» «Собрание законодательства РФ», 26.09.2016, N 39, ст. 5649, «Российская газета», № 217, 27.09.2016.
- Решение Ульяновского УФАС России № ИС/5464/24 Решение по делу № 073/07/3–672/2024 [Электронный ресурс] URL: https://br.fas.gov.ru/to/ulyanovskoe-ufas-rossii/30fcf20e-e924–4f42-a498–77536946ab6b/
- Определение Верховного Суда РФ от 27.01.2022 N 301-ЭС21–27010 по делу N А28–533/2020 [Электронный ресурс] URL: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/060eda32-dcee-427b-a2a8–5eb4e1447438/e83f6ffd-3f5f-45cc-bbb5–7e7ac0169e06/A28–533–2020_20220127_Opredelenie.pdf?isAddStamp=True
- Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12.09.2022 N Ф09–4243/22 по делу N А60–32683/2021 [Электронный ресурс] URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/aHwjxT38kCrw/
- Приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126н (ред. от 11.11.2022) «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 25.10.2018.
- Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2021 № 3500-р (ред. от 12.05.2023) «Об утверждении перечней товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества участникам закупки, являющимися учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы, организацией инвалидов в соответствии со статьями 28 и 29 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» «Собрание законодательства РФ», 13.12.2021, № 50 (часть IV), ст. 8680.
- Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 № 2013 (ред. от 28.02.2023) «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения» «Собрание законодательства РФ», 14.12.2020, № 50 (часть IV), ст. 8219.
- Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 (ред. от 26.06.2024) «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком» «Собрание законодательства РФ», 14.12.2020, № 50 (часть IV), ст. 8220.
- [Электронный ресурс] URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/contracts/norm-setting?id_57=308523-proekt_postanovleniya_pravitelstva_rossiiskoi_federatsii_o_merakh_po_predostavleniyu_natsionalnogo_rezhima_pri_osushchestvlenii_zakupok_tovarov_rabot_uslug_dlya_obespecheniya_gosudarstvennykh_i_munitsipalnykh_nuzhd_zakupok_tovarov_rabot_uslug_otdelnymi_vidami_yuridicheskikh_lits_ob_izmenenii_i_priznanii_utrativshimi_silu_nekotorykh_aktov_pravitelstva_rossiiskoi_federatsii
- Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 (ред. от 09.10.2024) «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» «Собрание законодательства РФ», 11.05.2020, N 19, ст. 2993.