Проблема отчуждения человека в современном мире | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №5 (139) февраль 2017 г.

Дата публикации: 05.02.2017

Статья просмотрена: 4361 раз

Библиографическое описание:

Соловьев, В. А. Проблема отчуждения человека в современном мире / В. А. Соловьев, А. Л. Михайлов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 5 (139). — С. 456-458. — URL: https://moluch.ru/archive/139/39244/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье представлен анализ категории отчуждения и подходы к ее пониманию. В то же время, проблема отчуждения человека в современном мире уделяется недостаточно внимания, а это ведет к увеличению отчуждения и обострению проблем, прежде всего социальных. На основе неклассического истолкования феномена отчуждения выявляется ключевое противоречие философии человека: с одной стороны, мы располагаем сегодня достаточно убедительными подходами к проблеме отчуждения человека со стороны неклассической гносеологии, а с другой — и в теории, и на практике продолжает господствовать традиционный, классический взгляд на вещи.

Ключевые слова: отчуждение, отчуждение человека, неклассическая концепция, гуманизм, естественно-историческая гносеология

The article presents the analysis of the category of alienation and the approaches to its understanding. At the same time, the problem of alienation in the modern world are not paid enough attention, and this leads to increasing alienation and exacerbate the problems, especially social ones. On the basis of non-classical interpretation of the phenomenon of alienation revealed a key contradiction of the philosophy of man: on the one hand, we have today enough convincing approaches to the problem of alienation of the human from the non-classical epistemology, on the other — both in theory and in practice, continues to dominate the traditional, classical view of things.

Keywords: alienation, the alienation of human, non-classical concept of humanism, natural-historical epistemology

История отчуждения человека насчитывает многие и многие века. Само по себе отчуждение человека появилось вместе с появлением первых людей на нашей планете, так как, на наш взгляд, в природе отчуждения не существует. Наша окружающая действительность развивается, основываясь на принципе естественно-исторической гносеологии или просто по принципу естественного развития. В природе нет ничего лишнего, в том числе и отчуждения. Точнее, отчуждение есть в природе, но возникает оно при переходе из одного состояния в другие, так скажем, на стадии гипотез.

Однако с ходом времени лишнее и ненужное отмирает и природа прекрасно развивается дальше. Таким образом, отчуждения и нет в природе, так как оно ей чуждо. Это временное явление, но необходимое и преодолеваемое. С появлением же человека все пошло по-другому. Принципы и основы естественно-исторической гносеологии были нарушены.

Своей субъективностью человек сделал отчуждение не временным явлением, которое необходимо для развития человека и общества, а теперь оно стало частью его жизни, оно проникло во все, что связано с ним, а по утверждению многих философов, и вовсе поработило человека. (К примеру, марксистская философия.)

Над проблемой отчуждения философы задумывались всегда. Однако как философская категория отчуждение стало рассматриваться лишь в эпоху Немецкой классической философии. Философское осмысление данной категории стало возможным лишь в тот момент, когда люди стали выделять себя из окружающей действительности, человек был наделен ролью творца, то есть стал человеком производящим и так далее. А самым главным и определяющим стало разделение сферы жизнедеятельности человека на свое и чужое. В источниках, посвященных изучению проблемы отчуждения человека, утверждается, что автором данного термина в философской интерпретации является И. Фихте. Конечно, об отчуждении размышляли и раньше, однако окончательное оформление понимания было достигнуто лишь в эпоху Немецкой классической философии, когда немецкие классики окончательно разделили мир человека на свой и чужой. В этот период времени философы не только разделили мир на свой и чужой, они стали пристально изучать чужой мир, усматривая в нем определенные закономерности существования, а часто и отводя этому миру определяющую роль в жизни человека [3].

Сегодня в изучении проблемы отчуждения, наметился переход от классического к неклассическому его пониманию. Изучая философию процесса, авторы пришли к выводу, что отчуждение, как и другие процессы и явления, целесообразно рассматривать с точки зрения идей, предлагаемых Фроммом, Мамардашвилли и Батищевым. Данные философы трактуют, что любовь (Фромм), познание (Мамардашвилли), творчество (Батищев) — это явления, в которых происходит процесс постоянного сотворения и этот процесс бесконечен. Так, неоклассики прошлых лет предполагали, что где-то существует предел развития того или иного процесса. Вышеперечисленные философы считают, что любой процесс бесконечен и никаких границ и ограничений нет и быть не может. А также при соблюдении хода естественно-исторической гносеологии отчуждение не возникает. Авторами выдвигается гипотеза, что данное направление является перспективным и в будущем поможет продвинуться по пути решения проблемы отчуждения. Как уже утверждалось выше, история отчуждения насчитывает многие века. И однажды появившись, оно проникло во все сферы жизнедеятельности человека: экономическую, политическую, социальную, духовную и так далее. Так, изучая данную проблему, было выявлено, что ни одна сфера жизнедеятельности человека не осталась не затронутой отчуждением. Мало того вся внутренняя человеческая сущ-ность целиком и полностью пронизана отчуждением. Но самое главное и парадоксальное открытие, которое было совершено, заключается в том, что существует огромное количество определений, мыслей и взглядов, касающихся проблемы отчуждения, а что это — в конечном итоге так и не понятно. Любой уважающий себя философ уделяет внимание данной проблеме, каждый знает или слышал, что это такое, но в результате изучения взглядов по данной проблематике становится очевидным то, что целостной, законченной философии отчуждения нет. И это, на наш взгляд, является огромной проблемой, так как виды и формы отчуждения множатся, причем с ускорением научно-технического прогресса, скорости жизни личности и общества, уже не в арифметической, как во времена Гегеля, Канта и Маркса, Энгельса, а сегодня уже в геометрической прогрессии [4, 5]. Для того чтобы продвинуться по пути решения проблемы отчуждения, нужно для начала провести комплексный всесторонний анализ имеющихся определений и взглядов отчуждения. Работая в данном направлении, получился вывод, что отчуждение существует в определенном диапазоне. К примеру, зададимся вопросом: «Личностью рождаются или личностью становятся?». Мы получим два ответа лежащих на поверхности: 1) рождаются; 2) становятся. Изучая различные типы, формы, виды, классификации, определения отчуждения, мы сделали вывод, что все эти типы, формы, виды, классификации, определения отчуждения систематизируются по этому простому принципу: «либо–либо». Так, если мы возьмем сферу политики, то взгляды на отчуждение будут разниться от того, что человеку необходима полная свобода личности или он социальное существо и целиком является продуктом социума, что человек — это индивидуалист или стадное животное и так далее. А отчуждение будет увеличиваться или уменьшаться, если мы, допустим, усилим или ослабим роль рынка, государства, институтов контроля за деятельностью государства или роль религии в обществе. Точно так же будут обстоять дела и в других сферах: экономической, социальной и религиозной и так далее. В вопросах, связанных с отчуждением, всегда прослеживается закономерность «либо– либо». Как выше отмечалось, личностью либо рождаются, либо становятся. То, о чем мы сейчас рассуждаем, достаточно банально, но в этом и коварство отчуждения! Пока мы с вами решаем, рождаемся мы с вами или становимся, отчуждение плодится и размножается. Чем больше возникает таких противоречий и чем больше пропасть между этими противоречиями, тем сильнее и могущественнее становится отчуждение. Отчуждение базируется на очень простом принципе: «Разделяй и властвуй!».

Вывод

Так изучая проблему отчуждения уже два десятка лет, пришли к выводу, что отчуждение полностью разделяет и властвует. И для того чтобы хоть как-то начать изменять сложившуюся ситуацию в свою сторону, нужно для начала разобраться и понять, что такое отчуждение, как оно понимается и определяется, какие философские течения являлись и являются основополагающими в подходе к отчуждению, какова ситуация сегодня и какие тенденции наблюдаются.

Литература:

  1. Vtorushin N. A., Chukreeva L. Socio-gnoseological Issues of Alienation in G. S. Batishchev's Works // Procedia — Social and Behavioral Sciences. — 2015. — Vol. 166. — P. 69–73.
  2. Вторушин Н. А. Проблема типологизации феномена отчуждения / Н. А. Вторушин // Актуальные про- блемы гуманитарных наук: сборник научных трудов ХII Международной научно-практической кон- ференции студентов, аспирантов и молодых ученых 3–6 апреля 2015 г. — Томск: Изд-во ТПУ, 2013. — С. 378–379.
  3. Brockhaus Enzyklopädie. Band 6. — Mannheim, 2016. — P. 920.
  4. Приходько Д. Н. Отчуждение и пути его преодоления. — Томск: Изд-во ТГУ, 2014. — 108 с.
  5. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. Т. 3. — М.: Политиздат, 2013. — 219 с.
Основные термины (генерируются автоматически): отчуждение, естественно-историческая гносеология, временное явление, окружающая действительность, отчуждение человека, проблема отчуждения, проблема отчуждения человека, простой принцип, путь решения проблемы отчуждения, сфера жизнедеятельности человека.


Ключевые слова

гуманизм, отчуждение, отчуждение человека, неклассическая концепция, естественно-историческая гносеология

Похожие статьи

Философия скептицизма, вопрос восприятия мира человеком

В статье проводится анализ философии скептицизма в изложении различных мыслителей. Основное внимание уделяется гносеологическому вопросу. Также автор, проецируя скептический подход в трактовке философов на проблему отношения человека к различным явле...

Проявления маргинального отношения к праву

В статье рассмотрена специфика маргинального проявления к праву, на основе исследования особенностей этого в современном обществе. В процессе анализа специфики маргинального проявления к праву автором сформулированы основные проблемы, выделены основн...

Наука в обществе знания

В статье представлена попытка анализа трансформации института науки в связи со становлением общества знания. Рассматриваются зарубежные концепции социологии науки и социологии знания в контексте постнеклассической рациональности. Теряя монополию на р...

Аксиологическое измерение знания

В статье рассматривается вопрос об аксиологическом измерении знания в современной постнеклассической науки. Современная наука имеет четко выраженные ценностные характеристики. Аксиологический компонент присутствовал в научном знании с самого начала с...

Влияние, оказанное С. Н. Булгаковым на российскую экономику

В статье рассматривается место С. Н. Булгакова в мировой экономической истории как мыслителя, обозначившего путь примирения социализма и либерализма через философское осмысление экономического процесса. Авторы наглядно показывают, как Булгаков пришел...

Топологические практики в социально-гуманитарном знании

Статья посвящена анализу современных практик философской рефлексии. Топологический подход рассмотрен автором в контексте развития принципов постнеклассической рациональности. По мнению автора, реактуализация топологического подхода является важнейшим...

Национальная идея и конституционализм

В данной статье автор раскрывает сущность понятия «национальная идея», причины её возникновения и факторы, влияющие на это восприятие. Данная проблема является одной из главных на пути становления обновленного российского государства, поэтому с ней, ...

Социально-философский анализ исторической трансформации понятия преступника в понятие делинквента: от преступного акта к качеству личности

В данной статье центральной смысловой линией выступает тезис о невозможности дать определение преступления вне контекста некоторого государственного целого структурирующего социум. В ходе первого раздела разрабатывается идея, что понятие преступник у...

Современные типы правопонимания

В статье рассматривается вопрос определения современного правопонимание. Проводится сравнение двух концепций правопонимания: реалистического позитивизма как современного интегративного подхода и традиционный юридический позитивизм в рамках которого в...

Политическая эпистемология как способ познания политических процессов

В статье рассматривается разделение гносеологии и эпистемологии, определяются их задачи на современном этапе. Уделяется внимание политической эпистемологии и её направлениям, а также раскрывается проблема объекта политической философии.

Похожие статьи

Философия скептицизма, вопрос восприятия мира человеком

В статье проводится анализ философии скептицизма в изложении различных мыслителей. Основное внимание уделяется гносеологическому вопросу. Также автор, проецируя скептический подход в трактовке философов на проблему отношения человека к различным явле...

Проявления маргинального отношения к праву

В статье рассмотрена специфика маргинального проявления к праву, на основе исследования особенностей этого в современном обществе. В процессе анализа специфики маргинального проявления к праву автором сформулированы основные проблемы, выделены основн...

Наука в обществе знания

В статье представлена попытка анализа трансформации института науки в связи со становлением общества знания. Рассматриваются зарубежные концепции социологии науки и социологии знания в контексте постнеклассической рациональности. Теряя монополию на р...

Аксиологическое измерение знания

В статье рассматривается вопрос об аксиологическом измерении знания в современной постнеклассической науки. Современная наука имеет четко выраженные ценностные характеристики. Аксиологический компонент присутствовал в научном знании с самого начала с...

Влияние, оказанное С. Н. Булгаковым на российскую экономику

В статье рассматривается место С. Н. Булгакова в мировой экономической истории как мыслителя, обозначившего путь примирения социализма и либерализма через философское осмысление экономического процесса. Авторы наглядно показывают, как Булгаков пришел...

Топологические практики в социально-гуманитарном знании

Статья посвящена анализу современных практик философской рефлексии. Топологический подход рассмотрен автором в контексте развития принципов постнеклассической рациональности. По мнению автора, реактуализация топологического подхода является важнейшим...

Национальная идея и конституционализм

В данной статье автор раскрывает сущность понятия «национальная идея», причины её возникновения и факторы, влияющие на это восприятие. Данная проблема является одной из главных на пути становления обновленного российского государства, поэтому с ней, ...

Социально-философский анализ исторической трансформации понятия преступника в понятие делинквента: от преступного акта к качеству личности

В данной статье центральной смысловой линией выступает тезис о невозможности дать определение преступления вне контекста некоторого государственного целого структурирующего социум. В ходе первого раздела разрабатывается идея, что понятие преступник у...

Современные типы правопонимания

В статье рассматривается вопрос определения современного правопонимание. Проводится сравнение двух концепций правопонимания: реалистического позитивизма как современного интегративного подхода и традиционный юридический позитивизм в рамках которого в...

Политическая эпистемология как способ познания политических процессов

В статье рассматривается разделение гносеологии и эпистемологии, определяются их задачи на современном этапе. Уделяется внимание политической эпистемологии и её направлениям, а также раскрывается проблема объекта политической философии.

Задать вопрос