Педагогика и школа в Западной Европе в XVII — XVIII вв.
Автор: Ткачёва Александра Васильевна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июль 2019)
Дата публикации: 05.07.2019
Статья просмотрена: 14697 раз
Библиографическое описание:
Ткачёва, А. В. Педагогика и школа в Западной Европе в XVII — XVIII вв. / А. В. Ткачёва. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 50-53. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/340/15231/ (дата обращения: 03.12.2024).
Статья посвящена видным педагогам и философам 18–19 вв., их новым взглядам и идеям в системе образования и воспитания ребенка, выраженных в фундаментальных трудах, которые мы можем применять и использовать в современном образовании.
Ключевые слова: школа, образование, обучение, воспитание, ребенок, учитель.
Ян Амос Коменский и его «Великая дидактика»
На рубеже 17 и 18 веков школьное дело и педагогика в Европе развивалась в условиях переломного периода для человечества. Постепенно начинают зарождаться новые культурно-религиозные ценности, тесно связанные с образованием и воспитанием. Значительно усилилась критика системы сословного образования, появляется огромное количество педагогических трактатов, в которых заложена одна из главных мыслей — это «свобода человеческой личности» по средствам новой образовательной системы.
К концу 17 века, под эгидой подобных идей, была сформирована целая плеяда блестящих мыслителей, которым удалось по кирпичикам, заложить прочный фундамент развития педагогической мысли как отдельной дисциплины.
Наиболее яркой личностью, того времени, принято считать педагогического мыслителя, Яна Амоса Коменского (1592–1570).
Ян Амос Коменский родился в Чехии в семье общины Чешских братьев. Образование получил в традиционной форме — окончил латинскую школу и университет. После чего занялся проповеднической политикой в общине и педагогической деятельностью. Одним из главных его трудов является
«Великая дидактика», так же принято считать, что именно с Каменского берет свое начало современная педагогика, ведь он один из первых кто попытался привести систему образования и воспитания в упорядоченную.
К одному из главных принципов в образовании Коменский относил природосообразность, суть данного принципа сводилась к тому, что было необходимо учитывать природные способности ученика — это был некий противовес схоластическим представлениям обучения, схоласты не считались с психикой ребенка, пологая что это глупости. Коменский, был убежден в том, что воспитание ребенка, должно быть основано на его природных дарованиях и ни как иначе [1, c.1–3].
Считая детей способными к знаниям, Коменский, хотел «научить всех всему». Он требовал всеобщего образования, не деля людей на бедных и богатых, на мальчиков и девочек, он хотел, чтобы возможность обучаться имели все, не зависимо от пола и положения в обществе. Исходя из своего принципа ему удалось вывести четыре периода развития человека:
1) детство (период от рождения и до 6 лет);
2) отрочество (от 6 до 12 лет);
3) юность (от 12 до 18 лет);
4) зрелость (от 18 до 24 лет).
Для каждой из данных ступеней развития Каменский разработал систему воспитания и образования, согласно возрастным особенностям обучающегося. Для тетей возрастом от периода рождения и до 6 лет, подразумевалась материнская школа, где мать играла главную роль в формировании у малышей воспитания. От 6 до 12 лет, предназначалась школа родного языка, само собой можно понять что тут обучение должно было протекать на родном языке, а подобные школы должны были быть открыты повсеместно, Каменский, впервые отступил от латиницы призвав всех учить на родном языке, это было его новаторство. Следующий период от 12 до 18 лет должен был протекать влатинской школе, где главными дисциплинами для изучения должны были стать латинский язык, диалектика и риторика. Для молодых людей в возрасте от 18 и до 24 лет, предназначалось стать учеными, для которых необходимо было открыть ряд академий.
Таким образом мы видим, что Каменскому удалось разработать свою школьную систему, которая опиралась на возрастные особенности ребенка, а так же обосновать необходимость ввода классно-урочной системы занятий, при котором учителю удается работать в классе не с одним, а с несколькими детьми, уроки необходимо было строить по расписанию, а прием в школу должен был осуществляться один раз в год. Учебный материал необходимо было составлять на каждый учебный год индивидуально.
Каменский, разработал и положил 9 главных правил в обучение, которые легли в основу его работы под названием «Великая дидактика».
1) «Всему, что должно знать, нужно обучать»
2) «Все, чему обучаешь, нужно преподносить учащемуся, как вещь, действительно существующую и приносящую пользу».
3) «Всему, чему обучаешь, нужно обучать прямо, а не окольными путями».
4) «Всему, чему обучаешь, нужно обучать так, как оно есть и происходит, т. е. путем изучения причинных связей».
5) «Все, что подлежит обучению, пусть сперва предлагается в общем виде, а затем по частям».
6) «Части вещи должно рассматривать все, даже менее значительные, не пропуская ни одной, принимая во внимание порядок, положение и связь, в которой они находятся с другими частями».
7) «Все нужно изучать последовательно, сосредотачивая внимание в каждый данный момент только на чем-либо одном».
8) «На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят».
9) «Различия между вещами должно передавать хорошо, чтобы понимание всего было отчетливым» [2, c.22–23].
Великий славянский педагог Ян Амос Коменский, поставив перед собой задачу обобщить все передовые методы воспитания и обучения, и реализовав их на практике, впервые разработал единую систему народного образования, при которой, оказав влияние на всю мировую педагогику его идеи актуальны и сегодня.
Педагогические идеи Джона Локка.
Джон Локк (1632 –1704) — является одним из выдающихся английских философов и педагогов, воспитывался в пуританской семье. Одним из основных его трудов посвященных педагогике является такая работа как «Мысли о воспитании». Д.Локк, видел в воспитании главный принцип — это необходимость заложить в ребенке образ джентльмена, который умеет серьезно подойти к делу и к собственному образованию. Джентльмен Д.Локка, должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание. Д.Локк много внимания уделял укреплению здоровья индивида, пологая, что «в здоровом теле живет здоровый дух», в связи с этим необходимо с детства закалять ребенка, таким образом подобная методика позволит в дальнейшем, при его светском обучении с легкостью справиться с нервами, усталостью и раздражительностью [3, c.458–461].
Одной из важных задач его воспитания, как уже было сказано ранее, являлось нравственная культура, которую было необходимо прививать с детства формируя в ребенке джентльмена, главным воспитательным средством при этом он считал положительный пример: «Примите за несомненную истину, что, какие бы наставления вы не давали ребенку и какими бы мудрыми советами не пичкали его ежедневно, наибольшее влияние на его поведение будет все-таки оказывать компания, в которой он находится, и образ действий тех, кто ходит за ним» [2, c.24].
В самой системе образования ребенка Д.Локк призывал к отказу от наказаний и поощрений в которых видел негативное влияние, при котором в первом случае ребенку может быть нанесена психологическая травма, а во втором случае, потворство в его лени, к чему Д.Локк относился очень негативно, ибо вся его система образования, строилась по принципу добывания знаний самим ребенком, так же он считал, что много знать не главное, главное правильно мыслить, обрабатывая и получая информацию от учителя.
Д.Локк предлагал достаточно обширную систему программ в обучении, выделяя в них главными такие дисциплины как: чтение, письмо, родной язык, французский и латынь, географию, геометрию, астрономию, бухгалтерию и даже танцы с верховой ездой он считал полезным. Стоит отметить, что такого рода система образования? конечно же в основном была ориентирована на высшею прослойку населения? ибо бедные слои себе такого позволить не могли, тем не менее Д.Локк предлагал создать благотворительные фонды школ для бедных детей, где они с трудом были вынуждены еле как окупать свое образование.
Таким образом мы видим, что педагогическая теория Д.Локка и его идеи четко определили характер воспитания его джентльмена в вопросе физического, нравственного и умственного воспитания.
Теория «свободного воспитания» Жан-Жака Руссо.
Жан-Жак Руссо (1712–1778) — является одним из выдающийся мыслителей и педагогов 18 столетия. Его теория естественного воспитания положило начало новым идеям в педагогике, которые и сейчас используются повсеместно. Его идеи строиться на том, что когда-то люди жили свободно и в гармонии с природой.
Ж.-Ж. Руссо, полагал, что главными силами, которые способны воздействовать на воспитание человека: являются среда, люди и окружающий мир.
К природе ребенка Ж.-Ж. Руссо относился очень трепетно, считая, что окружающий и падший мир, погрязший во всякого рода непотребствах, может его надломить или испортить. Необходимо огородить ребенка от всяческих столкновений с подобного рода средой.
Вместо традиционных форм и взглядов на воспитание Ж.-Ж. Руссо, предложил воспитывать ребенка в лоне природы и как можно дальше от общества, которое может испортить его чистое существо. Ж.-Ж. Руссо, утверждал, что учитель не в праве навязывать ребенку свои идеи, его главной задачей должен стать патронаж своего подопечного и раскрытие в нем его внутренних задатков, подобно Я. А. Коменскиму, Ж.-Ж. Руссо тоже придерживался взглядов природосообразности воспитания, но при этом считая, что оно должно строиться по принципу естественного хода развития природы ребенка. Свое естественное воспитание, он видел в полной свободе, которое базируется на четырех периодах жизни ребенка.
Первый период — от рождения и до 2 лет, до появления речи. В этот период под названием младенчество, ребенок как не когда нуждается в особом уходе и заботе, но при этом, ему необходимо дать полную свободу, ни каких привычек или режима, не стоит заковывать ребенка сразу в цепи, таким образом проявляя насилие.
Второй период — от 2 до 12 лет. В этом возрасте ребенок начинает свой поиск и осознание своей личности, здесь очень важно, чтобы ученик сам пытался добыть знания, а не ждал, когда ему преподнесут их в готовом виде.
Третий период — от 12 до 15 лет. Этот период один из важных, ибо тут закладывается фундамент умственного и трудового воспитания. Учитель, должен направить приобретенные знания своего ученика в правильное русло. Ж.-Ж. Руссо, абсолютно не признавал классно-урочную систему, считая, что ребенок может приобрести знания только через природу напрямую взаимодействуя с ней. Ж.-Ж. Руссо отвергал учебники, считая, что от них нет ни какой пользы, а истину ученик может приобрести лишь через свои собственные научные открытия: «Пусть он узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучивает науки, а выдумывает их. Если когда-нибудь вы замените в его уме рассуждения авторитетом, он не будет уже рассуждать; он станет лишь игрушкою чужого мнения» [4, с.137].
Четвертый период — от 15 лет до совершеннолетия. В этот период на первый план учителем, должны быть выдвинуты идеи нравственного воспитания своего ученика, путем непосредственного столкновения человека с горестями и печалями других, таким образом формируя в нем положительные качества.
Педагогические идеи Ж.-Ж. Руссо безусловно стоит считать одними из главных в истории педагогики, которые возымели на нее прогрессивное влияние, призывая к огромной любви к ребенку, считаясь с его потребностями и возрастными особенностями, являются и сейчас в современном обществе одними из главных критериев в обучении и воспитании.
Литература:
- Коменский Я. А. Великая дидактика, 1875. — 271с.
- Поздняков А. Н. История педагогики и образования за рубежом и в России: Учебное пособие. — Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. — 143с.
- Локк Дж. Мысли о воспитании Сочинения в трех томах: Т.3. — М.: Мысль, 1988. — 409–651с.
- Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 2 / Под ред. Г. Н. Джибладзе; Сост. А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1981. 336 с.
Похожие статьи
Особенности педагогической мысли в эпоху Возрождения
В работе будут обсуждаться основы педагогической мысли эпохи Возрождения, характеристика данного феномена, основные представители, вклад в развитие педагогической мысли. Влияние концепции гуманизма Возрождения на современную педагогику.
Мысли и размышления современного педагога
В статье автор делится размышлениями по вопросам современной педагогики. Описывает собственное видение некоторых, происходящих в современной школьной жизни детей, ситуаций. Анализирует функцию педагогики в учебном процессе.
Актуальность педагогических идей К. Д. Ушинского для современного образования
Данная статья посвящена значимости педагогических идей К. Д. Ушинского в современной системе образования. На примере заданий урока истории показывается, как направления педагога используются в образовательном процессе.
Проблема образования и личностного роста обучающихся в контексте педагогического опыта Вальдорфской школы
В данной статье будут представлены подходы к обучению и воспитанию детей в соответствии с принципами Штайнеровской школы. Приведена актуализация педагогических целей. Определены наиболее важные задачи современной школы. Также в статье затрагиваются в...
Идеи гуманной педагогики в трудах отечественных и зарубежных ученых
В статье рассматривается проблема гуманного воспитания детей. Описываются основные идеи гуманной педагогики и периоды её становления.
Фигура учителя как образец для подражания и формирования нравственных ценностей
В статье автор исследует вопрос о важности образа учителя для формирования общественной мысли и влияние на общество в Европе во времена классического средневековья.
Психологическая мысль в эпоху Возрождения (Италия, Испания, Англия)
В статье авторы рассматривают процесс изменения общепринятых взглядов на душу и психику человека в эпоху Возрождения в Европе
Концепции современного образования
В статье рассматриваются ключевые аспекты современной образовательной парадигмы, включая ее философские основы, сущность и преимущества. Автор акцентирует внимание на необходимости совершенствования образовательного процесса и методов обучения.
Образ учителя в школьной литературе и его актуальность в современном мире
Рассмотрены образы трех типов учителей, описанных в произведениях, изучаемых в школе на уроках литературы и влияние прочтенных литературных произведений на учебный процесс школьников.
Актуализация идей А. С. Макаренко в развитии личности
Статья посвящена рассмотрению актуальности идей А.Макаренко в развитии личности в современном контексте воспитания детей и их развития как полноценных членов общества. Соотношение методических разработок педагога с современными требованиями воспитате...
Похожие статьи
Особенности педагогической мысли в эпоху Возрождения
В работе будут обсуждаться основы педагогической мысли эпохи Возрождения, характеристика данного феномена, основные представители, вклад в развитие педагогической мысли. Влияние концепции гуманизма Возрождения на современную педагогику.
Мысли и размышления современного педагога
В статье автор делится размышлениями по вопросам современной педагогики. Описывает собственное видение некоторых, происходящих в современной школьной жизни детей, ситуаций. Анализирует функцию педагогики в учебном процессе.
Актуальность педагогических идей К. Д. Ушинского для современного образования
Данная статья посвящена значимости педагогических идей К. Д. Ушинского в современной системе образования. На примере заданий урока истории показывается, как направления педагога используются в образовательном процессе.
Проблема образования и личностного роста обучающихся в контексте педагогического опыта Вальдорфской школы
В данной статье будут представлены подходы к обучению и воспитанию детей в соответствии с принципами Штайнеровской школы. Приведена актуализация педагогических целей. Определены наиболее важные задачи современной школы. Также в статье затрагиваются в...
Идеи гуманной педагогики в трудах отечественных и зарубежных ученых
В статье рассматривается проблема гуманного воспитания детей. Описываются основные идеи гуманной педагогики и периоды её становления.
Фигура учителя как образец для подражания и формирования нравственных ценностей
В статье автор исследует вопрос о важности образа учителя для формирования общественной мысли и влияние на общество в Европе во времена классического средневековья.
Психологическая мысль в эпоху Возрождения (Италия, Испания, Англия)
В статье авторы рассматривают процесс изменения общепринятых взглядов на душу и психику человека в эпоху Возрождения в Европе
Концепции современного образования
В статье рассматриваются ключевые аспекты современной образовательной парадигмы, включая ее философские основы, сущность и преимущества. Автор акцентирует внимание на необходимости совершенствования образовательного процесса и методов обучения.
Образ учителя в школьной литературе и его актуальность в современном мире
Рассмотрены образы трех типов учителей, описанных в произведениях, изучаемых в школе на уроках литературы и влияние прочтенных литературных произведений на учебный процесс школьников.
Актуализация идей А. С. Макаренко в развитии личности
Статья посвящена рассмотрению актуальности идей А.Макаренко в развитии личности в современном контексте воспитания детей и их развития как полноценных членов общества. Соотношение методических разработок педагога с современными требованиями воспитате...