Очерки о морали, воле, ресентименте и духе неклассической немецкой философии в трудах Фридриха Ницше | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №44 (334) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 31.10.2020

Статья просмотрена: 1066 раз

Библиографическое описание:

Гончаров, А. С. Очерки о морали, воле, ресентименте и духе неклассической немецкой философии в трудах Фридриха Ницше / А. С. Гончаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 44 (334). — С. 57-69. — URL: https://moluch.ru/archive/334/74626/ (дата обращения: 16.12.2024).



Настоящая статья изучению морали, воли, ресентимента как ключевых идей философии Ф. Ницше. В ходе исследования мы акцентируем внимание на разностороннем анализе всех неклассических концепций, освещённых в трудах Ницше в разные периоды творчества. При изучении раннего периода творчества мы разбираем аспекты, повлиявшие на самоопределение Ницше как наследника учения Шопенгауэра. При изучении основного цикла произведений мы изучаем сущность ключевых идей Ницше, их трактовку в первоисточнике, без отвлечений на посторонние оценки. Период надлома мы разбираем с позиции выявления принципиальных отличий от основного цикла и выявления новых идей: смерти бога (антитеизм), сверхчеловека (социальный дарвинизм) и воли к власти (витализм). Оценивая поздний период творчества, мы устанавливаем связь предыдущих работ Ницше и переосмысление им своего философского опыта и философии в принципе.

Ключевые слова: перспективизм, мораль, воля, ресентимент, система ценностей, культура, кризис, нигилизм, сверхчеловек.

This article is devoted to the study of morality, will, ressentiment as key ideas of F. Nietzsche's philosophy. In the course of the study, we focus on a comprehensive analysis of all non-classical concepts highlighted in the works of Nietzsche in different periods of creativity. When studying the early period of creativity, we analyze the aspects that influenced Nietzsche's self-determination as the heir to Schopenhauer's teachings. When studying the main cycle of works, we study the essence of Nietzsche's key ideas, their interpretation in the original source, without being distracted by extraneous assessments. We analyze the period of breakdown from the standpoint of identifying fundamental differences from the main cycle and identifying new ideas: the death of God (anti-theism), the superman (social Darwinism) and the will to power (vitalism). Evaluating the late period of creativity, we establish a connection between Nietzsche's previous works and his rethinking of his philosophical experience and philosophy in principle.

Key words: perspectivism, morality, will, ressentiment, value system, culture, crisis, nihilism, overman.

Актуальность темы обусловлена всё более возрастающей популярностью неклассической немецкой философии в трудах многих современных американских социологов, психологов и психоаналитиков. Ключевые понятия о морали, воле и ресентименты в период с 2015 по 2020 гг. подверглись значительному изменению, в соответствии с новейшими открытиями в области персонологии и социологии культуры. Мы же видим в этих открытиях возвращение к идеям немецкой философии второй половины XIX века, а среди затрагиваемых тем всё чаще всплывают имена Артура Шопенгауэра и Фридриха Ницше. Поскольку Ницше во многом правил, дополнял и развивал концепции Шопенгауэра, мы решили остановиться на подробном анализе его философии и выяснить — действительно ли она актуальна на сегодняшний день?

Противоречие заключается в том, насколько философию Ницше можно считать «моральной» и «этичной»? Если в трудах мыслителя даётся разделение морали на мораль рабов, мораль господ и реальную мораль, то что можно считать моралью в чистом виде и высшими моральными ценностями? В ходе анализа всех сохранившихся работ Ф. Ницше нам предстоит установить, каким образом такие понятия, как мораль, воля и ресентимент влияют на человека — и вследствие чего он приобретает свои убеждения?

Теоретическая значимость отражена в научно-философской специфике трудов Ницше, подходящих для исследований в рамках большинства социальных и гуманитарных наук. Материал исследования можно использовать на занятиях по «Философии», «Истории философских учений», «Этике», «Всеобщей истории», «Социологии» и «Правоведению» в высших учебных заведениях. Ранние труды Ницше применимы ко многим областям современной социологии, в поздних трудах Ницше предлагает неклассическую концепцию поступательного развития, в которой прослеживаются истоки таких фундаментальных трудов, как «Закат Западного мира» О. Шпенглера, «Смысл и назначение истории» К. Ясперса и «Конец истории» Ф. Фукуямы.

Практическая значимость обусловлена возможностью применения неклассического (постклассического) учения Ф. Ницше для анализа современных философских, социологических и психологических концепций, распространённых в США, Канаде и Западной Европе, а также имеющих место в трудах некоторых популярных московских социологов. Знание природы морали, воли и ресентимента (столкновения ценностей) в отвлечённом от классического представлении, позволит не только существенно дополнить самые различные направления в отечественных исследованиях по данному вопросу, но и взглянуть на такие сложные явления, как социальная дифференциация, социальное расслоение, поляризация и аномия совершенно под другим углом.

Научная новизна выражена в анализе философии Ф. Ницше в отвлечении от точек зрения сложившихся у дореволюционных и советских исследователей, но, вместе с тем, при сравнении нашей позиции с мнением современных американских и европейских философов, историков и социологов. При изучении трудов Ницше мы, в первую очередь, исследуем ключевые идеи философа («ресентимент», «вечное возвращение», «смерть бога», «сверхчеловек», «воля к власти»). В рамках исследования указание позитивных и негативных сторон философии Ницше позволит не только определить её значимость и актуальность в современности, но и по-иному взглянуть на такие сложные понятия, как нравственность, мораль, свобода, воля, долг и идеал.

Цель исследования — проанализировать основные труды Ф. Ницше в различные периоды творчества и раскрыть сущность морали, воли и ресентимента через призму немецкой неклассической философии.

Исходя из обозначенной нами цели, определим задачи исследования : 1) разностороннее изучение всех трудов Ф. Ницше в разные периоды творчества; 2) разбор понятий «мораль», «воля» и «ресентимент» в духе неклассической философии; 3) анализ ключевых идей и концепций философии Ницше в отвлечении от оценок отечественных исследователей, сложившихся в дореволюционный и советский периоды; 4) сравнение позиций морализма и имморализма в русле современной философии и социологии; 5) установление связей философии Ницше с другими науками и направлениями человеческой деятельности и её актуальности в современном мире.

Объект исследования — основные концепции в трудах Ф. Ницше и их анализ в отвлечении от формальных оценок отечественных исследователей.

Предмет исследования — понятия морали, воли и ресентимента в духе неклассической немецкой философии на примере работ Ф. Ницше.

Хронологические рамки определены выпуском первого философского произведения Ф. Ницше — заметок «Из моей жизни» в 1858 году, от начала собственно философского пути Ницше и его отхода от позиций классической философии — до публикации первой и второй редакций сборника стихов «Дионисийские дифирамбы» в 1891 году.

Методы исследования . Общенаучные: описательный, сопоставительный, анализ и синтез данных, индуктивный метод, сравнение, обобщение. Частнонаучные — социологические: анализ документов, контент-анализ. С опорой на философское знание мы конкретизируем ключевые идеи в трудах Ницше, во-первых, на основе традиций, сложившихся во второй половине XIX века и, во-вторых, на основе современного подхода к изучению представителей неклассической философии.

Фридрих Ницше (1844–1900) — немецкий филолог, переводчик, философ, эссеист, поэт и композитор, чьи труды были известны при жизни и получили широкое распространение после смерти мыслителя. Учение Ницше часто называют самобытным, неакадемическим , тем не менее, в современности оно получило распространение как в кругу научного сообщества, так и далеко за его пределами. И всё же, существуют различные точки зрения на философию Ницше: одни называют её аморальной, антиэтатической и даже антисоциальной, другие считают, что философия Ницше — единственно верный путь к развитию общественно-политических отношений.

Так, отечественный историк и социолог Ф. Е. Джейранов считал, что философия Фридриха Ницше изобилует разного рода «уловками», которые манят своим «мрачным изяществом», но не дают увидеть картину целиком, а именно — мизантропию автора (мы считаем, что это замечание можно скорее соотнести с личностью Шопенгауэра). Большая часть сочинений Ницше базируется на умозрительных началах , поэтому не может быть рассмотрена в качестве аналога новому типу социального взаимодействия и, в принципе, не должна быть используема в обществе, где главными ориентирами являются альтруизм и взаимовыручка [3, с. 140].

Противоположной точки зрения придерживался австрийский и американский социолог П. Бергер, он считал, что философия Ницше по праву называется « философией жизни », поскольку направлена на развитие личности и переосмысление ценностей, основанных на лжи и самовнушении. Главное преимущество Ницше по сравнению с его современниками — это умение направить читателя, показать сущность какого-либо предмета или явления на конкретном примере и показать своё личностное отношения, не указывая на то, что оно обязательно является верным [1, c. 127].

Мы считаем, что, действительно, как и подметил Бергер, Ницше «подталкивает» читателя к действию, даёт советы и приводит развёрнутую аргументацию. У Ницше нельзя найти произведение, в котором он настоял бы на том, чтобы читатель обязательно к нему прислушался. Философ лишь выражает свою личную позицию в отношении чего-либо, но делает это с экспрессией, позволяя читателю почувствовать себя на его месте.

Отторжение философия Ницше вызывает, как правило, вследствие трёх факторов: во-первых, это сложный, временами художественно-философский, временами научно-философский язык, тяжёлый для восприятия неподготовленному читателю, во-вторых, это неакадемичность в прямом значении этого слова, — Ницше отталкивается от опыта предыдущих философов, но вносит существенные корректировки в соответствии с требованиями времени, которые порой не хотят признавать из-за страха перед действительностью и, в-третьих, философия Ницше пропитана нигилизмом как средством противостояния « морали рабов » и « морали господ », а нигилизм — для многих чаще всего является угрозой их собственным ценностям, — тем, что сам Ницше называет « ресениментом ». Но, возможно, для глобальной переоценки всех ценностей, нигилизм — это как раз тот случай, когда « цель оправдывает средство » [4].

Поиск перспективы

«Из моей жизни» (1858) — первое философское сочинение Ницше, написанное им в четырнадцать лет. Здесь уже наблюдается попытка переоценки европейских и непосредственно христианских ценностей. Отец Фридриха Ницше Карл Людвиг Ницше был лютеранским пастором, известным своей набожностью и преданностью церкви. Но сыну никогда не была близка христианская вера, со школьной скамьи тот тяготел к умеренному агностицизму , в дальнейшем он признает единственно верным мировоззрением научный атеизм [2].

«О музыке» (1858) — школьное сочинение Ницше, в котором прослеживается его ранняя любовь к музыке. В юности для Ницше была ближе трагическая музыка , тогда как лёгкие мелодии он оставлял без внимания. В своих рассуждениях Ницше часто обращался к духу трагедии, подмечая, что музыка по своей природе делится на три типа: музыка как развлечение , музыкальное ремесло и музыкальное искусство . Так вот, трагическая музыка относится к последнему типу [2].

«Письмо к другу» (1861) — школьное сочинение по типу рекомендации другу любимого поэта/писателя. Ницше описывает творчество Фридриха Гёльдерлин, произведениями которого на тот момент не пользовались популярностью. Гёльдерина цитировали в узких кругах, преимущественно, представители немецкой интеллигенции. Однако, уже к концу века стихи Гёльдерина приобрели невероятную популярность, его самые крупные поэмы расходились большим тиражом. Так, Ницше предвосхитил восхождение одного из наиболее значимых поэтов своего времени [2, 6].

«Наполеон III как президент» (1862) — сочинение, в котором Ницше рассуждает о роли Наполеона III, последнего французского монарха, в образовании Республики. Вначале Наполеон III пришёл к власти мирным путём, но, затем, совершив в 1851 году переворот, избавился от законодательной власти. Опираясь на плебисцит, он создал авторитарный полицейский режим и провозгласил себя императором Второй империи. Ницше разбирает обстоятельства, повлиявшие на принятие либеральной конституции 1870 года и восстановление прав парламента [6].

«Фатум и история» (1862) — небольшое рассуждение, в котором обыгрывается абсолютный кризис. Фатум страшит людей и, фактически, консолидирует общество. У отдельных личностей фатум , как ядро фатализма , вызывает непреодолимое желание изменить мир. Такие увлечённые деятели, в конечном счёте, его и меняют. Это их ответ на кризис . Однако, вне зависимости от этого, проходит эпоха — и начинается новый кризис (с которым справиться гораздо сложнее). Общество распадается с наступлением абсолютного кризиса — во всех сферах жизни. Здесь явно прослеживается сходство с Законом вызова и ответа А. Тойнби. — И вновь философ опережает своё время [1].

Фридрих Ницше в юности, 1862 г.

Рис. 1. Фридрих Ницше в юности, 1862 г.

«Свободная воля и фатум» (1862) — продолжение «Фатума и истории», где оценивается роль личности в историческом пространстве . Одарённые энергичные люди, отличающиеся повышенным интересом в каких-то определённых областях, интересом, не подкреплённым личной выгодой, как правило двигают общество вперёд (здесь концепция Ницше перекликается с теориейпассионарности и этногенеза Л . Н . Гумилёва). Но, как бы они ни старались, свободная воля никогда не сможете пересилить исторический фатум [1].

«Может ли завистник быть действительно счастливым?» (1863) — эссе Ницше, одно из немногих — на злобу дня. Ницше пишет, что идеалисты в своём большинстве несчастны, они страдают из-за невозможности воплотить свои мечты в реальность. Из-за этого возникает зависть, озлобленность (то, что Ницше впоследствии назовёт «ресентиментом»). В ходе своих рассуждений Ницше приходит к выводу, что ни одна великая идея не заменит материальное благополучие, что в современном мире выигрывают реалисты, тогда как мечтателям остаётся бессильно завидовать тем, кто может принять действительность и жить сегодняшним днём [3].

«О настроениях» (1864) — нарратив, посвящённый чувственной стороне человека и тому, как настроение может повлиять на его деятельность. Ницше излагает своё представление о хорошем настроении и советует на каждый день подготавливать ряд средств для его улучшения, будь то прогулка на свежем воздухе или занятия музыкой и искусством. Пусть нарратив практически не содержит философских рассуждений, но даёт ценное представление о том, каким Ницше видел «идеальное времяпрепровождение» [6].

«Моя жизнь» (1864) — ещё одно сочинение по типу 1858 года. Ницше попытался осмыслить опыт, накопленный за шесть лет. В основу сочинения положена проблема нахождения человеком смысла жизни и жизненных ориентиров. Ницше обращается к античным философам, но не находит подходящий ответ, к средневековым философам — снова. Современные философы, как пишет Ницше, ещё недостаточно раскрыли чувственную, иррациональную сторону человека. Именно с этой работы Ницше предпринял попытку переоценки всех ценностей [5].

«Гомер и классическая филология» (1868, 1869) — эссе, посвящённое творчеству Гомера и образам главных героев «Илиады» и «Одиссеи». Вначале Ницше рассуждает о том, существовал ли Гомер на самом деле, если да — то застал ли он лично Троянскую войну и была ли эта война по масштабам такой, какой её представляют себе историки-антиковеды? Вторая часть эссе посвящена непосредственно языковым особенностям двух поэм [6].

Ницше в год получения докторской степени, 1869 г.

Рис. 2. Ницше в год получения докторской степени, 1869 г.

«Греческая музыкальная драма» (1870) — эссе затрагивает важнейшую для греческой драмы проблему — столкновение дионисийского и аполлонического начал . Ницше, проанализировав труды крупнейших древнегреческих драматургов, комиков и трагиков V вв. до н. э., пришёл к выводу, что греческая музыкальная драма так интересна не потому, что ей присуща проработанность сюжета и музыкальное сопровождение высокого уровня, а потому что она основана на принципе агонизма. Даже современный читатель не может остаться в стороне и не принять сторону одного из героев — воплощений ценностных идеалов, а, при их нарушении, не может не последовать критика [1].

«Сократ и трагедия» (1870) — полемическое рассуждение о некоторых диалогах Платона («Протагор», «Апология Сократа»), описывающих характер Сократа и его философию. Ницще пишет, что в казни Сократа прослеживается утрата греческой цивилизацией своих культурных основ, значительной части ценностей и идеалов. Несмотря на очевидный упадок, закат греческой цивилизации отдалили Платон и Аристотель. Трагедия в этот период становится гораздо мрачнее, а принцип агонизма уже срабатывает не всегда [6].

«Пять предисловий к пяти ненаписанным книгам» (1871–1872) разрабатывались Ницше одновременно с работой над «Рождением трагедии…» Первое предисловие «О пафосе истины» возвращает читателя к открытиям великих умов древности — никто не смог отыскать истину, лишь пафосно заявляя о необходимости поиска, и каков шанс, что современный человек сумеет её отыскать. Во втором предисловии «Мысли о будущности наших образовательных учреждений» Ницше осуждает прусскую и австрийскую системы образования, говоря, что ничего большего в них нет, кроме как заимствований у французов и некоторых мелких поправок. Третье предисловие «Греческое государство» посвящено феномену греческого полиса и факторам, повлиявшим на возникновение демократии в её исконном виде. Четвёртое предисловие «Соотношение между философией Шопенгауэра и немецкой культурой» представляет собой обобщение главных работ Артура Шопенгауэра и анализ степени их влияния на преобразование немецкой культуры. Пятое предисловие «Гомеровское соревнование» является переосмыслением эссе «Гомер и классическая филология» [7].

Заметки «Философия в трагическую эпоху греков» содержит краткое описание предыдущих работ Ницше и попытку проследить перспективу развития немецкой философии [7].

Основной цикл

«Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм» (1872) — первое крупное произведение Ницше. Здесь Ницше развил и доработал идеи из «Греческой музыкальной драма», раскрыв дуалистические истоки греческой культуры: драмы, архитектуры, скульптуры, живописи, графики и музыки. Одновременно с этим «Рождение трагедии…» было посвящено упадку немецкой и общеевропейской культуры, неумелой политики в области образования. В Пруссии общество с ужасом восприняло трактат, было выпущено множество статей, обвинявших Ницще в нигилизме и имморализме . Но Ницше, вместо того чтобы оскорбиться, взял это на заметку и дополнил работу предисловием «Опыт самокритики», в котором подтвердил, что действительно является нигилистом и его, как настоящего нигилиста, мало волнует мнение «мелкой интеллигенции» [6].

«Несвоевременные размышления» (1872–1876) — серия эссе, посвящённых духу немецкой культуры и философии. В каждом эссе ощущается влияние иррационализма и греческого агонизма. На принципе борьбы личности с обществом строится всё рассуждение. Уже в первых эссе, не будучи знакомым с философией Ницше, можно заметить его увлечение сочинениями А. Шопенгауэра и музыкой Вагнера. Ницше затрагивает как совершенно спокойные темы о природе любви и поэзии, так и скандальные — критикующие моральные нормы современного общества [7].

«Об истине и лжи во вненравственном смысле» (1873) — трактат о феноменах истины и целеполагания . Ницше изучает эволюции понимания истины в философских учениях. Вся работа пропитана романтическими мотивами: «В некоем отдалённом уголке вселенной, разлитой в блёстках бесчисленных солнечных систем, была когда-то звезда, на которой умные животные изобрели познание». С расширением возможностей познания, человек научился классифицировать и систематизировать добытое знание, но так и не понял, что значит истина, зато он научился лгать, как окружающим, так и самому себе [7].

«Давид Штраус в роли исповедника и писателя» (1873) — эссе, критически оценивающее философию XVIII-XIX вв. В качестве одного из «великих людей», «идеалов» в контексте анализа Ницше избирает фигуру Давида Штрауса. На примере его творчества Ницше показывает, чего может добиться личность, поставившая свои ценности выше ценностей общества, и чего обычно добивается личность, которая жертвует собой во имя общества [5].

«Философия в трагическую эпоху Греции» (1873) — размышление о средствах и способах, которыми античные драматурги влияли на типизацию мышления в своих полисах, с уникальными политико-экономическими и социокультурными чертами. Ницше ставит во главу угла социальные условия и социальное положение философа, работающего над каким-то трудом. Ницше считает, что люди, не имеющие средств к существованию, не могут быть объективны, «от философии они отстоят далеко» [1].

«О пользе и вреде истории для жизни» (1874) — эссе, критически оценивающее состояние в исторической науке во второй половине XIX века. Ницше оценивает влияние исторического процесса на сознание человека, на формирование общественной идеологии и структуры общественных моралей. Ницше считает, что историческую науку популяризировали И. Т. Гердер, Г. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс, О. Конт и Л. Ранке. После разбора сильных и слабых сторон истории как науки, Ницше приводит свою концепцию исторического развития — « вечное возвращение » [5].

Ницше в Базеле, Швейцария, 1874–1875 гг.

Рис. 3. Ницше в Базеле, Швейцария, 1874–1875 гг.

«Шопенгауэр как воспитатель» (1874) — эссе, посвящённое поиску жизненного пути при возрастающей роли факторов, оказывающих влияние на человеческое сознание, при этом, реально не существующих (политика, мораль, социальная норма, ценность и т. д.). Философ понимает это и стремится избежать большого количества стереотипов в своей жизни. За этим следует другая мысль: все люди должны стремиться стать философами или художниками. Философ, художник — идеал человеческого существования. А для того, чтобы научиться следовать путям истины и понимать, что значит быть настоящим философом, человеку нужны хорошие воспитатели, учителя. В качестве примера Ницше приводит Артура Шопенгауэра [3].

«Мы, филологи» (1874) — эссе, в котором Ницше критикует филологию как науку, замечая, что любой образованный человек должен быть филологом: он может заниматься филологией в целях саморазвития, но есть куда более полезные науки, имеющие практическую значимость для страны и для мира. Удел филолога — глубокая скромность . Да, улучшение текстов — увлекательная работа для учёных, разгадывание ребусов, однако, нельзя смотреть на это как на что-то особенно серьёзное. Скверно, если древность будет вести с нами менее внятный разговор из-за того, что путь перегородили миллионы слов [2].

Период надлома

«Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов» (1878) — сочинение, в котором Ницше вновь решился назвать себя нигилистом, восставая против идеализма и всякого рода мошенничества высшего порядка. Книга стала переломной в философии Ницше: он отказался от метафизики и перешёл к позитивистскому субъективизму . Значимая книги посвящена охлаждению отношений между Ницше и Вагнером. Объяснение кроется в том, что Вагнер принял христианство и всё чаще стал в своих произведениях обращаться к христианским мотивам, кроме того, признание публики для музыканта стало важнее самого искусства — философ же бежал от всякой толпы и высмеивал честолюбивых людей [8].

«Смешанные мнения и изречения» (1879) — собрание афоризмов Ницше, не попавшие или не подошедших для более крупных работ. Во главу угла ставится проблема свободомыслия и разочарования. В любых научных изысканиях человек, как правило, сталкивается с рядом ограничений, из-за которых ему приходится ограничивать себя определёнными средствами и методами исследования, позволяющими, с одной стороны, раскрыть одни аспекты более подробно, с другой, — обойти стороной все прочие, не менее важные аспекты. В повседневности свободомыслящий человек сталкивается с разочарованием, когда пытается наделить других людей чертами своей личности и возлагает большие надежды на тех, к кому испытывает наибольшую эмпатию. Но, так или иначе, разочарование останется вечным спутником человека [2].

«Странник и его тень» (1880) — собрание афоризмов, сюжет которых образуется за счёт диалогов Тени и Странника — двух аспектов философского познания ( чувствования и созерцания ). В книге прослеживается попытка переосмысления принципа познания на основе эмпирического и рационалистического подходов . По сути, вся работа представляет собой борьбу двух начал, Ницше сталкивает мораль рабов и мораль господ, жажду свободы и страх существования. В первой части сочинения особое место занимают принципы измерения морали и нравственности в истории философии и в современных философских трудах. Вторая часть посвящена тому, что проистекает из лучших достижений «моральности человека»: демократия, гуманизм, рационализм, гражданственность [2].

«Утренняя заря, или мысли о моральных предрассудках» (1881) — самое скандальное произведение Ницше, которое часто интерпретировалось национал-социалистами в пользу их идеологии. Элизабет Ницше, литературная душеприказчица , потрудилась, чтобы эта работа увидела свет в переработанном виде — в угоду новому режиму. Под редакцией Элизабет основная мысль была направлено на возвеличивание арийской расы. Однако, в полной версии (первой редакции) «Утренней зари» мы видим, что Ницше, вначале, перечисляя достижения Пруссии и Австрии, отдавая дань уважения немцам, увлечённо рассказывает о величии арийской нации, но затем резко переходит к критике [9].

Ницше освещает упадок музыкального искусства в Пруссии и Австрии, нерадивость нового поколения по отношению к своей культуре, чрезмерное заимствование принципов образовательной системы у Франции. В конечном счёте критика современной культуры переходит к критике нации, но на этом Ницше не останавливается — он критикует в равной степени каждую европейскую нацию. Как бы не приписывали Ницше создание или поддержку идеологи национал-социализма, сам он довольно чётко описал своё отношение в одном из писем в период работы над «Волей к власти»: «Я ненавижу национал-социализм <…> и все проявления социализма…» [13]

В чём же причина интереса нацистов к философии Ницше? В сходстве его философии и идеологии НСДАП? В близости сверхчеловека к идеалу германского типа личности? Как нам кажется, всё гораздо проще — дело в том, что, после смерти Ницще в 1900 году, его философия была популярна в ряде стран, но не в Германии. Она начала приобретать популярность после того, как в Веймаре состоялось заседание Прусской академии права, и главный идеолог нацистской партии А. Розенберг заявил: «Мы, национал-социалисты, не смеем отвергнуть такого смелого мыслителя, как Фридрих Ницше. Мы возьмём из его пламенных идей всё то, что может дать нам новые силы и стремления». Тогда же, в качестве основных работ были взяты вторая редакция «Утренней зари» и «Так говорил Заратустра» [13].

Миф о расовой теории Ницще, подкреплённый к тому же мифом о том, что сам Ницше был ярым антисемитом, был выгоден национал-социалистам, в то время, как сам Ницше решил противопоставить не арийскую расу всем другим расам, а себя — всей Европе. Он пытался доказать, что не национальность определяет человека, а его талант и способности. В подтверждение тому, можно вспомнить интересный факт, что сам Ницше по национальности был поляком, о чём ни раз писал в своих работах (1888: «Мои предки были польскими дворянами…) В действительности, о дворянах Ницких сохранилось множество сведений в польских источниках. Как ценитель немецкой культуры, Ницше не мог обойти стороной историю германских княжеств, историю Пруссии, чтобы не ужаснуться раздробленности и разобщённости общества, и, будучи нигилистом, он не мог дать иную, менее порывистую, менее несдержанную критику [2].

«Весёлая наука» (1882) — первоначально задумывалась как продолжение «Утренней Зари», книга пропитана духом философии Б. Спинозы, но, вместе с тем, нигилизм Ницше уводит читателя от свойственных Спинозе монизма и пантеистического мистицизма к критическому анализу категорий «добра» и «зла», «закона» и «беззакония», «судьбы» и «свободы выбора». Сочинение разделено на 5 книг, которым предшествует 63 эпиграммы. В приложении к основному труду идут «Песни принца Фогельфрая» — цикл из 14 стихотворений на мистико-философские мотивы. Ницше приводит аргументы в пользу абсолютной упорядоченности мира и его подчинённости законам естественной логики. В этом сочинении Ницше впервые использует свой знаменитый афоризм: « Бог умер ». Обозначается критика церкви, отделённая непосредственно от критики самого христианства [9].

Ницше, фотография Г. Шульце, 1882 г.

Рис. 4. Ницше, фотография Г. Шульце, 1882 г.

«Мессинские идиллии» (1882) — цикл из восьми стихов, в произведениях выражена как философская, так и любовная, и, в некоторой степени. пейзажная лирика. Нас интересуются, прежде всего, два стиха — «Маленький бриг по прозванию “Ангелок”» и «Pia, caritatevole, amorosissima» («Благочестивая, милосердная, любимейшая»). На написание первого стихотворения Ницше вдохновил корабль «Angiolina», названный, согласно местной легенде, по имени девушки, бросившейся в море из-за несчастной любви. Второй стих повторяет надпись на надгробии, стоящем на кладбище в Стальено, недалеко от Генуи. Рельеф на надгробии изображает девушку с ягнёнком. Хотя и в витиеватой форме, Ницше пытается отыскать позитивные элементы христианства, отвлечённо рассуждая о том, каким бы мог стать человек, если бы сумел создать одну « идеальную религию » [9].

«Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» (1883–1885) — наиболее известное сочинение Ницше, в котором тот решился на слом всех существующих ценностей для создания философии сверхчеловека. Книга, несмотря на свою специфичность, содержит наиболее практичные идеи Ницше: социальный дарвинизм , антитеизм , витализм и принцип поступательного развития . Всё это — не до конца высказанное философией Просвещения: только сверхчеловек способен, не боясь «вечного возвращения», принять самого себя и возвыситься над человеком, как когда-то человек возвысился над обезьяной. Безусловно, особое место в сочинении занимает рассуждение о сущности перехода , рождения нового типа человека, образовании нового образа мышления: «Человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, — канат над пропастью. Опасно прохождение, опасно быть в пути, опасен взор, обращённый назад, опасны страх и остановка…» [10]

«По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего» (1886) — сочинение, написанное в типичном для Ницше афористическом стиле . Ницше разоблачает недостатки тех, кого обычно называют «философами» и выявляет качества «новых философов»: воображение, настойчивость, оригинальность и «создание ценностей». Затем он оспаривает некоторые из основных предпосылок формирования старой философской традиции, наподобие «самосознания», «знания», «истины» и «свободы воли», объясняя их изобретением морального сознания. Вместо них, Ницше предлагает в качестве объяснения социального поведения — волю к власти . Он производит переоценку гуманистических убеждений, показывая, что даже жажда власти, присвоение и причинение боли слабому не являются абсолютно предосудительными [11].

«Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей» (1886–1888, 1-е изд. 1901, 2-е изд. 1906) — продолжение работы «По ту сторону добра и зла», наиболее цельное и значимое с научной точки зрения произведение Ницше. Воля к власти описывает то, что Ницше считал главной движущей силой человечества — все достижения, амбиции и стремление достичь максимально возможного социального статуса и социального положения. Это всё проявления воли к власти. Тем не менее, данная концепция никогда не была систематически определена в предыдущих работах Ницше, хотя и упоминалась не раз (поэтому её интерпретация до сих пор открыта для обсуждения) [14, 15].

Австрийский психоаналитик А. Адлер включил волю к власти в свою «Индивидуальную психологию» в качестве «стремления к превосходству». Такую интерпретацию можно сравнить с другими венскими психоаналитическими школами: принцип удовольствия З. Фрейда (« воля к удовольствию »), логотерапия В. Франкла (« воля к значению »), гендерный психоанализ К. Хорни (« стремление к власти »). Каждая из этих школ изучает различные движущие силы людей. Можно сказать, что эта работа оказала существенное влияние на развитие психоанализа и в принципе на появление ортодоксального учения Фрейда. Следует также упомянуть, что не вошедшие в книгу отрывки послужили материалом для написания «Падения кумиров» и «Антихриста» в период переосмысления опытов [16].

«К генеалогии морали. Полемическое сочинение» (1887) — трактат, продолжающий традицию стирания границ между добром и злом: Ницше демонстрирует, что две противоположности имеют разное происхождение и представляют два противоположных значения. В различении «хорошего» и «плохого» среди аристократии (интеллигенции) «добро» является синонимом благородства и всего, что является могущественным и жизнеутверждающим, а всё низшее, не достойное внимание является злом. При этом, для беднейших слоёв населения — зло — это всё, что лежит за границей понимания, всё сложное и возвышенное, недоступное. В первом случае, принято говорить о «морали господ», во втором — о «морали рабов», что, по сути, одно и то же, и такая инверсия ценностей возникает из-за ресентимента — озлобленности слабых к сильным и презрения сильных к слабым. В этом столкновении ценностей реальной моралью обладает тот, кто смог отделить свои ценности от социальных норм, установок и идеологии государства [11].

В разных местах Ницше упрекает английских и прусских психологов в отсутствии исторического чутья. Они стремятся провести моральную генеалогию, объясняя альтруизм с точки зрения полезности альтруистических действий, о которой впоследствии забывают, поскольку такие действия становятся нормой, эгоизм принижается из-за самого факта индивидуальности — полезности не для всех. И суждение «добро», согласно Ницше, исходит не от лиц, пользующихся альтруистическими действиями. Скорее, сами «хорошие», «добрые» люди, аристократы, отделённые от подавляющего большинства, придумали термин «добро», чтобы самим добиться выгоды от тех, кто не способен встать с ними в один ряд.

Возмущение и острую критику Ницше можно понять, если вдуматься в абсурдность светской морали, исходящей не от самого народа, а лишь от верхушки. Действительно, как можно следовать их примеру — когда сами они далеки от идеала? Кроме того, Ницше считает абсурдным то, что альтруизм проистекает из «забываемой полезности»: если он на самом деле полезен обществу, тогда что же побуждает людей забывать о прежних заслугах в случаях нужды и невозможности продолжения альтруистических действий? По Ницше, такое «бессмысленное ценностное суждение» получает распространение благодаря ожиданиям, формирующим рабское мышление.

«Казус Вагнер» (1888) — произведение, потребовавшее от Ницше отказаться от афористичности в пользу чёткой последовательности приводимых аргументов. «Казус Вагнер» знаменует окончательный разрыв Ницще с Рихардом Вагнером. В тексте даётся оценка творчества немецкого композитора как декадентского . Ницше не скрывает своего негативного отношения к музыканту. «Казус Вагнер» первоначально создаёт впечатление личного дневника, во многом из-за анализа собственного отношения автора к объекту его работы. Декаданс давно не признаётся Ницше как идеал музыкального искусства, теперь Ницше считает лучшей музыкой — эпическую, настраивающую на позитивный труд [11].

Ницше называет Вагнера одной из своих болезней. Под «болезнью» философ имеет в виду взгляды, систему ценностей самого Вагнера, которые он сам некогда разделял. Во-первых, Вагнер принимает христианство, во-вторых, начинает симпатизировать национал-социалистам (отношение к которым, как мы выяснили, у Ницше было, как минимум, довольно прохладное). Но Ницше уже не раз обращался к теме музыки и непосредственно к творчеству Вагнера в предыдущих работах, однако, это сочинение отличается одной существенной деталью: двойственностью оценки, более нет однозначного «за» и однозначного «против».

В этой книге Ницше впервые оправдывается, что несвойственно для философа, что причина, которая побудила его написать «Казус Вагнер» — это философ внутри него. Философ этот — бунтарь. Он, являясь продуктом своего времени, изменяет привычную его современникам точку зрения и анализирует современность через призму искусства, через творчество самого востребованного художника-современника — Рихарда Вагнера. Можно сказать, что именно за этим кроется нечто гораздо большее, чем проблема одного музыканта — Ницше описывает культуру своего времени, используя простую формулу: «Наши вкусы раскрывают нашу сущность» [11].

Переосмысление опытов

«Падение кумиров, или О том, как можно философствовать с помощью молотка» (1888) — сочинение, ещё более глобальное по своей задумке, чем «Воля к власти» или «К генеалогии морали». Эта работа — объединение всех самых критичных оценок и основных концепций. Ницше начинает с раздела «Афоризмы и стрелы», в котором готовит читателя, обозначая характер произведения. Критике подвергаются многие направления философской мысли ( учение Сократа , идеализм , вульгарный материализм , декадентство ) и также философские категории (истина, разум, опыт, воля, свобода, мораль, нравственность и идеал). «Объявлением великой войны» назвал сам Ницше свою книгу, в этот раз подвергнув критике не какой-то определённый аспект европейской культуры, а целый Западный мир, осознав, что все его ценности, без исключения, оказались ложными: «Я искал великих людей и всегда находил только обезьян их идеала…» [12]

«Антихрист. Проклятие христианству» (1888) — сочинение выстраивается в форме протеста против христианства и несоответствий декларируемых церковью принципов с реальной практикой христианской церкви в истории, а также несоответствию христианства учению Христа. В тексте «Антихриста» активно критикуется апостол Павел, который, по словам Ницше, изобрёл бога для себя и дал в Евангелии «самое презренное из всех неисполнимых обещаний, — бесстыдное учение о личном бессмертии». Ницше утверждает, что Павел выдавал за доказательство посмертной жизни Христа обычную галлюцинацию [12].

Ницше отрицает наличие истинных христиан, кроме Иисуса Христа и, возможно, его учеников, замечая, что «…в сущности был только один христианин, и он умер на кресте». Он обвиняет церковь, утверждает, что она всё подвергло порче и обесценила всякую ценность, «…из всякой истины она сделала ложь, из всего честного — душевную низость». Равенство душ перед богом Ницще называет фальшью: люди не рождаются равными, они и не должны быть равными. Ницше также обвиняет христианство в том, что из сильного человека, следующего своему естеству, оно сделало изгоя, вечного беженца. Сострадание , одну из важнейших христианских добродетелей, Ницше отвергал, утверждая, что оно не свойственно человеку, который понимает лишь страдание . На самом деле сострадание — это отражение своего собственного терзания, — желание, помогая другому, унять свою боль.

«Ecce Homo. Как становятся сами собою» (1888) — уникальное сочинение Ницше, которое является скорее запоздалой попыткой познать себя, чем разъяснить какие-либо новые философские идеи. Ницше решается на самокритику, он оценивает свои позиции в предыдущих работах от «Рождения трагедии» и до последних работ, включая «Антихриста». Так писал Ницше о своей работе: «Сейчас, с цинизмом, который станет всемирно-историческим, я рассказываю самого себя…» Ницше объясняет, чем он делился с читателем на протяжении жизни, почему он решил не отказываться от ярлыка нигилиста и с какими трудностями столкнулся при создании своих основных работ. Ницще довольно экспрессивно и открыто проявляет себя читателю, вспоминая всех важнейших людей в его жизни: Стендаля, Шекспира, Шопенгауэра и Вагнера. Но особое место в сердце философа занимает, как ни странно, не Вагнер, а Шекспир. В рассуждении о творчестве Шекспира звучит вопрос: «Кто понял Гамлета?» Позже Ницше задаётся тем же вопросом, но направляет его на себя: «Кто понял меня?» [12]

«Ницше против Вагнера» (1889) — эссе, включающее множество отрывков из 1877 года. Эстетика и идеология Вагнера в своё время решающим образом повлияли на становление мировоззрения юного Ницше. В свою очередь, его труды стали ключевым элементом творчества зрелого Вагнера. Пронеся через столько лет наиболее колкие замечания и упрёки в адрес бывшего друга, Ницше решил, ещё сохраняя здравый рассудок, опубликовать их все в одном сборнике, на который Вагнер отреагировал, на удивление, сдержанно, с пониманием. Особое место в эссе занимает отрывок, вынесенный из труда 1888 года: «Длинная история! — Угодно, чтобы я сформулировал её одним словом? — Если бы я был моралистом, кто знает, как назвал бы я её! Быть может, самопреодолением. — Но философ не любит моралистов… Он не любит также красивых слов…» [12]

Ницше в клинике Йенского университета, 1889 г.

Рис. 5. Ницше в клинике Йенского университета, 1889 г.

«Дионисийские дифирамбы» (1891) — последнее сочинение Ницше, написанное, как считают многие исследователи ницшеанства, «на грани рассудка». Если все предыдущие работы писались в ясном уме, то здесь уже прослеживаются алогизмы и силлогизмы. Впрочем, само произведение представляет собой цикл стихов, частично заимствованных из «Заратустры», частично написанных во второй половине 1888 и в начале 1891 гг. [12]

Первые шесть стихотворений представляют собой исповедь Ницше перед миром от лица Диониса («Глупец! Пиита!», «Посреди дщерей пустыни», «Последняя воля», «Среди стервятников», «Огненный знак», «Солнце садится»). Сравнивая себя не с Заратустрой, искателем силы, а с Дионисом, олицетворением упадка, Ницще возвращается к мотивам «Рождения трагедии», своей первой крупной работы.

Остальные семь посвящены попытке осмысления «правды» и «истины» через чувствование и созерцание («Жалоба Ариадны», «Слава и вечность», «О бедности самых богатых», «Неведомому богу», «Уединённое», «Осень», «Венеция», «Хмельная песнь»). Некоторые стихи («Не прячь пустыню, ведь она растёт…», «Солнце садится», «Неведомому богу») часто подвергались цензуре, публиковались в неполном виде. В настоящее время ознакомиться со всеми стихотворениями Фридриха Ницще можно в сборнике «Песни Заратустры» Издательства “Э” («Золотая коллекция поэзии»).

Черновики и неоконченные труды

Черновики и наброски 1874–1879 гг. содержат множество смелых идей, от критики Е. Дюринга — до созерцания этики путём обособления от некоторых социальных норм и ценностей. Встречаются индийские и персидские поговорки, рассуждения о различных греческих поэтах и философах, а также черновые варианты таких произведений, как «Казус Вагнер» и «Ницше против Вагнера» [14].

Черновики и наброски 1880–1882 гг. состоят из рассуждений на темы свободы, справедливости, морали, власти и необходимости соотношения императивной и диспозитивной частей в законах государства. Есть интересные мысли о сущности исторического развития и отвлечённые рассуждения об этике и эстетике через их сравнение с категориями художественности и естественной красоты [15.

Черновики и наброски 1882–1884 гг. в основном состоят из пояснений к некоторым философским трудам («Утренняя заря», «Весёлая наука»), Ницше подвергает анализу категории «жертвенности», «власти», «завоевания» и «созидания». Главное направление мысли — «завоёвывать проще, чем возводить, создавать сложнее, чем разрушать» [16].

Черновики и наброски 1884–1885 гг. посвящены анализу жизни и творчества известных французских и немецких писателей и политических деятели. В черновиках присутствуют стихотворные наброски, заметки об альтруистических и эгоистических поступках [17].

Черновики и наброски 1885–1887 гг. направлены на анализ понятий «добродетели», «страдания» и «сострадания». Ницше разбирает истоки и особенности философского и политического нигилизма [18].

Черновики и наброски. 1887–1889 гг. обращены к факторам формирования национализма, нацизма и социализм в их обыденном и философском смыслах. Также Ницше приводит теорию, согласно которой существуют люди с большим энергетическим потенциалом, активные деятели, представители эпохи, «творящие своё время». В чём-то данная концепция напоминает Пассионарную теорию этногенеза Л. Н. Гумилёва [19].

Ключевые идеи

На основе анализе основных произведений Фридриха Ницше, выделим ключевые идеи и специфические черты, характерные для творчества философа: 1) позитивистский субъективизм; 2) афористичность повествования; 3) имморализм; 4) бытие становления — возвышенное и низменное; 5) бытие измерения — здоровое и упадочное; 6) столкновение дионисийского и аполлонического начал; 7) диктатура разума — сократов метод; 8) абсолютный кризис; 9) смерть бога; 10) нигилизм; 11) вечное возвращение; 12) сверхчеловек; 13) мораль господ и мораль рабов; 14) воля к власти; 15) ресентимент. Для наглядности и дальнейшего анализа произведений философа по-отдельности, разберём каждую черту его творчества с точки зрения современной философии.

Позитивистский субъективизм, перспективизм . Термин был впервые введён Готфридом Лейбницем для обозначения некоторых ортодоксальных учений, согласно которым действительность непостоянна и имеет свои уникальные черты в сознании каждой личности. При этом, у человеческого бытия не существует объективных сторон. Есть лишь методы, характеризующиеся разнообразными ограничениями по времени и пространству и ситуативно показывающие сущность тех или иных предметов и явлений действительности, которые мы можем познавать с условием наличия перспективы их дальнейшего изучения. Ницше утверждает, что не существует абсолютной перспективы и, так или иначе, категории истины и действительность всегда остаются недостижимыми, поскольку в сознании каждой личности существуют «своя истина» и «своя действительность»; проще говоря — у каждого своя правда, свой взгляд на мир, именно поэтому мир непознаваем .

Афористичность повествования . Так как Ницше по образованию был филологом, многие его труды считаются эталонами научного, художественного и публицистического стилей. Философия Ницше не имеет системы, поскольку строится на афоризмах, в которых выражаются духовные переживания и личное отношение автора к определённым аспектам действительности. Афоризмы Ницше вовлекают читателя в постоянный поиск смысла и постижение его через сопереживание автору. Все афоризмы Ницще контекстуальны и разворачиваются путём воспроизведения жизненного опыта и длительной подготовки читателя. Большая часть сочинений Ницше относится к «философии жизни», поскольку использует в качестве отправных точек создания афоризмов принцип практичности .

Имморализм . Ядром философии Ницше является мировоззренческая позиция, основанная на частичном или полном отрицании принципов и предписаний морали в реальных общественных отношениях. Ницще характеризует имморализм как разновидность критического мышления, способ противостояния ложным ценностям, продиктованным идеологией государства и слабостью человека в своём естестве. В действительности, по мнению Ницше, многие ценности, в частности, религиозные (христианские) не имеют ничего общего с реальной моралью и реальными, типичными для человека нормами и убеждениями.

Возвышенное и низменное . Ницше часто апеллирует к эстетическим категориям, сталкивая возвышенное, как проявление высших чувств человека, связанных с позитивной оценкой собственной общественной значимости , с низменным — ставящим под сомнение социальные нормы и ценности. Возвышенное трактует социальную природу как вечное, бесконечное продолжение мира, низменное обнаруживает ограниченность и конечность человеческого бытия. В этом противоречии рождается духовное существо, обладающее нравственным превосходством над теми, кто не может осознать двойственность мира и преодолеть тревогу и страх перед неизвестностью.

Здоровое и упадочное . Согласно философии Ницше, не данность является мерой действительности, а постоянное изменение в бытие человека. Истина не может считаться онтологическим основанием мира , а только ценностью, свойственной мечтателям и идеалистам. В этом ключе Ницше различает две главные задачи человека, ограниченного в своём бытие социальными нормами и установками: укреплять жизнь и противостоять болезни и разложению в том обществе, где наступает закат. Человек не должен поддаваться бессилию, ведь даже в своей обречённости он может предпринять попытку переоценки ценностей. Невзирая на упадок своего общества, проявить эгоизм — и спастись самому.

Дионисийское и аполлоническое начала . Образ Аполлона в философии Ницше соответствует порядку и процветанию, гармонии общества, постоянному приросту искусства и наличия пластичности в культуре, тогда как образ Диониса — это гедонизм , опьянение, анархия и забвение, чрезмерно возвеличенное, чрезмерно эпическое искусство, связанное с экстатической формой восприятия культуры: когда только крайняя степень наслаждения может считаться вершиной искусства. Но, дионисийское начало — свойственно человеку от природы, аполлоническое — искусственное начало, которое всегда нужно поддерживать в обществе. В столкновении двух начал проявляются две стороны человека — социальная и асоциальная, естественная, инстинктивная, свойственная с рождения.

Сократов метод . Долгие годы изучая греческую философию, Ницше обнаружил, что так называемые философы-досократики в своих трудах всегда опирались на диктатуру духа. Сократ был первым, кто предложил для постижения жизни и разворачивания картины становления философии использовать диктатуру разума , а не диктатуру духа . С помощью метода борьбы с софистами Сократ наделяет философское знание устойчивой логической моделью с наличием причинно-следственных связей. Используя эту модель — через указание оппоненту на смысловые ошибки в его утверждениях — Сократ добивался того, что оба участника спора оставались в выигрыше, приходя к единому мнению, то есть, к консенсусу. Ницше очень часто применял сократов метод при раскрытии природы морали в своих сочинениях.

Абсолютный кризис . Ницше придерживался циклической парадигмы истории, согласно которой исторического развития не существует, каждой эпохе соответствует определённый цикл, где меняются акторы — действующие лица и места действия, но сам результат всегда остаётся тем же. Вариативность заключается в специфике трансформации сфер общественной жизни для каждого общества и государства в конкретный промежуток времени. Когда цивилизация встречает расцвет, наблюдается рост роли культуры и искусства в жизни общества — «золотой век», когда наступает закат, цивилизация умирает. При жизни философа концепция «абсолютного кризиса» не пользовалась популярностью, она приобрела её лишь после выхода главного произведения О. Шпенглера «Закат Западного мира», основанного на трудах Ницше (о чём свидетельствует авторское предисловие к книге).

Смерть бога . Ницше первым в философии обозначил «смерть бога» и конец христианского мира. В качестве доказательства того, что христианство давно стало для Европы пережитком, Ницше приводит свидетельства утраты доверия к сверхъестественным и сверхчувственным основаниям ценностных ориентиров. По мнению Ницше, люди верят в бога из страха, а не из любви и почитания, со смертью бога развивающиеся общества придут в упадок, в них начнётся смута, в то время, как развитие общества получат шанс актуализировать новую идеологию, которая будет соответствовать всем требованиям времени.

Нигилизм . Большинству работ Ницше характерен нигилизм как как средство противостояния «морали рабов», ложным ценностям, пропагандируем государством, религиозными организациями и «фанатиками», при том, что эти ценности не только не соотносятся с реальной общественной моралью, но и ограничивают ум человека множеством стереотипов. Мораль должна служить жизни, воспитывать человека, а не быть ограничителем его развития. Ницше писал: «Бог задохнулся в богословии, нравственность — в морали», этот пример идеально показывает применение нигилизма в ходе типичного философского рассуждения.

Вечное возвращение . Любая идея, любое открытие, произведённое человеком, уже существовали когда-то, но в другой форме и в другом качественном состоянии. Это касается и художественных произведений, и научных открытий. Вечное возвращение представляет собой постоянство в вечности, цепочку событий, где обязательно вводятся переменные, кажущиеся человеку новыми. Для каждой эпохи есть переменные, которые отличают её от предыдущей эпохи, но, на самом деле, они возникают (возвращаются) из более ранних эпох и преображаются в соответствии со сложившейся действительностью. Нового знания как такового не существует, в сознании человека оно включает в себя набор идей, воспринятых через познание чужого опыта. Таким образом, сам познавательный процесс всегда возвращает нас к отправной точке, с незначительными изменениями.

Сверхчеловек . «Человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, — канат над пропастью». Так описывает Ницше стремление человека превзойти свою социальную природу за счёт эволюции общественной морали. С одной стороны, человек обладает безграничными перспективами, от природы он не обладает никакими ограничениями, кроме чисто физических, но, с другой, человек в своей неопределённости может раствориться в социальных нормах и установках, создав для себя слишком много ограничений. Философия сверхчеловека провозглашает главенство свободы и воли над общественной моралью, — у сильной личности должны быть собственные неписанные правила , тогда как установленные законы должны регулировать поведение толпы.

Мораль господ и мораль рабов . Общество — вовсе не структурированное объединение, это совокупность людей, обладающих общими ценностями, соблюдающих общие нормы, разделяющих общую идеологию. Но в каждом обществе существует мораль господ — тех, кто направляет глобальные социальные процессы, и мораль рабов — тех, кто непосредственно участвует в этих процессах. Личность обязана примыкать к одному из объединений, перенимания его мораль, иначе это грозит непониманием и непринятием личностью общества, или обществом личности. Найти золотую середину — всё равно что удержаться на канате.

Воля к власти . Подобно воли к жизни, у каждого человека с рождения присутствует воля к власти (то, что А. Адлер впоследствии назовёт «стремлением к превосходству»). Воля к власти — это структурно-функциональный принцип всего живого: инстинкт, мощь, желание и творческое начало. Этот принцип утверждает, что общество является средством для исполнения главного долга жизни — обретения силы. Но вот способы каждый человек избирает свои, в зависимости от его понимания силы: один может стремиться стать известным политиком, другой — совершить великое научное открытие, третий — создать произведение искусства, которое общество признает шедевром. Но всеми ими движет воля к власти.

Ресентимент . И, кроме обретения силы, есть ещё одна сторона долга жизни — поддержание своих ценностей. Ресентимент (фр. ressentiment — вражда, злопамятность) как социальное явление представляет собой чувство враждебность, к тому, что человек считает причиной своих неудач. Ресентимент проявляется в столкновении двух противоположных ценностей и, фактически, раскрывает содержательную часть социальной дифференциации , социального расслоения и, как следствия, аномии и негативной поляризации . По Ницше, реактивная сила ресентимента восходит к морали рабов, а активная — к морали господ.

Это основные концепции и идеи Фридриха Ницще. Ранее, на примере отдельных произведений, мы более подробно описали, какое место занимает каждая идея в творческом наследии философа. Теперь, при обобщении, можно заметить схожие элементы, присущие фактически каждому труду Ницше, а также уникальные, единичные идеи, зафиксированные в каком-то одном произведении. Большая часть работ Ницше имеет афористичный характер, но, так или иначе, философ всегда отстаивает одну точку зрения, при этом, позволяя читателю ознакомиться с другими через приводимую аргументацию. В этом заключается отличительная особенность творчества Ницше — он не даёт прямого ответа, а лишь, раскрывая логику своей философии, подталкивает к рассуждению. То, что отталкивает от Ницше широкий круг читателей — это нигилизм, сочетающийся с острой критикой устоявшихся ценностей и множество мифологем, связанных с образом самого Ницше. Но именно нигилизм, по мнению современных исследователей ницшеанства, является единственным способом вывести человека из зоны комфорта и научить критическому мышлению.

Выводы . Таким образом, мы проанализировали основные труды Фридриха Ницше в разные периоды творчества (поиск перспективы, основной цикл, период надлома, переосмысление опытов). Путём сравнения оригинала и редакций, мы раскрыли сущность морали, воли, ресентимента и прочих значимых идей в контексте каждого из изученных произведений. Наблюдая эволюцию концепций и теорий Ницше, мы обнаружили, что философ нередко оказывался непонятым как близкими людьми, так и широкой общественностью.

Его философия начала набирать популярность лишь в конце 1880-х гг., но не в Пруссии или Австрии, а в Италии, Франции, Швеции Англии, США и даже в России. «В Центральной Европе у меня почитателей нет», — писал Ницше (имея в виду, прежде всего, Пруссию, Австрию и Швейцарию). И всё же, уже во второй четверти XX века его труды становятся популярными во всей Европе, к середине XX века — проникают в Старый Свет, на рубеже эпох — распространяются по всему миру, оказываясь переведёнными более чем на 100 языков.

Итак, мы обозначили 15 ключевых идей Ницше, которые используются в современной социологии, философии, истории, экономике, психологии и психоанализе, они есть практически у любого крупного исследователя, что в очередной раз доказывает, что идеи Ницше остаются актуальными и по сей день. Возможно, из них стоит исключить долю нигилизма, и мы получим чистый перспективизм, подобно тому, как когда-то К. Маркс и Ф. Энгельс исключили Абсолют из объективного идеализма Гегеля и получили диалектический материализм, основу основ современной науки.

Литература:

  1. Бергер П. Приглашение в социологию / П. Бергер; пер. Г. С. Батыгин. — М.: Директ-Медиа, 2007. — 333 с.
  2. Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше: пер. с фр. / Даниэль Галеви; отв. ред. и авт. вступ. ст. А. Л. Симанов. — Новосибирск: Наука, 1992. — 216с.
  3. Джейранов Ф. Е. Философия Ф. Ницше сквозь призму отчуждения и свободы человека // Вестник ЧелГУ, 2011. № 18. — С. 139–145
  4. Зиммель Г. Избранное. Проблемы социологии / Сост. С. Я. Левит. — СПб.: Университетская книга, 2015. — 416 с.
  5. Исаченко Н. Н. Ресентимент как социальное явление современного общества // Общество: философия, история, культура. 2018. № 4. — С. 12–14.
  6. Ницше Ф. Полное собрание сочинений: В 13 томах / Институт философии. — М.: Культурная революция, 2005. — Т. 1/1: Рождение трагедии. Из наследия 1869–1873 гг. / Пер. с нем. В. Бакусева, Л. Завалишиной и др.; общ. ред. И. А. Эбаноидзе. — 2012. — 416 с
  7. Ницше Ф. Полное собрание сочинений: В 13 томах / Институт философии. — М.: Культурная революция, 2005. — Т. 1/2: Несвоевременные размышления. Из наследия 1872–1873 гг. / Пер. с нем. В. Бакусева, В. Невежиной, И. Эбаноидзе и др.; общ. ред. И. А. Эбаноидзе. — 2013. — 480 с.
  8. Ницше Ф. Полное собрание сочинений: В 13 томах / Институт философии. — М.: Культурная революция, 2005. — Т. 2: Человеческое, слишком человеческое. В двух томах. / Пер. с нем. В. М. Бакусев. — 2011. — 672 с.
  9. Ницше Ф. Полное собрание сочинений: В 13 томах / Институт философии. — М.: Культурная революция, 2005–2014. — Т. 3: Утренняя заря. Мессинские идиллии. Веселая наука / Пер. с нем. В. Бакусева, К. Свасьяна; общ. ред. И. А. Эбаноидзе. — 2014. — 640 с.
  10. Ницше Ф. Полное собрание сочинений: В 13 томах / Институт философии. — М.: Культурная революция, 2005. — Т. 4: Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. / Пер. с нем. Ю. М. Антоновского; пер. комментария А. Г. Жаворонкова; науч. ред. Е. В. Ознобкиной. — 2007. — 432 с.
  11. Ницше Ф. Полное собрание сочинений: В 13 томах / Институт философии. — М.: Культурная революция, 2005. — Т. 5: По ту сторону добра и зла. К генеалогии морали. Случай «Вагнер». / Пер. с нем. H. H. Полилов, К. А. Свасьян. — 2012. — 480 с.
  12. Ницше Ф. Полное собрание сочинений: В 13 томах / Институт философии. — М.: Культурная революция, 2005. — Т. 6: Сумерки идолов. Антихрист. Ессе homo. Дионисовы дифирамбы. Ницше contra Вагнер / Пер. с нем. Ю. М. Антоновского, Я. Э. Голосовкераи др.; науч. ред. И. А. Эбаноидзе. — 2009. — 408 с.
  13. Ницше Ф. Полное собрание сочинений: В 13 томах / Институт философии. — М.: Культурная революция, 2005. — Т. 7: Черновики и наброски 1869–1873 гг. / Пер. с нем. А. И. Жеребина; науч. ред. В. А. Подорога. — 2007. — 720 с.
  14. Ницше Ф. Полное собрание сочинений: В 13 томах / Институт философии. — М.: Культурная революция, 2005. — Т. 8: Черновики и наброски 1874–1879 гг. / Пер. с нем. А. И. Жеребина, В. Г. Куприянова и A. B. Назаренко; науч. ред. И. А. Эбаноидзе. — 2008. — 704 с.
  15. Ницше Ф. Полное собрание сочинений: В 13 томах / Институт философии. — М.: Культурная революция, 2005. — Т. 9: Черновики и наброски 1880–1882 гг./ Пер. с нем. ΑΛ. Карельского и др.; науч. ред. А.Г Жаворонков. — 2013. — 688 с.
  16. Ницше Ф. Полное собрание сочинений: В 13 томах / Институт философии. — М.: Культурная революция, 2005. — Т. 10: Черновики и наброски 1882–1884 гг./ Пер. с нем. Ю. И. Архипова; науч. ред. А. Г. Жаворонков, И. А. Эбаноидзе. — 2010. — 640 с.
  17. Ницше Ф. Полное собрание сочинений: В 13 томах / Институт философии. — М.: Культурная революция, 2005. — Т. 11: Черновики и наброски 1884–1885 гг. / Пер. с нем. В. Д. Седельника; науч. ред. А. Г. Жаворонков. — 2012. — 688 с.
  18. Ницше Ф. Полное собрание сочинений: В 13 томах / Институт философии. — М.: Культурная революция, 2005. — Т. 12: Черновики и наброски 1885–1887гг. / Пер. с нем. В. М. Бакусева; науч. ред. С. В. Казачков. — 2005. — 560 с.
  19. Ницше Ф. Полное собрание сочинений: В 13 томах / Институт философии. — М.: Культурная революция, 2005. — Т. 13: Черновики и наброски 1887–1889гг. / Пер. с нем. В. М. Бакусева и A. B. Гараджи; науч. ред. СВ. Казачков. — 2006. — 656 с.
Основные термины (генерируются автоматически): философия, воля, ценность, мораль господ, мораль рабов, работа, труд, философ, III, власть, идея, том.


Похожие статьи

Социально-философский анализ исторической трансформации понятия преступника в понятие делинквента: от преступного акта к качеству личности

В данной статье центральной смысловой линией выступает тезис о невозможности дать определение преступления вне контекста некоторого государственного целого структурирующего социум. В ходе первого раздела разрабатывается идея, что понятие преступник у...

Экзистенциалы человеческого бытия в философии Сёрена Кьеркегора: от отчаяния к вере

В статье анализируется кьеркегоровская философская интерпретация отчаяния и веры, как экзистенциалов человеческого бытия. Отчаяние рассматривается как отправной пункт. В вере показаны её парадоксальность и абсурдность, противоположность индивидуально...

Краткая история зарубежного психоанализа в контексте изучения эволюции методов исследования психической динамики личности

Настоящая статья посвящена изучению научного спектра психоаналитической методологии. При изучении психоанализа в лицах, даётся краткое описание соответствующих классических и постклассических концепций, с условным разделением двух форм знания в психо...

Проблема отчуждения человека в современном мире

В статье представлен анализ категории отчуждения и подходы к ее пониманию. В то же время, проблема отчуждения человека в современном мире уделяется недостаточно внимания, а это ведет к увеличению отчуждения и обострению проблем, прежде всего социальн...

Событие грехопадения как возможность человеческого Dasein

Статья посвящена интерпретации христианского Откровения посредством фундаментальной онтологии М. Хайдеггера. Выявляется основополагающее значение грехопадения по отношению к человеческой экзистенции. Автор рассматривает важнейшие бытийные черты Dasei...

Д. Деннет и конструктивная альтернатива эпифеноменализму

В статье раскрывается концепция самости американского философа Дэниела К. Деннета. Автором излагаются взгляды эпифеноменалистов и физикалистов на природу бытия и происхождения «цвета», а также обобщается дискуссионный материал по исследуемой теме. Ид...

К вопросу об актуальных подходах в теории и практике эстетического воспитания: парадигма присутствия

В статье рассматривается возможность интегрировать концепт присутствия в теорию эстетического воспитания. Опираясь на идею «производства присутствия» американского философа Ханса Ульриха Гумбрехта, автор анализирует основания эстетики низших чувств к...

Природа познавательного опыта по Джону Локку

Проанализированы философские основы познавательного опыта в концепции Джона Локка. Определены основные направления критики Локка теории врожденных идей. Предложена авторская интерпретация сенсуалистических взглядов философа, очерчено их значение в фи...

Тема казуистики в романе «Братья Карамазовы»

В статье рассматривается одна из граней моральной проблематики творчества Достоевского. Такой узкий взгляд открывает путь к решению более широких проблем, в том числе к проблеме правдивости или правдоподобности языкового творчества с точки зрения авт...

Преодоление текста: семиотико-герменевтическая традиция и феномен мифологизма в культуре ХХ века

В статье рассматривается категория художественного текста с точки зрения ее культурфилософского потенциала и функциональных особенностей в парадигме мифологизма первой половины ХХ столетия. Акцент делается на феномене рецепции, что прослеживается как...

Похожие статьи

Социально-философский анализ исторической трансформации понятия преступника в понятие делинквента: от преступного акта к качеству личности

В данной статье центральной смысловой линией выступает тезис о невозможности дать определение преступления вне контекста некоторого государственного целого структурирующего социум. В ходе первого раздела разрабатывается идея, что понятие преступник у...

Экзистенциалы человеческого бытия в философии Сёрена Кьеркегора: от отчаяния к вере

В статье анализируется кьеркегоровская философская интерпретация отчаяния и веры, как экзистенциалов человеческого бытия. Отчаяние рассматривается как отправной пункт. В вере показаны её парадоксальность и абсурдность, противоположность индивидуально...

Краткая история зарубежного психоанализа в контексте изучения эволюции методов исследования психической динамики личности

Настоящая статья посвящена изучению научного спектра психоаналитической методологии. При изучении психоанализа в лицах, даётся краткое описание соответствующих классических и постклассических концепций, с условным разделением двух форм знания в психо...

Проблема отчуждения человека в современном мире

В статье представлен анализ категории отчуждения и подходы к ее пониманию. В то же время, проблема отчуждения человека в современном мире уделяется недостаточно внимания, а это ведет к увеличению отчуждения и обострению проблем, прежде всего социальн...

Событие грехопадения как возможность человеческого Dasein

Статья посвящена интерпретации христианского Откровения посредством фундаментальной онтологии М. Хайдеггера. Выявляется основополагающее значение грехопадения по отношению к человеческой экзистенции. Автор рассматривает важнейшие бытийные черты Dasei...

Д. Деннет и конструктивная альтернатива эпифеноменализму

В статье раскрывается концепция самости американского философа Дэниела К. Деннета. Автором излагаются взгляды эпифеноменалистов и физикалистов на природу бытия и происхождения «цвета», а также обобщается дискуссионный материал по исследуемой теме. Ид...

К вопросу об актуальных подходах в теории и практике эстетического воспитания: парадигма присутствия

В статье рассматривается возможность интегрировать концепт присутствия в теорию эстетического воспитания. Опираясь на идею «производства присутствия» американского философа Ханса Ульриха Гумбрехта, автор анализирует основания эстетики низших чувств к...

Природа познавательного опыта по Джону Локку

Проанализированы философские основы познавательного опыта в концепции Джона Локка. Определены основные направления критики Локка теории врожденных идей. Предложена авторская интерпретация сенсуалистических взглядов философа, очерчено их значение в фи...

Тема казуистики в романе «Братья Карамазовы»

В статье рассматривается одна из граней моральной проблематики творчества Достоевского. Такой узкий взгляд открывает путь к решению более широких проблем, в том числе к проблеме правдивости или правдоподобности языкового творчества с точки зрения авт...

Преодоление текста: семиотико-герменевтическая традиция и феномен мифологизма в культуре ХХ века

В статье рассматривается категория художественного текста с точки зрения ее культурфилософского потенциала и функциональных особенностей в парадигме мифологизма первой половины ХХ столетия. Акцент делается на феномене рецепции, что прослеживается как...

Задать вопрос