Философские и этические основы становления педагогической психологии
Автор: Жарова Дарья Викторовна
Рубрика: 2. История психологии
Опубликовано в
международная научная конференция «Психология в России и за рубежом» (Санкт-Петербург, октябрь 2011)
Статья просмотрена: 1352 раза
Библиографическое описание:
Жарова, Д. В. Философские и этические основы становления педагогической психологии / Д. В. Жарова. — Текст : непосредственный // Психология в России и за рубежом : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2011. — С. 11-15. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/32/1043/ (дата обращения: 16.12.2024).
В течение 19 столетий психология как область научного знания, подобно другим наукам, существовала и развивалась в недрах философии. Вместе с тем, следует отметить, что выделению психологии в особую самостоятельную отрасль научного исследования, способствовали идеи, развиваемые философами-сторонниками трактовки сознания как материального субстрата психики. Именно благодаря философам-материалистам, выдвинувшим положение, согласно которому психику необходимо изучать с опорой на естественнонаучные методы, психология смогла «отпочковаться» от философии и встать на самостоятельный путь развития. Б.Ф. Ломов писал в этой связи: «Известно, что психология как самостоятельная область науки начала формироваться позднее других (если не всех, то многих) фундаментальных наук. И этот факт не случаен. Он вполне закономерен. Ее формирование не могло начаться прежде, чем другие науки не достигли определенного уровня развития, т.е. прежде чем не была создана необходимая научная база, которая позволила бы вычленить собственно психологические проблемы и наметить пути их решения» [4, с.20].
К концу XIX столетия английская философия имела богатый опыт прошлых научных изысканий. Английская философская школа считалась одной из самых авторитетных, прогрессивных и влиятельных направлений в развитии Европейской науки, достаточно назвать имена Фрэнсиса Бэкона (1561-1626), Томаса Гоббса (1588-1679), Джона Локка (1632-1704), Джорджа Беркли (1685-1783), Дэвида Гартли (1705 - 1757), Томаса Рида (1710-1796), Дэвида Юма (1711-1776 г.), Дегальда Стюарт (1753-1828), Джеймса Милля (1773-1836), Джона Стюарта Милля (1806-1873), Джорджа Генри Льюиса (1817-1878), Герберта Спенсера (1820-1903).
Труды английского философа Дж. Беркли (1685-1783) характеризуются ярко выраженной психологической направленностью. В своей самой влиятельной работе – «Трактате о началах человеческого знания», опубликованной в 1710 г. и после переработки – в 1734 г., Дж. Беркли предпринял обширное исследование природы человеческого познания. Трактат Дж. Беркли относится к области психологической философии и характеризуется ориентацией на психологический аспект решения философских проблем [3, с.198]. Он превратил эпистемологию в отрасль психологии, и с тех пор эти два направления никогда совсем не расходились. Его теория восприятия формулировалась на языке экспериментальной науки и представляла собой модель для последующих исследователей. Трактат Дж. Беркли оказался плодотворным в той степени, в какой психологов интересовало восприятие, его детерминанты, отношение между предметами и их (вербальными) обозначениями. Исследования эпистемологии, к которым обращались все эмпирики, и поиск точек соприкосновения между теориями познания и теориями психологии, многое из того, что привнесли следующие за Дж. Беркли эмпирики, было лишь дополнением его взглядов и идей.
Близкие взглядам Дж. Беркли идеи развивал Д. Юм. По утверждению автора книги «Интеллектуальная история психологии» Дэниела Н. Робинсона (Daniel N.Robinson. An Intellectual History of Psychology) философию англоязычного мира двадцатого столетия с очень большой степенью достоверности можно назвать творением Д. Юма (1711-1776 г.) [8, с.223]. «Трактат о человеческой природе», опубликованный в 1739-1740 годах, мало замеченный в то время, оказал впоследствии революционное воздействие на мировые центры мысли. Свою задачу Д. Юм видел в создании такой науки о человеке, которая в конечном итоге должна включать или ограничивать все прочие науки. Весь трактат состоит из обсуждения трех основных тем: разумения, страсти, нравственности. Д. Юм отводил страстям центральное место в эпистемологии. Такие страсти, как гордость, любовь, смирение и ненависть связаны с идеями и ощущениями, вызванными теми объектами, по отношению к которым эти страсти испытываются. То есть соответствующие образы дают начало соответствующим страстям. Д. Юм описал список страстей в виде оппонентных пар и объяснил их появление как проистекающее из опыта, получаемого в течение всей жизни, и из внутреннего чувства симпатии. Подчеркивая врожденный характер чувств, Д. Юм пришел к выводу, что умственное развитие находится под влиянием страстей.
С психологической точки зрения особую ценность представляет идея Д. Юма о двух идеальных началах человека: "впечатления внешнего опыта" — приобретенные знания и опыт; "впечатления внутреннего опыта" — аффекты и страсти. Основой всего развития он считал внешний опыт, который передается посредством воспитания и взаимодействия субъектов окружающей действительности. Д. Юм заложил основы изучения познания, психики, поведения человека, что оказало значительное влияние на развитие педагогической психологии.
Сам Д. Юм, своим основным научным достижением, считал разработку философских проблем, результаты которых он обобщил и изложил в труде: «Исследования, касающиеся человеческого понимания" (Enquaries concerrning the Human Understanding). Эта итоговая работа Д. Юма вошла в золотой фонд общечеловеческой философской мысли.
Развитие психолого-педагогических идей нашло свое отражение в трудах выдающегося ученого, философа и врача Дэвида Гартли (Хартли) (1705 - 1757). Д. Гартли развил первую законченную систему ассоциативной психологии. В главном труде – «О человеке, его строении, его обязанностях и его упованиях» (1749) – Д. Гартли развил учение о психике как естественном начале. Он выделял 3 основных простейших элемента душевной жизни: ощущения (сенсации), идеации (идеи ощущений, т.е. повторение ощущений без предметов), простейший аффективный тон (аффекции) – удовольствие, неудовольствие. Д. Гартли объяснял психическую жизнь человека исходя из материальной основы ассоциации идей, опирающейся на теорию вибрации. Он считал, что в основе элементов и психологического механизма ассоциаций лежат вибрации, т.е. материальные физиологические процессы, возникающие в веществе нервов и мозга под влиянием внешних воздействий. Им соответствуют наши ощущения, на основе которых формируются идеи. Способность идей сохраняться, накапливаться и влиять на формирование последующих реакций на внешнюю среду делает организм обучающейся системой. Основа обучения - прежний опыт, понимаемый Д. Гартли как результат накопленных ассоциативных связей. Учение Д. Гартли позволило теоретически обосновать возможность обучения каждого человека с опорой на предшествующий опыт. Вслед за Дж. Локком, он пришёл к выводу о всемогуществе воспитания в формировании человека. Как врач, Д. Гартли указывал на необходимость физического воспитания детей.
Обращаясь к проблеме поведения человека, Д. Гартли в качестве движущей силы выделял аффекты и страсти. Он подчеркивал приобретенный характер аффектов и страстей, считая их продуктом воспитания.
Д. Гартли дал объяснение происхождению психических явлений: основой эмоций, воли, интеллекта, восприятия, памяти, воображения, являются, по мнению ученого, внешние впечатления, взаимодействие следов этих впечатлений. Д. Гартли стремился установить точные законы формирования психических процессов для управления поведением людей и, таким образом, усовершенствовать общество.
Авторы книги «История современной психологии» Шульц Д.П., Шульц С.Э. говорят о Д. Гартли как об основоположнике ассоциативной психологии, считая, что он не только пытался объяснить психологические процессы, руководствуясь механическими принципами, но и старался раскрыть лежащие в их основе физиологические процессы [4, с.61]. Для него с его медицинским опытом такая попытка была вполне естественной. Несмотря на механистичность, учение Д. Гартли было крупным шагом вперед на пути материалистического понимания психики; оно оказало влияние на этику, эстетику, логику, биологию. Труды Д. Гартли послужили сильным импульсом для развития педагогической психологии.
С.Л. Рубинштейн в книге «Основы общей психологии» Том 1 писал, что Д. Юм и Д. Гартли являются основоположниками ассоциативного направления, которое оказалось самым мощным течением, оформившейся в середине XIX века, психологической науки [3, с.67].
Большое влияние на становление общих методологических основ педагогической психологии оказала шотландская философская школа Томаса Рида (1710-1796) и Дегальда Стюарта (1753-1828). Как пишет А.Ф. Грязнов: «Шотландская философия здравого смысла, хотя и не явилась этапом в развитии мировой философии, тем не менее, представляла собой немаловажный «философский фон», на котором блистали классики европейской мысли» [64;6]. В отличие от Дж. Локка, шотландская философская школа полагала, что уже при рождении человек обладает определенным запасом понятий, с помощью которых он в состоянии разделить добро и зло. Т. Рид и Д. Стюарт ввели понятие «здравого смысла», которое они трактовали как часть обыденного сознания, накопленного веками повседневного опыта человечества [223;241]. Свое учение о сознании философская шотландская школа строила на данных принципа здравого смысла. Позднее Г. Спенсер, опираясь на концепцию шотландской школы, разработал и обосновал рациональный подход к обучению и воспитанию.
Серьезное влияние на развитие педагогической психологии Великобритании оказала работа Джеймса Милля «Анализ феномена человеческого ума», вышедшая в 1829 году. Ее автор вслед за представителями утилитаризма и И. Бентамом, утверждал, что человек живет, опираясь на два главных закона – избегание боли и получение удовольствия. Но наибольший интерес представляла не столько философская концепция Дж. Милля, сколько его попытка реализовать свою теорию воспитания и обучения в жизни. Исходя из того, что ум человека подобен часовому механизму, который необходимо постоянно «заводить», Дж. Милль поставил перед собой цель – воспитать гения на примере собственного сына. О том, как практически была реализована программа «выращивания» талантливого потомка можно узнать из автобиографии, написанной позднее самим «объектом исследования» Джоном Стюартом Миллем – младшим.
Жизнь ребенка была подчинена жесткому правилу – его ум должен был постоянно пополняться новым знанием: с 3 лет ребенок начал изучение греческого языка, с 7 лет отец обучал сына латинскому языку. Среди занятий, входящих в обязательный цикл были уроки стихосложения. Особое внимание уделялось самостоятельному изучению геометрии, алгебры, высшей математики. Важное место в системе воспитания и обучения отводилось чтению книг. До двенадцати лет ребенок прочел по-гречески «Илиаду» и «Одиссею Гомера», комедии Аристофана, был знаком с произведениями Аристотеля, Платона. Следует отметить, что у Дж.Ст. Милля не было игрушек и книг, «предназначенных для одной забавы» [2, с.10]. Период с трех до двенадцати лет Джон Стюарт Милль определил как первую ступень обучения. Второй период характеризуется большей самостоятельностью и изучением предметов философского плана. Одними из первых занятий в этот период было изучение логики и приемов ораторского искусства. С четырнадцати лет для Милля младшего наступает время активного формирования собственных взглядов и отношений, становление мировоззрения. В возрасте 18 лет Милль младший назвал себя «логической машиной», а в 21 год испытал тяжелейший эмоциональный кризис. Однако, все же, мечта отца, без сомнения, сбылась, он вырастил действительно талантливого ученого.
Джон Стюарт Милль известен как философ, социолог, психолог, логик и, в целом, как человек, безусловно, обладающий способностями в самых разных областях научного знания. Его несомненным вкладом в развитие проблем педагогической психологии была одна из глав системы логики, в которой Милль-младший предложил новую науку этиологию. Предметом этиологии Дж.Ст. Милля было изучение факторов, влияющих на развитие личности человека. Милль-младший подверг критике точку зрения своего отца, считавшего ум человека пассивным механизмом, нуждающимся в постоянном контроле со стороны воспитателя. По Миллю младшему, ум человека играет активную роль в процессе освоения новых знаний. Дж.Ст. Милль ввел понятие «ментальной химии», согласно которому соединение между собой качеств исходных частей предмета не является их простой механической суммой, а представляет иное качественное образование, получаемое в результате химического синтеза или реакции соединения. Концепция «ментальной химии» Дж.Ст. Милля оказала огромное влияние на дальнейшее развитие ассоциативной теории обучения.
Большой вклад в развитие методологических основ английской педагогической психологии внесли труды философа-позитивиста Д.Г. Льюиса. Последователь позитивной философии, Джордж Генри Льюис особое внимание уделял изучению Контовской философии, принимая в целом ее идею о естественнонаучных основах психологии, Д.Г. Льюис вместе с тем отстаивал в отличие от О. Конта, возможность применения в психологии метода самонаблюдения наряду с другими методами.
Серьезное влияние на формирование научных взглядов Д.Г. Льюиса оказала Спенсеровская эволюционная доктрина, которая стала, по его словам, стимулом, побудившим к работе. Д.Г. Льюис выступал против представления об организме как о сумме нескольких элементов: «Организм не сделан, не сложен; части его не приложены одна к другой, но дифференцированы» [11, с.115]. Д.Г. Льюис выделил две группы условий развития духа как одной из форм жизни: биостатику и психостатику. Наиболее важными законами биостатики он назвал закон соотносительного развития, закон приспособления и закон наследственности. Согласно первому закону, изменение одной части организма неизбежно влечет за собой изменение других, так как организм представляет собой единое взаимосвязанное целое. Второй закон объясняет механизм реагирования организма на раздражения из внешней среды. В последнем законе биостатики Д.Г. Льюис признал роль наследственного фактора в развитии личности, подвергая сомнению теорию «tabula rasa».
Движение – основа жизни организма, развивающегося из биоплазмы. Психоплазме, образующей психическую среду, также характерно изменение. Она, как и биоплазма, является продуктом двух факторов: внешнего (среды) и внутреннего (организма) или объективного и субъективного. Д.Г. Льюис писал, что «рост в физическом смысле есть опыт в психическом» [1, с.121]. Все формы сознания развиваются из чувств, основного материала психоплазмы. С физиологической точки зрения чувства представляют собой функционирование нервной системы. Д.Г. Льюис вслед за О. Контом и Г. Спенсером, отстаивал идею о естественнонаучных основах психологии. О связи психологии с физиологией писали многие его соотечественники. В Великобритании эта тема впервые зазвучала в сочинениях Кольриджа, научное обоснование физиологических основ психического дал современник Д.Г. Льюиса, А.Бэн. Позднее ее продолжили Ферриа, Бэстиан, Ч.С. Шеррингтон и другие. Достоинство работ Д.Г. Льюиса заключается в исследовании данной проблемы в эволюционном ключе.
Д.Г. Льюис не только поддержал и принял идею Г. Спенсера о роли социальных условий в изменении душевных явлений, но и значительно развил далее. «Я не знаю ни одного писателя, не исключая и самого Огюста Конта, который бы определенно признавал социальный фактор за психологический, видел бы его обширное влияние или наметил бы образ его действия», - писал Д.Г. Льюис [1, с.78]. Что же понимал автор под образом действия социального фактора с психологической точки зрения? Человек, по его мнению, является единицей социального организма, живущего, опираясь не только на собственный опыт, но и на опыт предшествующих поколений, который принимает форму мнения, правила и закона, предрассудка и суеверия. Д.Г. Льюис ввел понятие общего сознания, которое, в свою очередь, является фактом социального.
Д.Г. Льюис разделял понятие сознательного и бессознательного, считая их самыми трудными, но и самыми интересными явлениями в психологии. Область полусознания, по его мнению, гораздо обширнее области сознания. С целью объяснения сущности сознания, Д.Г. Льюис приводил пример физического явления «стоячих волн». Движение середины поверхности озера определяется наличием различных направлений течения волн, которые, в свою очередь, направляясь к берегу, возвращаются на прежнее место, и, встречаясь с другими волнами, образуют некоторую фигуру или стоячую волну. Новое течение, входящее в озеро, может изменить эту фигуру или оставить прежней. Аналогично, «в одном случае в сознании происходит заметная перемена, в другом – никакой» [1, с.152]. В основе бессознательного также лежит движение, считал Д.Г. Льюис, хотя природа этой «моторики» остается тайной. Д.Г. Льюис утверждал, что предметом психологии должно быть изучение чувствования (sentience), которые включают в себя как сознательное, так и бессознательное. Этот вывод ученого был крайне важен, он явился серьезным шагом вперед в развитии психологического знания того периода времени.
Самое последнее сочинение Д.Г. Льюиса «The Phisical Basis of Mind» появилось в печати за год до смерти автора в 1877 году в Лондоне. В России оно было переведено и опубликовано в Москве в 1880 году под названием «Изучение психологии, ее предмет, область и метод». Как заявлял Д.Г. Льюис, эта книга стала органичным продолжением «Вопросов о жизни и духе». В ней он вновь обратился к вопросам о предмете психологии, ее отношению к физиологии и другим проблемам. В результате работа изобиловала повторениями отчасти уже сказанного в предыдущем сочинении. Интерес представляет затронутая автором проблема духа и тела, одна из древнейших мировоззренческих проблем. Признавая неразрывную связь психологии с физиологией, Д.Г. Льюис, вместе с тем, видел качественное отличие физиологической природы нервной деятельности от психической, и подчеркивал недопустимость их полного отождествления. По мнению ученого, нельзя ставить знак равенства между духовным и физическим.
Психология охватывает отношение организма к социальной среде. Эту мысль ученый считал очень важной. Язык человека является совершенно особым продуктом социума, носителем опыта, накопленного рядом поколений. Под опытом Д.Г. Льюис понимал общественное сознание человечества, которое принимает различные формы: мнения, правила, законы, предрассудки, суеверия и другие. В исследовании диалектики общественного сознания, Д.Г. Льюис выходит на проблемы общефилософского плана. Это и проблема нравственного выбора между добром и злом, и проблема роли личности в истории, и проблема свободы воли, и другие. Традиционное деление психики на ум, чувство и волю Д.Г. Льюис расширил, рассматривая ее не через призму индивидуального, но коллективного сознания, в этом заключалась новизна, а, следовательно, большая научная ценность его исследования.
Значительное влияние на развитие психологической мысли оказала философия Герберта Спенсера (1820-1903), который продолжил дальнейшее развитие позитивизма (основателем английского позитивизма и системы «индуктивной логики» считается Д.С. Милль) и ассоцианизма. Ассоцианизм в XIX веке развивался под сильным влиянием естествознания, физики, химии и биологии, а также имел тесную связь с философией позитивизма. Важными представителями английского ассоцианизма, наряду с Г. Спенсером, являются Т. Браун и Дж. Ст.Милль.
Труды Г. Спенсера пользовались значительной популярностью в Великобритании во второй половине XIX века. Современный английский исследователь истории психологии, Томас Лихи считает, что «Принципы психологии» Г.Спенсера дают своему автору полное право считаться основателем психологии адаптации [7, с.185]. В своих философских идеях он обосновал эволюционные законы развития природы, общества и человека согласно законам естественного отбора. Назначение воспитания, по мнению английского ученого, заключается в устранении противоречия между личностью и обществом с целью формирования самостоятельной личности, готовой к практической жизни с учетом реальных внешних условий.
Идеи Г. Спенсера, связанные с пропагандой утилитарного, естественнонаучного образования, были созвучны общественным настроениям конца XIX века и оказали большое влияние на развитие педагогической психологии, особенно в Великобритании и США. Философ разрабатывал принципы научного подхода к проблемам воспитания и обучения, затрагивал вопросы о взаимоотношениях субъектов педагогического процесса, а именно, отвергая меры насильственного влияния, подчинения, жестокости, резкой критике подвергал любые виды наказания не только в школе, но и в семейном воспитании. Его теория воспитания носила гуманистический характер. Ученый придерживался мнения, что содержание и методика обучения и воспитания должны, главным образом, опираться на законы умственного развития ребенка, что преждевременное обучение, не соответствующее умственному развитию, пагубно скажется на здоровье школьника. В нашей стране идею о соответствии уровня умственного развития и обучения разрабатывал Л.С. Выготский, выделив понятие «зона ближайшего развития».
Идеи английских философов послужили ориентиром для многих молодых ученых того времени и оказали значительное влияние на дальнейшее развитие педагогической психологии.
- Литература:
Льюис Д.Г. Вопросы о жизни и духе. СПб., 1875.
Миньков В.А. Герберт Спенсер о роли физического воспитания в развитии ребенка. с. 117-120 // Перспектива 3. Межвузовский сборник научных трудов молодых ученых/ Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П.Гайдара. – Арзамас, АГПИ, 2003.
Робинсон Д. Н. Интеллектуальная история психологии. М., 2005.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. – М., 1989.
Шульц Д.П., Шульц С. Э. История современной психологии, СПб.: Евразия, 1998.
Hearnshaw L.S. A short History Of British Psychology 1840-1940. New York, 1964. P. 331
Leahey Th. Y. A History of Psychology: main currents in psychological thought. Englewood, 1980.
Robinson Daniel N.. An Intellectual History of Psychology. The University of Wisconsin Press, 1981.