Природа познавательного опыта по Джону Локку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №24 (104) декабрь-2 2015 г.

Дата публикации: 07.12.2015

Статья просмотрена: 2701 раз

Библиографическое описание:

Мельниченко, А. А. Природа познавательного опыта по Джону Локку / А. А. Мельниченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 1184-1187. — URL: https://moluch.ru/archive/104/22343/ (дата обращения: 21.12.2024).



 

It have been realized the analysis the philosophical foundations of cognitive experience in the conception of John Locke. Discovered the main areas of criticism of Locke theory of innate ideas. It is offered the authors sensualviews of philosopher, the meaningfulness of the ideas in philosophy tradition.

Key words: empiricism, knowledge, experience, human, ideas.

 

Философия эмпиризма от самого зарождения и до настоящего была и остается весьма актуальной. Ведь его идеи важны для всего человечества. Предметом исследования эмпиризма является человеческая личность, человеческое познание, утверждение, что чувственный опыт отражает характеристики объективно существующих вещей. Это направление в теории познания, признает чувственный опыт источником знания и считает, что содержание знания можно представить как описание этого опыта, или как сведение к нему. Устойчиво основателем эмпиризма считается английский философ Джон Локк. К философских основ которого необходимо обратиться для исследования данной темы.

Целью этой статьи является раскрытие природы познавательного опыта и проявления его в человеческом восприятии. Определение основных направлений критики Локка теории врожденных идей. Анализ эмпирических основ познания. Исследование проблемы толкования понятия идея.

Вопрос о человеческом познании занимает выдающееся место в философии 18 в. Это век является провозглашением эмпиризма как ведущего течения. Локк строит свою философию продолжая линию Ф. Бэкона. Свое учение разворачивал противостоя картезианству, кембриджским платоникам и университетской схоластической философии. Также большое влияние на Локка имели идеи П. Гассенди, Р. Бойля, Т. Сиденхема. Главное произведение — «Опыт о человеческом разуме» (1690), над которым Локк работал около 20 лет, посвящена рассмотрению происхождения, видов и возможностей человеческого познания. Одним из исходных положений теории познания Локка является тезис о происхождении всего человеческого знания из опыта, под которым он понимает чувственное восприятие внешних объектов. Опровержение теории врожденных идей, с которого он начинает свою работу, необходимую ему в силу как теоретических так и практических оснований. Этой теории Локк приписывает такое понимание человека, как пассивной несвободной существа, которому он противопоставляет свои главные принципы и идеалы. Их суть заключается в отстаивании свободы, самостоятельности, достоинства, а в определенной степени и активности человека.

Уже с самого начала очерчивая будущее круг своих поисков можно отметить, что разум ставит человека выше всех других существ, обладающих способностью чувствовать, и ему предоставляются все те преимущества, которые она имеет над ними. С чего, становится понятным, что человек 18 века — это человек, наделенный разумом, только благодаря которому способен познать мир вокруг. Ум (reason), расшифровывается, в первую очередь, как способность рассуждения, понимания (understanding) он не является данным человеку сразу и сознательно в силу самого факта рождения. Умная способность может формироваться только в процессе жизненного опыта и благодаря собственным усилиям каждого индивида. «Человек разумный» — это свободная и активно формируемая человек. Знания, идеи, принципы не вложенные богом в человеческие души, не даны человеку от рождения, но полученные благодаря восхождению ума и других познавательных способностей по соответствующим степеням опыта и понимания. «Если спросят меня, когда же человек начинает обладать идеями, то верный ответ, на мой взгляд: когда она впервые получает ощущение» [1].

Поскольку оказывается, что в душе не наблюдаются идеи, к пока они не будут доставлены туда ощущениями, то толковать идеи в уме (understanding) необходимо одновременно с ощущениями, то есть с такими впечатлениями или действиями в любой части нашего тела, которое производит в уме некоторое восприятия. Итак, можно сказать, что восприятие устанавливает разницу между животными и низшими существами. Поэтому восприятие — выступает путем к познанию. Восприятие — первый шаг и первая ступень к знанию, путь ко всему его материала. Поэтому, чем меньше ощущений у человека, чем малочисленное и бледнее произведенное с помощью их впечатление, чем слабее применены к впечатлениям способности, тем дальше они от познания, которое можно найти в некоторых людях. В результате, все свое познание человек должен формировать сама, с помощью личного опыта, а не получать его где-то извне, в качестве постоянных, готовых и неизменных догматов. Человек произносится свободной, полностью доверенным себе и своим чувствам. Локк отмечает, что сознание новорожденного ребенка — это «чистая доска» (tabula rasa). То есть человек начинает свой путь познания с нуля своих знаний, с чистым сознанием, с чистой душой. А весь материал для познания и размышлений получается из опыта. Под опытом рассматривается совокупность всего того, с чем человек имеет дело непосредственно в течение всей жизни. На опыте основывается все наше знание, и от него оно и возникает. Поэтому, кстати есть совет, что человек с раннего возраста должен быть чем-то заинтересована, то есть занята какой-то деятельностью. Чем ребенок будет слушать (слышать), видеть, чувствовать, воспринимать, тем более опытной, а следовательно и более умным он будет.

Какими же путями знания, идеи, принципы могут поступать в человеческую душу, изначально не владеющий ими? Локк отвечает — конечно, из опыта. И фактически различает два вида опыта: внешний опыт, состоящий из совокупностей определений и внутренний опыт, образующийся из наблюдений ума над своей внутренней деятельностью. Источником внешнего выступает объективный материальный мир, который влияет на органы чувств человека и вызывает, как следствие, ощущение. На этой основе, утверждает английский мыслитель, у нас и возникают простые идеи, имеющие реальный (объективный) содержание, которое соответствует самым вещам. Их место — в человеческом разуме, их источник — это ощущение и рефлексия.

С помощью первичных качеств идеи возводяться до самых чувственных вещей и чувственного восприятия. О первом источник можно сказать, что наши чувства доставляют ума различные друг от друга восприятия вещей в соответствии с разных путей, которыми предметы действуют на них. Таким образом мы получаем такие идеи как: идеи желтого, белого, горячего, холодного, мягкого, твердого, горького или сладкого, и все те идеи, которые мы можем назвать чувственными качествами [2]. В результате того, что ощущение доставляют идеи до ума, отметим, что от внешних предметов они доставляют ума то, что вызывает в нем эти восприятия. Это источник большинства наших идей, которое полностью зависит от наших чувств называется ощущением. Так устанавливается непрерывный связь между чувствами, восприятием и большинством наших идей, которые человек получает благодаря своим усилиям. При этом, душа и те его идеи, как тело и протяженность, начинают существовать в одно и то же время. То есть все зависит от начала восприятия и формирования идей в человеческом разуме. Второй источник идей — деятельность ума человека, когда он имеет дело с внешними объектами (вещами), и наблюдает за собой, за своей деятельностью, воспринимает. Такой способ восприятия называется рефлексия. Этот способ наблюдения доставляет такие идеи, как восприятие, мышление, сомнение, вера, размышления, познания, желания и все другие идеи действия ума. Таким образом, становится понятным, что познавательный опыт человека формируется на основах пяти чувств, восприятия и порождению идей. И именно анализируя опыт как источник идей, Локк обнаруживает, что не все идеи одинаково адекватно отражают свой объект, и зависит это от качеств самого субъекта.

По способу образования и формирования все идеи, по Локку, делятся на простые и сложные. Простые идеи включают в себя одинаковые представления и восприятия и не распадаются на какие составляющие элементы. Фактически, простые идеи — это идеи, которые оказываются в уме при посредстве: одного органа чувств (так, свет и цвет доставляются только зрением), нескольких ощущений (идеи пространства, протяженности, формы, покоя, движения), рефлексии (идеи восприятия, мышления, хотение), всех видов ощущения и рефлексии (например, удовольствие или страдание). Простыми словами можно сказать, что к прости идей относятся идеи: пространства, формы, покоя, движения, света и т. д. Однако, по содержанию эти идеи делятся на две группы. К первой группе относятся идеи, отражающие первичные или первоначальные качества внешних объектов, которые являются совсем неотделимыми от этих объектов, в каком бы состоянии они ни были. Таковы, например, плотность, протяженность, форма, движение, покой. Эти качества действуют на органы чувств с помощью толчка и продолжают у нас выше изложении простые идеи. Ко второй группе относятся идеи, отражающие вторичные качества, не находятся в самих вещах, но представляют собой силы, вызывающие у нас разные ощущения своими первичными качествами (т. е. объемом, формой, сцеплением и движением незаметных частиц материи). Таковы цвет, звук, запах, вкус, тепло, холод, боль и т. п. Об этих идеи уже нельзя с полной уверенностью утверждать, что они отражают свойства внешних тел такими, какими они существуют сами по себе, вне нас. Более того, эти идеи возникают в сознании субъекта только при соответствующих условиях восприятия; они неотделимы от тел, когда эти тела представляют думают о них. Таким образом, проявление вторичных качеств связывается английским мыслителем не с самим объективным миром, а с его восприятием в сознании.

Итак, идеями можно назвать выражение опыта в уме человека. Таким образом, через них человек реализует (использует) свой опыт. Происхождение и формирование сложных идей занимает больший процесс человеческой деятельности. Сложные идеи образуются из простых идей в результате самодеятельности ума. Как уже отмечалось, что умная способность формируется только в процессе жизненного опыта и благодаря собственным усилиям каждого индивида. В результате Локк и выделяет три основных способа образования сложных идей: сочетание нескольких простых идей в одну сложную идею; сведения вместе двух идей, все равно простых или сложных, и сопоставление их друг с другом так, чтобы осматривать их сразу, но не объединять в одну; отделения идей от всех других идей, сопутствующих им в их реальной действительности. Однако, должны отметить, что хотя эти идеи являются составными из простых идей, или из сложных идей, которые составлены из простых, ум при желании может рассматривать каждую отдельно как нечто совершенно целостное, и определять их одним именем (названием).

Сложные идеи, образующиеся в нашем уме, бывают трех типов: модусы, субстанции и отношения (отношения). Отметим, что автор использует слово «модус» в необычном смысле, имея в виду зависимые идеи, такие как идеи треугольника, благодарности, красоты и тому подобное. Пример идеи субстанции — идея свинца. Мы получаем ее, сочетая идею белого цвета с идеями четкого цвета с идеями определенного веса, ковкости и плавкости. Два вида таких идей: простые субстанции, существующие отдельно (например люди или овцы), и те идеи некоторых субстанций, сочетании вместе (например, армия людей или стадо овец). Пример идеи отношения: отец — сын, муж — жена, и т. д.; причина и следствие, создание, рождение, изготовление, изменение; время и место как основа очень широких отношений.

Различив идеи, важно отметить, что некоторые истины получаемых из идей сразу же, как только разум превращает их на утверждение. Для открытия и определения других истин необходим длинный ряд упорядоченных идей, должное сравнение их и тщательно сделанные выводы. Более того, именно некоторые истины первого рода благодаря их общему и легком признанию ошибочно и принимались за врожденные. На самом деле, следуя философии эмпиризма, идеи и понятия не рождаются вместе с нами, хотя одни идеи усваиваются нами с большей легкостью, чем другие, и поэтому принимаются и признаются большим кругом людей. Но, все же, и это зависит от степени применимости органов нашего тела и, соответственно, умственных способностей.

Разрабатывая такое учение о познании человека невозможно было обойти вниманием язык человека. Вопрос языка, поднятая англичанином в третьем томе, означает, что язык имеет большое значение в достижении знания и опыта человека. Поскольку отмечается, что речь, прежде всего, представляет собой результат творчества человека. Все же слова создал человек. Она же и установила между ними связь, а также связь между предметами, которые они обозначают. Эти редкие способности прежде всего и могут отличить человека от животных и птиц, которые также могут издавать звуки. Опять же, это подчеркивает о том, что именно человеческий разум ставит человека выше всех других существ. Иначе говоря, человеческая речь возникает как следствие существования в людях способности к абстракции и обобщения, данного сначала провидением умения связывать воедино предмет с его природой благодаря слову. Слова непосредственно связаны с чувственными идеями. То есть, слова определяют некоторые идеи, которые возникают в человеке в результате чувственного восприятия мира. Слова, в конце концов, возникают от слов, которые означают чувственные идеи. В результате чего, фактически основой для возникновения языка является опыт, непосредственный чувственный контакт с предметами реального или идеального мира.

Для лучшего понимания, обратимся к трактовке познания вообще, каким его видит философ-эмпиристы 18 в. Познание выступает как восприятие соответствия или несоответствия двух идей. Итак, познание есть лишь восприятие связи и соответствия или несоответствия и несовместимости любых наших идей. Где восприятия, там и присутствует познания, где его нет, там мы можем только представлять, додумывать, но никогда мы не будем знать, мы не будем иметь знания. Познание возможно получить только через ощущения. Познание существования любой другой вещи мы можем получить только через ощущения. Таким образом, только действительно получения идей снаружи сообщает нам о существовании других вещей и дает нам понять, что в настоящее время вне нас существует нечто, вызывает у нас эту идею, хотя, возможно, мы не рассуждаем по том, как это происходит вообще. Совершенствованию нашего знания, роста познания способствует постоянное накопление идеями опыта нашего ума. Иными словами, накопление опыта.

Способность для пополнения ясного и достоверного познания в тех случаях, где такое познание невозможно найти, есть уже суждения. С помощью суждения ум делает вывод о соответствии или несоответствии своих идей, или об истинности или ложности любого положения. Суждение это сделано в отсутствии предположения о том, что вещи существуют так, а не иначе. Таким образом, ум обладает двумя способностями, касающиеся истинности и недостатки. Во-первых, это познание, с помощью которого ум воспринимает с достоверностью и убеждается с этим в соответствии или несоответствии каких-либо идей. Во-вторых, это суждение, которое представляет собой такое сочетание или разъединение идей в уме, при котором их соответствие или несоответствие не воспринимается с достоверностью, но предполагается таким. И если суждение сочетает или разделяет идеи так, как вещи существуют в действительности, то оно верно суждение.

Согласно этому, Локк, обратился к опыту, который, с точки зрения его принципиально сенсуалистической позиции, является единственным источником нашего знания, утверждает, что разумная способность может формироваться только в процессе жизненного опыта и благодаря собственным усилиям каждого индивида. Природа познавательного опыта — это совокупность идей, суждений, познавательных способностей, человеческая деятельность вообще. Отсюда, все человеческое знание и происходит из этого опыта (чувственное восприятие), а процесс познания, начинается с простых идей, и движется к сложным. И получается, что чувственное знание можно назвать выходным, которое передает показания вещей вне нас. Высшим видом знания, которого человек в состоянии достичь является интуитивное знание. Когда ум будет непосредственно воспринимать соответствие или несоответствие идей ода другу. Хотя, эмпирическое знание и знание которое мы получаем из этого знания, может быть относительным, но с помощью интуиции и дедукции, мы можем оценить, насколько оно относительно. Итак, основой нашего познания является опыт, который состоит из единичных восприятий. Восприятие разделяются на ощущения (действия предметов на нашу органы чувств) и рефлексии. Идеи возникают в уме в результате абстрагирования восприятия. Принцип «врожденных идей» оспаривается. Подчеркивается, что в душе постепенно отражается информация от органов чувств, которая поступает туда с помощью эмпирического восприятия реальности. Принцип который приглашаются: первичность ощущений перед умом.

 

Литература:

 

  1. J.Locke. An Essay Concerning Human Understanding. The University of Adelaide Library University of Adelaide South Australia 2004. — p.91;
  2. ЛоккДж. Сочинения: В 3-х т М.: Мысль, 1985. — с. 81;
  3. Серебренников В.Учение Локка о прирожденных началах знания и деятельности СПб., 1892.
Основные термины (генерируются автоматически): идея, восприятие, опыт, Локк, орган чувств, ощущение, познание, ум, человеческий разум, жизненный опыт.


Ключевые слова

человек, опыт, эмпиризм, познания, идеи

Похожие статьи

Д. Деннет и конструктивная альтернатива эпифеноменализму

В статье раскрывается концепция самости американского философа Дэниела К. Деннета. Автором излагаются взгляды эпифеноменалистов и физикалистов на природу бытия и происхождения «цвета», а также обобщается дискуссионный материал по исследуемой теме. Ид...

Политическая эпистемология как способ познания политических процессов

В статье рассматривается разделение гносеологии и эпистемологии, определяются их задачи на современном этапе. Уделяется внимание политической эпистемологии и её направлениям, а также раскрывается проблема объекта политической философии.

Границы человеческого познания

В статье автор рассматривает развитие границ человеческого познания.

Философия скептицизма, вопрос восприятия мира человеком

В статье проводится анализ философии скептицизма в изложении различных мыслителей. Основное внимание уделяется гносеологическому вопросу. Также автор, проецируя скептический подход в трактовке философов на проблему отношения человека к различным явле...

Становление и развитие логики в контексте философских учений

В данной статье рассматриваются этапы становления логики в контексте развития философской мысли.

Социальное неравенство в философии Вольтера и Рене Генона

В статье осуществляется сравнительный анализ взглядов Вольтера и Рене Генона в вопросе социального неравенства, формулируется вывод об их взаимосвязи и значении в современное время.

Осмысление философии права И. Канта в поисках обновления правовой системы современных государств

В предлагаемой статье авторами рассматривается правовой аспект философского учения Иммануила Канта. Рассматривается связь между моралью и законом. Сделан акцент на тезисах международного права.

К вопросу о подходах к определению понятия «акме»

В статье освещены основные подходы к определению понятия «акме», его происхождение, связь с терминами самореализация, самопознание, самоактуализация.

Социализация: теоретические основы, понятие, сущность

В статье рассмотрены основные теории социализации таких ученых, как Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Ч. Кули, Дж. Мида, У. Томаса и Ф. Знанецкого, Э. Эриксона. Дано определение понятия социализации, раскрыты основные моменты сущности этого процесса.

Сознание — «интегральный момент психических процессов»

В статье предложен анализ классических и современных трудов по философии и афазиологии, рассмотрены вопросы взаимоотношения категорий «мышление», «сознание», «язык», «речь», освещена структура категории «сознание» и его источники.

Похожие статьи

Д. Деннет и конструктивная альтернатива эпифеноменализму

В статье раскрывается концепция самости американского философа Дэниела К. Деннета. Автором излагаются взгляды эпифеноменалистов и физикалистов на природу бытия и происхождения «цвета», а также обобщается дискуссионный материал по исследуемой теме. Ид...

Политическая эпистемология как способ познания политических процессов

В статье рассматривается разделение гносеологии и эпистемологии, определяются их задачи на современном этапе. Уделяется внимание политической эпистемологии и её направлениям, а также раскрывается проблема объекта политической философии.

Границы человеческого познания

В статье автор рассматривает развитие границ человеческого познания.

Философия скептицизма, вопрос восприятия мира человеком

В статье проводится анализ философии скептицизма в изложении различных мыслителей. Основное внимание уделяется гносеологическому вопросу. Также автор, проецируя скептический подход в трактовке философов на проблему отношения человека к различным явле...

Становление и развитие логики в контексте философских учений

В данной статье рассматриваются этапы становления логики в контексте развития философской мысли.

Социальное неравенство в философии Вольтера и Рене Генона

В статье осуществляется сравнительный анализ взглядов Вольтера и Рене Генона в вопросе социального неравенства, формулируется вывод об их взаимосвязи и значении в современное время.

Осмысление философии права И. Канта в поисках обновления правовой системы современных государств

В предлагаемой статье авторами рассматривается правовой аспект философского учения Иммануила Канта. Рассматривается связь между моралью и законом. Сделан акцент на тезисах международного права.

К вопросу о подходах к определению понятия «акме»

В статье освещены основные подходы к определению понятия «акме», его происхождение, связь с терминами самореализация, самопознание, самоактуализация.

Социализация: теоретические основы, понятие, сущность

В статье рассмотрены основные теории социализации таких ученых, как Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Ч. Кули, Дж. Мида, У. Томаса и Ф. Знанецкого, Э. Эриксона. Дано определение понятия социализации, раскрыты основные моменты сущности этого процесса.

Сознание — «интегральный момент психических процессов»

В статье предложен анализ классических и современных трудов по философии и афазиологии, рассмотрены вопросы взаимоотношения категорий «мышление», «сознание», «язык», «речь», освещена структура категории «сознание» и его источники.

Задать вопрос