Психологическая мысль в эпоху Возрождения (Италия, Испания, Англия) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №52 (447) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 31.12.2022

Статья просмотрена: 1393 раза

Библиографическое описание:

Щербатюк, Н. С. Психологическая мысль в эпоху Возрождения (Италия, Испания, Англия) / Н. С. Щербатюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 52 (447). — С. 349-351. — URL: https://moluch.ru/archive/447/98508/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье авторы рассматривают процесс изменения общепринятых взглядов на душу и психику человека в эпоху Возрождения в Европе

Ключевые слова : психология, душа, мышление, сознание, поведение, психика, эпоха Возрождения.

Эпоха Возрождения — это важный период в развитии и становлении психологической науки. Предметом психологии в это время становится сознание. Начинают проводиться психологические исследования способностей, эмоциональной сферы, познавательной — закладываются основы дифференциальной психологии. Так или иначе, зарождается естественно-научная парадигма исследования человека.

В Италии первым, кто попытался выступить против традиций церкви был Лоренцо Валла (1407–1457): он отстаивал идею того, что в начале всего лежит природа, а не Бог, а человек является частью природы, а из этого следует, что и его душа также проявление природы, а не надприродная сущность. [2]

С такой позицией определения души человека был согласен и другой мыслитель данной эпохи — Пьетро Помпонацци. Он считал, что душа — это земное и природное свойство человека, а психические явления — это результат работы нервной системы и мозга. Со смертью организма исчезают и все психические проявления. [4].

Помимо критических трактатов, против схоластических учений выступали в научно учебных заведениях, учения которых имели цель трансформировать взгляды на изучение не физической части человека. Одним из таких центров был создан в Неаполе мыслителем из Италии Б. Телезио (1508–1588). Он разработал собственную систему взглядов, опираясь на стоические принципы. В основе его мировоззрения лежало утверждение, что в основе сотворения мира лежит материя, а человек — есть результат развития природы, который, как и все живое, обладает психическим — духом. [3]

Одним, из известнейших ученых Возрождения, был Леонардо Да Винчи (1452–1519). Леонардо прославился не только талантом к живописи, но и своими работами в области анатомии. Именно в анатомии он считал можно найти разгадку человеческих страстей, чувств и поведения. Он подробно, для того времени, описал общий механизм работы зрения, и вывел схему рефлекса зрачков. Да Винчи был очень близок к открытию рефлекторного принципа. [6]

В Испании также развивались гуманистические взгляды на индивидуальную природу человека: Хуан Луи Вивес являлся представителем опытного познания (сенсуализма), экспериментального метода и наблюдения, отрицая схоластику. В исследовании души считал главным вопрос не определение её сущности, а наблюдение индуктивных проявлений.

Одним из основных способов изучения данных процессов он считал внутренний опыт и самонаблюдения. Им было выдвинуто несколько основных состояний эмоционального фона:

— степени интенсивности: сильная, легкая, средняя;

— длительность эмоциональных состояний;

качественное содержание состояний (положительные или отрицательные). [3]

В основе его психолого-педагогической концепции лежит принцип сенсуализма и взгляд на ассоциацию как фактор постепенного формирования личности. Вивес подчеркивает, что знание имеет смысл только тогда, когда оно применяется. Соответственно им намечаются пути усовершенствования памяти, приемы воспроизведения, правила мнемоники. Описательно-эмпирический подход (вместо традиционного схоластическо-умозрительного) характерен и для его трактовки эмоциональных и мыслительных процессов.

Учения Вивеса положили начало для появления в Европе эмпирической интроспективной ассоциации психологии. [3]

Другой мыслитель средневековой Испании, последователь Х. Л. Вивеса, — врач Хуан Уарте (1530–1592) также, отвергая схоластику, требовал применять в познании индуктивный метод, изложенный им в книге “Исследования способностей к наукам” [5]. Это была первая в истории психологии работа, в которой ставилась задача изучить индивидуальные различия между людьми с целью определения их пригодности к конкретным профессиям. Поэтому Х.Уарте можно считать зачинателем направления, названного в дальнейшем дифференциальной психологией. В своем исследовании он ставил четыре вопроса:

— какими качествами обладает та природа, которая делает человека способным к одной науке и не способным к другой;

— какие виды дарования имеются в человеческом роде;

— какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию, в частности;

— по каким признакам можно узнать соответствующее дарование

В Англии так же разделяли новые взгляды на понятии души. Так, материалистически ориентированный в своих научных взглядах английский ученый Т. Гоббс (1588–1679) полагал, что душа неотделима от тела и не является субстанцией особого рода, она вместе с приписываемыми ей качествами представляет собой так называемые призраки, или эпифеномены, не имеющие реального влияния на ход вещей или на движение материальных тел. Наука о душе должна, по его мнению, изучать душу не как целостную или самостоятельную сущность, а лишь отдельные свойства души, которые вполне объяснимы универсальными законами природы. [1]

В эпоху Возрождения предметом психологии выступает сознание. Впервые были проведены исследования способностей, изучение познания, эмоциональной сферы, аффектов. Широко использовался естественнонаучный подход к исследованиям психики. Были заложены основы дифференциальной психологии. Это связано и с появлением возможности полностью читать работы ученых того времени, и с возрождением интереса к изучению этапов познания, способностей человека, в том числе и способности строить объективную картину мира, осознавать его как целое.

Литература:

  1. Ждан, А. Н. История психологии: от Античности до наших времен / А. Н. Ждан. — 5-е изд. — Москва: Академический проект, 2004. — 244 c. — Текст: непосредственный.
  2. Лоренцо Валла Об истинном и ложном благе. О свободе воли / М. Наука 1989 / 474
  3. Немов Р. С. Психология / Немов Р. С. — 5-е изд. Кн. 1. Общие основы психологии. М.: Владос,2006.
  4. Помпонацци П. трактат «О бессмертии души» / Москва. Академия общественных наук 1990/ 312 с.
  5. Хуан Уарте Исследование способностей к наукам / М. Наука 1960 / 319с
  6. Якунин В. А. История психологии / Якунин В. А. — Москва 1998.
Основные термины (генерируются автоматически): эпоха Возрождения, дифференциальная психология, душ, взгляд, Европа, предмет психологии, эмоциональная сфера.


Похожие статьи

Особенности педагогической мысли в эпоху Возрождения

В работе будут обсуждаться основы педагогической мысли эпохи Возрождения, характеристика данного феномена, основные представители, вклад в развитие педагогической мысли. Влияние концепции гуманизма Возрождения на современную педагогику.

Педагогика и школа в Западной Европе в XVII — XVIII вв.

Статья посвящена видным педагогам и философам 18–19 вв., их новым взглядам и идеям в системе образования и воспитания ребенка, выраженных в фундаментальных трудах, которые мы можем применять и использовать в современном образовании.

Зарождение психологии как самостоятельной науки

В статье авторы пытаются рассмотреть и раскрыть путь становления психологии как самостоятельной науки.

Влияние классической немецкой философии на развитие психологии в XVIII–XIX веках

В статье представлен анализ развития классической немецкой философии. Обобщены труды представителей психологии в XVIII-XIX вв.

Развитие естествознания в Средние века и феномен алхимии

В статье автор исследует развитие естествознания в Средние века и анализирует феномен алхимии, акцентируя внимание на особенностях научного знания в этот период. Рассматриваются основные направления средневековой науки: физико-космологическое, оптика...

Влияние античных космологических концепций на современную науку

Статья посвящена исследованию влияния античных космологических концепций на современную науку, выявление концепций, которые внесли вклад в развитие изучения космоса, космогонии, изучение взаимозависимости человека и космоса, современное положение эти...

Генезис эстетики Ренессанса

Фигура учителя как образец для подражания и формирования нравственных ценностей

В статье автор исследует вопрос о важности образа учителя для формирования общественной мысли и влияние на общество в Европе во времена классического средневековья.

Теоретические и практические задачи педологии как науки

Статья посвящена анализу вопросов, изучаемых педологией — комплексной наукой о развитии ребенка. Автор анализирует работы Л. С. Выготского, взгляды ученого на методологические и методические аспекты педологии.

Мозг и психика. Проблема идеального

В статье рассматриваются ключевые моменты для раскрытия проблемы идеального: как воспринимается категория идеального для общества и личности; как наше сознание связано с ней; возможно ли ее отнести не только к идеализму, но и к материализму.

Похожие статьи

Особенности педагогической мысли в эпоху Возрождения

В работе будут обсуждаться основы педагогической мысли эпохи Возрождения, характеристика данного феномена, основные представители, вклад в развитие педагогической мысли. Влияние концепции гуманизма Возрождения на современную педагогику.

Педагогика и школа в Западной Европе в XVII — XVIII вв.

Статья посвящена видным педагогам и философам 18–19 вв., их новым взглядам и идеям в системе образования и воспитания ребенка, выраженных в фундаментальных трудах, которые мы можем применять и использовать в современном образовании.

Зарождение психологии как самостоятельной науки

В статье авторы пытаются рассмотреть и раскрыть путь становления психологии как самостоятельной науки.

Влияние классической немецкой философии на развитие психологии в XVIII–XIX веках

В статье представлен анализ развития классической немецкой философии. Обобщены труды представителей психологии в XVIII-XIX вв.

Развитие естествознания в Средние века и феномен алхимии

В статье автор исследует развитие естествознания в Средние века и анализирует феномен алхимии, акцентируя внимание на особенностях научного знания в этот период. Рассматриваются основные направления средневековой науки: физико-космологическое, оптика...

Влияние античных космологических концепций на современную науку

Статья посвящена исследованию влияния античных космологических концепций на современную науку, выявление концепций, которые внесли вклад в развитие изучения космоса, космогонии, изучение взаимозависимости человека и космоса, современное положение эти...

Генезис эстетики Ренессанса

Фигура учителя как образец для подражания и формирования нравственных ценностей

В статье автор исследует вопрос о важности образа учителя для формирования общественной мысли и влияние на общество в Европе во времена классического средневековья.

Теоретические и практические задачи педологии как науки

Статья посвящена анализу вопросов, изучаемых педологией — комплексной наукой о развитии ребенка. Автор анализирует работы Л. С. Выготского, взгляды ученого на методологические и методические аспекты педологии.

Мозг и психика. Проблема идеального

В статье рассматриваются ключевые моменты для раскрытия проблемы идеального: как воспринимается категория идеального для общества и личности; как наше сознание связано с ней; возможно ли ее отнести не только к идеализму, но и к материализму.

Задать вопрос